Г. 18 декабря. Из отчета о посещении наблюдателем Феодосием Кузне-цовым Городецкой Михайло-Архангельской церковноприходской школы — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Г. 18 декабря. Из отчета о посещении наблюдателем Феодосием Кузне-цовым Городецкой Михайло-Архангельской церковноприходской школы

2020-12-27 79
Г. 18 декабря. Из отчета о посещении наблюдателем Феодосием Кузне-цовым Городецкой Михайло-Архангельской церковноприходской школы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 «...В Городецкой школе ученики делятся на три группы: в старшей группе — 9 человек, в средней — 13 и в младшей — 13. Учение началось в младшей группе 18 сентября<...> и с остальными — с 3 октября. В 16 число ноября в школе были все 35 учеников. При проверке знаний учеников этой школы в пройденном оказалось, что по Закону Божию к 16 ноября со старшими повторена история Вет-х[ого] Завета и из истории Нов[ого] Завета пройдено до истории «Преображение Господне»; со средней — из истории Ветх[ого] Завета до вступления евреев в Ханаанскую землю. Пройденное ученики знают хорошо. Младшие, слушавшие со средними объяснение из истории Ветхого Завета, по вопросам из пройденного отвечают порядочно и сознательно. По церковнославянской грамоте при мне читали: старшие — из Евангелия от Матфея с переводом на русский язык хорошо, средние — из учебного часослова псалмы третьего часа, 7 учеников читают хорошо и 6 — посредственно. По русскому языку старшие читали по книжке Радонежского ст[атью] «Страшное место в селе» хорошо и прочитанное рассказали своими словами; средние — из кн[иги] «В школе и дома» ст[атью] «Архиерей и разбойник», 16 учеников читают хорошо и 3 — плохо; младшие по букварю Лубенца читали 20[-й] урок, из них отсталых нет. Для проверки успехов в арифметике и правописании были даны ученикам старшей и средней групп письменные работы. По арифметике старшим ученикам была дана каждому особая из решенных задач по задачнику Гольденберга, и из 9 учеников правильно решили 3; впрочем, правильно считать, т. е. слагать, вычитать, умножать и делить, все эти ученики умеют. Средним были даны примеры в скобках в пределе первой сотни, из 13 уч[еников] умеют делать вычисления только 4, 7 учеников — решения с враньем и 2 — совсем ничего не сделали. Из старших — 4 ученика диктовку написали без ошибок, 3 — без грубых ошибок и 2 со множеством груб[ых] ошибок. Средние вообще написали диктовку незавидно; 4 ученика — без грубых ошибок, 7 — с очень грубыми ошибками (с пропуском букв и целых слогов или, напр[имер], такими: «позлать» вм[есто] «послать», «долковать» вм[есто] «толковать», «еко» вм[есто] «его» и т. п.) и 2 написали так, что ничего не разберешь. Некоторые младшие ученики решали при мне на классной доске примеры в скобках в пределе первого десятка <...>.

Наблюдатель IV окр[уга] церковноприходских школ, священник Феодосии Кузнецов».

ВУФ ГАВО. Ф. 58. Оп. 1. Д. 8. Л. 888-890.

Приложение 2

Отчет учительницы 2-й советской школы в дер[евне] Полутово Пятницкой волости Е. Лебедевой за 1919/20 учебный год

«... 2. Школа обслуживает район в 5 деревень: Тучегорье, Полутово. 1-е и 2-е Адовское и Демьяново, сюда же относится еще деревня Сватково, но дети из нее учатся в 1-й школе, так как на дороге во 2-ю школу есть болото. Посещают 1-ю школу еще 4 мальчика из деревни Демьянова: они учатся в 4-й группе, так как во 2-й школе только 3 группы, в ней 47 учащихся (37 мальчиков и 10 дево-чек), остается за стенами школы еще 24 человека детей школьного возраста, из них — 4 мальчика и 20 девочек. Девочки необходимы дома как няньки, а мальчики не учатся за неимением одежды и обуви.

3. Учебный год начался 15 сентября и продолжался до 15 мая с перерывами: со 2-го декабря по 9-е — по поводу испанки среди учеников и с 17-го по 24-е марта — по случаю переписи неграмотного и трудового населения, еще с 20-го по 23 апреля — по случаю весеннего половодья, затрудняющего посещение шко лы. Всего учебных дней было 159.

4. Учительница окончила курс епархиального училища, на должности состоит 28 лет, вдова фельдшера, член союза работников просвещения и социалистической культуры.

5. С целью пополнить свои знания посещала курсы по трудовой школе в Устюге летом 1919 года.

6. При занятиях в школе применялся трудовой метод. Так, чтение сопровождалось зарисовыванием, вырезыванием, лепкой. Были экскурсии с детьми на реку, луг, в лес, на фабрику. Применялся и физический труд. В огороде дети копали гряды, ухаживали за овощами, осенью выбирали картофель, варили из него общее кушанье.

Родители сочувственно относятся к физическому труду учащихся в школе, и учащиеся исполняют работы охотно и усердно.

7. Ученики сами следили за чистотой в классе. Были выбраны отдельные комиссии, которым поручалось: одной — заведование книгами, другой — письменными принадлежностями, третья следила за порядком в классе. Особая комиссия развешивала хлеб и отпускала продукты для приварка, а также вела запись отпущенному. Председатель школьного Совета гражданин деревни Полуто-ва Симон Семенов Тельтевский принимал участие в школьной жизни, заботился об огороде в отсутствие учительницы.

8. Финансирование школы. На жалованье учительнице идет 2690 руб. в месяц. На отопление за 6 саж. дров по 1000 руб. саж. и по 1200 р[уб.] 3 саж., всего 9600 рублей, на освещение — 40 рублей, сторожихе по 300 р[уб.] в месяц жалованье, на канцелярские принадлежности — 200 рублей, на педагогическую библиотеку — 34 руб. 15 коп., на учебники — 64 руб. 80 коп. На выдачу денежных пособий учащимся — 4500 рублей. На муку для печения хлеба ученикам — 1589 руб., на горячие завтраки — 33 ф[унта] пшена, 1 п[уд] 10 ф[унтов] сахарного песку и 1 п[уд] 26 ф[унтов] соли.

9. Ночлежного приюта для детей при школе нет.

10. Учебников, годных к употреблению, при школе имеется до 100 экземпляров, наглядных пособий — 36 названий, книг педагогической библиотеки — 49. Бумаги, чернил, перьев и карандашей совсем нет, инструментов для ведения трудовых процессов тоже нет. Дров при школе остается 2 сажени.

11. Необходимо на следующий учебный год иметь для отопления школы 20 саж[еней] дров, 10 ф[унтов] керосина в месяц и земли прибавить для огорода до 1/2 десят[ины]. В настоящее время земли имеется 48 кв[адратных] сажен.

12. Сторожиха при школе исполняет следующие работы: топит печи, моет полы и метет и ходит иногда на почту.

13. Бедных учеников нужно снабжать теплой одеждой и обувью. Горячие завтраки необходимы. Их было очень мало, так как Устюгский районный отдел отпустил всего 33 фунта пшена, и ученики питались кашей 2 недели, а сахарный песок в количестве 1 п[уда] 10 фунтов выпили с ячменным кофе, ячмень приносили сами учащиеся.

Необходимо при школе иметь отдельную кухню, так как кухня вместе с хозяевами не всегда бывает свободна.

14. В настоящем году никто из медицинского персонала не посетил школу, несмотря на приглашение во время эпидемии. Один ученик умер в испанке.

15. Учительнице часто приходилось терпеть голод, так как хлебный паек 2 0 ф[унтов] приходилось иногда получать в конце месяца, и то после неоднократ-ного обращения в волостной исполком».

ВУФ ГАВО. Ф. Р-187. Оп. 1. Д. 106. Л. 32-33 об. (сохранен стиль автора).

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Подробно об открытии Великоустюгского епархиального женского училища см.: ВЕВ. 1888. № 23. С. 475-491. С 1889 г. в ВЕВ публиковались годовые отчеты о деятельности училища. Интересный материал об училище и его начальнице содержится в статье В. Шляпина (Ш л я п и н В. П. Мои ближайшие родные (Вступление и публикация Г. Н. Чебыкиной) // Великий Устюг: Краеведческий альманах. Вып. 1. Вологда, 1995. С. 157-179).

2 Журналы очередного Великоустюгского уездного земского собрания сессии 1891 г. и чрезвычайного 28 декабря, отчет за 1890 г. В. Устюг, 1892. С. 235.

3 ВУФ ГАВО. Ф. 6. Оп. 1. Д. 760. Л. 316-316 об.

4 Журналы XXVIII очередного Устюгского уездного земского собрания сессии 1897 и чрезвычайного 30 декабря того же года, с приложениями к оным. Вологда, 1898. С. 233.

5 ВУФ ГАВО. Ф. 267. Оп. 1. Д. 7. Л. 4.

6 Там же. Д. 9. Л. 13.

7 ВЕВ. 1899. № 3. С. 1.

8. ВУФ ГАВО. Ф. 58. Оп. 1. Д. 13. Л. 30 об.

9 Там же. Ф. 267. Оп. 1. Д. 33. Л. 216-217 об.

10 Там же. Д. 44. Л. 150 об. - 151.

11 Там же. Д. 33. Л. 410.

12 ВЕВ. 1905. № 22. С. 316.

13 ВУФ ГАВО. Ф. 267. Оп. 1. Д. 67. Л. 17.

14 Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX в. М., 1991. С. 53.

15 ВУФ ГАВО. Ф. 262. Оп. 1. Д. 194. Л. 62 об.

16 Там же. Ф. Р-187. Оп. 1. Д. 108. А. 22-23 об.

17 Там же. Ф. 14. Оп. 1. Д. 117. Л. 25.

18 Там же. Ф. 262. Оп. 1. Д. 258. Л. 50.

19 Там же. Ф. Р-27. Оп. 1. Д. 425. Л. 209.

20 Слово «шкраб» часто встречается в документах за 1922 г. (ВУФ ГАВО. Ф. Р-27. Оп. 1).

21 ВУФ ГАВО. Ф. Р-187. Оп. 1. Д. 106. Л. 79.

22 Там же. Ф. Р-27. Оп. 1. Д. 30. Л. 6-7.

23 Там же. Д. 161. Л. 218 об.

24 Там же. Д. 30. Л. 18.

25 Там же. Ф. Р-187. Оп. 1. Д. 106. Л. 33, 33 об.

26 Там же. Ф. Р-27. Оп. 1. Д. 407. Л. 28-28 об.

27 Там же. Ф. Р-187. Оп. 1. Д. 110. Л. 5 об.

28 Искренне благодарю секретаря Приводинской поселковой администрации Поспелову Брониславу Васильевну, которая помогла мне найти эту женщину.

 

QQQ

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.