Принципы коррекционно-развивающего обучения — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Принципы коррекционно-развивающего обучения

2021-01-29 80
Принципы коррекционно-развивающего обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

- Принцип развивающего обучения. Реализация этого принципа основана на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании зоны ближайшего развития.

- Принцип учета вида и структуры нарушений (первичного нарушения и вторичных отклонений в развитии).

- Деятельностный принцип устанавливает подходы к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой «вызревают» психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка.

- Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии.

- Принцип генетический. Реализация этого принципа позволяет учесть общие закономерности развития применительно к воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями.

- Принцип коррекции и компенсации. Он является одним из ведущих при разработке коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку в зависимости от характера, структуры и выраженности нарушения (коррекционная направленность на формирование компенсаторных механизмов.

Структура индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ

 I. Целевой (постановка целей, определение задач развивающей, коррекционной и образовательной работы).

 II. Содержательный (отбор содержания развивающей, коррекционной и образовательной деятельности специалистов, а также выстраивание алгоритма психолого-педагогической поддержки родителей, их обучение взаимодействию с ребенком).

III. Технологический (определение психолого-педагогических технологий, методов, методик, системы обучения и воспитания, коррекции с учетом структуры нарушения).

IV. Динамического наблюдения (определение системы диагностических показателей развития ребенка в рамках реализации индивидуального образовательного маршрута).

V. Результативности работы (формулируются ожидаемые результаты, примерные сроки их достижения, определяются критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).

Модель взаимодействия специалистов в коррекционно-образовательном пространстве коррекционной группы

 

 

Модель организации воспитательно-образовательного процесса

в течение дня по линиям развития ребенка:

Линии развития ребенка Первая половина дня Вторая половина дня
Физическое развитие   *гигиенические процедуры, *подвижные игры во время утреннего приема детей и на прогулке, *утренняя гимнастика, *физкультурные занятия, *«час игры» на прогулке, *физкультурные минутки, *игровые упражнения по основным движениям на прогулке, *самостоятельная двигательная деятельность детей *Неделя здоровья *гигиенические процедуры *сон с доступом свежего воздуха, *гимнастика пробуждения, *закаливающие мероприятия: босохождение, «дорожки здоровья» и др., *корригирующая гимнастика, *самостоятельная двигательная деятельность детей, *физкультурный досуг, *Неделя здоровья, *кружки оздоровительного характера *самостоятельная двигательная деятельность детей
Социально-коммуникативное развитие   * утренний прием детей, * психогимнастика, * беседы (индивидуальные и подгрупповые), * игры, * игровые ситуации, * культура поведения за столом, * культура общения с взрослыми и сверстниками, *сюжетно-ролевые игры, * дежурства, * свободные игры. * индивидуальная работа, * трудовые поручения, * коллективный труд, * сюжетно-ролевые игры, * театрализованные игры, * День вежливости, * День игры, * развлечения и досуги, *эстетика быта, * тематические досуги, * работа в Библиотеке.
Познавательное развитие * занятия,      * беседы, * игры и игровые упражнения, * рассматривание картин, * наблюдения, * исследовательская работа, опыты и экспериментирование, * экскурсии. * индивидуальная работа, * познавательный досуг, *настольно-печатные игры, *развивающие игры, * работа с альбомами и иллюстративно-методическими пособиями, * чтение художественной литературы, * самостоятельная познавательная деятельность.
Речевое развитие * наблюдения, * занятия,      * обобщающие беседы, * рассматривание игрушек и картин * рассказывание по игрушкам и картинам * заучивание наизусть * игры и игровые упражнения, * экскурсии * индивидуальная работа, * чтение и рассказывание художественной литературы, *настольно-печатные игры, *развивающие игры, * работа с альбомами и иллюстративно-методическими пособиями, * игры-драматизации * инсценировки *пластические этюды * хороводные игры * самостоятельная деятельность.
Художественно-эстетическое развитие * эстетика быта, * занятия, * работа с книгой, * работа с предметами в уголке красоты, * наблюдения на прогулке, * экскурсии в природу, * самостоятельная творческая деятельность. * индивидуальная работа, * музыкально-дидактические игры, * коррекционная ритмика, * музыкально-художественный досуг, * продуктивные кружки, * игры-драматизации.
Коррекционное развитие * занятия дефектолога, * занятия логопеда, * занятия психолога, * все виды деятельности. * коррекционный час, * все виды деятельности.

Содержание коррекционно - развивающей работы воспитателя с детьми в повседневной жизни

Формы коррекционной        работы        Содержание коррекционной работы
Утренняя гимнастика Развитие слухового внимания, мелкой моторики, двигательной активности, ориентировки в пространстве. Коррекция дыхания, опорно-двигательного аппарата.
Засыпание под музыку Релаксация: переход от активной деятельности ко сну
Пробуждение под музыку Выравнивание фаз пробуждения детей. Эмоционально-положительный настрой на дальнейшую деятельность во второй половине дня
Закаливающие процедуры, корригирующая гимнастика после сна Развитие общей и мелкой моторики. Формирование умения ориентироваться в пространстве. Коррекция дыхания, опорно-двигательного аппарата.
Дидактическая игра Закрепление навыков и умений детей, полученных на коррекционных занятиях
Сюжетно-ролевая игра Формирование умения поддерживать и организовывать игровую деятельность. Обогащение лексики. Формирование связной речи. Развитие коммуникативной стороны речи.
Индивидуальная коррекционная работа по заданию дефектолога Формирование сенсорного восприятия. Развитие памяти, внимания, мышления. Развитие мелкой моторики. Развитие познавательной деятельности. Коррекция эмоционально-волевой сферы.
Индивидуальная коррекционная работа по заданию логопеда Артикуляционная гимнастика. Развитие мелкой моторики. Формирование фонетического восприятия. Обогащение лексики. Формирование грамматической стороны речи и связной речи. Коррекция звукопроизношения.
Досуги, праздники, театрализованная деятельность Формирование эмоционально-волевой сферы. Развитие мелкой и общей моторики. Формирование навыков сценической речи. Формирование предпосылок к развитию творческого воображения.
Прогулка Развитие познавательной деятельности, двигательной активности, коммуникативной стороны речи, ориентировки в пространстве, эмоционально-волевой сферы. Коррекция психических процессов.
Культурно-гигиенические навыки Развитие мелкой моторики, внимания, мышления, коммуникативной стороны речи.
Трудовая деятельность Развитие мелкой моторики, коммуникативной стороны речи. Обогащение и активизация словарного запаса. Выравнивание психических процессов: анализа, синтеза, внимания, мышления, памяти.

 

      

2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

      Проблема коррекции и устранения нарушений в развитии детей раннее рассматривалась с позиции оздоровления и создания педагогических условий, «провоцирующих» развитие. В современное время наблюдается более сложная педагогическая ситуация, связанная с качественными изменениями психофизического состояния ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, что требует кардинально новых решений и подходов в образовательной деятельности. Коррекция и компенсация нарушений развития направлена на максимальное стимулирование реальных и потенциальных возможностей проблемного ребенка, в частности и его интеллектуального потенциала. В связи, с чем возникла необходимость поиска эффективных способов, стимулирующих не только развитие двигательной активности, но и дающих положительные результаты в развитии интеллекта.

    Все физические и психические реакции человека сопровождаются движением мышц тела. Удовлетворяя свои потребности в движении, человек начинает двигаться еще в материнской утробе. Достаточно сильные движения плода свидетельствуют о его зрелости и способности жить вне тела матери. После рождения двигательная активность ребенка характеризует степень его развития. Всем известно, что малоподвижные дети очень часто отстают в развитии, болезненны, быстро устают, периоды перевозбуждения у них сменяются периодами вялости и т.п.

    Среди многих факторов, оказывающих влияние на здоровье детей, по мнению учёных, первое место по интенсивности воздействия занимает правильно организованная активность. При этом использование физических упражнений сводится не просто к укреплению здоровья и развитию двигательных навыков, но и ставит своей целью восстановление умственной работоспособности, снятию нервно-эмоциональных нагрузок, благотворному воздействию на психическое развитие ребёнка. Психолог Н.А. Вернштейн говорил: «Психика формируется в движении».

      Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всём мире. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга - гуманитарное, образное, творческое - отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга - математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое - отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.    

   Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Его можно развивать с помощью кинезиологических упражнений - комплекса движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

   Если коснуться наших «особенных» детей, то все они имеют в той или иной степени «физиологическую незрелость», что проявляется:

- в слабости мышц, низком мышечном тонусе;

- нестабильности нервной системы;

- эмоциональной неустойчивостью (подавленность, слезливость, гипертонус);

 - подверженности инфекционным и простудным заболеваниям (плохой иммунитет);

- низкой умственной и физической работоспособности.

     Заведующий ДОУ, имея опыт работы с «особенными детьми», задалась целью найти новые подходы к организации педагогического процесса с детьми, имеющими отклонения в развитии, приносящие более весомые динамичные результаты в их психическом и физическом развитии.

   Изучив теоретические источники, исследования педагогов, психологов, физиологов, медиков, доказывающих влияние движение на мозг человека, она вышла с инициативой к специалистам на педагогический совет, с проблемой разработки и построения процесса развития интеллекта детей с ОВЗ в условиях детского сада компенсирующего вида.

    Далее заведующий обратилась в ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Башкортостан», г. Уфа для научной поддержки и сопровождения в изучении и применении данной темы.

     C 30.10.2012 г. на базе МБДОУ детского сада №14 г. Туймазы начала функционировать региональная научно-методическая площадка «Интеллектуальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья средствами кинезиологических практик».

   Исходя из реального потенциала педагогического коллектива и состояния здоровья детей, ДОУ выработал свой алгоритм деятельности по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства – кинезиологический комплекс.

   Для проведения оздоровительной и воспитательной работы с детьми с ОВЗ в ДОУ были созданы все необходимые условия:

- развивающая предметная среда, способствующая необходимой и достаточной двигательной активности ребенка;

- привлечены следующие кадры: медсестра, педагог-психолог, воспитатель по физическому развитию, учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатели, музыкальный руководитель;

- выстроена функциональная модель взаимодействия всех специалистов с привлечением родителей воспитанников.

  Специальный кинезиологический комплекс был введен педагогами ДОУ для развития у детей с ОВЗ межполушарного взаимодействия. Педагоги осмелились предположить, что систематическое применение этого комплекса в работе с детьми приведет к достоверному увеличению продуктивности, объема и устойчивости внимания, восстановлению нарушенных межполушарных связей, улучшению психоэмоционального состояния, уменьшению степени агрессивности и улучшению способности к обобщению и умозаключениям.

Педагоги ежедневно ведут образовательную деятельность с детьми, прививают знания, развивают умения, совершенствуют навыки детей, соответственно развивают мозг ребёнка.

   Вся работа с детьми в течение недели строится на тематическом материале в организованных и самостоятельных видах деятельности, начиная с утреннего приема детей и до ухода домой.

Двигательный режим представляет собой выстроенную систему кинезиологических практик, положенных на лексические темы согласно утвержденной циклограмме образовательной деятельности, что предполагает методика работы коррекционного ДОУ.

     В ДОУ активно используются следующие виды практик: утренняя гимнастика, динамические паузы, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковые игры и гимнастика, Су-джок-терапия, артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, музыкально-ритмические упражнения на музыкальных занятиях, коррекционная ритмика, разные виды массажа (лечебно-оздоровительный, логопедический, антистрессовый, точечный, пальчиковый и т.д.), упражнения для релаксации, психогимнастика, гимнастика пробуждения, корригирующая гимнастика, занятия на детских тренажерах, упражнения на коррекцию плоскостопия, фитбол-гимнастика, игры-занятия в сухом бассейне.

   В целях дополнительного воздействия на детей средствами движений вовлекли родителей в педагогический процесс. Серия встреч с родителями позволила подробно осветить вопросы и дать практические навыки организации, используемых в детском саду практик в домашних условиях.

 

  2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы в освоении образовательной программы

 

Приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность Деятельность педагогов по поддержке детской инициативы: Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка. Рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях. Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей. Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу. Помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей. Поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости. В ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе. Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Использовать в роли носителей критики только игровые персонажи, для которых создавались эти продукты. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности. Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям. Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков. Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку; проявлять деликатность и тактичность.
Приоритетная сфера инициативы – познание окружающего мира. Деятельность педагогов по поддержке детской инициативы: Поощрять желание ребенка строить первые собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять уважение к его интеллектуальному труду. Создать условия и поддерживать театрализованную деятельность детей, их стремление переодеваться («рядиться»). Обеспечить условия для музыкальной импровизации, пения и движений под музыку. Создать в группе возможность, используя мебель и ткани, строить «дома», укрытия для игр. Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только один на один, а не на глазах у группы. Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть; навязывать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность.  Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий: дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие; сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют дети, а не педагог; характер исполнения роли также определяется детьми. Привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения. Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых. Привлекать детей к планированию жизни группы на день.
Приоритетная сфера инициативы – внеситуативно-личностное общение Деятельность педагогов по поддержке детской инициативы: Создавать в группе положительный психологический климат, в равной мере проявляя любовь и ласку и теплое слово ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку. Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей. Поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, папе, бабушке, другу). Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей. При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры. Привлекать детей к планированию жизни группы на день и более отдаленную перспективу. Обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т.п. Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.
Приоритетная сфера инициативы – на учение Деятельность педагогов по поддержке детской инициативы: Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта. Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание; совершенствование деталей и т.п. Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников. Обращаться к детям с просьбой, показать педагогу и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого. Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами.

Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.