Создайте свою собственную схему «Юридические науки». — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Создайте свою собственную схему «Юридические науки».

2020-12-27 57
Создайте свою собственную схему «Юридические науки». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Создайте свою собственную схему «Юридические науки».

Объясните кратко под схемой почему Ваша схема выглядит именно так.

СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК

Историко-теоретические науки

-Теория государства и права

-История государства права России

-История государства права зарубежных стран

-История политических и правовых учений

-Уголовно-процессуальное право

-Трудовое право

Отраслевые науки

-Конституционное право

-Административное право

-Гражданское право

-Гражданское процессуальное право

-Уголовное право

-Экологическое право

Прикладые науки

-Криминалистика

-Криминология

-Судебная медицина

-Юридическая психология

-Правовая статистика

Я сделала «схему» именно такой, потому что она ясна и легка в использовании, в такой схеме надо постараться запутаться. В ней есть чёткие примеры и связь между юридическими науками и теорией государства и права.

        

 

 

                                                

 

                      Рецензия                   01.10.20

На статью Пакшина П.К. «Исследование теорий происхождения государства: к остановке проблемы».

Существует множество теорий происхождения государства. Позиция научных взглядов обусловлена сложностью предмета изучения, историческими особенностями развития и общественного сознания (истории). Познавательную ценность изучения теорий происхождения государства и права трудно переоценить.

Теологическая теория. Согласно теории - творение Бога с целью регулирования поведения людей. Патриархальная теория, предусматривает происхождение государства конкретно из сформировавшейся семьи, а вся власть монарха исходит из отцовской власти над, членами семьи. Органическая теория - государство как аналог живого организма, который зарождается, живет, болеет и умирает согласно биологии. Психологическая теория-это как бы утверждение психологической потребности человека, жить в рамках организованного сообщества, а также с чувством необходимости взаимодействовать с коллективом. Материальная теория «государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий». Теорию насилия не воспринимаю абсолютно, отсюда происходит порабощение племен и народов. Государство формировалось со временем, начиная от простого земледелия, а затем письменность и ремесло. Так какие именно факторы, действительно участвовали в возникновении государства?

Фрейд-основатель влиятельного психологического направления (психологической теории происхождения государства), исходил из существования первоначальной орды, глава который был убит своими взбунтовавшимися сыновьями. Материальная теория, вообще приходит на смену родоплеменной организации общества, а право – на смену обычаям. Материалистическая теория состоит из трёх основных форм возникновения государства. Афинская, римская и германская.

Афинская форма - классическая. Государство возникает непосредственно из классовых противоречий формирующихся внутри общества. Римская форма отличается, родовым обществом превращаемое в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы. Германская форма - государство возникает как результат завоевания обширных территорий.

Опробуем разобрать поэтапно, развития государства. Первый этап. На ранней стадии становления государства сохраняются остатки первобытной демократии, чередуются республиканские, монархические режимы и формы правления. Второй этап. Средние века и начало Нового времени, сохраняется сильная монархическая власть с преобладающими отношениями владения, (народ-собственность монарха). Третий этап, имперские формы государства, стабилизировались. Четвертый этап ведёт к усилению гнета, борьбы с конкурирующими силами за власть, с целью укрепления своей ресурсной базы, для власти.

Мы попытались приблизиться к истине. И изучения всех вышеперечисленных вопросов (исследований), определенно имеет большое значение, для государства и права. Такие теории можно соотнести ко всем видам цивилизаций.

 

 

08.10.20

ВОПРОС:
Знаменитый немецкий юрист конца ХIX в. Георг Мейер утверждал: «Первая и важнейшая задача государства есть обеспечение правовой защиты: как ни разнообразно может сложиться круг деятельности государств, от этой задачи не может уклониться ни один общественный союз, претендующий на обозначение его государством".
О какой функции государства идет речь? Раскройте содержание этой функции.

Крупнейший немецкий юрист к XIX в. Георг Мейер в своём утверждении писал об охранительной функции. Эта функция есть направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, личных отношений, особо значимых для каждого общества.

Поскольку охранительная функция реализует основное социальное назначение права — упорядочивать общественные отношения, обеспечивать их стабильность, устойчивость. Поэтому через охранительную функцию - право регулирует поведение субъектов.

Эта функция проявляет еще и свое действие не только тогда, когда совершено правонарушение, но имеет и превентивное (предупредительное) действие. Проще говоря, ее назначение — предупреждать о негативных последствиях, которые могут наступить, если лицо не соблюдает установленные правом запреты. Также у этой функции есть, и своя специфика. Право влияет на поведение посредством: во-первых, угрозы санкции, установления запретов и реализации юридической ответственности, во-вторых, информации о тех общественных отношениях, которые взяты под охрану государством.

                                                                                  

                                          Задание 05.11.20

 

Конспект по теме: Формы государства: понятие и элементы

 

  Форма государства – кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть. С помощью каких методов и приемов.

 

Элементами формы государства являются:

 

1) форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;

2) форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;

3) политический режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (гос.) режимы. 

 

Принципы

1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3) легитимность и демократический характер власти;

4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;

5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и

ответственность;

9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Структура

1) личность;

2) семья;

3) школа;

4) церковь;

5) собственность и предпринимательство;

6) социальные группы, слои, классы;

7) частная жизнь граждан и ее гарантии;

8) институты демократии;

9) общественные объединения, политические партии и движения;

10) независимое правосудие;

11) система воспитания и образования;

12) свободные средства массовой информации;

13) негосударственные социально-экономические отношения

Государство должно найти в гражданском обществе "свое место", отказаться от тотального контроля и ответственности за решение всех проблем, переключить внимание в те сферы, где оно действительно необходимо и где обязано четко выполнять свои изначальные функции (охрана правопорядка, оборона, законотворчество и т.д.)

На рынке же должны действовать свободные, но законопослушные собственники.

Гражданское общество - совокупность вне-государственных и вне-политических отношений, образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-собственников и их объединений.

Вне-государственные и вне-политические в данном случае следует понимать

как относительную самостоятельность, автономность, "застрахованность" от произвольного вмешательства государства, волюнтаристского диктата, конъюнктурных лозунгов политики.

 Взаимосвязь государства и права

Государство и право как система исходящих от публичной власти возникают

одновременно в силу одних и тех же причин, а именно в результате разложения родового общества и перехода его в более высокое, цивилизованное состояние сравнительно длительный период.

Право возникло, как реакция общества на объективную необходимость иметь более жесткий и властный (императивный) регулятор социальных отношений, снабженный принудительной силой, ибо моральные и им подобные нормы с этой задачей уже не справлялись.

Назначение государства и права состоит в том, что они выступают средством упорядочения общественных отношений, "ведения общих дел", призваны обеспечивать нормальные условия жизнедеятельности людей.

Государство и право логически и онтологически связаны между собой, объективно нуждаются друг в друге, взаимообусловлены, действуют и развиваются вместе, поэтому раздельное их существование и функционирование невозможно.

Государство и право - относительно самостоятельные явления, и их отождествление недопустимо, дистанция между ними всегда сохраняется.

Тоталитарная

Либеральная

Прагматическая

Право выступает государственным регулятором общественных отношений - таков его социальный статус. С другой стороны, деятельность государства носит по преимуществу правовой характер.

   Соотношение

Единство

Различия

Взаимодействие

Право исходит все же от государства как официального представителя общества. Так что без его ведома, или вопреки его воле "свое" право никто создавать не может.

Понятие и сущность правового государства

Правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

В идее правового государства можно выделить два главных аспекта:

1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав;

2) ограничение правом государственной власти.

В правовом государстве в отношении человека создаются условия для его юридической свободы, реализуется механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип "не запрещенное, законом дозволено".

Человек как автономный субъект свободен, распоряжаться своими способностями, собственностью, имуществом. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности, прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство. 

Принципы правового государства

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона);

2) наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения (формально-юридическая сторона).

1. Государственную власть ограничивают сами права и свободы человека,

2. Среди право-ограничивающих мер особое место занимает проблема разделения властей.

3. Федерализм также может внести свой вклад в дело ограничения государственной власти.

4. Как способ ограничения политической власти выступает верховенство закона и его господство в общественной жизни.

5. Взаимная ответственность государства и личности - это тоже способ ограничения политической власти.

Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся:

а) ответственность правительства перед представительными органами;

б) дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением и пр.;

в) импичмент и др.

Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могли бы стать референдумы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д. На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством.

Итак, принципами правового государства, отличающими его от государства неправового, являются:

наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения; разделение властей на:  

законодательную;

исполнительную и судебную;

федерализм;

верховенство закона;

взаимная ответственность государства и личности;

высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;

наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

 

18.11.20

Тема: Право и правовая система

Понятие, признаки и сущность права

Право - социальный институт, имеющий свою собственную природу. Специфика права проявляется в его признаках, которые содержатся в приведенном выше определении. Эти признаки заключаются в следующем:

1) право носило волевой характер, ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества;

2) общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов;

3) нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;

4) связь с государством состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм;

5) формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены, воплощены вовне;

6) системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам.

Раскрыть значение права для общества и конкретизировать его сущность призвана категория "ценность права", под которой понимается способность права служить средством для удовлетворения справедливых, прогрессивных интересов общества и отдельной личности.

Ценность права выражается в том, что оно прежде всего выступает средством: регулирования общественных отношений (придает действиям людей согласованность, упорядоченность, уверенность); защиты существующего общественного строя (устанавливает меры юридической ответственности за общественно опасные и вредные деяния); обновления общества, фактором его прогресса (содействует развитию тех социальных связей, в которых заинтересовано общество); решения глобальных проблем современности (оборонных, экологических и т.п.); определения меры свободы личности в обществе (фиксирует масштабы, границы свободы); утверждения нравственных начал в общественной жизни, инструментом воспитания населения и формирования цивилизованной правовой культуры (В.В. Лазарев, С.В. Липень).

Суммируя изложенное и учитывая существующие в современной отечественной и зарубежной научной литературе мнения, можно предложить следующее определение

права, разделяемое с небольшими расхождениями большинством правоведов, как ученых, так и практиков.

Право есть совокупность исходящих от государства общеобязательных, формально определенных норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и призванных регулировать поведение людей и их коллективов в целях стабильного функционирования и развития общества.

Общеправовые

Межотраслевые

Отраслевые

К общеправовым относят такие принципы, как:

- справедливость, которая означает соответствие между ролью лица в обществе и его социальноправовым положением; это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т.п. Данный принцип в наибольшей мере выражает общесоциальную сущность права и поиск компромисса между участниками правоотношений, между гражданином и государством;

- юридическое равенство граждан перед законом и судом, провозглашающее равный правовой статус всех субъектов и нашедший свое воплощение в ст. 19 Конституции РФ, которая устанавливает: "1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации";

- гуманизм, означающий, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство. Об этом, в частности, сказано в ст. 21 Конституции РФ: "1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам";

- демократизм, предполагающий, что в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы;

- единство прав и обязанностей, которое выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участников правоотношений - субъектов права, и означает, что нет и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав; то или иное право может быть реальным только тогда, когда установлена соответствующая ему юридическая обязанность. Так, право гражданина на получение нужной ему информации реализуется через обязанность соответствующих структур предоставлять такую информацию. Вместе с тем законом оговорено, что, осуществляя свои права, личность не должна ущемлять прав и свобод иных субъектов;

- федерализм, присущий только тем правовым системам, которые существуют в федеративных государствах. Он означает, что в данном обществе действуют две системы законодательства - общефедеральная и региональная;

- законность - система требований общества и государства, состоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно. Этот принцип нашел свое отражение в ч. ч. 1 и 2 ст. 15 Конституции РФ: "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы";

- сочетание убеждения и принуждения - универсальные методы социального управления, которые свойственны различным регуляторам, особенно праву. К основным формам убеждения относятся: правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов, обоснование в преамбулах нормативных актов целей и задач их принятия. Особенности принуждения: а) более жесткий метод воздействия права на субъектов; б) оно является второстепенным, применяемым после убеждения методом; в) осуществляется в особой процессуальной форме, установленной в праве; г) выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания, т.е. включает в себя черты убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний. Главная задача законодателя - установить оптимальное сочетание мер принуждения и убеждения в права.

Функции права - это основные пути (каналы) правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. Имеются в виду методы воздействия права на общественные отношения, которые отражают его сущность и природу, необходимость самого данного явления.

Функции права:

1)общесоциальные (экономическая, политическая, воспитательная, коммуникативная)

2)специально-юридические (регулятивная (развития), охранительная)

экономическая (право, устанавливая "правила игры" в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т.п.);

политическая (право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.);

воспитательная (право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения);

коммуникативная (право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления, специфическим "посредником" между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами). На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную функции.

Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью этой функции призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы - поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.п. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости. Формами осуществления регулятивной функции выступают: определение соответствующих юридических фактов в гипотезах юридических норм; установление и изменение правового статуса субъектов права, того или иного типа правового регулирования; закрепление в законодательстве мер поощрений, льгот, привилегий, иных дозволений; фиксацию моделей правоотношений.

Охранительная функция реализуется с помощью правовых ограничений (обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений) и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда он встречает на своем пути какие-либо препятствия.

 

 

20.11.20

Создайте свою собственную схему «Юридические науки».


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.