Глава 1. Характеристика экономической среды — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Глава 1. Характеристика экономической среды

2020-12-27 84
Глава 1. Характеристика экономической среды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Титул


Содержание

Введение

Глава 1. Характеристика экономической среды

1.1 Обзор основных макроэкономических показателей и событий в РФ и Забайкальском крае

1.2 Анализ коньюктуры рынка

Глава 2. Характеристика предприятия

2.1 Основные положения

2.2 Анализ финансового состояния предприятия

Глава 3. Оценка рыночной стоимости предприятия

3.1 Оценка рыночной стоимости затратным подходом

3.2 Оценка рыночной стоимости сравнительным подходом

3.3 Оценка рыночной стоимости доходным подходом

3.4 Согласование результатов оценки и выведение итоговой стоимости объекта оценки

Заключение

Список литературы


Введение

 

Актуальность данной работы заключается в том что, современный бизнес не может развиваться без справедливой оценки своей стоимости. Владелец любого предприятия всегда заинтересован в справедливой, полной и объективной оценке своего бизнеса.

Оценка предприятия, являясь частным случаем оценки бизнеса, проводится с целью выявления результатов её деятельности. Данная процедура представляет собой глубокий организационный, финансовый и технологический анализ деятельности компании, её перспектив в будущем.

Оценка компании может определять рыночную стоимость как закрытую, так и открытую, а также оценку имущественного комплекса в целом, либо имущественных комплексов по отдельным линиям. Особое внимание в оценке предприятия уделяется финансовому анализу, с помощью которого можно судить и положительных или отрицательных итогах деятельности предприятия и принимать решения о слиянии или приобретении компании.

В Российской Федерации данные о рыночной цене проданных компаний, особенно в малом и среднем бизнесе, находящиеся в собственности у частных инвесторов, обычно являются закрытыми. Полученная информация из сети Интернет и других СМИ о результате, который дала оценка стоимости компании, уже реализованной на открытом рынке, требует подтверждения, поскольку, как показывает практика, владельцы бизнеса любят переоценивать собственный бизнес, из-за чего цена предложения нередко завышается в несколько раз. Однако бывают случаи, когда компании остаются недооцененными. Причинами таких расхождений в стоимости могут служить отсутствие информации о текущем состоянии рынка, ограниченность сроков, в течение которых нужно продать бизнес. Оценка компании включает в себя не только оценку активов, но и оценку стоимости долга компании, и эффективности основной деятельности.

Объектом исследования в данной работе является ЗАО «Читинские ключи».

В качестве предмета проводимого исследования выступает рыночная стоимость предприятия ЗАО «Читинские ключи».

Целью данной работы является проведение оценки стоимости предприятия (бизнеса) ЗАО «Читинские ключи».

Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

· изучить основные макроэкономические показатели и события в РФ и Забайкальском крае;

· проанализировать коньюктуру рынка;

· дать характеристику предприятия и его финансового состояния;

· провести оценку рыночной стоимости затратным, сравнительным, доходным подходами;

· согласовать результаты оценки и вывести итоговую стоимость объекта оценки.

Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.


Глава 1. Характеристика экономической среды

Обзор основных макроэкономических показателей и событий

В РФ и Забайкальском крае

 

Рассмотрим картину экономики РФ по итогам 2019 года. Главные тенденции - стабильность в макроэкономической сфере и отсутствие каких-либо значимых взлётов или провалов по ключевым показателям [27].

Главный итог 2019 года для экономики России — это стагнирующий рост, мы видим достаточно хорошие отдельно взятые макропоказатели, но очень слабую общую динамику.

Объяснение кроется в двух факторах. Во-первых, внешнее давление из-за очень высокого уровня неопределённости, связанного с торговыми войнами и Brexit. Это отражалось как на глобальных рынках, так и на ситуации внутри России. Во-вторых, ситуация в инвестиционном и деловом климате в стране продолжала оставаться негативной. Кроме того, стоит отметить очень жёсткую фискальную политику и рост налоговой нагрузки на бизнес. Собираемость налогов повышается, но она не сопровождается увеличением расходов, и тем более ростом их эффективности.

Ситуация в российской экономике в 2019 году в целом оставалась стабильной во многом благодаря сбалансированной макроэкономической политике. Инфляционное таргетирование и действующее бюджетное правило позволили сохранить устойчивость цен и валютного курса. Банк России всё больше внимания уделяет мерам, направленным на поддержание финансовой стабильности и предотвращение образования «пузырей» на рынке потребительского кредитования.

Участие Российской Федерации в сделке ОПЕК+ внесло определённый вклад в стабилизацию мировых цен на нефть, а запуск механизма демпфирующей надбавки в обратном акцизе на топливо в июле 2019 года позволил существенно сократить волатильность цен на бензин [27]

Начало 2019 года было отмечено повышением ставки НДС до 20%, которое привело к временному всплеску инфляции выше уровня 5% и замедлению темпов роста ВВП в первой половине года. Однако отрицательный эффект от повышения НДС оказался не таким сильным и длительным, как изначально ожидалось. Во втором полугодии темпы роста потребительских цен упали ниже целевого уровня в 4%, что позволило Банку России существенно снизить ключевую ставку.

И всё же, наверное, главным событием 2019 года можно назвать «стабильность», которая, однако имеет отрицательный оттенок. Западные санкции никуда не ушли, цена на нефть была относительно устойчивой, ВВП немного вырос — на 1,3%, что в два раза ниже среднемировых темпов, реальные доходы населения продолжили хоть и немного, но падать.

Санации и инвестклимат. В финансовой сфере аналитики отмечают как успехи, так и резко негативные события. Без каких-либо серьёзных потрясений на финансовом рынке Центробанк сумел провести оздоровление одного из крупнейших банков страны и запустить новый механизм Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС), который в будущем должен стать важной опорой для стабильного функционирования банковской системы.

Также нельзя не отметить успешное развитие российского денежного рынка. Всё более востребованными становятся такие инструменты, как РЕПО с центральным контрагентом. В апреле 2019 года Московская биржа начала использовать эти рыночные сделки для расчёта новых ставок, названных RUSFAR. В скором будущем они могут стать основным бенчмарком для расчёта справедливой стоимости денег на российском рынке и прийти на смену ставкам Mosprime, Ruonia и Libor.

 

Уже сейчас Банк России и регуляторы других стран советуют участникам рынка сокращать использование широко распространённых эталонных ставок Libor, которые должны прекратить своё существование после 2021 года, так как их значения могут быть легко сманипулированы.

2019 год был отмечен и рядом событий, негативно повлиявших на инвестиционный климат в стране. Среди них первое место занимает конфликт вокруг фонда Baring Vostok и уголовное дело против его основателя Майкла Калви. Крайне опасными для бизнеса остаются и многие политически мотивированные законодательные инициативы. Так, внесённый в Госдуму проект закона, ограничивающего долю иностранного капитала в Интернет-компаниях, привёл к серьёзному обвалу акций «Яндекса».

Хотя, в конечном счёте, этот законопроект был отозван после критического отзыва со стороны правительства и изменений в корпоративном управлении самой компании, политические риски в отрасли и экономике в целом остаются крайне высокими. При этом никуда не исчез и риск введения новых санкций со стороны США и ЕС.

Заметные события в России, которые в будущем ещё будут влиять на экономику, произошли в социальной сфере.

Россия присоединилась к глобальному тренду и приступила к повышению пенсионного возраста. Это связано с объективным фактором — общим старением населения в мире. Тем не менее, в России решение вызвало естественную социальную напряжённость, как по причине больших расходов на другие цели (финансовая поддержка дружественных стран, субсидии нефтяным компаниям и госкорпорациям, расходы на некоторые государственные проекты и т.д.), так и в силу общего падения реальных доходов населения.

Можно также отметить, что несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию, продолжительность жизни в России достигла нового исторического максимума в 73,6 года. При этом, уникальные меры по поддержке рождаемости (федеральный и региональные материнские капиталы) не смогли предотвратить её снижение, что было зафиксировано в 2019 году [27].

Цифровизация и финтех

Другие важные события были связаны с общим трендом развития цифровизации и финтеха.

Прошедший год принёс хорошие новости для многих развивающихся стран, которые, как и Россия, уже достаточно давно пытаются уменьшить свою зависимость от доллара США. Во-первых, о господстве американской валюты стали беспокоиться и развитые страны, а во-вторых, у неё появилась новая альтернатива - цифровые валюты.

Так, глава Банка Англии Марк Карни прошлым летом призвал других лидеров центральных банков снизить роль доллара через использование цифровых валют. В будущем предстоит увидеть борьбу за лидерство как между частными валютами, такими как Libra от Facebook, так и между ними и новыми электронными валютами центральных банков.

Обратим внимание на одну веху, которая, однако, переломила тренд и имеет большое значение для развития финансового сектора, в частности индустрии управления активами. 2019-й стал годом, когда финансовая индустрия в США и Европе поняла, что за робоадвайзом (roboadvice — роботизированные финансовые советники) нет будущего.

2019 год показал, что автоматизация и цифровая трансформация бизнеса набирают обороты. Банк России своим декабрьским отчётом запустил особенно активную дискуссию про платформы и экосистемы. Многие коммерческие банки пробуют понять, как использовать свои партнёрства более активно, и как предложить больше возможностей клиентам, например, дать возможность покупать любые товары, еду и финансовые услуги внутри одного приложения. Это может позволить конкурировать с иностранными компаниями, а также преобразовать бизнес участвующих фирм. Это, возможно, повлияет на снижение количества рабочих мест с низкой зарплатой, и, как следствие, изменит рынок труда и в России, и в мире.

Рассмотрим экономическую картину в Забайкальском крае [28]. В январе-декабре 2019 года в Забайкальском крае наблюдался рост объемов производства по видам деятельности: добыча полезных ископаемых, оборот розничной торговли, оборот общественного питания, объем платных услуг населению, грузооборот автомобильного транспорта. Увеличилась реальная заработная плата.

Вместе с тем, отмечалось снижение по видам деятельности - обрабатывающие производства, обеспечение электрической энергией, газом и паром, водоснабжение и водоотведение, сельское хозяйство, строительство.

Инвестиции. На развитие экономики и социальной сферы в январе-сентябре 2019 года направлено 50,2 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, или 87,1 % к уровню соответствующего периода 2018 года.

Наибольший объем инвестиций в основной капитал направлен на развитие видов экономической деятельности: «Добыча полезных ископаемых»              (39,5 % общего объема), «Транспортировка и хранение» (34,7 %), «Деятельность в области информатизации и связи» (6,7 %).

Потребительский рынок. Оборот розничной торговли в январе-декабре 2019 года составил 173484,3 млн. рублей (100,6 % к соответствующему периоду 2018 года).

Оборот розничной торговли на 99,4 % сформировался за счет продажи товаров торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, и на 0,6 % - за счет продажи товаров на розничных рынках и ярмарках.

В структуре розничной торговли преобладает торговля продовольственными товарами – 50,8 % от общего оборота торговли, доля непродовольственных товаров составляет 49,2 % в общем товарообороте (в 2018 году – 49,8 % и 50,2 % соответственно).

На рынке платных услуг в 2019 году, по оценке, населению края оказано услуг на сумму 48759,5 млн. рублей, или 100,4 % к уровню прошлого года. Определяющим фактором, влияющим на развитие рынка платных услуг населению, является динамика платежеспособного спроса населения.

По-прежнему наибольший удельный вес в общем объёме платных услуг населению занимают жилищно-коммунальные, телекоммуникационные и транспортные услуги (67,8 % от всего объёма расходов населения на платные услуги). Снижение объемов предоставления услуг населению наблюдалось по 9 из 15 наблюдаемых групп.

Внешняя торговля. Внешнеторговый оборот Забайкальского края за январь-декабрь 2019 года составил 1011,0 млн. долл. США (без учета стран ЕАЭС – 959,7 млн. долл. США, или 102,2 % к уровню соответствующего периода 2018 года). Объем экспортных операций составил 633,1 млн. долл. США (без учета стран ЕАЭС – 583,3 млн. долл. США, или 148,2 %), импортных – 377,9 млн. долл. США (без учета стран ЕАЭС – 376,5 млн. долл. США, или 69,0 %).

По итогам периода январь-декабрь 2019 года сальдо составило 255,2 млн. долл. США. Соотношение экспорта и импорта сформировалось следующим образом: экспорт – 62,6 %, импорт – 37,4 %. Основная часть товарооборота приходится на страны дальнего зарубежья (94,9 %). Существенная доля товарооборота приходится на КНР, которая составляет 90,7 %.

Основными экспортируемыми товарными группами являются: минеральные продукты (90,9 % в общем объеме экспорта), которые преимущественно представлены экспортом свинцовых, медных концентратов; древесина и целлюлозно-бумажные изделия (5,8 %). По сравнению с уровнем 2018 года отмечается рост экспорта минеральных продуктов на 62,2 %, снижение экспорта древесины и целлюлозно-бумажных изделий на 12,0 %.

Основной импортируемой товарной группой остаются продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (доля в импорте – 36,5 %); значительную долю составляет импорт машиностроительной продукции – 16,8 % и продукции химической промышленности – 12,1 %. По сравнению с соответствующим периодом 2018 года отмечается снижение импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 34,6 %, машиностроительной продукции – на 53,6 %, продукции химической промышленности – на 8,9 %.

 Финансы. Консолидированный бюджет края на 1 января 2020 года исполнен по доходам в сумме 89703,7 млн. рублей (82,6 % годовых бюджетных назначений), что выше уровня соответствующего периода 2019 года на 18912,8 млн. рублей, или на 26,7 %.

Налоговые и неналоговые доходы увеличились на 5088,5 млн. рублей (на 11,5 %) и составили 49262,8 млн. рублей, или 54,9 % суммарных доходов консолидированного бюджета.

Около 40 % доходов консолидированного бюджета сформировано за счет поступлений налога на доходы физических лиц (23,9 %) и налога на прибыль организаций (11,4 %). Налоги на имущество составляют 7,2 % доходов консолидированного бюджета, в том числе налог на имущество организаций – 5,6 %.

В структуре доходов консолидированного бюджета доля безвозмездных поступлений составила 45,1 %, или 40440,9 млн. рублей.

Расходы консолидированного бюджета края на 1 января 2020 года сложились в сумме 87791,4 млн. рублей (79,4 % от годовых бюджетных назначений) и составили 124,7 % к аналогичному периоду предыдущего года.

В структуре расходов консолидированного бюджета значительную              долю занимают расходы на образование (32,8 %), социальную политику  (22,1 %), здравоохранение (6,3 %), культуру (3,6 %), что свидетельствует о сохранении социальной направленности бюджета.

Уровень жизни населения. В январе-ноябре 2019 года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составила 42137,9 рубля (106,9 % к уровню января-ноября 2018 года). Рост реальной заработной платы составил 102 %.

Самыми высокооплачиваемыми видами деятельности являются: «добыча полезных ископаемых» (среднемесячная заработная плата в этом виде деятельности превысила среднекраевой уровень в 1,6 раза), «транспортировка и хранение» (в 1,5 раза), «деятельность финансовая и страховая» (в 1,4 раза).

Произведен расчет величины прожиточного минимума в Забайкальском крае на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения. В соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края «Об установлении величины прожиточного минимума в Забайкальском крае за IV квартал 2019 года» величина прожиточного минимума установлена в размере: на душу населения – 12336,8 рубля, для трудоспособного населения – 12827,66 рубля, для пенсионеров – 8744,19 рубля, для детей – 13000,4 рубля.

Индекс потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги населению в декабре 2019 года к декабрю 2018 года составил 103,9 %.

Продовольственные товары подорожали на 5,6 %, непродовольственные товары – на 1,8 %. Цены и тарифы на платные услуги населению в декабре 2019 года повысились на 3,9 %.

Стоимость минимального набора продуктов питания по краю в декабре 2019 года составила 4842,53 рубля в расчете на одного человека в месяц, что на 305,11 рубля (на 6,8 %) больше уровня аналогичного периода 2018 года.

По данным Забайкалкрайстата просроченная задолженность по заработной плате по состоянию на 1 января 2020 года составила 11,7 млн. рублей, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года задолженность по заработной плате уменьшилась на 4,5 млн. рублей (на 27,8 %).

 

Анализ коньюктуры рынка

Рынок безалкогольных напитков в России остается стабильным и демонстрирует тенденцию к поступательному росту [27]. Ниша безалкогольных напитков консервативна, лидерство удерживается одними и теми же игроками на протяжении уже долгого времени, новые тренды влияют на него очень ограничено.

Выделяют 4 крупные группы продукции:

· Питьевая вода – вода без добавок с нейтральным вкусом, очищенная; минеральная вода

· Прохладительные напитки – известные как Soft Drinks – газированные сладкие напитки (включая квас)

· Соки и нектары – сладкие напитки на основе фруктовых соков с добавлением сахара

· Холодный чай

Ключевые тенденции

61% потребителей употребляют безалкогольные напитки локальных брендов – и лишь 14% ориентируются на мировые бренды.

Доминируют по объемам продаж прохладительные напитки, занимая почти 40% от общего объема. Наименьший показатель – у соков и нектаров, которые занимают только 12% от общих продаж.

В ближайшие 4 года ситуация на рынке безалкогольных напитков несколько изменится: прогнозируется рост объемов продаж питьевой воды (на 21,4%) и прохладительных напитков (на 9%) при падении спроса на минеральную воду (на 7,5%) и соки (на 8,2%).

Резкий рост объемов продажи питьевой воды связан с несколькими общими трендами:

· Восприятие бутилированной питьевой воды как товара первой необходимости;

· Рост интереса потребителей к концепции ЗОЖ;

· Использование бутилированной воды для приготовления пищи ввиду плохого качества водопроводной воды.

Потребители также демонстрируют интерес к новым форматам потребления питьевой воды: отмечается интерес к витаминизированным напиткам, питьевой воде с повышенным содержанием кислорода и иным “фитнес”-напиткам.

Повышение спроса на бутилированную воду двигает рынок к продвижению альтернативных форматов потребления питьевой воды:

· Питьевая вода с содержанием сока

· Питьевая вода для кулеров

· Газированная питьевая вода

Падение интереса к сокам и нектарам связано с их относительно высокой стоимостью и тенденцией к росту цены (в среднем на 2 рубля за упаковку), а также их восприятие покупателями как товара, который не входит в перечень жизненно необходимых.

Рост объемов продаж прохладительных напитков преимущественно обеспечивается за счет роста интереса потребителей к квасу, который на общем фоне интереса к здоровому образу жизни выглядит более здоровой альтернативой другим сладким газированным напиткам. Объем продаж кваса в период 2017-2018 гг. вырос почти в 2,5 раза [27].

Ключевые факторы выбора напитков по всем категориям выглядят схожим образом. Наиболее важным при выборе напитка потребители считают:

· Вкус

· Возможность приобрести в ближайшем магазине

· Доступная цена

В меньшей степени потребители обращают внимание на:

· Дизайн упаковки

· Бренд производителя

· Материал упаковки

В ближайшие 4 года ожидается рост спроса на так называемые функциональные напитки и напитки на основе овощных и травяных сборов. Это связано с тенденцией на поддержание здорового образа жизни, а также с ростом интереса к напиткам, которые удобно пить на ходу и которые дают возможность получить дополнительные полезные эффекты при употреблении: поддержка иммунитета, улучшение пищеварения. В ходе проведенных опросов потребителей выяснилось, что 30% потребителей употребляют напитки, которые позиционируются как повышающие мозговую деятельность и иммунитет. Примером таких напитков выступают овощные напитки от компании Numi Organic Tea с широкой линейкой вкусов – томат/мята, брокколи/кинза и другие. Трансформация вкусов потребителей в сторону «функциональных напитков» выводит в тренды следующие виды безалкогольных напитков:

· Напитки на основе суперфруктов – ягод годжи, экстракта алоэ вера

· Напитки-заменители пищи – с содержанием белка и клетчатки, которые покрывают дневную потребность в макронутриентах

· Тонизирующие напитки – оказывающие положительное влияние на нервную систему за счет содержания различных микроэлементов

· «Модные напитки» – в данной категории уже известные функциональные напитки подаются в оригинальном форм-факторе: например, в специальных колбах или в виде барных «шотов».

Пока что на российском рынке такие напитки входят в категорию «экзотических» и продаются в ограниченном количестве торговых сетей, однако в перспективе они смогут занять некоторую долю рынка.

Тренд на органическое происхождение подкрепляется трендом на eco-friendly упаковку: Тетра Пак и стекло предпочтительным вариантом упаковки называют 70% опрошенных респондентов. Таким образом, рынок безалкогольных напитков в России в ближайшие пять лет претерпит некоторые изменения:

· Вырастут объемы потребления безалкогольных напитков

· Вырастут объемы продажи питьевой воды в различных форм-факторах

· Увеличится объем потребления функциональных напитков

· Увеличится количество вариантов исполнения функциональных напитков

Перейдем к обзору наиболее интересных тенденций и особенностей в каждом из сегментов безалкогольных напитков.

Питьевая вода. 90% рынка питьевой воды в России контролируется 4 брендами: Святой Источник, БонАква, АкваМинерале, Боржоми.

Остальные бренды питьевой воды занимают не более 2% от общих продаж. Наиболее популярный ценовой сегмент питьевой воды с самым большим объемом продаж – это питьевая вода в ценовом сегменте 20-25 рублей за бутылку. Потребители предпочитают питьевую воду в таре объемом 0,5 и 1,5 литра – это подтверждается как данными опросов потребителей, так и объемами продаж воды в соответствующей таре. Стеклянные бутылки нравятся покупателям чуть меньше пластиковых – 37,5% респондентов предпочитают покупать питьевую воду именно в стеклянной таре. Отсюда можно сделать вывод, что среди потребителей наиболее популярен вариант употребления воды на ходу.

Что касается сценария потребления питьевой воды дома, 45% потребителей не покупают бутилированную воду, а предпочитают использовать фильтры для воды. 14% респондентов покупают для домашнего употребления 5-литровые бутылки, 11% предпочитают закупать 19-литровые бутылки.

Популярным вариантом употребления питьевой воды потребители считают воду с добавками сока – 58% респондентов употребляют ее хотя бы один раз в неделю. 80% таких потребителей – это люди в возрасте 18-25 лет. Мотивом ее употребления называется меньшее содержание сахара в сравнении с традиционными soft drinks – то есть потребители считают воду с содержанием сока здоровой альтернативой сладким газированным напиткам. Лимон и лайм – самые популярные вкусовые сочетания воды с соком, их суммарно выбирают 50% потребителей.

Газированные напитки. Рынок газированных напитков в России предсказуемо разделен между Coca-Cola Company и PepsiCo, которые разными брендами контролируют 69% рынка [27]. Ближайший конкурент – Напитки из Черноголовки – формирует 5% общей выручки на рынке.

С финансовыми показателями совпадают и предпочтения потребителей: 32% респондентов в качестве газированного напитка предпочитают Coca-Cola; 10% выбирают Pepsi; 6% потребителей выберут Fanta или Sprite. Отечественный производитель газированных напитков ассоциируется у населения не с фирменным наименованием, а с торговой маркой – 5% респондентов выбирают Байкал без спецификации производителя напитка. Потребители не хотят ограничивать себя одним конкретным видом напитка: каждый из респондентов указывал как минимум три бренда газированных напитков, которые он предпочитает употреблять.

Отдельная категория газированных напитков – квас – демонстрирует тенденцию к росту объемов продаж, хотя он и подвержен острой сезонности. Большая часть рынка кваса разделена между тремя брендами: Очаково, Никола, Русский Дар.

Квас потребители покупают большими объемами – 78% продаж кваса приходится на тару объемом 1,5 и 2 литра. Предпочтительное место покупки газированных напитков – сетевые супермаркеты – именно там газировку покупают 65% респондентов. 88% опрошенных покупают газированные напитки минимум один раз в неделю. Покупатели, употребялющие газированные напитки ежедневно, в 50% случаев выбирают Coca-Cola.

Несмотря на позиционирование газированных напитков как части дружеской встречи или приема пищи, 80% потребителей преследуют цель утолить жажду. На это же указывают и данные продаж – наибольший процент выручки генерируется в ценовом диапазоне 45-50 рублей напитками преимущественно в таре объемом 0,5 литра. То есть основная потребительская модель поведения здесь – это употребление на ходу для утоления жажды.

Холодный чай. Холодный чай выделяется в отдельную категорию – 43% респондентов, преимущественно люди в возрасте 18-25 лет, употребляют такие напитки минимум раз в неделю. Холодный чай воспринимается как сладость, которую приятно употреблять для утоления жажды. Как и газированные напитки, рынок холодного чая фактически поделен между несколькими брендами: Lipton, Nestea, FuzeTea. Продажи остальных брендов не выходят за рамки локального потребления.

Проблемы российского рынка безалкогольных напитков

1. Импортозависимость сокового производства даже по тем видам плодов и овощей, которые выращиваются в России. В структуре ассортимента соков и нектаров преобладают яблочный, грушевый, вишневый, персиковый, абрикосовый, томатный соки или их купажи, занимающие более половины рынка соков. В результате на рынке представлено 95 % соков и нектаров отечественного производства, но 85 % из них выработано из импортного сырья.

2. Высокая доля фальсифицированной и контрафактной продукции.

3. Несовершенство материально-технической базы производства безалкогольных напитков небольших и средних предприятий, особенно базирующихся на основе старых, еще с советских времен, предприятий, вследствие чего ассортимент выпускаемой продукции не обновляется, а ее качество остается низким.

4. Падение спроса и его сезонный характер на многие виды безалкогольных напитков: соки, нектары, фруктово-ягодные, тонизирующие напитки. Для решения этой проблемы необходимо использовать ремаркетинг, включающий следующие мероприятия: поиск внутренних резервов для снижения себестоимости производства готовой продукции и внедрение их в практику работы предприятий, применение отечественного сырья, приведение в соответствие цены и качества.

5. Слабое внедрение в производство научных разработок в области совершенствования ассортимента безалкогольных напитков, в том числе функционального назначения, несмотря на то, что множество таких НИР с разработанной технической документацией имеются в России, но не востребованы производителями [29].

Перспективные направления развития рынка безалкогольных напитков

1. Увеличение сырьевой базы для производства безалкогольных напитков, в том числе соков, нектаров, сокосодержащих и тонизирующих напитков, что позволит повысить их выпуск из отечественного сырья и преодолеть импортозависимость в этой подотрасли безалкогольной промышленности.

2. Расширение и обновление ассортимента безалкогольных напитков за счет внедрения в производство научных разработок функциональных напитков, содержащих физиологически функциональные ингредиенты (витамины, минеральные вещества, антиоксиданты и пр.), а также повышения удельной доли напитков на натуральном плодово-ягодном и пряно-ароматическом сырье.

3. Повышение качества и конкурентоспособности отечественных безалкогольных напитков, что позволит увеличить их экспорт не только страны СНГ, но и дальнего зарубежья.

4. Усиление управления качеством безалкогольных напитков на всех этапах товародвижения, в том числе путем внедрения систем менеджмента качества ИСО 9000 и ХАССПП (Hazard Analysis and Critical Control Points (HACCP), анализ рисков и критических контрольных точек).

5. Внедрение инновационных технологий производства, хранения и транспортирования безалкогольных напитков, что позволит усовершенствовать их ассортимент, улучшить качество, снизить логистические затраты, товарные потери и технологические отходы на всех этапах жизненного цикла продукции.

6. Снизить удельную долю фальсифицированных и контрафактных безалкогольных напитков путем усиления государственного и внутрифирменного контроля качества реализуемой продукции.

Таким образом, рынок безалкогольных напитков в России является инвестиционно привлекательным и не требующим существенных капиталовложений. Поэтапное решение вышеуказанных проблем отрасли в ближайшие годы позволит не только уменьшить импортозависимость и улучшить ассортимент выпускаемых безалкогольных напитков, но и повысить качество жизни населения [29].

 

Основные положения

 

ЗАО «Читинские Ключи» является одним из крупнейших производителей пивобезалкогольной продукции в Восточной Сибири и Забайкалье. Работает на пивном и безалкогольном рынке с августа 1992 года, а до 1992 года существовал Читинский пивобезалкогольный комбинат, строительство которого началось с минеральной воды [29].

Читинский пивобезалкогольный комбинат (ЧПБК) построен и введен в эксплуатацию в 1976 году. Читинский завод минеральных вод был подразделением ЧПБК до 1982 г., а также подразделениями являлись до 1985 г. Балейский и Петровский пивзаводы. В 1992 - м, в переломный для предприятия период, когда в силу экономического кризиса резко снизились объемы производства, ЧПБК был выставлен на инвестиционный конкурс. Новый владелец комбината Артель старателей «Ключи» одарило его красивым названием «Читинские Ключи» и финансовыми вложениями. В это время ЧПБК находился в тяжелом финансовом и техническом состоянии. ЗАО «Ключи» пришлось потратить очень много денежных средств и материальных ресурсов, чтобы комбинат заработал и стал приносить прибыль.

Основными видами деятельности общества являются добыча пресной и минеральной воды, производство и реализация пиво-безалкогольной продукции, минеральной воды, хлеба и хлебобулочных изделий, ремонтно-строительные работы, оказание транспортных и других услуг, торгово-посредническая деятельность с оказанием торговых услуг.

За последние годы существенно расширился ассортимент выпускаемой продукции. Так в 1994 году выпускалось 10 сортов пива, а в 2019 году - 15, в том числе 9 фирменных сортов, разработанных специалистами комбината. В настоящее время предприятие выпускает около 18 сортов пива и 24 наименований безалкогольных напитков, минеральную лечебно – столовую воду «Кука - 7» и «Ключи», воду для детского питания «Лялечка», родниковую воду, а также хлебный квас.

С целью более полного удовлетворения потребностей клиента и повышения качества, выпускаемого пива в 1994 году первыми в Сибири ЗАО “Читинские Ключи” приобрели германскую автоматическую установку розлива пива в кеги фирмы “ГЕАТИЛЛ”. Для повышения стойкости пива применяется тоннельный пастеризатор фирмы “Тухенхаген” (Германия), производительностью 18 тыс. бутылок в час.

Взятый руководством предприятия курс на совершенствование технологии, модернизацию оборудования и изначально заданные высокие требования к качеству пива определили важнейшую задачу - замена варочного оборудования.

С 2000 года на предприятии освоили выпуск пива в ПЭТ - бутылке, емкостью 1л. и 1,5л. это, несомненно, получило положительный резонанс, так как теперь покупатель получил сочетание высоких потребительских свойств, как самого продукта так и упаковки. В 2003 году линия розлива пива в ПЭТ бутылку “Росспецмаш” производительностью 600 бут. час заменена на более современную автоматическую линию розлива “Ленпродмаш” производительностью 3000 бут. час емкостью 1л., 1,5л., 2л.. Специально для этой линии розлива в ПЭТ бутылку была приобретена новая пастеризационная установка фирмы “Альфа - Лаваль” - Швеция для пастеризации пива в потоке с целью обеспечения биологической стойкости пива. Сроки хранения пива в ПЭТ - бутылке увеличились с месяца до двух месяцев [29].

Запущена новая установка пастеризации пива в потоке в отделение розлива пива в КЕГИ производительностью 1000 литров в час, которая обеспечила увеличение сроков хранения бестарного пастеризованного пива до 1 месяца.

Построено новое здание цеха производства пива, в котором установлено оборудование Германии, Швейцарии и России.

В настоящее время всё ёмкостное оборудование установлено и смонтировано, ведется трубная обвязка данного оборудования с подключением автоматики. Это современное оборудование с программным обеспечением управлением, которое позволит увеличить объёмы производства пива в 1,5 - 2 раза, вести приготовления пива в ЦКТ на качественно высоком уровне, обеспечивать контроль и поддержание заданных технологических режимов производства Швейцарскои фирмы “Фильтрокс”.

Предприятие ЗАО «Читинские ключи» находится на юго-восточной окраине города Чита, у берега реки Ингода, по адресу ул. Промышленная, владение 7 [29]. Предприятие находится в черте города. У предприятия есть связь с железнодорожным и автомобильным транспортом.

Предприятие занимает 9800 квадратных метров площади под цеха и административные здания. Более 396 рабочих мест предоставлено забайкальцам на этом предприятии. За значительный вклад в развитие отрасли ЗАО «Читинские Ключи» неоднократно награждалось призами и грамотой Правительства России. За стабильное и высокое качество выпускаемой продукции предприятие имеет множество золотых и серебряных медалей, «Гран - При» за минеральную воду «Кука - 7» и «Ключи».

Основными видами продукции, выпускаемыми ЗАО “Читинские Ключи”, как и прежде, являются пиво, напитки, минеральная вода. Доход от их реализации в общем, доходе предприятия составляет – 77,2 %, 105,6 % и 87,6 % соответственно.     На предприятии есть аттестованная лаборатория, на которую возложены следующие функции: контроль за качеством используемого основного и вспомогательного сырья и материалов, соблюдение рецептур и технологий на всех этапах приготовления продукции, соответствие санитарным нормам, контроль готовой продукции.

Для удобства клиентов в целях расширения географии поставок пивобезалкогольной продукции на предприятии имеется свой автопарк. Пиво, безалкогольная продукция поставляется клиенту в минимально короткий срок и по невысокому тарифу в любой уголок Читинской области, Иркутской области, Бурятию.

Предприятие имеет развитую систему складского хозяйства. В центральных складах хранятся материалы необходимые для о<


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.