Православная община Великого Устюга в 1960-е - 1980-е годы — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Православная община Великого Устюга в 1960-е - 1980-е годы

2020-12-27 79
Православная община Великого Устюга в 1960-е - 1980-е годы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Великий Устюг всегда оставался городом Европейского Севера, отличавшимся высокой степенью религиозности населения. Не случайно и титул управляющего епархией, вернувшийся в 1964 году, звучит как «епископ Вологодский и Великоустюжский»1. При относительно небольшом количестве жителей в начале XX века в городе насчитывалось до 40 православных приходов. В период с конца 1940-х до конца 1980-х годов действовал единственный приход — Прокопьевская церковь (до 1964 г.), а затем Стефа-новская (кладбищенская) церковь. Данный приход находился в окружении пяти «бесцерковных» районов Вологодской области (Бабушкинского, Никольского, Нюксенского, Тарногского, Кич-менгско-Городецкого), жители которых также посещали церковь Великого Устюга. Таким образом, лишь условно можно говорить о городской православной общине в традиционном понимании.

Несмотря на высокую активность верующих и финансовую стабильность прихода, в начале 1960-х годов в общине сложилась кризисная ситуация. Наряду с двумя затухающими приходами Вологодской епархии (Николо-Ламанской церковью Вологодского района и Успено-Чернецкой церковью Грязовецкого района) Прокопьевская церковь попадала под закрытие на вполне законных основаниях. В Вологодском обкоме КПСС в 1964 году открыто ставилась задача: «с помощью общественности подготовить условия» для закрытия трех указанных приходов. Прокопьевская церковь «расположена по соседству с госпиталем инвалидов Отечественной войны, детской спортивной школой... что отрицательно сказывается на нормальной деятельности этих учреждений», — гласило выступление секретаря обкома партии2. Проблема разрешилась путем обмена церковных зданий. Община на основании постановления от 8 января 1964 года «О церковном здании общины верующих г. Великого Устюга» получила Стефановскую церковь, расположенную на кладбище. Прокопьевскую церковь предлагалось освободить и в срок до 1 мая передать горкомхозу. Верующие протестовали против данного решения и обращались даже в Совет Министров СССР3, но из личной канцелярии Н. С. Хрущева пришел ответ от 16 марта 1964 года за № 339, в котором сообщалось, что в данном случае «не усмотрено притеснение верующих, так как им предоставлен другой храм»4. Впоследствии местные власти выражали недовольство по поводу размещения прихода на городском кладбище, поскольку это стимулировало рост количества отпеваний, но попыток закрыть храм, судя по документам, не предпринимали.

По официальной статистике доходов и расходов по Вологодской епархии приход представляется процветающим. Его ежегодный доход составлял 15—17 процентов поступлений денежных средств от общих доходов епархии. Основную часть денежных поступлений (от 2/3 до 3/4) в приходскую кассу составляли средства от продажи предметов культа, прежде всего свечей. В 1960-е годы чиновниками проводились мероприятия, направленные на снижение доходов церкви. Например, городская комиссия по соблюдению законодательства о религиозных культах предложила церковному совету рассмотреть вопрос о снижении цен на свечи5.

Другим распространенным механизмом, ослабляющим финансовое состояние прихода, были отчисления в патриотические фонды (Фонд мира и Фонд охраны памятников истории и культуры). Доля ежегодных денежных взносов в данные фонды составляла до 1/3 общего дохода Стефановской церкви (см. табл. 1), но, несмотря на это, приход оставался, по выражению чиновников, «прибыльным предприятием».

Отчасти доходность зависела от количества совершенных в храме и вне его православных обрядов. Расшифровку доходов за проведение различных треб в 1970 году можно увидеть в таблице 5. Наиболее распространенными обрядами являлись крещение, венчание и отпевание. После спада обрядности в начале 1960-х годов с 1965 по 1985 год в Стефановской церкви крестилось 300 — 450 человек ежегодно (треть от числа родившихся). Показатели по отпеваниям также оставались стабильными (см. табл. 1). Почти половина умерших, по данным горисполкома, отпевалась в церкви6, а с заочными отпеваниями это число превышало 90 процентов7. По ряду причин количество совершенных венчаний практически сошло на нет. Данный обряд потеснила торжественная регистрация брака в органах ЗАГСа, которая к 1980 году охватывала более 80 процентов молодоженов8.

Однако следует учитывать, что 30 — 40 процентов окрестившихся в Стефановской церкви были жителями прочих районов Вологодской области и других регионов страны. Подобный учет велся с начала 1970-х до середины 1980-х годов и отражен в таблице 2. Преобладали жители Архангельской и Мурманской областей, Коми АССР. Это является проявлением распространенной в те годы практики совершать религиозные обряды вдали от места жительства и работы (учебы). Крайне незначительное число приходов в северном регионе (в Мурманской области — 2, в Коми АССР — 3) в совокупности с боязнью репрессий по месту жительства являлось предпосылкой массовых крещений в церкви Великого Устюга. Аналогичной была ситуация в «бесцерковных» районах Вологодской области, жители которых удовлетворяли религиозные потребности в ближайших православных храмах. Большая часть верующих приезжала из соседних районов — Кичменгско-Горо-децкого, Нюксенского и Никольского (см. табл. 3).

Уровень религиозности горожан неоднократно обследовался. Наибольшая прослойка религиозно настроенных устюжан обнаружена в районах так называемой «горы» и второй части города, меньшая — в центре и за парком9. Высокий уровень религиозности жителей города подтверждается в отчетах, где указано число лиц (до двух тысяч человек), посещавших церковь в дни православных праздников10. В другой справке11 отмечается, что церковь «наполняется до предела». Хотя 90 процентов посещавших церковь — лица преклонного возраста (как правило, женщины), их количество не имеет тенденции к снижению12.

Обследования религиозности проводились на предприятиях и в учебных заведениях города. Доля работников, посещавших церковь, в ряде подразделений комбината бытового обслуживания (КБО) доходила до 20 и более процентов (см. табл. 4). По итогам анализа данных обследования КБО чиновниками сделано заключение, что «подобное явление свойственно городу в целом»13. Выводы из результатов обследования учебных заведений и промышленных предприятий для чиновников были неутешительными: более 30 процентов студентов медицинского училища не являлись убежденными атеистами, более 60 процентов опрошенных работников крупных предприятий считали, что религия не приносит вреда советскому обществу14. В отчетах с сожалением


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.