Soft skills : что это и зачем развивать у ребёнка? — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Soft skills : что это и зачем развивать у ребёнка?

2021-01-29 81
Soft skills : что это и зачем развивать у ребёнка? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Soft skills: что это и зачем развивать у ребёнка?

Вопрос: что такое soft skills?

Успех человека как специалиста в какой-то области зависит от 2-х типов навыков: hard skills и soft skills. По-русски: жесткие навыки и мягкие или гибкие навыки.

 

Hard skills – узко специализированные знания и умения. Их человек получает и развивает в колледже/вузе/на курсах/тренингах и использует в своей профессиональной деятельности. Например, умение пользоваться фотошопом для фотографа или дизайнера.

Soft skills – социальные, психологические, эмоциональные и другие навыки, которыми человек пользуется в решение разных проблем: бытовых, рабочих, межличностных. Определяют эффективность современного специалиста.

Гибкие навыки – набор социальных навыков, которые помогают человеку решать задачи в жизни: коммуникация, лидерство, работа в команде, умение слушать и договариваться, управление людьми, эмоциональный интеллект. Предлагать идеи, мыслить нестандартно, грамотно распределять время, управлять своим временем, планировать, достигать результаты, соблюдать сроки, быть инициативным, уметь ставить цели.

 

Точного перечня гибких навыков нет, проще считать ими все, что не связано с конкретной предметной сферой. Например, знать время года и дни недели - твёрдый навык, а умение задать правильный вопрос или играть в команде – мягкий.

Мягкие навыки нужны в жизни в целом.

 

База этой группы навыков формируется еще в раннем детстве и развивается в течение всей жизни.

 

Что говорят образовательные стандарты о гибких навыках:

ФГОС дополнительного образования требуют развивать ребёнка в детском саду сразу в нескольких сферах: физической, познавательной, социальной и других. Если внимательно посмотреть на навыки, которые нужно развивать в каждой сфере, то среди них окажутся и жёсткие, и гибкие. Например, интерес к учению и любопытство — это гибкие навыки.

Все «взрослые» гибкие навыки имеют свои эквиваленты на уровне детского возраста.

Педагоги должны обладать мягкими навыками, чтобы передавать его детям.                  

Тест для педагогов в гугл формах:  

необходимо проанализировать список навыков Soft Skills и выделить те, с которыми есть затруднения.

Как можно развивать Soft Skills?

Есть специализированные методики, позволяющие совершенствовать отдельное умение из списка навыков Soft Skills.

· Творческий потенциал можно развивать решением ТРИЗ-задач, головоломок, периодическим использованием неведущей руки, занятиями, связанными с искусством.

· Развитию мягких навыков целеполагания и принятия решений способствует овладение методиками СМАРТ, матрицы Эйзенхауэра, квадрата Декарта и т.п.

· Исследовательский потенциал прирастает при использовании на практике инструментов подобных матрицам БКГ, Ансоффа, SWOT-анализа.

· Существуют курсы, на которых помогают освоить гибкие навыки.

Также есть два неоценимых ресурса, позволяющих развивать Софт Скиллс не по отдельности, а комплексно. Это игры и создание собственных проектов.

Спортивные, деловые, социально-ролевые, интеллектуальные игры – великолепный полигон для развития Soft Skills.

Создание своего проекта обнажит все сильные и проблемные Soft-Skills человека и одновременно поможет их развить. В данном случае речь идет не о простом участии, а именно об организации собственного проекта с нуля.

Квадрат Декарта.

Лучший помощник в принятии решений – собственный разум. В особо стрессовых ситуациях не помешала бы формула, с помощью которой мы могли бы легко взвесить все плюсы и минусы рассматриваемого вопроса. И этой формулой может стать Квадрат Декарта – действенная техника, позволяющая получить наиболее эффективный результат и не ошибиться в выборе.

Благодаря ему вы не будете однобоко фокусироваться на положительной и отрицательной сторонах вопроса, а проанализируете все необходимые аспекты. При помощи данной техники принятия решений вы сможете взглянуть на проблемную ситуацию сразу с четырех разных точек зрения, не прибегая при этом к помощи других людей, способных повлиять на ваше мнение и на осознанность решения.

· Обязательно используйте бумагу и ручку! Проговаривание вопросов в уме не будет таким эффективным – скорее всего, вы забудете часть ответов, не получите наглядную, всеобъемлющую картинку и, как следствие, не получите и нужных результатов. Кроме того, наше подсознание частенько игнорирует частицу «не», что также приводит к ошибкам.

Что я получу, что я потеряю.

 

SMART для постановки цели.

 

Чтобы ваши цели были достигнуты, используйте технологию SMART. Она позволяет грамотно оценить возможности, барьеры и найти трамплин для роста.

Появились еще буквы:

E – может видоизменяться. Оцениваемая, эволюционирующая, экологичная, образовательная, этичная.

R – награждаемая, рецензируемая, пересмотренная, записанная.

Кружки и секции.

Ролевые игры. У дошкольников эмпатия развивается легче. Причём для этого достаточно ролевой игры. Некоторые педагоги считают, что даже в игре ребёнка необходимо учить эмпатии, например, показывать, как успокаивать мишку. Но согласно теории научения, если родитель или педагог сочувственно относятся к ребёнку, он потом отрабатывает тот же навык в игре, сначала с игрушками, затем со сверстниками, а позже переносит его в реальную жизнь.

Вызывать интерес. Любопытство сложно развить, если из-под палки гнать ребёнка на экскурсии и в библиотеки. Интерес нужно разжечь.

Создавать гибкую развивающую среду. Ребенку предлагают разные предметные зоны, в которых ребёнок занимается разными делами.

Развивать креативность

Это навык, который нужно и можно развивать. Это способность придумывать, генерировать идеи, вариативность мышления, свобода. Есть ещё термин «латеральное мышление». Его придумал Эдвард де Боно. Латеральное мышление — это умение нестандартно подходить к решению задач. РАЗВИВАЙТЕ У ДЕТЕЙ УМЕНИЕ МЫСЛИТЬ НЕ ПО ШАБЛОНУ, НЕ КАК ВСЕ.

Разрешайте   ребёнку свободно мыслить, высказывать мнение, обсуждать и обосновывать, быть индивидуальным.

Поддержка ребёнка. Будьте открыты, покажите свою заинтересованность. В решении каких-то жизненных задач покажите, как разделить проблему на части, подскажите, но предоставьте возможность решить всё самому. Относитесь к ребёнку серьёзно, спрашивайте его мнение, предоставляйте выбор.

Обязательно научите ребёнка себя занимать. Покажите, что одиночество — это не про страдания, а про то, чтобы подумать и поразмышлять. Предоставьте ему свободное время, к примеру, один час в неделю, попросите, чтобы он поиграл сам. Пусть учится самостоятельности и не страдает от этого.

Фразы и вопросы, которые помогут в общении с детьми:

ОШИБКА — ЭТО ТОЖЕ ШАГ ВПЕРЁД!

КАК СДЕЛАТЬ ЭТО ПО-ДРУГОМУ?

А ТЫ КАК ДУМАЕШЬ?

ОБОСНУЙ.

ДАВАЙ ВМЕСТЕ!

ПОРЕШАЕМ?

ТЫ МОЛОДЕЦ!

Коммуникативные навыки.

Игра «Археолог».

1. Составьте компанию малышу, пусть это будет ваша небольшая исследовательская группа, распределите роли. Он – главный археолог, вы выполняете его указания. Спросите его, с чего лучше начать и почему.

2. Попросите комментировать все действия, чтобы вам был понятен ход его мыслей.

3. Предложите пофантазировать, что вы древние люди, говорите на непонятном языке и вам нужно договориться о чем-то.

4. Вместе напишите письмо в прошлое древнему человеку (придумайте ему имя), пусть малыш расскажет, что изменилось в мире, задаст ему свои вопросы. Будет интересно, если спустя время вы подготовите ответ на это письмо и напишете его от имени древнего человека.

Навыки самоорганизации.

Игра «Инженер».

Глубокое погружение в игру обеспечивает всестороннее развитие и как простимулировать умение управлять своим временем.

1. Представьте, что вы работаете в инженерной лаборатории и вам поступило важное задание: воссоздать макет древней катапульты и разработать модель механической руки (задания набора).

2. Объясните, что сначала нужно составить план работы. Пусть ребенок выстроит последовательность действий.

3. Спрячьте какую-либо либо деталь. Когда малыш обнаружит нехватку, объясните, что важно выполнить задачу в срок, поэтому нужно найти альтернативу (например, вырезать из картона). Когда вы увидите, что ребенок без паники смог самостоятельно найти решение, можно вернуть деталь на место.

4. Спросите, что бы он предложил для усовершенствования модели древней катапульты. Объясните на этом примере, что инициативность улучшает конечный результат.

Мышление.

Игра «Учёный».

1. Представьте себя работниками секретной лаборатории.

2. Во время совместной сборки электрической цепи (задание набора) намеренно сделайте ошибку. Попросите ребенка найти и исправить неполадку.

3. Когда будете создавать электрического монстра (задание набора), предложите малышу дать ему имя и придумать его сверхсилу.

4. Скажите, что руководство лаборатории требует предоставить результаты опытов с полимерами. Попросите его записать или зарисовать последовательность действия, изменения, что получилось в итоге.

Управленческие навыки.

Игра «Врач».

Если результаты теста выявили, что лидерские компетенции пока проявляются слабо, то можете усилить их с помощью набора «Врач».

1. Вообразите, что вы работаете в отделении скорой помощи: ребенок – доктор, а вы – медсестра/медбрат. Объясните, что в каждой работе существует иерархия: руководитель распределяет задачи и контролирует исполнение, подчиненные выполняют поручения.

2. Вместе с малышом поставьте диагноз по рентгеновскому снимку, а потом подскажите, что обязательно нужно проверить его правильность, чтобы не было ошибки.

3. После наложения гипса (задание набора) попросите ребенка составить памятку аккуратного поведения, которая поможет избежать переломов.

4. Когда «доктор» поставит пломбу на слепок зубов (задание набора) и узнает о причинах появления кариеса, попросите его рассказать о них другому члену семьи. Пусть малыш устроит мини-лекцию и мастер-класс по правильной чистке зубов.

 

Для информации.

КАКИЕ НАВЫКИ РАЗВИВАТЬ.

Как и у взрослых, у детей самые важные навыки – коммуникативные, при этом нужно обратить внимание на лидерство и работу в группе.

 

Коммуникация. Ребёнок должен научиться общаться: представляться, знакомиться, договариваться вместе играть. Если нужно, просить помощи взрослых или сверстников, предлагать оказать ее самому. Объяснять, что именно нужно и зачем. Развивая коммуникативные навыки, ребёнок учится принимать разные точки зрения и аргументировать свою.

Лидерство. Это уверенность в себе и своих силах. Ребёнок учится брать ответственность за принятые решения и людей вокруг. Если никто не хочет играть, он сам предложит начать. Ребёнок может ощущать себя невидимым и ненастоящим, если постоянно будет ждать, пока кто-то организует игру за него и решит все проблемы. Дети должны ощущать себя полноценными людьми, которые умеют добиваться своего и принимать для этого верные решения.

Работа в группе. Умение работать и быть в группе с другими детьми помогает достигать больших целей, конкурировать и договариваться, развивает лидерство и коммуникацию. Работая в группе, ребёнок не боится принимать правила игры, выдерживать свою роль и получать от нее удовольствие.

 

Если ставить приоритетную задачу для родителей, то на сегодняшний день от них нужно время, внимание и любовь.

Для информации.

Риски. Грубость и невнимание со стороны родителей или воспитателей могут «закрыть» ребенка, а в школе он будет бояться задавать вопросы.

Чтобы ребёнок понимал свои потребности и мог их удовлетворить, родители должны правильно реагировать на эмоции и запросы ребёнка в детстве и своевременно давать правильную обратную связь.

Нужно верить в своего ребёнка, любить его и давать возможность жить, а не готовиться к жизни в будущем.

Чтобы вовремя увидеть трудности с развитием мягких навыков у ребёнка, смотрите за его поведением. Например, если ребёнок приходит в группу, но не может найти себе друга для игры за 5-10 минут, значит, у него трудности. Ребёнок может не здороваться, прятаться или долго стоять в сторонке и наблюдать за игрой других детей. Попробуйте с ним поговорить, выяснить причины такого поведения, обратитесь к детскому психологу.

Если взрослым трудно работать с ребёнком: от всего отказывается, задирает ребят, «перетягивает на себя одеяло», - и это не разовое явление, значит, трудности есть.

 

Примерные вопросы для рефлексии педагогов:

- Что оказалось самым ценным в материалах педагогического совета для вас?

- Будете ли использовать новые методы и приемы в образовательном процессе детей?

- Остались ли вопросы, на которые вы не получили ответов по проблеме педагогического совета?

Soft skills: что это и зачем развивать у ребёнка?


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.