Оценочно-результативный раздел — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Оценочно-результативный раздел

2020-12-27 95
Оценочно-результативный раздел 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

«КОРРЕКЦИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ»

(в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи)

 

срок реализации программы: 2 года

 

 

категория детей с ОВЗ:

 - дети с общим недоразвитием речи 5 – 7 лет

 

Разработала: учитель-логопед: Захарова Ольга Александровна

 

 

 

__________________________________________________________________

Содержание

Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………4

1.1.1. Цели и задачи реализации программы……………………………….4

1.1.2. Нормативно-правовая основа программы………………………….4

1.1.3. Принципы и подходы к формированию программы……………….6

1.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы………………7

1.2.1. Требования Стандарта к целевым ориентирам с учетом

возрастных возможностей и индивидуальных различий детей………...7

1.2.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы «Коррекция общего недоразвития речи»……………………………………7

1.3. Особенности развития детей с ОВЗ………………………………………10

1.3.1. Характеристика детей с I уровнем развития речи……………..10

1.3.2. Характеристика детей со II уровнем развития речи…………..11

1.3.3. Характеристика детей с III уровнем развития речи…………...12

1.3.4. Характеристика детей с IV уровнем развития речи……………14

Содержательный раздел

2.1.Основные задачи обучения……………………………………………………….17

              2.1.1. Задачи по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, ОНР II - III уровня (I год обучения)……………………………………………………..17

2.1.2. Задачи по развитию речи детей в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, ОНР III – IV уровня (II год обучения)……………...22

2.1.3. Задачи развития речи детей 5 – 6 лет и пути их реализации в семье……………………………………………………………………………….29

2.1.4. Задачи развития речи детей 6 – 7 лет и пути их реализации в семье……………………………………………………………………………….32

2.2.Учебный план коррекционно-развивающей логопедической работы……34

2.3. Календарно – тематический план. План подгрупповой работы………..37

2.4.Формы, методы, технологии и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников,

специфики их образовательных потребностей………………………………….38

    2.5. Формы и направления взаимодействия с коллегами и семьями

     воспитанников…………………………………………………………………….42

Организационный раздел

3.1. Особенности организации коррекционно – образовательного

Процесса………………………………………………………………………….46

3.2. Программно-методическое обеспечение коррекционного обучения…..47

3.3. Особенности организации предметно – пространственной среды…..48

3.4. Описание материально – технического обеспечения программы……..56

Оценочно-результативный раздел

4.1. Диагностика успешности в освоении коррекционной логопедической программы……………………………………………………………………….57

4.1.1. Задачи диагностики речевого развития……………………………57

4.1.2. Форма проведения диагностики……………………………………..57

4.1.3. Методика проведения диагностики………………………………...58

5. Приложения

5.1. Приложение 1. Календарно-тематическое планирование в старшей логопедической группе

5.2. Приложение 2. Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе логопедической группе

5.3. Приложение 3. Примерный план подгрупповой работы в старшей группе

5.4. Приложение 4. Примерный план подгрупповой работы в подготовительной к школе группе

5.5. Приложение 5. Взаимодействие педагогов и родителей

5.6. Приложение 6. Модели взаимодействия педагогов и родителей

5.7. Приложение 7. Карты взаимодействия

5.8. Приложение 8. Табель посещаемости

5.9. Приложение 9. План индивидуальной работы с ребенком

5.10. Приложение 10. Речевые карты

5.11. Перспективный план работы


Целевой раздел

Пояснительная записка

Цели и задачи реализации программы

Целью данной Программы является определение системы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в возрасте 4-7 лет, предусматривающей интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей детей с общим недоразвитием речи.

Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи, учитывает закономерности развития детской речи в норме. Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.

Срок хранения рабочей программы 3 года.

Планируемые результаты освоения рабочей программы

1.2.1. Требования Стандарта к целевым ориентирам с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий детей (см. ООП МКДОУ «Уйский детский сад №3 «Березка»).

Результаты освоения рабочей программы «Преодоление общего недоразвития речи»

Содержательный раздел

2.1. Основные задачи обучения [10]

2.1.1. Задачи по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, ОНР III уровня (I год обучения) I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) I Формирование произносительной стороны речи · Вырабатывать четкие, координированные движения органов речевого аппарата. · Обучать короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плеч), спокойному и плавному выдоху (не надувая щек). · Работать над постановкой диафрагмального дыхания. · Развивать мягкую атаку голоса. Вырабатывать у детей умение пользоваться громким и тихим голосом. · Уточнить произношение гласных звуков и наиболее легких согласных звуков [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м'], [н], [н'], [п], [п'], [б], [б'], [т], [т'], [ф], [ф'], [м], [м'], [в], [в']; способствовать вызыванию отсутствующих в произношении звуков и первоначальное закрепление из на уровне слогов, слов, предложений. · Работать над слоговой структурой слова (индивидуально, на материале правильно произносимых ребенком звуках): над двусложными словами с прямыми слогами (вата, мама); над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост); над двусложными словами без стечения согласных (муха, домик); над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек). · Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков. II Подготовка ковладению элементарными навыками письма и чтения · Способствовать формированию фонематического восприятия, слуховой памяти, слухового внимания, зрительного восприятия, зрительной памяти. · Развивать способность узнавать и различать неречевые звуки. · Дать представление о гласном и согласном звуках, их различии. · Различать на слух гласные и согласные звуки · Учить выделять заданный звук из ряда звуков, слышать слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие звука в слоге. · Учить выделять первый ударный гласный звук, подбирать слова на гласные звуки. · Запоминать и воспроизводить сочетания из 2-3 гласных звуков (ауи), определять количество звуков и их последовательность (какой звук по порядку: первый, второй или третий?) · Учить анализировать звукосочетания: [ау], [уа, [иа], [аи], [ао], [оа], [уи], [иу], [ои], [ио]. III Формирование лексико-грамматических средств языка · Учить детей вслушиваться в обращенную речь. · Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов. · Учить преобразовывать существительные единственного числа во множественное число; глаголы единственного и множественного числа настоящего времени в глаголы прошедшего времени. · Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (спи – спит, спят, спали, спала). · Учить согласовывать притяжательные местоимения «мой - моя», «моё» с существительными мужского и женского рода; · Учить использовать в самостоятельной речи существительные в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия). · Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. · Учить образовывать глаголы с помощью приставок (на-,по-,вы-) IV Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи · Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи. · Закрепить навык составления простых предложений (сущ.им.п. + согласованный глагол + прямое дополнение; сущ. им.п. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах). · Формировать навык составления короткого рассказа. · Обучать детей умению задавать вопросы и отвечать на них простым предложением. · Обучать пересказу небольших рассказов и сказок (по вопросам, демонстрации действий, по моделям). · Обучать составлению описательных рассказов (по вопросам, моделям, по картинке) на материале лексической темы периода. Лексические темы: «Урожай. Овощи. Огород. Хлеб», «Краски осени. Фрукты. Сад. Продукты питания», «Животный мир. Домашние птицы и животные», «Я – человек. Части тела. Умывальные принадлежности. Головные уборы», «Народная культура и традиции. Посуда. Этикет», «Одежда. Обувь», «День Единства. Мой край – Урал. Столица - Москва», «Осенины», «Кто как готовится к зиме. Дикие животные» «Моя семья. Профессии родителей. День матери».

 

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

· Знакомить с гласными буквами а, у, о, и, ы, э; с согласными м, п, т, к, б.

· Учить складывать из букв разрезной азбуки слоги типа па, му, ту, а также простые односложные слова типа тук, мак.

· Учить по количеству хлопков придумывать слово, по заданно­му слогу придумать целое слово, добавить недостающий слог, чтобы получилось двух-, трехсложное слово, отобрать картинки, в названии которых имеется 1, 2, 3 слога. По мере знакомства с буквами эти слоги выписываются детьми в схему слова.

· Учить, что каждый слог содержит гласный звук, а в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

· Упражнять в преобра­зовании слов путем замены, перестановки, добавления звуков. При этом подчеркивается необходимость осмысленного чте­ния.

· Продолжать развивать оптико-пространственные ориентировки.

· Совершенствовать графо - моторные навыки.

· Закреплять понятия, характеризующие звуки: «глухой», «звонкий», «твердый», «мягкий»; ввести новое понятие «ударный гласный звук».

· Закреплять графические и оптико-пространственные признаки изученных букв, формировать навыки их дифференциации.

· Продолжать формировать навыки деления слова на слоги.

· Формировать операции звуко - слогового анализа и синтеза на основе наглядно-графических схем слов (например: вата, кот).

· Вводить изученные буквы в наглядно-графическую схему слова.

· Обучать чтению слогов, слов аналитико-синтетическим способом.

· Формировать навыки написания слогов, слов (например: лапа).

· Знакомить со словами более сложной слоговой структуры (шапка, кошка),учить их анализировать, выкладывать из букв разрезной азбуки.

· Формировать навыки преобразования слогов, слов с помощью замены букв, удаления или добавления буквы (му — пу, мушка, пушка, кол — укол и т. д.).

· Учить определять количество слов в предложении, их последовательность.

· Учить выкладывать из букв разрезной азбуки и читать небольшие предложения.

· Формировать навык беглого, сознательного, послогового чтения
коротких текстов.

Лексические темы:

«Здравствуй, зимушка – зима! Зимние забавы», «Профессии. Инструменты», «Зимующие птицы», «Новогодний калейдоскоп», «Мой дом. Виды домов. Мебель», «Электробытовые приборы. Азбука безопасности», «Транспорт. Азбука безопасности. Правила дорожного движения», «Животные севера», «День защитников Отечества», «Животные жарких стран».

 

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

· Знакомить с согласными буквами с, з, ш, л.

· Звуко – слоговой анализ и синтез слов, берутся односложные слова со стечени­ем согласных типа стол, шарф, двухсложные слова со стече­нием согласных в середине слова (кошка), в начале (стакан), а затем трехсложные слова типа панама, капуста, стаканы.

· Учить вставлять пропущенные буквы в напечатан­ных карточках, читать слоги в специально вставленных лентах-полосках, составлять из этих слогов слова, слитно их чи­тать, объясняя смысл прочитанного.

·  Упражнять в преобразова­нии слогов в слово: кошкошкола.

Лексические темы:

«Международный женский день 8 Марта. Женские профессии», «Пища. Продукты питания», «Весна шагает по планете», «Быть здоровыми хотим (органы чувств: опыты на обоняние, осязание и тд.). Спорт», «День смеха. Волшебница вода. Обитатели морей и океанов», «Космос. Приведем планету в порядок», «Пасха. Встречаем птиц», «Насекомые. Книжкина неделя», «Праздник весны и труда. Сельскохозяйственные работы», «День Победы».

 

 

Упражняйте ребенка в правильном использовании ударений в словах. Проводя игры типа «Так и не так» – взрослый произносит слова или словосочетания, сочетая правильное и неправильное использование ударений, а ребенок слушает и поправляет взрослого, произнося слово (словосочетание) с правильным ударением.

Сочинять со своим ребенком сказочки и рассказики, придерживаясь структуры текста (зачин – с чего начинается сказка; средняя часть – какие события и в какой последовательности разворачиваются; концовка – чем все закончилось). Особое внимание уделить определению (выбору) главной темы текста (высказывания), которой подчинены все структурные части повествования.

Помогать преодолевать ошибки при формировании правильного словопроизношения (перестановка и уподобление звуков и слогов; сокращение слов; неправильная расстановка ударений; искаженное произнесение слов и пр.). Упражнять в правильной постановке ударения при произнесении слов. Знакомить с орфоэпическими правилами переноса ударения с одной части слова на другую.

Для развития словаря ребенка необходимо в разговор с ним вставлять слова, незнакомые для него, и давать им объяснение. Слова эти не должны быть оторваны от ситуации, от темы разговора. Они должны соответствовать контексту, тогда они будут понятны и «попадут» в пассивный словарь ребенка. При неоднократном слушании этих слов, они перейдут в активный словарь.

Предлагать речевые игры типа «Дружная семейка» (Я буду называть (показывать картинки) слова, а ты ответь, какие из них относятся к семейке слова «плоды»). «Копилка» (Давай соберем слова (картинки), которые можно назвать одним словом «вещи»).

Использовать в общении с ребенком речевые игры: «Найди слово по смыслу похожее на мое» – игровое упражнение на расширение синонимичного ряда; «Наоборот» – игровое упражнение на расширение антонимов (существительные, прилагательные, глаголы).

Активно использовать в своей речи слова с переносным значением. Предлагать ребенку игровое упражнение «Объяснялки» (Объясни, как ты понимаешь высказывание – золотые руки, светлая голова, черные мысли и т.п.). Обсуждать с ребенком речевые ситуации, где уместно употребление различных слов с переносным значением.

Закреплять осознанное отношение ребенка к ведению диалога. Продолжать формировать и закреплять культуру речевого поведения в разных ситуациях. Поощрять попытки ребенка сочинять сказки и рассказы. Следить за соблюдением правил составления связных текстов.

Упражнять в составлении элементарных описаний (посредством перечисления предметов, признаков и т.п.) через игровые упражнения типа «Наряды для Золушки» (описание фасонов одежды), «Машины будущего» (описание моделей), «Комнаты разных героев» (описание интерьеров) – комнаты в Кошкином доме, комната Мальвины, интерьер Заюшкиной избушки и т.п.

Продолжать подготовку к полноценному освоению письменных форм речи (чтению и письму).

Вид НОД

I период

II период

III период

Количество НОД

в неделю

В месяц

в неделю

В месяц

в неделю в месяц средняя группа · Развитие понимания речи. Активизация речевой деятельности, развитие фонематического слуха, слоговой структуры слова · Развитие произносительной стороны речи · Развитие лексико - грамматических средств языка · Развитие самостоятельной фразовой речи 1     1   1

4

 

 

4

 

4

  1   1   1

 

4

 

4

 

4

    старшая группа · формирование произносительной стороны речи, подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения · формирование лексико- грамматических средств языка и развитие связной речи   2   2

 

8

 

8

  2   2

 

8

 

8

  2   2   8   8 подготовительная группа · формирование звукопроизношения · формирование лексико- грамматических средств языка и развитие связной речи · обучение элементам грамоты   2   2   -

 

8

 

8

 

-

  1   2   1

 

4

 

8

 

4

  1   2   1       4   8   4                    

Индивидуальные (подгрупповые) логопедические занятия по формированию звукопроизношения проводятся ежедневно в соответствии с регламентом и циклограммой учителя – логопеда, направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию, дифференциацию, развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение, расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий, развитие связной речи. Последовательность работы определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

2.3. Календарно-тематический план работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (см. Приложения 1; 2).

Приложение 1

Примерный календарно-тематический план работы в старшей группекомпенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Приложение 2

Примерный календарно-тематический план работы в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Планирование работы предусматривает поэтапность коррекционно-развивающей работы в средней, старшей, подготовительной группах, комплексность педагогического воздействия, направленного на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития, предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речи дошкольников.

«…комплексно-тематическое планирование следует рассматривать как примерное. Дошкольное образовательное учреждение для введения регионального и культурного компонентов, для учета особенностей своего дошкольного учреждения вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период» (стр.18.«Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой, С.А. Мироновой, А.В. Лагутиной – М.: Просвещение, 2008). 

С целью реализации принципа дифференцированного подхода в календарно-тематическом плане фронтальной коррекционной работы 

v обозначены дополнительные задания, предназначенные для детей с высоким уровнем развития.

Темы занятий могут изменяться в зависимости от необходимости корректировки плана (учет уровня усвоения программы, возможностей и потребностей детей).

При проведении подгрупповой работы задания детям предлагаются в 3-х вариантах:

· для детей с высоким уровнем развития;

· для детей со средним уровнем развития;

· для детей с низким уровнем развития.

Это деление условно, состав миниподгрупп подвижен и определяется коллегиальным заключением специалистов, работающих с детьми группы, после анализа результатов диагностического обследования в начале года и в конце каждого периода обучения после анализа уровня речевого развития каждого ребенка (если периодичность не определена иным порядком проведения).

На подгрупповых занятиях изучаются звуки, которые правильно произносятся всеми детьми (уточненные или поставленные, автоматизированные на индивидуальных занятиях). После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса, отработки грамматических категорий ведется работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала.

2.4. Формы, методы, технологии и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

 

Методики, технологии, средства воспитания, обучения и развития детей [11]

Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности

Игровые технологии

Концептуальные идеи и принципы:

· игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения и коммуникации;

· игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования воспитанников к познавательной и коммуникативной деятельности;

· постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;

· игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;

· использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины, способствует формированию речевых, коммуникативных компетенций;

· цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;

· механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации, речевом общении.

 

Технологии сотрудничества

Концептуальные идеи и принципы:

· позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;

· уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополняемость позиций участников совместной деятельности;

· неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности, актуализация коммуникативных компетенций;

· диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;

· сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную и речевую деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;

· сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю, совершенствуют все составляющие коммуникативной компетенции (звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико-грамматическое оформление связного высказывания).

 

Организационный раздел

3.1. Особенности организации коррекционно-образовательного процесса [12]

Особенности организация деятельности групп для детей 5-7 года с тяжелыми нарушениями речи

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи, предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя.

Режим дня и регламент занятий логопеда и воспитателей строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, также учетом коррекционно-развивающих задач.

Процесс усвоения языковых средств в условиях коррекционного воздействия ориентирован на осмысление детьми учебного материала, закрепление знаний и умений в ходе образовательной деятельности и упрочение соответствующих навыков в актах речевой коммуникации.

В работе воспитателя логопедической группы следует выделить два направления: коррекционно-воспитательное и общеобразовательное. При этом первое, коррекционно-воспитательное, является наиболее значимым, ведущим, а второе, образовательное, - подчиненным.

Выделяются коррекционные задачи для воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР:

1. Обследование детей в начале учебного года, определение уровня их развития (только на основе данных диагностики воспитатель начинает планировать свою работу).      

2. Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию учителя-логопеда. Особое внимание уделяется автоматизации звуков.

3. Проведение вечернего коррекционного занятия (по заданию учителя-логопеда).

4. Пополнение, уточнение и активизация лексического запаса детей в процессе всех режимных моментах.

2. Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей (воспитатель должен знать, на какой стадии закрепления звуков находится ребенок, и следить за поставленными звуками, грамматической поставленными звуками в повседневной жизни).

3. Развитие у детей внимания и памяти – психических процессов, тесно связанных с речью.

4. Совершенствование у детей артикуляционной и пальцевой моторики, также связанной с речевой функцией.

При планировании работы воспитатель должен опираться на календарно – тематический план работы логопеда и насыщать все виды своей деятельности с детьми коррекционной работой. Учитывая особенности восприятия детей с ТНР, воспитатель должен иметь больше наглядного материала, чем в массовых группах.

          В руководстве игровой деятельностью воспитателю следует учесть, что детей с тяжелыми нарушениями речи приходится специально обучать игре.

          Логопедическое занятие несет большую речевую и умственную нагрузку на ребенка, а потому является наиболее трудным предметом, требующим повышенной познавательной активности и умственного напряжения, и всегда проводится первым. Артикуляционная гимнастика включается и в занятия воспитателя по развитию речи.

          В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей  с тяжелыми нарушениями речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменение условий общения. Особое внимание должно быть обращено на детей, имеющих в анамнезе неврологическую симптоматику и отличающихся психофизиологической незрелостью.

 

Картотека материалов

Коррекция речи

Обучение элементам грамоты

- разрезная азбука

- касса букв;

- схемы анализа предложений;

- наборы предметных картинок для деления слов на слоги;

-тексты для чтения.

Сенсорное развитие

- разноцветные флажки, ленточки, мячи, шары, кубики, кирпичики, тесьма,

- мешочки;

- коробки форм (разного вида);

- разнообразные матрешки;

- пирамидки и разного размера и разной конструкции и цвета;

- игрушки сюжетные: кошечка, зайчик, медвежонок, лошадка и т.д.;

- различные музыкальные инструменты: колокольчики, погремушки,

    бубен,

- пианино, барабан и т.д.;

- набор муляжей овощей, фруктов, грибов;

- корзины разной величины, мисочки, кувшины, бутылки, банки дляраскладывания бус, шариков, мелких игрушек;

- лото-вкладки;

- коробки-вкладыши разных размеров;

- трафареты

- дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая..);

- раскладывания бус, шариков, мелких игрушек;

- мелкие игрушки животных и их детенышей;

- наборы сыпучих материалов (горох, чечевица, речной песок, крупа..)

- настольно-печатные игры.

Развитие мелкой моторики

- массажные шарики, колечки;

- шнуровки;

- крупа, горох и т.д.;

- мозаики;

- картинки для штриховок;

- набор пальчиковых кукол по сказкам;

- комплект мелких игрушек;

- набор кубиков

 

Документация учителя-логопеда:

1.Папка с нормативными документами

2. Рабочая программа учителя-логопеда

3. Регламент, график, циклограмма работы учителя-логопеда

4. Речевые карты

5. Журнал посещаемости

6. Тетрадь учета консультаций (родителей и педагогов, специалистов)

7. Отчет о результатах коррекционно-развивающего обучения детей группы за учебный год

8.План по самообразованию

9.Журнал движения детей речевой группы

10.Тетрадь связи учителя-логопеда с воспитателями и специалистами

Перечень неполный, может быть дополнен.

 

Помощи детям с ТНР

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников. –СПб: Детство-Пресс, 2004.

2. Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов». 2007г.

3. Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов». 2007г.

4.  Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в д\с. Старшая группа. - М.: Издательство Скрипторий, 2012

5. Володина В.С. «Альбом по развитию речи».

6. Гаврина «Тренируем память», «Изучаем буквы», «Тренируем мыщление» - 4-5л. Рабочая тетрадь.

7. Гакина В.А. «Здравствуй, солнце!». Стихи и рассказы русских писателей о родной природе.

8. Гомзяк О.С. Говори правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе – М.: Издательство ГНОМ иД, 2009.

9. Гомзяк О.С. Говори правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе группе – М.: ГНОМ иД, 2009.

10. Дубровская Н.В. Игры с цветом. Яркие ладошки. Природа. Игрушки из ладошки. Приглашаем к творчеству. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.

11. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». 1991г.

12. Земцова О.Н. «Задачки для ума» - 4-5л.; «Что нас окружает?» - 3-4г.; «От слова к рассказу» - 2-3, 3-4, 4-5, 5-6л.; «Вправо-влево, вверх-вниз» - 3-4г.

13. Иншакова О.Б. «Альбом для логопеда». 2005г.

14. Ковшиков В.А. «Исправление нарушений различных звуков. Методы и дидактический материал». 1995г.

15. Лазаренко О.И. «Логопедический альбом для автоматизации произношения звуков Л, З, С».

16. Левина Р.Е. «Основы теории и практики логопедии». 1968г.

17. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР.– СПб:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

18. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

19. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

20. Нищева Н.В. Организация коррекционно–развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада.- СПб.: ДЕТСТВО –ПРЕСС, 2004.

21. Сергиенко Г.Н. «Учимся, говорим, играем». 2006г.

22. Сухин И.Г. «Веселые скороговорки для «непослушных звуков». 2007г.

23. Тематический словарь в картинках. «Азбука действий: кто что делает?», «Грибы, ягоды», «Электробытовая техника», «Транспорт», «Посуда», «Профессии», «Продукты питания», «Насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы».

24. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. «Логопедическая работа в специальном детском саду». 1987г.

25. Чиркина Г.В. «Коррекция нарушения речи». Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. 2008г.

26. Чиркина Г.В. «Методы обследования детей: Пособие по диагностике речевых нарушений». 2005г.

3.4. Материально-техническое обеспечение программы:

- ноутбук;

- принтер;

- пособия для развития физиологического дыхания;

- пособия для развития направленной воздушной струи;

- сухой бассейн.

 

 

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

«КОРРЕКЦИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ»

(в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи)

 

срок реализации программы: 2 года

 

 

категория детей с ОВЗ:

 - дети с общим недоразвитием речи 5 – 7 лет

 

Разработала: учитель-логопед: Захарова Ольга Александровна

 

 

 

__________________________________________________________________

Содержание

Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………4

1.1.1. Цели и задачи реализации программы……………………………….4

1.1.2. Нормативно-правовая основа программы………………………….4

1.1.3. Принципы и подходы к формированию программы……………….6

1.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы………………7

1.2.1. Требования Стандарта к целевым ориентирам с учетом

возрастных возможностей и индивидуальных различий детей………...7

1.2.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы «Коррекция общего недоразвития речи»……………………………………7

1.3. Особенности развития детей с ОВЗ………………………………………10

1.3.1. Характеристика детей с I уровнем развития речи……………..10

1.3.2. Характеристика детей со II уровнем развития речи…………..11

1.3.3. Характеристика детей с III уровнем развития речи…………...12

1.3.4. Характеристика детей с IV уровнем развития речи……………14

Содержательный раздел

2.1.Основные задачи обучения……………………………………………………….17

              2.1.1. Задачи по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, ОНР II - III уровня (I год о


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.