Аспекты исследовательской деятельности — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Аспекты исследовательской деятельности

2021-01-29 145
Аспекты исследовательской деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


1. Интеллектуально-исследовательский - требует от учащегося школы умения анализировать и сопоставлять, выделять основное, видеть проблему, ставить цель и задачи, иметь критический взгляд при изучении ранее существовавших исследований в выбранной области, анализировать их и сформулировать свое отношение к выделенной проблеме, предложить свой вариант ее решения.

2. Информационно-рецептивный - предполагает активное использование метода наблюдения, сбор и анализ теоретической базы по исследуемому вопросу, классификацию явлений и фактов, способность к интерпретации учебной информации и предоставление ее в обобщенном виде для широкого круга слушателей.

3. Продуктивный аспект – заключается в сборе и обработке информации, умении проводить эксперименты и опытные работы, защите полученного результата исследования, написании текста исследовательской работы, подготовке материалов к докладу на защите работы.

Для проведения исследовательской работы учеником должна быть выбрана и согласована с педагогом такая тема, которая соответствует его интеллектуальному уровню и исследовательской подготовке.

Направление исследования может быть любым: фантастическим, эмпирическим, теоретическим. Ученик должен быть заинтересован темой и стремиться к конечному результату. Результат исследования должен быть полезен.

Самым главным при проведении исследовательской работы является не научное открытие ребенка, а его умение правильно подбирать и структурировать информацию по теме, находить нестандартные способы решения существующей проблемы и доступно излагать все свои действия в описании работы.

Суть научно-исследовательской работы состоит в организации творческой и поисково-познавательной деятельности учащихся в учебное и внеурочное время. При самостоятельном проведении исследовательской работы или проекта учащиеся успешно усваивают учебный материал, применяют полученные знания на практике.

Проведение среди учеников школы исследовательских работ положительно влияет на межличностные отношения ученика и учителя, ученика и коллектива, коллектива и учителя, выстраивает между ними такую модель взаимоотношений, как сотрудничество.

Занятость проведением исследовательской работы обеспечивает развитие личности школьника с разных сторон, раскрывает имеющиеся в нем таланты, развивает навыки исследования и формирует круг научных интересов.

 

Типы исследовательских работ и проектов учащихся

Выделяют три основные типа исследовательских работ:


1. Теоретическое исследование. В ходе данного исследования не предполагается проведение эксперимента. Однако это не означает, что у вас должен получиться реферат. Вы выполняете изучение и описание определенной проблемы, явления, действия, факта, а итогом являются выводы, сделанные на основе анализа собранной информации (данных).

2. Экспериментальная работа. Основу вашей исследовательской работы составляет эксперимент. Необходимо помнить, что эксперимент предполагает не просто наблюдение, а наблюдение с изменяемыми условиями. Итогом являются выводы, сделанные на основе анализа полученных данных в ходе эксперимента.

Также имеют место экспериментальные работы, выполненные на основе эксперимента, уже описанного в науке и имеющего известный результат. Такие работы носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку результатов в зависимости от изменения исходных условий.

Выделяют три типа эксперимента:

· Естественный эксперимент. Наблюдение за объектом в домашних условиях или в естественных для объекта условиях.

· Лабораторный эксперимент. Это наиболее распространенный тип экспериментальной работы. Результатом являются полученные в эксперименте данные, которые размещают в виде таблиц, диаграмм, графиков и в дальнейшем анализируют, сравнивают и делают выводы.

· Вычислительный эксперимент. В связи с высоким развитием информационных технологий у школьников имеется возможность продемонстрировать свой уровень владения различными компьютерными программами. Вы можете написать программу, моделирующую какое-либо явление и провести исследование на основе этой программы. Иногда проводится исследование какой-либо зависимости с помощью математических приложений и готовых программ. Можно создать анимацию какого-то явления.

3. Теоретико-экспериментальная работа. Это наиболее высокий уровень проведенного исследования. Эксперименту предшествует теоретический расчет. Эксперимент должен подтвердить или опровергнуть полученные вами теоретические результаты. Может быть и наоборот. Сначала вы проводите эксперимент, а затем подтверждаете результаты теоретическим расчетом.

Виды исследовательских работ и проектов учащихся


Далее мы рассмотрим существующие виды исследовательских работ учащихся, которые также относятся к научно-исследовательским учебным работам.

В соответствии с методом и способом исследования, доминирующим в работе, можно выделить следующие виды исследовательских проектов учащихся:

1. Проблемно-реферативная работа (информационно-описательная) – аналитическое сопоставление данных различных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения.

Разновидностью проблемно-реферативных работ является сравнительная в которой проводится работа с источником, сравнение и вывод.

2. Аналитико-систематизирующая работа (натуралистическая-описательная) – наблюдение, фиксирование, анализ, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых объектов, процессов или явлений.

Одной из разновидностей аналитико-систематизирующей работы является натуралистическая описательная работа, направленная на наблюдение и качественное описание какого-либо явления или объекта. Может иметь элемент научной новизны.

Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности.

3. Проблемно-поисковая работа – осуществление поиска информации, опроса, интервью, сбора мнений, изучение архивных документов, СМИ, участие в экспедициях, анализ.

4. Диагностико-прогностическая работа – изучение, отслеживание, объяснение и прогноз качественных и количественных изменений изучаемых явлений, процессов или систем.

5. Изобретательско-рационализаторская работа – усовершенствование имеющихся и проектирование новых устройств, механизмов, приборов.

6. Экспериментально-исследовательская работа (опытно-экспериментальная работа) – проверка предположения о подтверждении или опровержении гипотезы экспериментально-опытным путем.

7. Проектно-исследовательская работа – формулировка проблемы и идеи, экспертиза, реализация реального проекта.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.