Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2021-01-29 | 104 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Обратимся теперь к рынку труда. Что говорят работодатели и выпускники о содержании подготовкивыпускников педагогических специальностей.
О том, каких личностных и профессиональных качеств не хватает сегодня учителю для успешного осуществления профессиональной деятельности, показывают проведенные социологические исследования.
Рассмотрим исследования, посвященные анализу потребностей работодателей.
По данным сравнительного анализа результатов мониторинга требований работодателей – руководителей образовательных учреждений – к качеству подготовки молодых специалистов и мониторинга удовлетворенности выпускников педагогических специальностей качеством своей профессиональной подготовки, проведенногона базе Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ), для успешной профессиональной деятельности нынешним молодым педагогам не хватает навыков в следующих видах работ (График 2. по частоте упоминания):
· Планирование образовательной деятельности;
· Ведение документации;
· Владение современными компьютерными технологиями;
· Правовое сопровождение образовательной деятельности [21].
График 2. Навыки, слабо сформированные у молодых учителей
Результаты социологического опроса «Школьное образование в Москве глазами участников образовательного процесса», проведенного Институтом гуманитарного развития мегаполиса совместно с Левада –Центр в 2012 году, показывают, что в настоящее время наиболее актуальны запросы не на профессиональные качества учителя, а на коммуникативные навыки, умение создавать комфортные условия пребывания в школе. Так, лидирующие позиций в перечне желаемых качеств у учителя занимают: умение создать комфортную обстановку (38,6 %), умение заинтересовать (36, 4 %), индивидуальный подход (33,2 %).(График 3)
|
График 3. Требования к учителю. Дефицит желаемых качеств.
(по материалам доклада Авраамовой Е.М. «Школьное образование в Москве глазами директоров школ, учителей и родителей» в рамках Семинара "Актуальные исследования и разработки в области образования" ИРО ВШЭ)
И.И. Соколова, подводя итоги социально-педагогического исследования, организованного институтом педагогического образования и образования взрослых РАО, отмечает, что молодые преподаватели в начале профессионального пути испытывают недостаток следующих знаний [35]:
Как отмечает И.И. Соколова, «Психологические знания сегодняшнего учителя явно недостаточны. Если в работе с детьми их еще как-то хватает, то работать с родителями большинство учителей не умеет. Эта сторона деятельности учителя совершенно не разработана по крайней мере в практическом плане» [35].
Необходимость формирования профессиональных компетенций будущих педагогов на основе потребностей рынка труда не только подчеркивается в программных документах, но и подтверждается результатами опроса работодателей.
Так, изучая проблему формирования компетенцийна основе запросов работодателей и проведя маркетинговое исследование среди 24 образовательных учреждений Восточного управленческого округа Свердловской области, Е.Н. Кочнова выявила востребованность профессиональных компетенций «…связанных с владением разными технологиями организации образовательного процесса, обеспечивающими метапредметные и личностные учебные достижения обучающихся, организацию обучения детей с особыми образовательными потребностями (процент выбора варьируется от 61,5 до 100), что говорит о недостаточной эффективности формирования профессиональных компетенций будущих педагогов».[18]
|
Инструментом профессиональной подготовки учителей в рамках образовательного процесса колледжа является образовательная программа. Отношение работодателей к содержанию образовательных программ,несомненно является важным и необходимым при ее разработке. Однако, анализ социологических исследований по данной тематике показал, что таких работ не много.
Так, в рамках мониторинга востребованности бакалавров в образовательных учреждениях столицы, проведенным Московским гуманитарным педагогическим институтом, было проведено анкетирование 788 руководителей образовательных учреждений из 9 округов[10].
В одном из блоков мониторинга руководителям было предложено поучаствовать в обсуждении образовательных программ педагогических вузов с целью повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов.
Так, 36% всех опрошенных работодателей предложили внести в учебные планы подготовки педагогов дополнительные дисциплины, а 9% согласились войти в рабочую группу, которая позволяла бы осуществлять обратную связь и привлекать работодателей к процессу подготовки учителей. Среди названных работодателями дисциплин лидируют те, которые так или иначе связаны с общением в коллективе (15%): этика и культура делового общения, деловой этикет, конфликтология. Многие работодатели отмечают низкую общую культуру молодых специалистов, и в первую очередь культуру коммуникативную. Преодолеть это затруднение можно, включив в учебный план подготовки бакалавров комплексную программу мероприятий по адаптации выпускников к рынку труда. Следующая по значимости группа (14%) - бизнес-дисциплины (экономика, менеджмент и маркетинг). Директора ожидают от своих работников компетентности в управлении и экономической грамотности.
Равное количество респондентов (по 13%) предлагают уделить повышенное внимание дополнительным дисциплинам психологического цикла и спецкурсам, отражающим наиболее актуальные направления учебной деятельности. При этом работодатели предлагают усилить подготовку бакалавров в области возрастной и практической психологии, которые и так входят в учебный план, и ввести отдельный курс психологической адаптации молодого специалиста на рабочем месте. Самыми актуальными направлениями учебной деятельности работодатели считают технологии работы по новым ФГОС, дифференцированный подход к обучению, проектную деятельность и компетентностный подход.
|
Замыкают рейтинг правовые дисциплины, дисциплины, связанные с информационно-коммуникационными технологиями и связанные с информационно-коммуникационными технологиями (по 10%). Среди предложенных правовых дисциплин преобладают те, которые связаны с образовательным правом и нормативно-правовой базой современной системы образования. Важнейшими аспектами внеурочной деятельности работодатели считают работу классного руководителя, подготовку родительских собраний и дополнительное образование.
Обобщенный график выглядит следующим образом:
График 1. Дисциплины, которые необходимо включить в образовательный процесс (по мнению работодателей).
Международное исследования TEDS-M, проведенное среди студентов последнего курса образовательных учреждений профессионального образования, присваивающих квалификацию учитель начальных классов и учитель математики, выявило недостаточный уровень следующих навыков:
· организации индивидуальной работы учащихся с учетом их интересов и способностей;
· соотнесения трудности учебного материала с особенностями контингента учащихся и моделирования заданий разной трудности;
· диагностикиучебных достижений, выявления типичных ошибок и определения направлений коррекционной работы.
Сами студенты считают недостаточной свою подготовку в следующих областях: использование ИКТ, работа с трудными и немотивированными учащимися, работа в тесном контакте с другими преподавателями». [16]
Исследование подтвердило академичность и фундаментальность профессиональной подготовки российских учителей. Однако в настоящее время произошла смена парадигмы образования, которая в современных условиях акцентирует внимание на формировании способности применять знания для решения различных проблем. При этом необходимо не потерять традиционно сильную сторону нашего образования, которая заключается в формировании научных знаний.
Исследование TEDS-M показало, почему российские школьники показывают невысокие результаты в международных исследованиях образовательных достижений при решении задач, описывающих реальные жизненные ситуации и требующих применения знаний для решения практических проблем. Такие задачи вызывают затруднение и у самих учителей.
|
Кроме того, результаты будущих учителей начальной школы по математике выше, чем их результаты по методике преподавания математики.
Обобщая результаты проведенных исследований можно сказать, что молодые учителя и работодатели (директора школ) выделяют следующую совокупность компетенций, востребованных на современном этапе:
· умение взаимодействовать с коллегами;
· готовность и способность к саморазвитию, самосовершенствованию
· владение современными образовательными технологиями, в том числе ИКТ
· компетентность в области работы в разными категориями детей (как с одаренным учащимися, так и с учащимися, имеющими проблемы в развитии)
· компетентность в области оценивания, диагностики мониторинга учебных достижений.
· адаптация к меняющимся условиям деятельности
· управленческая культура
1.4Содержание подготовки учителя начальных классов в нормативных документах
Рассмотрим нормативные документы, отражающие компетенции, необходимые для ведения профессиональной деятельности в области начального образования.
Подготовка учителей начальных классов в системе среднего профессионального образования осуществляется в соответствии с ФГОС СПО по специальности Преподавание в начальных классах, который предоставляет достаточно свобод образовательному учреждению в разработке содержания образовательных программ, в том числе формулировке новых компетенций.В ФГОС СПО сформулированы компетенции общие и профессиональные, необходимые выпускнику для профессиональной деятельности. Но позволит ли подготовка только в соответствии с ФГОС подготовить специалиста, востребованного на рынке труда?
Требования к учителю отражены в разных нормативных документах.
В действующих квалификационных характеристиках сформулированы следующие требования к компетенции учителя [Врезка 1].
Врезка1. Выдержки из квалификационной характеристики учителя · Информационная компетентность учителя (ИКТ-компетентность) · Правовая компетентность учителя · Социально-коммуникативная компетентность учителя · Методическая компетентность учителя · Повышение квалификации педагога · Знание дидактики |
Данные требования представляют собой скорее общие направления работы учителя в процессе осуществления профессиональной деятельности, т.е. требования, без которых в принципе нельзя осуществлять педагогическую деятельность.
|
Для разработки содержания подготовки учителей образовательное учреждение должно четко понимать запросы рынка труда, ожидания выпускников. Квалификационные характеристики не отражают требования современных тенденций развития образовательной системы России. К тому же они являются обобщенными для всех категорий учителей.
На подготовку специалистов оказывают влияние ряд факторов: доступность педагогического образования для молодежи с низкой академической успеваемостью приводит к снижению качества педагогического образования; информатизация образования и жизни общества в целом накладывает дополнительные требования к подготовке; функционирование школ в новых экономических условиях; внедрение систем Е-learning; становление нового культурного типа личности: активной, компетентной, конкурентоспособной, мобильной.
В связи с этим, в настоящее время разрабатывается профессиональный стандарт педагога, в котором будут прописаны требования к педагогу, в том числе, с учетом специфики работы в начальной школе[Врезка 5].
Кроме того, разрабатываемый в настоящее время профессиональный стандарт педагога предусматривает наличие новых компетенций, не включенных в Федеральный государственный образовательный стандарт квалификационные характеристики учителя [Врезка 2].
Обусловлено это рядом причин. И.И. Соколова, анализируя результаты социально-педагогического исследования, проведенного РАОи ссылаясь на доклад Д.И. Фельдштейна (апрель 2010, исследования РАО) отмечает произошедшие в последние годы изменения детей в социальном, психологическом и физиологическом аспектах, которые влекут за собой изменения в сфере начального образования:
· Понизилась креативность, энергичность мышления, волевые качества;
· Вырос эмоциональный дискомфорт, наблюдается неразвитость внутреннего плана действий, неразвитость тонкой моторики руки,
· Наблюдается рост психических заболеваний детей;
· 25 % младших школьников можно отнести к группе социально некомпетентных детей;
· Появилась потребность экранной стимуляции познавательных процессов и деятельности вообще, дети стали хуже понимать тексты;
·
Врезка2. Выдержки из Проекта профессионального стандарта учителя Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями: · Работа с одаренными учащимися. · Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования. · Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным. · Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии. · Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении. · Знание дидактики |
Таким образом, подтверждается необходимость формирования новых профессиональных компетенций.
Обширный перечень компетенций, отраженных в профессиональном стандарте педагога, представляет требования к воспитательной работе учителя. В соответствии с определенными в ФГОС видами профессиональной деятельности можно распределить компетенции по этим видам: Организация внеурочной деятельностии общения младших школьников [Врезка 3]и Классное руководство[Врезка 4].
Междисциплинарные курсы по основам организации внеурочной работы по предмету направлены на изучение содержания и особенностей реализации методов и форм внеурочной работы, контроля результатов, связанных со спецификой предметных областей и слабо отражают воспитательную компоненту, предусматривающую роль внеурочной деятельности в воспитании личности ребенка
Врезка 3
В профессиональном стандарте также представлен широкий спектр компетенций в области классного руководства, который на порядок выше зафиксированного и отраженного в содержании ФГОС СПО.
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура... Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий... История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м... Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни... © cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста. |