Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2021-01-29 | 80 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
- Принцип развивающего обучения. Реализация этого принципа основана на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании зоны ближайшего развития.
- Принцип учета вида и структуры нарушений (первичного нарушения и вторичных отклонений в развитии).
- Деятельностный принцип устанавливает подходы к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой «вызревают» психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка.
- Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии.
- Принцип генетический. Реализация этого принципа позволяет учесть общие закономерности развития применительно к воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями.
- Принцип коррекции и компенсации. Он является одним из ведущих при разработке коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку в зависимости от характера, структуры и выраженности нарушения (коррекционная направленность на формирование компенсаторных механизмов.
Структура индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ
I. Целевой (постановка целей, определение задач развивающей, коррекционной и образовательной работы).
II. Содержательный (отбор содержания развивающей, коррекционной и образовательной деятельности специалистов, а также выстраивание алгоритма психолого-педагогической поддержки родителей, их обучение взаимодействию с ребенком).
III. Технологический (определение психолого-педагогических технологий, методов, методик, системы обучения и воспитания, коррекции с учетом структуры нарушения).
|
IV. Динамического наблюдения (определение системы диагностических показателей развития ребенка в рамках реализации индивидуального образовательного маршрута).
V. Результативности работы (формулируются ожидаемые результаты, примерные сроки их достижения, определяются критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).
Модель взаимодействия специалистов в коррекционно-образовательном пространстве коррекционной группы
Модель организации воспитательно-образовательного процесса
в течение дня по линиям развития ребенка:
Линии развития ребенка | Первая половина дня | Вторая половина дня |
Физическое развитие | *гигиенические процедуры, *подвижные игры во время утреннего приема детей и на прогулке, *утренняя гимнастика, *физкультурные занятия, *«час игры» на прогулке, *физкультурные минутки, *игровые упражнения по основным движениям на прогулке, *самостоятельная двигательная деятельность детей *Неделя здоровья | *гигиенические процедуры *сон с доступом свежего воздуха, *гимнастика пробуждения, *закаливающие мероприятия: босохождение, «дорожки здоровья» и др., *корригирующая гимнастика, *самостоятельная двигательная деятельность детей, *физкультурный досуг, *Неделя здоровья, *кружки оздоровительного характера *самостоятельная двигательная деятельность детей |
Социально-коммуникативное развитие | * утренний прием детей, * психогимнастика, * беседы (индивидуальные и подгрупповые), * игры, * игровые ситуации, * культура поведения за столом, * культура общения с взрослыми и сверстниками, *сюжетно-ролевые игры, * дежурства, * свободные игры. | * индивидуальная работа, * трудовые поручения, * коллективный труд, * сюжетно-ролевые игры, * театрализованные игры, * День вежливости, * День игры, * развлечения и досуги, *эстетика быта, * тематические досуги, * работа в Библиотеке. |
Познавательное развитие | * занятия, * беседы, * игры и игровые упражнения, * рассматривание картин, * наблюдения, * исследовательская работа, опыты и экспериментирование, * экскурсии. | * индивидуальная работа, * познавательный досуг, *настольно-печатные игры, *развивающие игры, * работа с альбомами и иллюстративно-методическими пособиями, * чтение художественной литературы, * самостоятельная познавательная деятельность. |
Речевое развитие | * наблюдения, * занятия, * обобщающие беседы, * рассматривание игрушек и картин * рассказывание по игрушкам и картинам * заучивание наизусть * игры и игровые упражнения, * экскурсии | * индивидуальная работа, * чтение и рассказывание художественной литературы, *настольно-печатные игры, *развивающие игры, * работа с альбомами и иллюстративно-методическими пособиями, * игры-драматизации * инсценировки *пластические этюды * хороводные игры * самостоятельная деятельность. |
Художественно-эстетическое развитие | * эстетика быта, * занятия, * работа с книгой, * работа с предметами в уголке красоты, * наблюдения на прогулке, * экскурсии в природу, * самостоятельная творческая деятельность. | * индивидуальная работа, * музыкально-дидактические игры, * коррекционная ритмика, * музыкально-художественный досуг, * продуктивные кружки, * игры-драматизации. |
Коррекционное развитие | * занятия дефектолога, * занятия логопеда, * занятия психолога, * все виды деятельности. | * коррекционный час, * все виды деятельности. |
Содержание коррекционно - развивающей работы воспитателя с детьми в повседневной жизни
|
Формы коррекционной работы | Содержание коррекционной работы |
Утренняя гимнастика | Развитие слухового внимания, мелкой моторики, двигательной активности, ориентировки в пространстве. Коррекция дыхания, опорно-двигательного аппарата. |
Засыпание под музыку | Релаксация: переход от активной деятельности ко сну |
Пробуждение под музыку | Выравнивание фаз пробуждения детей. Эмоционально-положительный настрой на дальнейшую деятельность во второй половине дня |
Закаливающие процедуры, корригирующая гимнастика после сна | Развитие общей и мелкой моторики. Формирование умения ориентироваться в пространстве. Коррекция дыхания, опорно-двигательного аппарата. |
Дидактическая игра | Закрепление навыков и умений детей, полученных на коррекционных занятиях |
Сюжетно-ролевая игра | Формирование умения поддерживать и организовывать игровую деятельность. Обогащение лексики. Формирование связной речи. Развитие коммуникативной стороны речи. |
Индивидуальная коррекционная работа по заданию дефектолога | Формирование сенсорного восприятия. Развитие памяти, внимания, мышления. Развитие мелкой моторики. Развитие познавательной деятельности. Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
Индивидуальная коррекционная работа по заданию логопеда | Артикуляционная гимнастика. Развитие мелкой моторики. Формирование фонетического восприятия. Обогащение лексики. Формирование грамматической стороны речи и связной речи. Коррекция звукопроизношения. |
Досуги, праздники, театрализованная деятельность | Формирование эмоционально-волевой сферы. Развитие мелкой и общей моторики. Формирование навыков сценической речи. Формирование предпосылок к развитию творческого воображения. |
Прогулка | Развитие познавательной деятельности, двигательной активности, коммуникативной стороны речи, ориентировки в пространстве, эмоционально-волевой сферы. Коррекция психических процессов. |
Культурно-гигиенические навыки | Развитие мелкой моторики, внимания, мышления, коммуникативной стороны речи. |
Трудовая деятельность | Развитие мелкой моторики, коммуникативной стороны речи. Обогащение и активизация словарного запаса. Выравнивание психических процессов: анализа, синтеза, внимания, мышления, памяти. |
|
2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Проблема коррекции и устранения нарушений в развитии детей раннее рассматривалась с позиции оздоровления и создания педагогических условий, «провоцирующих» развитие. В современное время наблюдается более сложная педагогическая ситуация, связанная с качественными изменениями психофизического состояния ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, что требует кардинально новых решений и подходов в образовательной деятельности. Коррекция и компенсация нарушений развития направлена на максимальное стимулирование реальных и потенциальных возможностей проблемного ребенка, в частности и его интеллектуального потенциала. В связи, с чем возникла необходимость поиска эффективных способов, стимулирующих не только развитие двигательной активности, но и дающих положительные результаты в развитии интеллекта.
|
Все физические и психические реакции человека сопровождаются движением мышц тела. Удовлетворяя свои потребности в движении, человек начинает двигаться еще в материнской утробе. Достаточно сильные движения плода свидетельствуют о его зрелости и способности жить вне тела матери. После рождения двигательная активность ребенка характеризует степень его развития. Всем известно, что малоподвижные дети очень часто отстают в развитии, болезненны, быстро устают, периоды перевозбуждения у них сменяются периодами вялости и т.п.
Среди многих факторов, оказывающих влияние на здоровье детей, по мнению учёных, первое место по интенсивности воздействия занимает правильно организованная активность. При этом использование физических упражнений сводится не просто к укреплению здоровья и развитию двигательных навыков, но и ставит своей целью восстановление умственной работоспособности, снятию нервно-эмоциональных нагрузок, благотворному воздействию на психическое развитие ребёнка. Психолог Н.А. Вернштейн говорил: «Психика формируется в движении».
Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всём мире. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга - гуманитарное, образное, творческое - отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга - математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое - отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Его можно развивать с помощью кинезиологических упражнений - комплекса движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.
|
Если коснуться наших «особенных» детей, то все они имеют в той или иной степени «физиологическую незрелость», что проявляется:
- в слабости мышц, низком мышечном тонусе;
- нестабильности нервной системы;
- эмоциональной неустойчивостью (подавленность, слезливость, гипертонус);
- подверженности инфекционным и простудным заболеваниям (плохой иммунитет);
- низкой умственной и физической работоспособности.
Заведующий ДОУ, имея опыт работы с «особенными детьми», задалась целью найти новые подходы к организации педагогического процесса с детьми, имеющими отклонения в развитии, приносящие более весомые динамичные результаты в их психическом и физическом развитии.
Изучив теоретические источники, исследования педагогов, психологов, физиологов, медиков, доказывающих влияние движение на мозг человека, она вышла с инициативой к специалистам на педагогический совет, с проблемой разработки и построения процесса развития интеллекта детей с ОВЗ в условиях детского сада компенсирующего вида.
Далее заведующий обратилась в ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Башкортостан», г. Уфа для научной поддержки и сопровождения в изучении и применении данной темы.
C 30.10.2012 г. на базе МБДОУ детского сада №14 г. Туймазы начала функционировать региональная научно-методическая площадка «Интеллектуальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья средствами кинезиологических практик».
Исходя из реального потенциала педагогического коллектива и состояния здоровья детей, ДОУ выработал свой алгоритм деятельности по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства – кинезиологический комплекс.
Для проведения оздоровительной и воспитательной работы с детьми с ОВЗ в ДОУ были созданы все необходимые условия:
- развивающая предметная среда, способствующая необходимой и достаточной двигательной активности ребенка;
- привлечены следующие кадры: медсестра, педагог-психолог, воспитатель по физическому развитию, учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатели, музыкальный руководитель;
- выстроена функциональная модель взаимодействия всех специалистов с привлечением родителей воспитанников.
Специальный кинезиологический комплекс был введен педагогами ДОУ для развития у детей с ОВЗ межполушарного взаимодействия. Педагоги осмелились предположить, что систематическое применение этого комплекса в работе с детьми приведет к достоверному увеличению продуктивности, объема и устойчивости внимания, восстановлению нарушенных межполушарных связей, улучшению психоэмоционального состояния, уменьшению степени агрессивности и улучшению способности к обобщению и умозаключениям.
Педагоги ежедневно ведут образовательную деятельность с детьми, прививают знания, развивают умения, совершенствуют навыки детей, соответственно развивают мозг ребёнка.
Вся работа с детьми в течение недели строится на тематическом материале в организованных и самостоятельных видах деятельности, начиная с утреннего приема детей и до ухода домой.
Двигательный режим представляет собой выстроенную систему кинезиологических практик, положенных на лексические темы согласно утвержденной циклограмме образовательной деятельности, что предполагает методика работы коррекционного ДОУ.
В ДОУ активно используются следующие виды практик: утренняя гимнастика, динамические паузы, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковые игры и гимнастика, Су-джок-терапия, артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, музыкально-ритмические упражнения на музыкальных занятиях, коррекционная ритмика, разные виды массажа (лечебно-оздоровительный, логопедический, антистрессовый, точечный, пальчиковый и т.д.), упражнения для релаксации, психогимнастика, гимнастика пробуждения, корригирующая гимнастика, занятия на детских тренажерах, упражнения на коррекцию плоскостопия, фитбол-гимнастика, игры-занятия в сухом бассейне.
В целях дополнительного воздействия на детей средствами движений вовлекли родителей в педагогический процесс. Серия встреч с родителями позволила подробно осветить вопросы и дать практические навыки организации, используемых в детском саду практик в домашних условиях.
2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы в освоении образовательной программы
Приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность | Деятельность педагогов по поддержке детской инициативы: Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка. Рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях. Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей. Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу. Помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей. Поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости. В ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе. Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Использовать в роли носителей критики только игровые персонажи, для которых создавались эти продукты. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности. Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям. Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков. Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку; проявлять деликатность и тактичность. |
Приоритетная сфера инициативы – познание окружающего мира. | Деятельность педагогов по поддержке детской инициативы: Поощрять желание ребенка строить первые собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять уважение к его интеллектуальному труду. Создать условия и поддерживать театрализованную деятельность детей, их стремление переодеваться («рядиться»). Обеспечить условия для музыкальной импровизации, пения и движений под музыку. Создать в группе возможность, используя мебель и ткани, строить «дома», укрытия для игр. Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только один на один, а не на глазах у группы. Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть; навязывать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность. Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий: дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие; сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют дети, а не педагог; характер исполнения роли также определяется детьми. Привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения. Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых. Привлекать детей к планированию жизни группы на день. |
Приоритетная сфера инициативы – внеситуативно-личностное общение | Деятельность педагогов по поддержке детской инициативы: Создавать в группе положительный психологический климат, в равной мере проявляя любовь и ласку и теплое слово ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку. Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей. Поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, папе, бабушке, другу). Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей. При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры. Привлекать детей к планированию жизни группы на день и более отдаленную перспективу. Обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т.п. Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам. |
Приоритетная сфера инициативы – на учение | Деятельность педагогов по поддержке детской инициативы: Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта. Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание; совершенствование деталей и т.п. Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников. Обращаться к детям с просьбой, показать педагогу и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого. Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами. |
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!