История развития национального белорусского костюма — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития национального белорусского костюма

2021-01-29 114
История развития национального белорусского костюма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Национальный костюм в Беларуси, исторически складывался на протяжении многих столетий, в непосредственной связи с природно-климатическими, социально-экономическими условиями жизни, под влиянием этнических традиций и контактов с другими народами, изменений в быте и культуре. Без информации о древнем костюме нельзя проследить его эволюционное развитие.

 

Согласно археологическим исследованиям, первобытные поселенцы белорусских территорий научились производить ткань и шить из нее одежду еще в эпоху неолита (около IV столетия до нашей эры). Для украшения на нее надевали квадратные и прямоугольные янтарные пуговицы, носили подвески из зубов животных, пластинки и з кости, янтаря, височные кольца.

 

Памятники железного века (VII век до н.э. - VIII век н.э.) содержат фрагменты льняной и шерстяной ткани, множества железных и бронзовых браслетов, колец, шпилек, шейных украшений, глиняных и стеклянных четок, серебряных украшений. Среди них встречаются римские фибулы и скифские серьги, что говорит о существовании в древности активных внешнеторговых отношений белорусов с другими народами. Согласно мнению археологов, наборы украшений, говорят о том, что на костюм западных южных белорусов, в то время оказывала влияние одежда скифов и кельтов, а на костюм жителей западной и северо-западной Беларуси, одежда балтов.

 

К сожалению, археологические находки не могут дать полной картины развития национального костюма, в первую очередь по тому, что многие вещи и ткани очень плохо сохраняются. Лучше всего сохраняются в курганах металлические, стеклянные и костяные изделия, а также предметы обуви и головные уборы. Данные находки помогают реконструировать костюм того времени. Первые значительные находки археологов относятся як временам Полоцкого и Туровского княжеств X-XIII века. На формирование костюма в этот период, наложила отпечаток, государственно-политическая, культурная и конфессиональная интеграция в пределах старославянского государственного объединения (Киевской Руси).

 

Одним из главных женских занятий в X-XIII века было ткачество. Льняные полотна различной площади ткали резными способами переплетения нити. Нашим предкам были известны не только различные техники ткачества, но и широкая возможность использования природных красок (коры, древесных пупырышек, корней растений, полевых цветов, ягод), для получения ниток разного цвета. Путем чередования ниток различных цветов, изготавливалась клетчатая ткань, из которой шились юбки.

 

Еще с древних времен мастера владели различными техниками вышивки, которая имела не только декоративное, но и сакральное значение. Символика древней вышивки отражала языческую мифологию, (например частое применение в композиции дерева жизни), охранную семантику имели изображения птиц, воды. Вышивали, как правило, шерстяными нитками, использование которых, является характерной чертой старорусской вышивки. Отделка одежды вышивкой придавала самобытность и красоту костюму. Причем вышивкой украшали не только одежду, но и различные аксессуары, обувь. В вышивке преобладал геометрический орнамент.

 

Кроме вышивки, одежда украшалась, различными стеклянными элементами и бусинками.

 

Белорусский костюм, имеет общие корни с украинским и русским национальными костюмами и сформировался на основе взаимовлияния литовской, польской, русской и украинской культур, не смотря на это, его отличает определенная самобытность. Он вобрал в себя тенденции интернационального городского костюма и таким образом вписывался в общеевропейский контекст.

 

Самобытность белорусского костюма определяют виртуозная разработка деталей, композиционная завершенность, сочетание обилия декоративных элементов с продуманной практической функцией. Художественный образ костюма усложняется обязательными орнаментальными украшениями на рукавах, вороте, фартуке, головных уборах. Белорусский костюм отличается богатством техник оформления. Это и вышивка, и узорное ткачество, и кружево, и аппликация.

Являясь этноопределяющим признаком для всей Беларуси, костюм в разных регионах страны имеет определенные особенности, создающие неповторимые колориты. Это архаичность и чистота линий на Западном Полесье, живописность на Восточном Полесье, гармоничная уравновешенность в Центральной Беларуси, некоторая торжественность в Наддвинье, динамичный силуэт в Понемонье, необычайное разнообразие и богатство декора в Поднепровье.

 

Наиболее ранние документальные известия о белорусской народной одежде относятся к XVI веку. В Статуте Литовском 1588 перечисляются некоторые предметы верхней одежды, головные уборы.

 

Говорят, что отчасти именно одежде обязаны своему названию белорусы: вплоть до середины XIX в. белый цвет являлся главным признаком национальной одежды, это отмечали многие путешественники и ученые. Например, этнограф П.В. Шейн вспоминал о своей поездке в Беларусь, "где соберется люд, там стоит сплошная белая стена".

 

Рождение беларусов как нации, когда формируются черты и особенности национального характера, традиции и обычаи складываются в стройную и определенную систему - происходит в начале II века. Все это нашло отражение и в национальной одежде.

 

Поскольку люди в то время были гораздо ближе к природе, нежели сейчас, то и для создания одежды они использовали натуральные природные материалы. Ткани создавались из шерсти, конопли, крапивы и, конечно же, изо льна, благодаря которому получали буквально все: от грубых серых мешков до тончайших сорочек. Привозили в Беларусь для вельмож и заморские ткани с Востока и Запада: узорчатые, набивные, шелковые.

 

Крестьяне обходились тканями собственного производства. Они сами умели окрашивать ткани с помощью коры и почек деревьев, полевых цветов, корней растений, трав и ягод, и в каждом регионе были свои способы окраски. Уже тогда умели получать синий, фиолетовый, малиновый, ярко-желтый цвета и всевозможные их оттенки. Из привозных красок использовались выжимки из сандала, индиго, бразильского дерева.

 

К концу XIX -- началу XX веков облик белорусского костюма устоялся, сложились ярко-выраженные этнические особенности. Одна из важнейших характеристик белорусского костюма -- необыкновенная устойчивость традиции. Вбирая в себя многообразные веяния на протяжении столетий, белорусский костюм долгое время сохранял неизменный крой некоторых предметов одежды, её форму, отдельные атрибуты костюма восходят ещё к языческой старине, в нём сохранились архаические черты, например, старинный орнамент и полосатый декор. Технологии изготовления тканей также сохранились с древнейших времён. Несмотря на устойчивость традиционного облика, костюм многовариантен в образном и композиционном проявлениях.

 

Таким образом, можно сказать, что традиции национального костюма белорусов заложились еще в древности. В процессе истории он претерпевал изменения, в соответствии с общекультурным контекстом. На становление традиционного белорусского костюма оказали влияние как внутренние традиции, верования и обряды, так и культура соседних племен, таких как балты, скифы и т.д., что в свою очередь говорит о внешнеэкономических взаимоотношениях наших предков. В изготовление национального костюм главное место занимало натуральное производство тканей природного происхождения, большое внимание уделялась декоративной обработке изделий, их оформлению и украшению. До конца 19 - начала 20 в. четко определился облик традиционного костюма, он стал классическим образцом народного искусства. Одна из важнейших характеристик белорусского костюма - необыкновенная устойчивость традиции. Находясь в зависимости от природных условий и рода деятельности белорусов, традиционная одежда была неразрывно связана с нетронутым в течение многих веков укладом жизни и естественно вписывалась в природное окружение. Пластика и колорит народного костюма действовали в органичном единстве с древними ритуальными традициями, которые и по сей день сохранились на белорусской земле.

 

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.