Важный вопрос представляет квалификация взятки и коммерческого подкупа, сопряженные с вымогательством. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Важный вопрос представляет квалификация взятки и коммерческого подкупа, сопряженные с вымогательством.

2021-01-29 49
Важный вопрос представляет квалификация взятки и коммерческого подкупа, сопряженные с вымогательством. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Важный вопрос представляет квалификация взятки и коммерческого подкупа, сопряженные с вымогательством.

Вымогательство взятки налицо в тех случаях, когда должностное лицо требует взятку под угрозой совершения действий, нарушающих законные интересы взяткодателя или когда последний становится в такие условия, при которых он вынужден дать взятку для того, чтобы предотвратить либо прекратить нарушение его прав охраняемых интересов. Таким образом, вымогательство взятки осуществляется в одной из других форм: открытой и завуалированной. Первая форма предполагает непосредственное требование со стороны виновного дать взятку, которое подкрепляется открытой угрозой, используя служебные полномочия, нарушить законные интересы и права взяткодателя. При этом содержание угрозы включает как совершение незаконных действий в отношении потерпевшего, так и не совершение законных действий.

Подкуп, как и взятка (получение и дача ее), является умышленным преступлением, т.е. оба его участника понимают, что один передает, а другой получает незаконное вознаграждение за совершение служебных (должностных) действий, содержание умысла обоих участников определяется тем, что дача и получение подкупа (взятки) составы необходимого соучастия, одно без другого быть не может. Содержание умысла обоих участников определяется тем, что дача и получение подкупа (взятки), понимает, что вручаемое им вознаграждение является именно подкупом, а получающий подкуп управленец (должностное лицо) также осознает, что передающий понимает это. Если же гражданин полагает, что он оплачивает на законных основаниях какие-то услуги, то в его действиях нет признаков дачи подкупа.

Можно выделить еще несколько отличий подкупа от взятки. Уголовная ответственность за получение взятки должна наступать всегда, а за получение подкупа, когда вред причинен интересам исключительно коммерческой или иной организации, только при наличии ее заявления или согласия.

Подкуп есть только там, где он передан за конкретное действие бездействие), а взятка может передаваться также и за общее покровительство или попустительство по службе.

Итак, коммерческий подкуп и взятка - понятие схожие, отличаются преимущественно по субъекту и объекту, также имеются особенности объективной и субъективной стороны. Практика, накопленная при квалификации взятки, в полной мере может быть использована при квалификации коммерческого подкупа.

?14 Получение взятки: уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации

Субъект получения взятки

Субъект получения взятки - специальный. Субъектом получения взятки является должностное лицо, иностранное должностное лицо и должностное лицо публичной международной организации. Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (народные и присяжные заседатели и др.)Яни П. «Корысть как признак получения взятки» //Законность, 2010, N 2.

К представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями).

Под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия. Под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имениПостановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6 (ред. от 22.05.2012) "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе"..

Субъектом преступления, предусмотренного статьей 290 УК РФ, надлежит признавать, при наличии к тому оснований, и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом либо получило взятку за общее покровительство или попустительство по службе. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями. Не могут нести ответственность по 290 статье УК РФ работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные и технические обязанности, не относящиеся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям.

Критерием для отнесения работников государственных и муниципальных учреждений к категории должностных лиц как субъектов взяточничества является обладание правом совершать по службе юридически значимые действия, способные порождать, изменять или прекращать правовые отношения, т. е. действия организационно-распорядительного характера. Должностным лицом признается субъект, имеющий право выдавать от имени государственного органа или муниципального учреждения официальные документы, обладающие юридической силой, предоставляющие права или освобождающие от обязанностей, подтверждающие определенный юридический факт, т. е. это лицо, которое путем издания, утверждения, подписания документов в рамках своих полномочий организовывает, направляет, контролирует чужую деятельность, влияет на поведение других лиц, даже не подчиненных ему по службе. Такой подход к определению должностного лица позволяет привлекать к уголовной ответственности членов различных государственных и экзаменационных комиссий, преподавателей ВУЗов, нотариусов, врачей, выдающих листки нетрудоспособности, и др. Особенности расследования взяточничества:Учебное пособие /С. П. Кушниренко; Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ. -СПб.,2002.

Важный вопрос представляет квалификация взятки и коммерческого подкупа, сопряженные с вымогательством.

Вымогательство взятки налицо в тех случаях, когда должностное лицо требует взятку под угрозой совершения действий, нарушающих законные интересы взяткодателя или когда последний становится в такие условия, при которых он вынужден дать взятку для того, чтобы предотвратить либо прекратить нарушение его прав охраняемых интересов. Таким образом, вымогательство взятки осуществляется в одной из других форм: открытой и завуалированной. Первая форма предполагает непосредственное требование со стороны виновного дать взятку, которое подкрепляется открытой угрозой, используя служебные полномочия, нарушить законные интересы и права взяткодателя. При этом содержание угрозы включает как совершение незаконных действий в отношении потерпевшего, так и не совершение законных действий.

Подкуп, как и взятка (получение и дача ее), является умышленным преступлением, т.е. оба его участника понимают, что один передает, а другой получает незаконное вознаграждение за совершение служебных (должностных) действий, содержание умысла обоих участников определяется тем, что дача и получение подкупа (взятки) составы необходимого соучастия, одно без другого быть не может. Содержание умысла обоих участников определяется тем, что дача и получение подкупа (взятки), понимает, что вручаемое им вознаграждение является именно подкупом, а получающий подкуп управленец (должностное лицо) также осознает, что передающий понимает это. Если же гражданин полагает, что он оплачивает на законных основаниях какие-то услуги, то в его действиях нет признаков дачи подкупа.

Можно выделить еще несколько отличий подкупа от взятки. Уголовная ответственность за получение взятки должна наступать всегда, а за получение подкупа, когда вред причинен интересам исключительно коммерческой или иной организации, только при наличии ее заявления или согласия.

Подкуп есть только там, где он передан за конкретное действие бездействие), а взятка может передаваться также и за общее покровительство или попустительство по службе.

Итак, коммерческий подкуп и взятка - понятие схожие, отличаются преимущественно по субъекту и объекту, также имеются особенности объективной и субъективной стороны. Практика, накопленная при квалификации взятки, в полной мере может быть использована при квалификации коммерческого подкупа.

?14 Получение взятки: уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.