Особенности географии сельского хозяйства, промышленного производства, транспорта — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности географии сельского хозяйства, промышленного производства, транспорта

2021-01-29 53
Особенности географии сельского хозяйства, промышленного производства, транспорта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Политика военного коммунизма (в первую очередь, продразвер­стка) обострила и без того напряженную социально-экономическую ситуацию в Сибири. Резко сократилось сельскохозяйствен­ное производство. Земледельцы, лишенные материальных стимулов к труду, сокра­щали производство, оставляя только самое необходимое для себя. Более 70% всех хозяйств в 1922 г. засевали до 4 десятин земли — ров­но столько, чтобы прокормиться самим и вместе с тем не быть обвиненными в стремлении стать кулаками. С этой же целью вы­резался скот. Если до Октябрьской революции на одно крестьянское хозяйство в Сибири приходилось в среднем четыре лошади, то в 1922 г. — менее трех.

Введение нэпа способствовало разрядке до предела напряжен­ной политической ситуации и создавало необходимые условия для экономического роста. Катастрофа сельскохозяйственного производства была постепенно преодолена. За шесть лет нэпа посевные площади в Сибири удвоились. Крестьяне стали жить значительно лучше.

В 1923–1925 гг. крестьяне Сибири получили дополнительно тех­ники на 24 млн рублей, а в 1926 г. им было продано сельскохозяй­ственных орудий больше, чем накануне Первой мировой войны. В 1924-1925 гг. Сибирь получила 183 трактора.

Возродилось знаменитое сибирское маслоделие. Сибирское мас­ло содержало очень мало соли (менее 2%) и воды (всего 12,5%), тогда как в лучшем в Европе датском масле воды было не менее 16%. Сотни энергичных крестьян создавали в деревнях индивидуальные и артельные маслобойные заводы, число которых к 1924 г. достигло 2704. Если в 1922 г. заготовки масла в крае составляли не­многим более 6 тыс. тонн, то в 1924 г. достигли 23, а в 1927 г. — 37 тонн. Сибирское масло широко экспортировалось.

Коллективизация нанесла тяжелейший удар сельскому хозяй­ству страны. Для сибирской деревни последствия коллективизации имели еще более разрушительный характер: вдвое сократи­лось поголовье крупного рогатого скота и валовой сбор зерновых культур. Прежние размеры по­головья не были восстановлены на протяжении ряда последующих десятилетий.

Медленно и трудно выходило сельское хозяйство из этого про­вала. Некоторое улучшение его состояния произошло во второй по­ловине 1930-х гг., чему способствовало усиление финансирования и поставки новой техники. Однако эта стабилизация была очень сла­бой. Максимальный урожай зерновых был в 1937 г. (затем началось снижение), но это было достигнуто главным образом в результате расширения площади посевов, которая за эти годы увеличилась на 151,2%. Такую возможность дало широкое применение тракторов. Урожайность же практически не росла, ведь тракторы не могли заменить усердия и предприимчивости крестьян.

При этом росла доля продукции, изымаемой государством у кол­хозов. Так, доля зерновых, сданных колхозами государству по обяза­тельным поставкам, выросла в Новосибирской области с 14,6% в 1937 г. до 24,2% в 1940 г.

Ведущее место в индустриальном развитии края в 1930-е гг. принадлежало угольной промышленности (прежде всего, в Кузбассе и Черемховском районе Иркутской обла­сти), металлургии (первенцем сибирской цветной металлургии стал Беловский цинковый завод) и электроэнергетике (в годы первой пятилетки развернулось строительство сразу нескольких мощных электростанций, работавших на угле – в Кемерово, ­Носибирске, Черемхове, Чите и др. городах).

Одновременно в Восточной Сибири были построены многочис­ленные рудники, шахты и прииски по добыче редких металлов и минералов (молибден и пр.). Всего в Сибири за 1931–1933 гг. было построено 19 золотоизвлекающих заводов. Сибирское золото исполь­зовалось не только для внутренних нужд, но и шло на экспорт, для оплаты закупок машин и оборудования за рубежом.

Главной стройкой Сибири и одной из самых знаменитых строек СССР в годы первой пятилетки явилось сооружение Кузнецкого металлургического комбината. Кузнецкий метал­лургический комбинат стал одним из крупнейших в мире: только один завод в Германии и несколько заводов в США имели домны, по мощности равные кузнецким.

Большое значение в период пер­вой пятилетки придавалось созданию машиностроительной про­мышленности. В Кемерове со­оружался механический завод, Киселевске — завод угольного ма­шиностроения, Анжеро-Судженске — металлообрабатывающий, Томске – дорожных машин, Новосибирске – горного оборудования и по производству комбайнов (Сибкомбайн), Красноярске — завод тяжелого машиностроения. В Иркутске на базе обозных ма­стерских в 1929 г. развернулось строительство крупнейшего в Восточной Сибири машиностроительного завода им. Куйбышева.

Важной особенностью второй пятилетки стало относительно бы­строе развитие легкой промышленности. Ресурсы, выделенные на эти цели, были несколько увеличены. В строй вступили десятки но­вых предприятий швейной, трикотажной, текстильной, кожевенно-обувной промышленности, среди них такие крупные, как меланжевый комбинат в Барнауле, трикотажная и обувная фабрики в Новосибир­ске, овчинно-шубный комбинат в Чите. Увеличилась валовая продукция мыловаренной и пищевой промышленности. Было закончено строительство завода сухого молока в Омской области, Кемеровского, Новокузнецкого, Прокопьевского, Новосибирского хлебозаводов. Вступили в строй несколько сахар­ных заводов, кондитерских и макаронных фабрик. Валовая продук­ция крупной пищевой промышленности за 1932–1937 гг. почти утро­илась,  промтовары в магазинах появились. Экспорт хлеба за границу сократился, т. к. основная масса оборудования и машин была заку­плена. Голод был преодолен. Жизнь людей несколько улучшилась. В течение 1935 г. постепенно отменялись карточки на продукты пи­тания и промтовары. Улучшение жизни народа в годы второй пятилетки до некоторой степени оказалось временным явлением.

С развертыванием третьей пятилетки, рассчитанной на 1938–1942 гг., ситуация вновь ухудши­лась. Третий пятилетний план носил яркий отпечаток милитариза­ции советской экономики, что объяснялось необходимостью повы­шения обороноспособности страны в связи с возможной фашистской агрессией. В восточных районах страны разворачивалось строительство заводов-дублеров, а многие уже построенные заводы передавались оборонно-промышленным ве­домствам. Завод горного оборудования в Новосибирске был рекон­струирован в авиационный завод им. В. Чкалова. И т.п.

В канун и в начале первой пятилетки железные дороги Сибири работали неудовлетворительно. Сказывалась нехватка средств, сла­бость паровозного и вагонного парков, недостаточное количество квалифицированной рабочей силы. Быстрое развитие всех отраслей народного хозяйства Сибири требовало резкого улучшения работы транспорта.

В годы первой пятилетки были построены новые железнодорож­ные линии: Кузнецк — Мундыбаш, Новокузнецк — Кольчугино, окончено строительство первой линии окончено строительство первой линии окончено строительство первой линии ­вершены земляные работы на лесовозной линии Томск — Асино. Важнейшей стройкой первой пятилетки явилось завершение строи­тельства Туркестано-Сибирской магистрали. Турксиб соединил Среднюю Азию и Сибирь. Большие работы выполнялись на строя­щихся линиях Кемерово — Барзас и Рубцовка — Риддер, уклады­вались вторые пути на участках Усяты — Кузнецк, Усяты — По­лысаево, Петропавловск — Куломзино. Вошли в строй новые железнодорожные мосты через Иртыш у Омска и через Обь у Ново­сибирска. Коренным образом перестраивались старые и строились новые железнодорожные станции: Кузнецк, Инская и другие.

В годы второй пятилетки стали действовать новые железнодо­рожные линии: Сталинск — Мундыбаш, Инская — Сокур и др.

Значительно изменились перевозки и грузооборот железных до­рог. Увеличилось количество промышленных грузов, росли грузопо­токи в восточном направлении, повысился удельный вес дорог Урала и Сибири в общем грузообороте страны. Но в целом железнодорож­ный транспорт отставал от темпов развития других отраслей эконо­мики Сибири.

При недостаточно развитой железнодорожной сети Сибири большое значение в перевозках грузов имели водные пути. Развер­нулись реконструкция речного флота, строительство пристаней, причалов и ремонтных баз. Увеличились мощность и тоннаж фло­та. Грузооборот Енисейского и Восточно-Сибирского пароходства возрос в 4,5 раза, а по Западно-Сибирскому управлению речного флота — более чем вдвое.

годы первой пятилетки большое внимание уделялось развитию морского транспорта. Число судов Совторгфлота на Число судов Совторгфлота на Число судов Совторгфлота на ­ной линии выросло в 2,5 раза, а их грузоподъемность — в 3,3 раза. Перевозки грузов в 1931 г. по сравнению с 1928 г. увеличились поч­ти в 3 раза.

Важное значение имело освоение Северного морского пути. В 1935 г. четыре парохода  из Ленинграда и Владивостока — совершили первые грузовые сквозные рейсы. С этого времени арктические навигации стали осуществляться ежегодно. Сооружались новые порты и судоверфи. На Енисейском Севере строился арктиче­ский порт порт Диксон. На побережье моря Лаптевых порт Тикси. Чрезвычайно выгодное географическое положение Тикси сделало его одним из главных рейдовых портов Арктики.

Развивался автодорожный транспорт: росли парк автомашин, сеть шоссейных и грунтовых дорог, перевозка грузов. Из 348 тыс. км автогужевых дорог, построенных и реконструирован­ных в стране в годы второй пятилетки, более двух третей приходи­лось на Сибирь.

В годы первой пятилетки в Сибири развивался воздушный транс­порт. Регулярное воздушное сообщение было установлено между отдельными городами Сибири и Москвой. Несмотря на нехватку са­молетов, оборудованных аэродромов и посадочных площадок, авиа­транспорт Сибири рос. Самолеты стали использоваться не только для перевозок пассажиров и грузов, но и для других отраслей на­родного хозяйства: аэротаксации лесов, аэросева, борьбы с вредите­лями сельского хозяйства и т. д.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.