Конкурс «Калейдоскоп методических идей» — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Конкурс «Калейдоскоп методических идей»

2021-01-29 86
Конкурс «Калейдоскоп методических идей» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конкурс «Калейдоскоп методических идей»

Номинация «Обобщение педагогического опыта педагога»

Дидактические игры

Для развития фонематического слуха

На уроках

Обучения грамоте

Выполнила: Казарина Наталия Вячеславовна,

Учитель начальных классов

Ветлуга,2012 г.

Содержание

Введение                                                                                                                  3                                                                                                                                          Раздел 1

Роль фонематического слуха и восприятия в формировании речи ребёнка     6               

Фонематический слух и особенности его развития в начальной школе           10                    

Фонематический анализ                                                                                          12                                                  

Раздел 2

Анализ сформированности фонематического слуха первоклассников.            14              

Виды игр и упражнений на развитие фонематического слуха и восприятия 16             

Игры и упражнения на развитие артикуляции.                                               16                                                       

Игры на развитие фонематического анализа и синтеза                                   17

Игры на развитие слогового анализа и синтеза                                                24                                

Заключение                                                                                                           25

Литература                                                                                                            27

Приложение 1                                                                                                       28

Приложение 2                                                                                                       29

Приложение 3                                                                                                       31

Приложение 4                                                                                                       32

 

 

Введение

Прекрасен мир звуков!

Прекрасен потому, что жить в нем радостно и интересно. Стоит на мгновение закрыть уши, как сразу замолкнут все звуки, и обеднеет для нас мир.

Если ребёнок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, – то у него всё в порядке с физиологическим слухом.

А теперь у ребенка в руках маракас или бубен, и если он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни "Во поле береза стояла...",– у него восхитительный музыкальный слух.

Вот шестилетний дошкольник без ошибок раскладывает картинки в две стопки: в одну – с первым звуком [С],в другую – со звуком [3], – у ребенка сформированный фонематический слух. Это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.

Ребенок овладевает речью с помощью слуха. Сначала он учится понимать обращенную к нему речь, а потом начинает говорить сам. К трем годам, как правило, ребенок интенсивно набирает словарь, начинает говорить фразами. Одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение ребенка. Внимание, память, мышление - основы, на которых строится речь.

Родители всегда должны помнить: развитая речь — один из самых важных критериев готовности к школьному обучению. И чем раньше родители обратят внимание на развитие речи своего ребенка, тем успешнее будет проходить учебный процесс.

Ребенок начинает практически пользоваться родным языком с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С началом обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков. Звуки при письме обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — это формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.

 

 

О значении фонетических знаний и умений в обучении первоначальному чтению и письму за последнее столетие написано много и убедительно. Вспомним труды К. Д. Ушинского, который придавал принципиальное значение ознакомлению со звуковой стороной языка как основе обучения грамоте. Линию К. Д. Ушинского продолжили передовые дореволюционные и советские ученые-педагоги. Они затратили немало усилий в поисках оптимальных методик обучения чтению и первоначальному письму на звуковой основе. Особо отмечена деятельность одного из теоретиков учебной деятельности — Д. Б. Эльконина. Вслед за К. Д. Ушинским он ставил на первое место вопрос о развивающем потенциале той или иной методики обучения чтению и с этих позиций оценивал ее прагматический результат. Поскольку русское письмо звуко-буквенное (точнее, фонемно-буквенное), читающий оперирует в процессе чтения звуками. Отсюда требование: исходным пунктом в обучении чтению должна стать ориентировка в звуковой действительности языка.Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русском языке большое количество орфограмм связано с необходимостью соотнесения буквы с фонемой в слабой позиции.

Учащиеся должны «узнавать» фонемы («основные звуки») не только в сильных, но и слабых позициях, различать варианты звучания фонемы.

Правильность вычленения отдельного звука эффективнее всего контролируется, если работа ведется с полным словом.

Так как проблема развития фонематического слуха актуальна и по сей день, то поставлена следующая цель: разработать систему упражнений для развития фонематического слуха младших школьников.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

1. Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по звуковому анализу слова как средству развития фонематического слуха на уроках обучения грамоте в образовательной системе развивающего обучения.

2. Выделить приемы развития фонематического слуха, у младших школьников, используемые на уроках русского языка в развивающей системе обучения.

3.Систематизировать комплекс заданий и упражнений по развитию фонематического слуха.

Объектом  исследования является развитие фонематического слуха младших школьников.

Следовательно, предметом исследования будет организация системы работы в первом классе по формированию фонематического слуха школьников Теоретическая значимость работы позволяет уточнить знания по проблеме развития фонематического слуха младших школьников и выявить особенности работы над ними в системе обучения.

Практическая значимость заключается в выделении приемов развития фонематического слуха, подборе игр и заданий,используемых на уроках русского языка и обучения грамоте.

     

 

 

 

Раздел 1

Фонематический анализ

  Основными задачами обучения родному языку являются: формирование у детей навыков осознанного, выразительного чтения, навыков письма.

При обучении детей грамоте звуковым аналитико-синтаксическим методом первостепенная роль отводится углубленной и разносторонней работе над звуками.

Именно активная звуковая работа позволяет предупредить графические ошибки детей, связанные с пропуском и перестановкой букв. Кроме того, развитый фонематический слух – это основа для развития у детей орфографической зоркости.

   Важнейшей составной частью всей работы на уроках обучения грамоте является слого–звуковой анализ произносимых слов, который осуществляется с опорой на схемы, выступающие в качестве моделей этих схем. Схема – модель помогает наиболее ясно представить звуковую структуру слова. Работа по звуко-буквенному анализу слова – это основа обучения грамоте, так как звуко-буквенный анализ предполагает обозначение буквой слышимого звука, выделенного из звукового потока, строится на четком представлении ребенком звуковой структуры слова.

При проведении анализа схемы-модели помогают детям определить в произнесенном слове количество слогов, установить в слове ударение, выявить количество звуков в слогах и в слове в целом, выяснить характер связей между звуками, выделить, назвать и охарактеризовать изучаемый на данном уроке звук.

    Практика  применения звуковых моделей различна. Одни учителя на протяжении всего обучения грамоте используют схему, то есть предлагают первоклассникам проводить анализ слова, глядя на его модель, другие пользуются готовой схемой только на начальных этапах обучения, а потом переходят к коллективному и индивидуальному их составлению в ходе анализа звучащего слова. Использование этих схем благоприятно сказывается на формировании навыка первоначального чтения и письма, однако единого подхода  в этой работе нет.

     Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдениям над языком. Они наглядно показывают детям, что текст  делится на предложения, предложения – на слова, слова на слоги, а слоги состоят из звуков.

  Схематизация и моделирование    помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и в тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, развивает речемыслительную деятельность ребенка.

  При использовании схем предложений, где слова обозначаются полосками цветной бумаги, схемы слов, где звуки обозначаются квадратами разного цвета (гласные – красные, твердые согласные – синие, мягкие согласные – зеленые), меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть её элементы.

   Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия школьников.

  При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:

· знакомство с графическим способом представления информации;

· развитие умения дешифровки модели;

· формирование навыка самостоятельного моделирования.

   Овладеть фонематическим анализом – значит научиться определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, находить ударный слог и звук в словах, ориентироваться в слоговой структуре слова. Звуковой анализ является своеобразной основой, к которой присоединяется ознакомление и с характеристикой звуков, и с ударением, и со слоговой структурой. Умение анализировать слова формируется у детей благодаря многочисленным упражнениям, которым предшествует целенаправленная работа по развитию фонематического слуха, представлений по развитию элементарных форм фонем анализа, по усвоению понятий “звук”, “буква”, “слово”. Обучаясь этому, дети усваивают основные фонематические противопоставления, устанавливают смысло-различительные функции фонем. Данный вид анализа предполагает не только выделение и узнавание отдельного звука в слове, связывание его с буквой. Основное значение – ввести ребенка в звуковую систему языка, научить устанавливать отношения между звуками, составляющими слово.

 

Раздел 2

Упражнение «Спортсмен»

Спортсмен бежит по стадиону.

Рот закрыт. В течение 30 секунд язычок бежит по внутренней стороне губ по часовой стрелке, 30 секунд – против часовой стрелки.

Упражнение «Уколы»

Рот закрыт, язык колет внутренние стороны щек.

Упражнение «Гусенок»

Рот приоткрыт, язык двигается в быстром темпе вправо и влево.

Кроме отдельных упражнений на уроках можно проводить комплексные разминки (приложение 1).

Для улучшения артикуляции  используются  на уроках и чистоговорки и скороговорки ( приложение 2)

Данные виды упражнений можно проводить как на уроках обучения чтению, так и на уроках литературного слушания, как во время организационного момента, так и во время физминуток.

Разминка содержит комплекс упражнений для одновременной тренировки вестибулярного аппарата, общей координации движений, совершенствования артикуляционной моторики, а также дыхательные и голосовые упражнения для развития фонематического восприятия.

 Детям очень нравится выполнять эти упражнения, они создают положительный настрой на урок.

 

 

Выдели слово.

Учитель предлагает детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

Подумай, не торопись.

Учитель предлагает детям несколько заданий на сообразительность:

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)

- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.

- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук [Т] и т.д. Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

Шутки - минутки.

Ведущий читает детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её (приложение 4).

Звуки по кругу.

Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 - зеленых, 3 - синих.

В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые - для мягких звуков, синие - для твердых звуков). На коробках наклеены буквы: "н" - начало слова, "с" - середина слова, "к" - конец слова.

Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробочку.

Дети одобряют или корректируют услышанный вариант.

Начало, середина, конец.

(развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета). Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, "м" - и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части ("н" - начало слова, "с" - середина, "к" - конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками.

Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук "м": в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение

коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.

Эхо

Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия.

Играть можно вдвоем или большой группой.

Перед игрой взрослый обращается к детям: ”Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете:

”Эхо, привет!”, то и оно вам ответит: ”Эхо, привет!”, потому что всегда в

точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо”.

Затем назначают водящего — ”Эхо”, который и должен повторять то, что ему скажут.

Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, ”ау”, ”скорее”, ”бурелом”). Можно используйте в игре иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение (например, ”На11о, monkey!” — ”Привет, обезьянка!”), кроме того можно попробовать предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы (”Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало!”).

Живая азбука

Игра для развития звукового различения

Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы, названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.  

Починим испорченный телефон

Игра для развития фонематического слуха

Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”.

Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

Игра «Хлоп-топ»

Эта игра имеет множество вариантов и может использоваться при изучении практически любой темы на уроке русского языка.

Цель: развитие фонематического слуха, внимания, быстроты реакции.

  1. Учитель называет слова, предлагая ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит слово, начинающееся (заканчивающееся) на определенный звук.

2. Учитель называет слова, предлагая ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит слово со звуком К, и топнуть, если он услышит слово со звуком Г.

Упражнение лучше начинать в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.

3. Учитель произносит слоги, предлагая ребенку хлопнуть себя по коленкам, если он услышит слог ПА, и подпрыгнуть на двух ногах и мягко приземлиться, если он услышит слог БА.

    Игра «Какой звук чаще всего слышим?»

Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.

Учитель произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали. Например:

   У Сени и Сани в сетях сом с усами.

   Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

   Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.

Игра «Кто внимательный»

Учитель предлагает детям выложить перед собой две фишки: синюю, обозначающую твёрдый согласный звук, и зелёную, обозначающую мягкий согласный звук, а за ними те гласные, которые пишутся после этих звуков. Когда это задание выполнено, учитель предлагает детям закрыть глаза, а он в это время переставляет фишки местами. Ученики должны отгадать, что изменилось.

Кроме игр на уроке можно предусмотреть для ребенка с нарушениями письменной речи индивидуальные карточки с заданиями, способствующими развитию фонематического анализа и синтеза. Хорошо использовать карточки и для дифференцированного домашнего задания.

Задания на карточках могут быть следующими:

· вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ан, ут.а, лу.а и т.д.;

· подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка);

· выбрать из данных предложений слова с определенным количеством звуков.

 

 

Заключение

 

Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда.

Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознании, психологии, методике. Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами. Уровень грамотности учащихся средней школы — одна из острейших проблем народного образования, а ее решение должно начинаться с первых лет жизни ребенка. И для этого есть серьезные основания.

Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук ”а” в слове ”лампа”, то он должен ответить утвердительно.

Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова.

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре.

Предложенные мной игры имеют для эффективного формирования фонематического слуха и восприятия большее значение, чем чисто учебные занятия. Один из важнейших компонентов учебной деятельности – учебно-познавательная мотивация – у детей этого возраста особенно успешно формируется именно в интересной для них учебной игре.

Описанные мной игры – это не отдых и не развлечение, это серьёзная учебная работа.

Стихотворная форма словарного материала (веселые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах и так далее) благотворно влияют на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивая интерес к стихам, к поэзии, русской речи, языку.

Развивать детям фонематический слух и память, как важно правильно произносить каждый звук в слове, помогают скороговорки. Надо тренироваться в произношении звуков, заучивать скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом.

Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, учитель закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует и развитию голосового аппарата, темпа речи.

Неоценимую помощь учителю приносит тесное сотрудничество с учителем-логопедом и заинтересованность родителей в успешном обучении детей в школе.

Самое главное – не превращать игры в учебные занятия; пусть будет весело и интересно! Начинать с простого, постепенно переходя к более сложному; не перегружать ребенка и вовремя завершать игру. И тогда, помимо развития фонематического слуха, учитель поможет и в развитии внимания, например, а также памяти, воображения, инициативности и исполнительности.

 

 

Литература

 Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., Просвещение, 1981.

Варенцова Н.С. Колесникова Е.М. Развитие фонематического слуха

М.Ю.Гаврикова “Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками”, Волгоград: Издательство “Панорама”, 2006 г.

Горецкий В.Г.О возможных вариантах обучения грамоте. Начальная школа, 2000, №7, с.35-45.

Н.Ю.Григоренко “Гласные звуки и буквы”, Москва, 2003 г.

 Жедек П.С. Усвоение фонематического принципа письма и формирование орфографического действия. М., 1975.

Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников. Начальная школа, 2001, №11, с.41-46.

И.Л.Калинина “Учим детей читать и писать”, Москва, Издательство “Флинта”, 2001 г.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Хлоп-топ. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет», Москва,издательство «ГНОМ и Д», 2004 г.

Кулюкина Т.В.,Шестакова Н.А. Фонетической ошибке нет! Начальная школа, 2002, №4, с.45-50.

Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова “Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи”, Москва, творческий Цент “Сфера”, 2000 г.

Р.И.Лалаева, Л.В.Венидиктова “Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников”, Санкт-Петербург, Издательство “Союз”, 2001 г.

Е.А.Пожиленко “Волшебный мир звуков и слов”, Москва, Издательство “Владос”, 2001 г.

Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия М.,2001г.

 Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988, с.42–63.

Эльконин Д. Б. Как учить детей читать.— М., 1976.

Приложение 1

Комплекс 2.

1. Дыхательное упражнение «Ракета» (см.компл.1) только выдох выполняется со звуком О.

2. Чередование «Улыбки» и «Трубочки» в сопровождении соответствующих гласных звуков и движений рук.

3. «Качели» - движение языка вверх-вниз.

Кисти рук при этом также движутся вверх-вниз.

4. «Цоканье» языком.

5. Игра«Топ-хлоп». Услышав звук О – хлопнуть в ладоши, звук У - топнуть ногой.

Приложение  2

Чистоговорки

Бьют часы на башне Спасской:

Дин-дон, дин-дон.

А стенные – побыстрее:

Тики-таки, тики-таки.

А карманные – спешат:

Тики-тики-так, тики-тики-так.

 

Бубнит барабан,

Что побит барабан,

А труба трубит:

«Хорошо, что побит!»

 

Барашеньки крутороженьки

По лесам ходят,

По горам бродят.

 

От топота копыт

Пыль по полю летит.

– Расскажите про покупки.

– Про какие про покупки?

– Про покупки, про покупки,

Про покупочки мои.

 

Скороговорки

Звук (ш)

Слышен шорох в камышах,

От него шумит в ушах.

Сто бесстрашных лягушат

Цаплю шепотом страшат

 

Звук (ж)

Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и ежонком,

 Чиж с чижихой и чижонком,

 Стриж с стрижихой и стрижонком.

 

 

                                                          

Приложение 3.

Шутки-минутки

Хвост с узорами,

сапоги со шторами.

 

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин том.

 

За окошком зимний сад,

Там листочки в бочках спят.

 

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет мёд.

 

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

 

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

 

Божья коробка,

полети на небо,

Принеси мне хлеба.

 

Приложение 4

Ход урока.

I. Постановка темы и цели урока.

Сегодня к нам в гости прилетел филин. Он поможет нам познакомиться с новыми звуками и буквой.

II.Работа над новым материалом.

1.Выделение и характеристика звуков [ф], [ф’] после слого-звукового анализа слов «филин», «флажок».

2. Артикуляция при произношении звуков [ф], [ф’].

       3.Знакомство с буквой.

а) Рассматривание образца. Эти два звука [ф], [ф’].обозначаются буквой «эф»

Филин, в книжку залетев,

Притворился буквой «эф».

б) Физминутка игра «Хлоп-топ»

в) Игра «начало, середина, конец»

Разложите предметы в три коробки (флажок, филин,шарф,телефон, кофе)

г) Положите перед собой лист. Найдите букву «Ф» в тексте, который принес вам    филин. Игра «Ловля шпиона».

4. Письмо буквы «ф». Сейчас будем учиться писать строчную «ф».

 Из каких элементов состоит? (два полуовала, наклонная палочка).

 Показ написания «ф». Письмо по воздуху,, по точкам, под счет.

5. Чтение слогов.

6. Письмо слогов. Договаривание до слова.

7.Филин так торопился, что рассыпал слова. Помогите составить их. 

ФИ ЖОК ЛИН ФЛА

Запишите слова в пропись.

8. Анализ написания «Ф».

 Показ написания «Ф». Письмо «Ф» по воздуху,, по точкам, под счет.

9. Письмо слова Федя.

 Узнаем, как зовут мальчика:

фрукты, ель, дом, яблоко по первым буквам. (Федя)

Как пишутся имена людей? Какие слова пишутся с большой буквы?

10. Чтение текста стр. 120.

11. Работа с чистоговоркой

Федя забивает гол - замечательный футбол!

  III. Итог урока.

 

 

Конкурс «Калейдоскоп методических идей»


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.158 с.