Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Задача: 1) закрепить знания по теме «Приставки при- и пре- ».

2020-12-27 153
Задача: 1) закрепить знания по теме «Приставки при- и пре- ». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели. Обучающие:

1) повторить значения приставок пре- и при-; учить правильно определять эти значения в разных словах

2) учить разграничивать приставки пре- и при- и корни с начальным при- и пре- в разных словах;

3) совершенствовать умение правильно писать слова с начальными пре- и при-;

4) повторить некоторые другие правила русской орфографии и пунктуации.

Развивающие:

развивать внимание, логическое мышление, воображение, зрительную память, пополнять словарный запас и развивать связную монологическую речь

Воспитывающие:

Воспитывать ответственность, собранность, умение работать в коллективе.

I. Организация.

II. Сообщение темы и целей урока. 1 мин

Тема нашего урока: Приставки при- и пре-.

Мы ещё раз повторим основные значения этих приставок, будем тренироваться определять эти значения в разных словах и совершенствовать умение правильно писать слова с начальными пре- и при-.

III. Закрепление пройденного.

Повторение основных значений приставок пре- и при-. 10 мин.

Учащимся раздаются листочки со стихотворением. Они читают его про себя.

Прочитайте стихотворение про себя. Догадайтесь, что необходимо вставить на месте пропущенного.

Прочитайте стихотворение вслух.

Стихотворение разделено на две большие части. Как следует их озаглавить? (I ч.- при-, II ч. - пре-).

Запишите эти слова в качестве заголовков к частям стихотворения.

С/Р. Вставьте на месте пропусков то, что необходимо.

Проверка. Два ученика отвечают на оценку, остальные проверяют устно.

Какое значение имеет приставка при- в первой строфе? Что написали перед четверостишием?

Какие приставки вставили в словах?

Аналогично работаем с остальными четверостишиями.

Какое значение имеет приставка пре- в пятой строфе? Какие два слова - исключения из этого правила пишутся с приставкой при-?

Аналогично - с последней строфой.

Итак, какие значения имеют приставки при- и пре-? Все ли значения мы назвали?

(нет, у приставки при- есть ещё несколько значений)

2. Дополнительные значения приставки при-. 5 минут

Вспомним дополнительные значения приставки при-. Переверните листочки. Выполните задание.

Проверка. Третий ученик отвечает на оценку. Какое пятое значение имеет приставка при-? Докажи. 6,7 - аналогично.

Слова с при- и пре-, в которых трудно определить значение исторической приставки. Д/З. 3 мин

- Давайте вернёмся к третьей строфе вашего стихотворения.

В каких словах при- не обозначает «близости нахождения»? Слова пригожий, привередливый и привольный необходимо запомнить. В каком из них выделяется современная приставка при-? В остальных словах историческая приставка слилась с корнем. Мы уже встречались с такими словами.

Работе над ними посвящено ваше д/з. Прочитайте его. Откройте дневники, запишите д/з.

Выучить значения приставокпре- и при-, выполнить письменное задание в тетради (см. лист)

Игра-соревнование «Кто быстрей и грамотней?» По колонкам. 12 -15 минут.

Мы повторили значения приставок пре- и при-, а сейчас проверим, как вы умеете применять знания на практике. Игра-соревнование «Кто быстрей и грамотней?» Каждая колонка получает листок с заданиями. Чья колонка быстрее справится с ними (разумеется, при условии, что всё будет выполнено правильно), та и победит.

Задания выполняем по - одному. Внимательно слушаем первое задание: надо записать слова, обозначающие приближение кого-либо.

Образец: приближение круглого предмета: при катился.

приближение спортсмена-легкоатлета: при бежал

Обратите внимание: глаголы должны стоять в прош. вр., ед числе, м. или ж. р.

IIзадание. Замените словосочетания одним словом.

Образец: присоединить с помощью паяльника: при паять.

IIIзадание. Образуйте с помощью приставки при-(пре-) имена прилагательные от данных слов по модели:

Образец: (посёлок) при городе - пригородный.

Не забудьте, что имя прилагательное согласуется с именем существительным (верно напишите окончания прилагательных).

IV. Как сказать одним словом?

Образец: открыл, но не полностью: приоткрыл.

V. Замените синонимом с приставкой пре-:

Образец: очень добрый - предобрый.

VI. Угадайте слово с начальным пре- по его ЛЗ.

Образец: Пре_______- перенести муку, лишения, голод, мучения. Претерпеть.

Проверка. 3 минуты.

Сейчас у вас будет возможность проверить себя. Среди слов, записанных на доске, есть те, которые вы должны были записать.

Узнайте их. Но при этом вы должны выполнить ещё одно маленькое задание, развивающее логическое мышление и языковое чутьё.

Внимание!

1) «Шестой лишний».

1.Пр…летел, пр…скакал, пр..полз, пр…плыл, пр…ехал, пр…землился.

2. Пр…вязал, пр..клеил, пр…шил, пр…винтил, пр…бил, пр…говорил.

3. Пр…морский, пр…вольный, пр…дорожный, пр…вокзальный, пр…усадебный, пр…брежный.

4. Пр…поднял, пр…храмывает, пр…смотрелся, пр…остановился, пр…лёг, пр…глушил.

5. Пр…красный, пр…длинный, пр…спокойный, пр…любопытный, пр…чудливый, пр…интересный.

6. Пр…одолеть, пр…рвать, пр..рывистый, пр…градить, пр…подавать, пр…словутый.

Какими морфемами являются пре- словах пресловутый, преподавать, преградить?

(исторические приставки в современном русском языке слились с корнем, но, поскольку когда -то они были приставками и их значение можно определить, я включила их в задания).


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.