М. А. Нестерова, Л. В. Нестерова — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

М. А. Нестерова, Л. В. Нестерова

2020-12-27 70
М. А. Нестерова, Л. В. Нестерова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВЕЛИКОГО УСТЮГА

Музыкальные курсы

История школы начинается с открытия в городе музыкальных курсов. Назначение их было очень благородным — дать музыкальное образование широким слоям населения Северо-Двин-ской губернии.

Декретом СНК от 5 июня 1918 года школы всех типов и учреждения дошкольного воспитания передавались Наркомпросу. Губернии, уезды, города, волости имели свои отделы народного образования. 22 августа 1918 года постановлением Северо-Двин-ского губисполкома были созданы губернский совет и отдел народного образования. Отдел имел много подотделов. Подотдел искусств, например, состоял из трех секций: драматической, музыкальной и изобразительного искусства1.

Решение об открытии музыкальных курсов было принято коллегией Северо-Двинского губернского отдела народного образования б августа 1919 года. Заведующим был назначен В. И. Харламов, по образованию теоретик-композитор2.

Выступая на коллегии, он подчеркивал: «Одним из главнейших заданий в области развития музыкального искусства является организация в Северо-Двинской губернии и, в частности, в г. Великом Устюге, музыкально-педагогической деятельности, первым этапом каковой следует признать устройство в городе Устюге музыкальной школы (студии).

С доисторических времен в других странах придавали и придают музыкальному образованию государственное значение в смысле поднятия общего культурного уровня населения, смягчения и облагораживания общественных нравов. Музыкальная секция пришла к убеждению, что музыкальная школа (студия) должна быть открыта с начала наступающего учебного года, независимо от того, удастся ли для нее выхлопотать в городе особое помещение, для чего, может быть, придется начать школьные занятия музыкой на частных квартирах преподавателей.

В связи с этим возникает вопрос о немедленном приглашении необходимого педагогического персонала, хотя бы в самом ограниченном количестве, и выработке норм-ставок для преподавателей как месячных, так и разовых (по месяцам или урокам). В отношении приглашения много велось переговоров с местною преподавательницей музыки т. Туркиной, служившей долгое время (30 лет) на музыкальных курсах Е. П. Рапгоф[а] в Петрограде — самых популярных курсах — в качестве преподавателя игры на фортепиано, т. е. т. Туркина является весьма желательной и ценной сотрудницей в деле организации музыкальной школы в Великом Устюге [позднее т. Туркина сменит В. И. Харламова на посту заведующего. — Авт. ст.]. Вел переговоры с т. Демидовым (по классу хорового пения).

Оба они выявили полную готовность принять на себя преподавание. Что же касается прочих инструментов, как-то: струнных, духовых, народных, то не подлежит сомнению, что штат преподавателей по обучению игре на этих инструментах может быть в самом ближайшем времени пополнен товарищами оркестрантами. Я лично полагал бы обучению [игре] на этих инструментах начать лишь по приобретении всех необходимых к тому материалов, как-то: музыкальных инструментов, нотной и музыкально-научной библиотеки. А обучению сольному пению лишь приглашением опытного преподавателя из центра или какого-либо другого города, т. к., по моему мнению, в Великом Устюге не имеется в настоящее время в наличности опытного преподавателя сольного пения.

Оплату труда производить по ставкам преподавателей в Единой трудовой школе. Разовые лекции — по 75 рублей, за часовой урок с отдельными учениками сверх нормального времени — 100 руб[лей]. Все назначенные ставки назначить временно, вплоть до выяснения специальных ставок»3.

Первый отклик на решение коллегии появился в газете «Советская мысль» 9 августа 1919 года: «Это новое мероприятие отдела народного образования нельзя не приветствовать с чувством самого живейшего удовлетворения, т. к. всякий гражданин, по-желающий получить образование в какой-либо отрасли музыкального искусства, будет иметь возможность осуществить свое желание, т. к. преподавание музыки на музыкальных курсах будет бесплатное и будет осуществляться в самых разнообразных отраслях музыкального искусства. Таким образом, оно сделается доступным для всех слоев населения — иначе говоря, будет пролетаризировано, что, несомненно, должно способствовать поднятию у населения уровня культурного развития...».

Курсы были открыты 15 августа 1919 года. По этому поводу состоялся концерт с участием оркестра, хора и солистов.

Временно за отсутствием помещения занятия проходили на квартирах преподавателей.

Уже в 1920 году МУЗО Наркомпроса отмечал, что эти курсы в Великом Устюге «являются с весьма серьезной постановкой дела в сравнении с другими музыкальными заведениями республики. Они — на правильном пути».

Коллектив музыкальных курсов состоял из заведующего, его помощника, шести преподавателей игры на рояле, четырех — на скрипке и альте, одного — на виолончели и контрабасе, двух — на деревянных духовых инструментах (флейте, гобое, рожке, кларнете, фаготе) и духовых медных, преподавателя элементарной теории музыки, лектора по музыкальной энциклопедии и слушанию музыки, преподавателя теории композиции (гармонии, контрапункта и музыкальных форм), преподавателя сольфеджио и хорового пения, преподавателя сольного пения, оперных партий и ансамблей, преподавателя ритмической гимнастики, а также библиотекаря, делопроизводителя и сторожа-рассыльного4.

Среди преподавателей следует назвать О. Я. Туркину, Н. М. Кривошеину (по классу рояля), Н. Р. Попову, Е. Н. Зепало-ву, М. Б. Кусову, Е. А. Панину, С. 3. Асламазяна (виолончель), В. В. Демидову, В. А. Попова, М. С. Спасского, В. В. Станкевича, П. Т. Зепалова, А. Н. Ржаницына, К. Д. Зуева (флейта)5.

Приведем некоторые сведения о преподавателях музыкальных курсов.

Адольф Васильевич Браэр имел общее образование, среднюю специальную подготовку в Петроградской консерватории по специальности «скрипка». Стаж — 20 лет.

Сергей Захарович Асламазян также имел общее среднее образование, спецподготовку в Московской консерватории по специальности «виолончель». Стаж — 2 года.

Василий Васильевич Демидов имел специальную подготовку в Придворной капелле, специальность — «пение», «теория и гармония музыки». Стаж — 19 лет.

Владимир Александрович Попов окончил музыкальное училище в Саратове у преподавателя Гаева, один год был вольнослушателем Петроградской консерватории. Специальность — «скрипка». Стаж — 16 лет.

Елизавета Александровна Панина окончила Петроградскую гимназию, получила частное музыкальное образование по специальности «рояль». Стаж — 2 года.

Елена Николаевна Зепалова после окончания Великоустюгской гимназии и Петроградской консерватории (1916—1917 гг.) продолжала получать уроки у О. Я. Туркиной. Специальность — «рояль». Стаж — 5 лет.

Марта Борисовна Кусова окончила Великоустюгскую гимназию, два года училась в Петроградской музыкальной школе, два года брала частные уроки у профессора Николаева, полгода — у Лешба и один год у О. Я. Туркиной. Специальность — «рояль».

Надежда Михайловна Кривошеина после окончания Петроградской гимназии два года была ученицей высшего курса у профессора Петроградской консерватории Дубасова. Специальность — «рояль».

Ольга Яковлевна Туркина окончила Петроградскую гимназию и Петроградскую консерваторию на музыкальных курсах Евгения Павловича Рапгофа, два года училась в народной консерватории и полгода — в советской школе II ступени. До 20 марта 1920 года — преподаватель и помощник заведующего, затем — заведующая курсами, преподаватель рояля, теории и руководитель ансамбля6.

Для занятий на курсах имелось 8 роялей, 10 скрипок, 5 виолончелей, 6 контрабасов, 10 духовых инструментов. Обучение велось по 7 отделениям: рояль, скрипка, виолончель, хоровой класс, теория и гармония музыки, ансамбль, сольфеджио7.

Сохранилась программа курсов, написанная от руки, за подписью В. И. Харламова и О. Я. Туркиной.

Например, «по классу специальной теории» поступали лица, успешно сдавшие экзамен по элементарной теории музыки и двум курсам сольфеджио: 1-й курс: а) гармония; б) сольфеджио; 2-й курс: а) контрапункт; б) форма музыкальных сочинений; в) инструментовка; 3-й курс: а) фуга; б) инструментовка; в) практические сочинения8.

А вот как выглядела программа по «сольфеджио»:

1-й курс: 1) пение гамм с различных ступеней; 2) пение и угадывание различных интервалов и их размера; 3) пение трезвучий

и доминант с разрешением; 4) чтение с листа в скрипичном ключе примеров первоначальной и постепенной трудности; 5) легкая мелодическая ритмическая диктовка.

2-й курс: 1) чтение с листа во всех ключах; 2) пение и определение всех аккордов; 3) мелодико-ритмический диктант высшей трудности9.

Желающих записалось 400 человек, а обучалось 200 «за отсутствием необходимого количества преподавателей». Большинство составляли дети служащих.

На курсы принимались в порядке записи, предпочтение отдавалось обладающим некоторыми музыкальными понятиями и слухом10. Время приема — два раза в год: в январе и в сентябре11.

Все лица, записавшиеся на курсы, делились на две группы: учеников, посещающих, кроме основного предмета, все вспомогательные предметы по установленной программе; вольнослушателей — лиц, по своим успехам не отвечающих требованиям программы.

Для учащихся были разработаны правила из 10 пунктов. Например, пропустивший три урока без уважительных причин считался выбывшим. Испытание проводились два раза в год — перед Новым годом и в конце учебного года (от 20 мая до 1 июня)12.

Кстати, в коридорах можно было прочитать следующее объявление (может быть, стоит его и в наше время написать): «Покорнейше просят во время исполнения не входить и не выходить и не разговаривать. Выражения одобрения и неодобрения не допускаются»13.

В архиве хранится немало документов — доказательств того, как нелегко музыкальные курсы приобретали инструменты для занятий. В докладе Смородской на коллегии губоно от 12 сентября 1919 года читаем: «Слушали доклад Смородской о необходимости приобретения музыкальных инструментов: роялей, пианино и пр. и выдаче аванса на этот предмет в размере 100 000 руб.»14.

В протоколах заседаний коллегии губоно имеются сведения о покупке за 6000 рублей пианино фабрики Беккера, принадлежащего гражданке Ноготковой, пианино М. В. Левитского за 4000 рублей15. Есть документы, подтверждающие покупку пианино у Кострова за 3000 рублей «согласно произведенной оценке»16, а также «о приобретении метронома и нот от М. В. Левитского, за плату метронома — 50 руб., нот — 100 руб.»17.

Но самым трудным был вопрос о помещении для курсов. Читаем в одном из документов: «Уотнаробраз разрешает временно воспользоваться помещением 2-й школы II-й ступени для музыкальных курсов»18. Затем были две комнаты в доме Старикова на улице Заозерной. Еще в одном документе указано: «Освободить дом, принадлежавший ранее Прокопьевскому братству по ул. Красноармейской», и т. д.19

Не случайно поэтому преподаватели музыкальных курсов в 1920 году обращаются письменно в муниципальный подотдел: «Курсы не имеют своего помещения, и преподаватели вынуждены вести обучение на дому, что для них ни в коем случае не может быть обязательным. Не говоря о личных неудобствах для них... кроме того, нежелательно такое разрозненное преподавание. Просьба выделить 8 комнат»20.

Вскоре (19 марта 1920 г.) в губотдел народного образования поступило письмо за подписью девяти преподавателей школ № 1, 2, 5, 6: «Просьба предоставить для музыкальных курсов другое помещение: беспрерывная игра на инструментах, несмотря на занятия в школе, удары палкой и кулаком по клавишам, постоянные переходы курсантов, а под их видом и посторонней публики, оставляющей после себя мусор и грязь, нарушая нормальный ход школьной жизни и инструменты, находящиеся без всякого присмотра, страшно испорчены неумелым и грубым обращением и имеют крайне печальный вид»21.

Итак, наличие желающих учиться, достаточного количества преподавателей, а также инструментов, разработанных программ — все это говорило о том, что музыкально-педагогическая жизнь города была «на правильном пути».

На заседании преподавателей музыкальных курсов при Севе-ро-Двинском губнаробразе 28 ноября 1920 года было принято решение переименовать курсы в специальную музыкальную школу I и II ступеней, о чем довести до сведения губотнаробраза22. Осенью 1921 года курсы были закрыты по причине отсутствия помещения, недостатка музыкальных инструментов и нот, низкой зарплаты преподавателей. Последнее упоминание о курсах датировано концом ноября 1921 года.

* * *

В 1953 году в Великом Устюге открылась музыкальная школа. Было создано четыре класса. Приемные испытания проходили 13 сентября. В составе зачисленных по классу фортепиано оказалось 10 человек, скрипки — 4, домры — 6, баяна — 12 человек. Коллектив музыкальной школы и ее директор В. А. Буличев оказались в центре культурной жизни города. Многие из преподавателей нашли в Великом Устюге приют и возможность творческой реализации. У Василия Александровича Буличева было удивительно тонкое чутье на людей, полезных для начатого им большого дела.

 

 

Фортепианное отделение

 

В списке преподавателей отделения с 1953 года значатся 32 человека, из них 14 работают в настоящее время, а 11 из них — бывшие выпускники отделения. За годы работы фортепианного отделения было сделано 43 выпуска, это 492 выпускника, получивших основы музыкальных знаний, из них 69 впоследствии стали музыкантами. Фамилии Т. В. Лакомской, Э. А. Кирилловой, Р. И. Фрейдиной, Н. А. Грабовской, Е. С. Любимовой навсегда вписаны в историю школы 1950-х годов.

Елена Сергеевна Любимова в 1938 году закончила Вологодское музыкальное училище, с 1954 года начала педагогическую деятельность в школе. В 1955— 1958 годах возглавляла фортепианное отделение, в 1958— 1962 годах работала завучем школы. В ее классе было много перспективных учеников: Л. Амосова, Л. Фокина, Л. Костылева, Л. Слободняк, Т. Щукина, В. Попов. Некоторые из них стали музыкантами.

Поколение преподавателей 1960-х годов — это Е. М. Токарева, М. Е. Будкеева, А. М. Беленькая, Т. Н. Четверухина (Щукина), Н. Н. Беднягина (Зорина), О. И. Кувакина, Н. И. Облупина (Попова), Н. Л. Юферицина (Киселева), О. Б. Кошкова, О. И. Березина, В. А. Орлова. 15 лет заведовала фортепианным отделением Надежда Ивановна Облупина. 14 ее выпускников стали музыкантами-профессионалами.

Валентина Александровна Орлова — уроженка города Вологды, в 1956 году закончила Вологодское музыкальное училище. С 1976 по 1987 год была директором школы. О Валентине Александровне очень сложно говорить сухим языком фактов: человек она необыкновенный, отзывчивый, творческий, эмоциональный, талантливый композитор, педагог, концертмейстер.

Поколение 1970-х — это М. С. Болдырева, М. Б. Батакова, Т. В. Уварова, Т. Ф. Панова.

В 1980-х— 1990-х годах в школе появляются новые творческие силы: Н. А. Оншина, Е. В. Чернорицкая, Н. В. Колосова, Е. В. Ме-ледина, Л. Н. Ивачева, С. А. Третьякова, М. А. Нестерова, Н. Е. Шаран, Н. А. Пашинская, Е. А. Попова. Они достойно продолжают дело своих учителей.

Большинство преподавателей фортепианного отделения поет в капелле, которую возглавляет С. Б. Мачинская. Капелла — постоянный участник общегородских, юбилейных концертов, выставок художников, фестивалей духовной музыки.

Преподаватели фортепианного отделения работают концертмейстерами во всех отделениях школы. Немалая заслуга в выступлениях скрипачей, домристов, гитаристов, балалаечников и духовиков принадлежит концертмейстерам — Н. А. Оншиной, М. Б. Батаковой, С. А. Третьяковой, Е. В. Мелединой, Н. Е. Шаран.

На фортепианном отделении стало традицией выезжать с концертами. В 2002 году ребята побывали в Красноборске, а в 2003 году — в Коряжме.

«Артист года» — это еще одна традиция фортепианного отделения. Самым популярным учащимся года, многократно выступающим на сцене, вручают призы, грамоты, а в конце года эти ученики дают общий концерт. Таких «артистов» в 2002 году было 17!

Фортепианное отделение поддерживает тесную связь с композитором из города Кургана Игорем Алексеевичем Парфеновым. Свидетельством этой дружбы являются присланные им ноты, видеокассеты. Ну и, конечно, ежегодное участие в конкурсах пианистов — это тоже яркая характеристика деятельности фортепианного отделения.

Самой «титулованной» пианисткой является Маша Третьякова. Несмотря на свой юный возраст, она уже участвовала в девяти сложнейших конкурсах областного и международного уровней, в восьми из них стала лауреатом.

Фортепианное отделение с момента первого выпуска учащихся дало сотням своих воспитанников начальное музыкальное образование, «путевки» в музыкальные училища Вологды, Сыктывкара, Москвы, Ижевска, Ярославля, Архангельска.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.