Все реформы имели своей целью в первую очередь укрепление мощи государства. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Все реформы имели своей целью в первую очередь укрепление мощи государства.

2020-12-27 77
Все реформы имели своей целью в первую очередь укрепление мощи государства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В конце 50-х годов царь посчитал, что реформы не только не укрепили его власть, но «всех бояр начали в самовольство приводити». Иван 4, окрепнув как человек и политик, жаждал немедленной самодержавной власти, его не устраивали ни темпы преобразований, ни их результаты, которые, по его мнению, не устраняли прав боярской Думы к подлинному его самовластию. Он порывает с Избранной радой. Причиной его разрыва с избранной радой стали также:

- самостоятельность взглядов Адашева и Сильвестра, обвиненных Иваном 4 в том, что они фактически руководили страной;

- разногласия по внешнеполитическим вопросам;

В итоге царь наложил «опалы» на своих старых советников. Сильвестр был сослан в Соловецкий монастырь, а Адашев умер в тюрьме. Так закончился первый период правления Ивана 4.

Закрепление изученного материала:

  1. Составьте 5 тестовых заданий по материалу лекции и параграфа;
  2. Составить синквейн.

 

Домашнее задание: параграф 25, вопросы к параграфу, подготовить сообщения на тему: «Опричнина. Смысл политики». Подумать над вопросом о неизбежности опричнины.

 

Урок № 2.

Тема: Внешняя политика Ивана 4.

Тип урока: лабораторная работа с текстом параграфа учебника.

Цели: самостоятельное изучение учащимися нового материала по тексту учебника; развивать умения анализировать учебный текст, формулировать собственные суждения и аргументировать их, формирование опыта гражданского поведения учащихся на примере деятельности исторических деятелей.

Оборудование: учебник, рабочий лист с заданиями на каждого ученика.

План: 1) Восточная политика;

2) Освоение Сибири; 3) Ливонская война;

4) Выводы.

                      Рабочий лист.

1.Восточная политика:

Основная задача
А)

                                                                     

 

Б) Заполните схему:

 

(Необходимо указать годы, основные события, итоги, значение).

Выпишите названия других городов, присоединенных Иваном 4.
В)

Покорение Сибирского ханства.

Причина и необходимость походов
А)

                                                                             - 

 

Б) Выпишите основные даты походов, события, персоналии, итоги.

В) Значение присоединения Сибири к России.

Ливонская война.

А) Причина войны-

Б) Предпосылки к войне-

В) Заполните таблицу «Ход Ливонской войны»:

 

Даты   События Итоги Значение  

4)* На примере восточной политики Ивана 4 покажите, что внутренняя политика во многом определяет политику внешнюю.

Каковы общие итоги внешней политики Ивана 4? Какие цели были достигнуты, а какие нет?

Задания № 1-3 – базовый уровень (на «4»).

Задание № 4 – повышенной сложности.

 

                                          

Урок №3.

Тема: Политика опричнины.

Цели: охарактеризовать 2 этап правления Ивана Грозного как реакционный; Формирование умений анализировать исторические концепции, отстаивать свое мнение.

Тип урока: изучение новой темы.

Оборудование: карта, учебник, копии документов, компьютерная презентация, словари.

План: 1. Сущность опричнины в оценках историков;

      2. Предпосылки опричнины;

      3. События опричного периода;

      4. Последствия опричнины.

1. Сущность опричнины в оценках историков. ( Объяснение учителя, работа с историческим словарем, анализ высказываний историков об опричнине по документам и тексту параграфа учебника).

Что такое опричнина? (работа со словарем).

Политика опричнины, вылившаяся в массовый террор, который обрушился на различные слои русского общества, вызывала и до сих пор вызывает недоумение у исследователей.

 

Как оценивают политику опричнины историки?

Задание: работая с текстом учебника и копиями документов, заполните таблицу:

«Сущность опричнины в оценках историков».

Историк концепция
С.Ф. Платонов  
С.М. Соловьев  
В.О. Ключевский  
Н.М. Карамзин  
А.А. Зимин,  Р.Г. Скрынников  
С.А. Нефедов  
В.Б. Кобрин  

  Подумайте, почему среди ученых нет единого мнения, какая концепция вам кажется наиболее верной и почему?

2. Предпосылки опричнины. (Объяснение учителя, ученики записывают предпосылки опричнины).

 

1.Стремление Ивана 4 к неограниченному самовластию.

2. Ухудшение обстановки в стране в связи с Ливонской войной.

3. Стремление власти спасти свой авторитет.

4. Религиозные представления царя и народа.

4. Личные качества царя.

(проверка выполнения задания).

3. События опричного периода (Объяснение учителя, работа со схемой, картой, слайдом презентации, сообщением ученика, текстом параграфа).

 

 

Условия
  1. Разделение страны на земщину и опричнину;
  2. Право царя бесконтрольно распоряжаться жизнью людей;
  3. Предоставление земщиной 100 тыс. рублей на обустройство опричнины.

Сообщение ученика «Психология опричного войска» (дополнительный материал).

 

Задание: работая с текстом параграфа №27, составьте хронологию событий опричнины ( Проверка выполнения задания).

4.Последствия опричнины. (Беседа с учащимися о последствиях опричнины, дополнение их ответов текстом параграфа):

 

  1. Опричнина ослабила центральную власть в стране;
  2. Террор не привел к уничтожению боярства, произошли только персональные изменения;
  3. Затяжной экономический кризис;
  4. Закрепощение крестьян;
  5. Глубокий духовный кризис русского общества.

Закончился 2 период правления Ивана 4, за который он и получил прозвище Грозный.

 

Закрепление материала: Вернуться к таблице: «Сущность опричнины глазами историков». Чья точка зрения кажется вам наиболее объективной?

Аргументируйте свой ответ.

 

Домашнее задание: повторить параграфы подготовиться к практической работе.

                                                   

Урок №4.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.