Северодвинский Союз безбожников — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Северодвинский Союз безбожников

2020-12-27 103
Северодвинский Союз безбожников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

С первых дней Октябрьской революции в стране началась антирелигиозная пропаганда. Ее задача заключалась в том, «чтобы разоблачать перед верующими трудящимися контрреволюционную роль тогдашних религиозных организаций»1. Лидеры большевиков изданием в 1918 году Декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» открыто пошли на конфликт с Русской православной церковью. Это наступление продолжил декрет от 20 января 1918 года, по которому церковь лишалась имущества – у нее было отобрано шесть тысяч храмов2. Летом 1920 года Совнарком утвердил предложение Наркомата юстиции «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе». Этим документом новое правительство объявило Русской православной церкви войну.

В 1925 году в борьбу включился основанный Е. Ярославским Союз безбожников (далее – СБ). Это общество, как и многие другие в то время, возникло не по инициативе народа. В нем нуждалась большевистская партия, непримиримо выступавшая против церкви и проводившая новое социальное учение, которое подавалось «в качестве новой религии: с адом в виде капитализма, раем в грядущем царстве социализма, мессианской ролью пролетариата и харизматическим вождем и пророком Лениным»3. По всей стране начинают возникать ячейки СБ. Первичная ячейка подчинялась районному, уездному или окружному совету, который, в свою очередь, нес ответственность перед краевым, областным или губернским советом. Во главе стоял Центральный совет Союза безбожников. На 1 октября 1926 года Центральный совет СБ объединял 40 местных организаций (1 – республиканская, 2 – краевые, 6 – областных и 31 – губернская). Северо-Двинская губерния (в 1918 – 1929 годах Великий Устюг являлся ее центром) была единственной в европейской части СССР, где не было губернского объединения ячеек СБ4.

С мая по июль 1926 года в Северо-Двинской губернии работала антирелигиозная комиссия АПО (агитационно-пропагандистский отдел) губкома. В нее входили: Потанин (ответственный за антирелигиозную пропаганду, подготовку теоретических материалов, за работу кружков и антирелигиозных уголков в печати и радио), Мокеев (ведущий учет работы и организацию ячеек) и Зноев (инструктор по работе в печати и связи с одиночками). Комиссия пришла к неутешительным выводам: в губернии всего пять ячеек, которые хотя и вели переписку, но не имели руководства. Население (681 тысяча человек) в большинстве своем было религиозным5.

18 августа 1926 года состоялось заседание агитпропколлегии. Было решено в целях улучшения антирелигиозной пропаганды организовать губернский центр СБ, который объединил бы существующие ячейки атеистов. Первое заседание губернской организации СБ состоялось 4 октября. На нем был утвержден план работы, выбран председатель губернского совета (Потанин). Губсовет СБ состоял из представителей заинтересованных организаций: губкома ВКП(б), губкома ВЛКСМ, губполитпросвета, губпрофсовета, губженотдела и редакций газет6. Членские билеты печатались местными губсоветами СБ (в качестве образца от исполбюро Центрального совета СБ СССР был выслан один экземпляр).

Первыми по созданию организаций атеистов в Северо-Двинской губернии выступили Великий Устюг, Красавино, Нюксеница и Никольск. На 1 декабря 1926 года губсовет СБ насчитывал 6 ячеек и 2 антирелигиозных кружка, в них входило 200 человек. Некоторые из ячеек росли довольно быстро. Кузинская, например, была организована 16 апреля 1926 года, в нее вошли 18 человек, а 1 ноября в ячейке состояло уже 36 человек7.

Антирелигиозная пропаганда велась различными путями: читались атеистические доклады и лекции, для которых использовались журналы «Безбожник у станка» и «Антирелигиозник», иллюстрированная газета «Безбожник», тираж которой к концу 1920-х годов достиг 500 тысяч экземпляров, проводились курсы и семинары. Ячейки СБ выпускали стенгазеты, организовывали «уголки безбожника» в клубах и читальнях, устраивали спектакли, октябрины, красную пасху, красные свадьбы и похороны, снабжали библиотеки и читальни антирелигиозной литературой. Издательство «Безбожник» активно публиковало атеистические работы («Происхождение земли и мира» В. Попова, «По евангелью» Г. Градова – пьеса для деревенских и клубных сцен, «Безбожный песенник» Артамонова и др.), списки которых рассылались во все ячейки СБ. К постановке атеистических спектаклей привлекались агитбригада «Синяя блуза», совпартшкола, педтехникум. Проводились так называемые «антирелигиозники» (рождественский, пасхальный и др.) – целый ряд атеистических мероприятий, носивших массовый характер. Был организован «кружечный сбор» средств на постройку самолета «Безбожник». Проводились диспуты, на которые вызывали священников. К диспутам готовились тщательно. Приглашали для выступлений агрономов, врачей, историков. Не допускались к диспуту те, кто слабо ориентировался в «безбожном» вопросе. С заключительным словом всегда выступал «антирелигиозник», выбиравший из доводов оппонента самые типичные и выигрышные для себя, чтобы легче было спорить и громить соперника. Велась и борьба с сектами, которых особенно много возникло после отделения церкви от государства. По данным на 1928 год, в Северо-Двинской губернии было 168 евангелистов, 80 баптистов, 540 староверцев, 733 старовера-филипповца, 115 поморских христиан, 10 толстовцев, 30 иоаннитов. Одна из общин евангелистов Никольского района имела свой гимн. Припев гимна звучал так:

Это наш есть духовный

И решительный бой,

Под знаменем Христовым

Воспрянет род людской.

Особенно много сект (всего в них числилось примерно 2000 человек) было в Верхне-Тоемском, Черевковском, Красноборском, Опаринском и Никольском районах8.

Летом работа СБ затихала. Чтобы она не замерла совсем, членам СБ рекомендовалось: в случае отъезда куда-либо войти в местную ячейку СБ и принять участие в ее работе; если нет ячейки, организовать таковую при подходящих условиях; завербовать новых подписчиков на газету «Безбожник» и т. д.

На заседании коллегии АПО Северо-Двинского ГК ВКП(б) 2 марта 1927 года губсовет СБ был реорганизован в оргбюро при губкоме ВКП(б). В октябре прошел первый губернский съезд СБ, на нем был принят устав, составлен план антирождественской кампании, утверждены три новые ячейки, выбран новый совет из 7 человек. Председателем стал Дмитрий Евдокимович Лаптев. К 1 ноября 1927 года Северо-Двинский СБ насчитывал 20 ячеек из 500 человек, в их составе было: крестьян – 100 человек, служащих - 200, рабочих – 100, учащихся – 100 человек. В основном это была молодежь. Женщин числилось только 50. Таким образом, было выявлено, что «религия среди женщин и стариков держится еще крепко»9. К августу 1928 года число членов СБ увеличилось до 639 при 33 ячейках. В ноябре 1928 года прошла 1-я Великоустюгская районная конференция СБ, в которой от ячеек района участвовал 561 человек.

И все-таки деятельность СБ в губернии была слабой. Не успев организоваться, ячейки тут же распадались. Вниманием общественности СБ не пользовался. В женских организациях руководство антирелигиозной работой не велось, на делегатских собраниях атеистические вопросы не ставились, профсоюзы ячеек СБ не имели. Не велась такая работа и в комсомольских организациях. В одном из документов АЛО губсовета отмечено: «Губернский Союз безбожников влачит жалкое существование, не является массовой организацией, не имея средств и актива для проведения своей работы. Работники губсовета загружены своей основной работой и безбожному делу уделяют мало времени»; «доклад на антирелигиозную тему можно было навязать только по согласованию с райкомом». Покупку антирелигиозной литературы считали «чуть ли не нарушением бюджетной дисциплины». В докладе губсовета СБ о работе по Северо-Двинской губернии за 1928 год был сделан следующий вывод: «...дело безбожия [поставлено] в такие рамки, что религиозности можно расти беспрепятственно, без каких-либо опасений и неприятностей от воинствующих безбожников». СБ принимает срочные меры по активизации работы организаций. От местного бюджета губсовету СБ предоставили 3500 рублей, в штат совета командировали постоянного работника (секретаря-инструктора). На 1 октября 1929 года в СБ насчитывалось уже 190 ячеек, в которых состояло 4100 человек10.

В июне 1929 года прошел II Всесоюзный съезд СБ, на котором было решено именовать организацию Союзом воинствующих безбожников (СВБ). В августе 1930 года в связи с ликвидацией Северодвинского округа окрсовет СВБ реорганизуется в Великоустюгский райсовет СВБ. Одним из основных методов антирелигиозной борьбы стало закрытие храмов. Атеисты называли церковь «очагом религиозного дурмана» и поддерживали всякое движение, направленное против нее. Инструкции по «безбожной борьбе» предписывали проводить длительные агитационные подготовки населения, а не отбирать храмы насильно, так как случалось, что верующие выступали в защиту церкви. Но и после предварительной обработки населения атеистов не всегда сопровождал успех – иногда во время голосования большая часть населения выступала против закрытия храмов11.

К 1926 году по Северо-Двинской губернии были закрыты 42 храма и часовни12. По сведениям Северо-Двинского губсовета СБ, в Великом Устюге к 1927 году были закрыты 7 храмов и 2 монастыря13, а в документах Великоустюгского горисполкома (список церквей на 15 января 1938 года) значится, что в 1920-е годы эта цифра достигла 21. Даже такая оценка, как «памятник высшей или I категории», не спасала храмы от использования под склады, мастерские, клубы, тюрьмы и т. п. Например, в храме Николы Гостиного была размещена столярная мастерская, Успенский собор использовался как зерновой склад, в Леонтьевской церкви разместились мастерские химической артели, в Михайло-Архангельском монастыре – тюрьма14. К 1929 году действующих храмов осталось только четыре. Все колокола были переданы на переплавку15. В 1930-е годы в Великом Устюге, как и по всей стране, начинается активный снос храмов.

В 1929 году про предварительную подготовку масс все чаще забывают. Иногда административным постановлением предписывалось закрыть храм, а священнику в течение 24 часов выехать на лесозаготовки. Среди населения росло недовольство. После выхода статьи Сталина «Головокружение от успехов» в ряде мест верующие стали требовать возвращения церквей, были случаи избиения активистов. Длилось это недолго. 15 мая 1932 года декретом правительства за подписью Сталина была объявлена «безбожная пятилетка» и поставлена цель: к 1 мая 1937 года «имя бога должно быть забыто на территории страны»16. Установка действовала до 1941 года. Начавшаяся война несколько изменила отношение государства к церкви. В связи с переменами деятельность СВБ постепенно прекратилась.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 БСЭ. Т. 2. М., 1950. С. 511.

2 Русская православная церковь в годы советской власти // Энциклопедия для детей. История России и ее ближайших соседей. Т. 5. Ч. 3. М., 2001.

3 Васильев Б. Покаянные дни // Родина. 1990. № 10. С. 10.

4 МУ «Великоустюгский центральный архив». Ф. Р-259. Оп. 1. Д. 1. Л. 1, 23.

5 Там же. Д. 2. Л. 3, 4.

6 Там же. Д. 1. Л. 7, 10.

7 Там же. Д. 5. Л. 51.

8 Там же. Д. 1. Л. 12, 13; Д. 14. Л. 10, 11, 46, 47.

9 Там же. Д. 6. Л. 7, 7 об.; Д. 13. Л. 52.

10 Там же. Д. 6. Л. 137; Д. 14. Л. 48, 80.

11 Там же. Д. 6. Л. 4.

12 Там же. Д. 2. Л. 3.

13 Там же. Д. 6. Л. 125.

14 Там же. Ф. Р-205. Оп. 16. Д. 3. Л. 36-36 об.

15 Там же. Ф. Р-259. Оп. 1. Д. 14. Л. 81.

16 Мясников А. Российская летопись. СПб., 2001. С. 439.

 

С. А. Красавцева

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЕЛИКОУСТЮГСКОМ РАЙОНЕ


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.