Вопрос 1. Проблема периодизации первобытной истории. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Вопрос 1. Проблема периодизации первобытной истории.

2020-12-27 274
Вопрос 1. Проблема периодизации первобытной истории. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Экзаменацыйныя бiлеты

па курсу “Гiсторыя першабытнага грамадства”

 

1. Праблема перыядызацыi першабытнай гiсторыi.

2. “Неалiтная рэвалюцыя” (тэхнiчныя дасягненнi).

3. Шлюб i сям’я ў ранняродавай абшчыне.

4. Станаўленне дзяржавы.

5. Рухаючыя сiлы антрапагенезу. Працоўная тэорыя Ф. Энгельса.

6. Трэцi вялiкi грамадскi падзел працы.

7. Прадмет гiсторыi першабытнага грамадства. Асноўныя праблемы, значэнне першабытнай гiсторыi дзеля разумення ўсясветнагiстарычнага працэсу.

8. Развiцце гаспадаркi ў эпоху класаўтварэння.

9. Расагенез.

10. Развiцце i роля абмену ў першабытную эпоху.

11. Праблема паходжання дуальнай экзагамii.

12. Асноўныя перадумовы разлажэння першабытнага ладу.

13. Морган i яго ўклад у першабытную гiсторыю.

14. Выкапневыя продкi чалавека на афрыканскiм кантыненце. (Аўстарлапiтэкi, архантрапы, палеантрапы).

15. Гаспадарка, сацыяльна-эканамiчныя адносiны ў ранняродавай абшчыне паляўнiчых, збiральнiкаў i рыбаловаў.

16. Чалавек умелы (homo habilis).

17. Паходжанне чалавека сучаснага тыпу (homo sapiens).

18. Рэлiгiя ў перыяд разлажэння першабытнага ладу.

19. Крынiцы першабытнай гiсторыi.

20. Тэорыi полi- i монацэнтрызму.

21. Найстаражытныя гамiнiды (архантрапы).

22. Першабытная суседская абшчына.

23.  Духоўная культура ў ранняродавай абшчыне.

24. Праблема т.зв. “прэсапiенса”.

25. Духоўная культура эпохi разлажэння першабытнага грамадства.

26. Сацыяльна-эканамiчныя адносiны ў абшчыне земляробаў-жывелаводаў.

27. Першабытны чалавечы статак.

28. Другi вялiкi грамадскi падзел працы.

29. Грамадскiя адносiны, шлюб i сям’я ў познеродавай абшчыне.

30. Мужскiя саюзы.

31. Старажытныя гамiнiды (палеантрапы).

32. Грамадскiя адносiны i арганiзацыя ўлады ў раннеродавай абшчыне.

33. Узнiкненне эксплуатацыi i грамадскiх класаў.

34. Першабытнае мастацтва.

35. Узнiкненне i раннiя формы рэлiгii.

36. Формы кiравання i ўлады у познеродавай абшчыне.

37. Выкапневыя малпы - папярэднiкi чалавека.

38. Тэорыя полi- i монагенiзму.

39. Патрыархальнае рабства.

40. Ваенная дэмакратыя.

41. Развiцце першабытнай гiсторыi ў XX ст.

42. Узнiкненне прыватнай уласнасцi.

43. Рэлiгiя эпохi познеродавай абшчыны.

44. Першабытнае грамадства ў сучасным свеце.

45. Шлюб i сям’я ў перыяд класаўтварэння.

46. Развiцце станоўчых ведаў у эпоху познеродавай абшчыны.

 

 


Вопрос 9. Расогенез

В проблеме завершения антропогенеза остро стоит вопрос о становлении современных людей. Некоторые ученые связывают это с природными факторами (концом Ледникового периода), либо с социальными факторами: с развитием речи, укреплением связей внутри коллектива и т.п. В 1940-50 годы ученый Рогинский говорил, что в сравнении с неандертальцем у современного человека не изменяется объем мозга, но изменяется его структура: например, увеличиваются лобные доли мозга (у шимпанзе это 14% мозга, у неандертальца 18%, а у современного человека – 24%). А известно, что эти структуры отвечают за социальное поведение и ассоциативное мышление. Становление современных людей происходило, видимо, на африканской территории по линии африканских Homo-гейдельбергских. По крайней мере, поздние Homo-гейдельбергские имели достаточно сходных черт с современным человеком. Например, родезейский человек (найден на территории Родезии), или находки их долины Ома. Последней ступенью на пути к человеку стал Homo -сапиенс-идалту. Открыт лон был в 1997 году на территории Эфиопии, в пустыне Афар экспедицией под руководством Тимати Уайта и эфиопского палеонтолога Берхара Асфаба. Открытие было случайным: его причиной были ливни в Эфиопии, которые вымыли зарытые под песками окаменелости. Уайт писал, что они проезжали мимо деревни и заметили торчащий череп гиппопотама. Подъехав ближе, они увидели, что череп пробит, начали раскопки и обнаружили 3 взрослые особи и 6 детских.

Скорее всего, умерли они насильственной смертью. Черепа отскоблены, отшлифованы – убийство скорее ритуальное. Эти черепа относятся к заключительной ступени эволюции человека. Как писал Уайт, они не были полностью подобны современным людям, но приблизились к ним почти вплотную. Возраст черепов – примерно 150-160 тыс. лет. Находку назвали Homo -сапиенс-идалту (идалту – старший, древнейший). Теперь ясно, что современные люди существовали в Африке гораздо раньше, чем классические неандертальцы в Европе. Вообще, по вопросу о происхождении людей высказывались две гипотезы: перваятеория полицентризма или «теория канделябра». В ней говорится, что становление современных людей происходило независимо, в разных районах и от разных ветвей Homo-гейдельбергского, чем объясняются различия между расами. Вторая теория – теория моноцентризма, условно говоря, «теория Ноева ковчега»: человек сложился на ограниченной территории, откуда расселился по планете и вытеснил прежние виды. Сейчас ученые почти не сомневаются во второй теории, в пользу которой говорят данные генетики: ДНК современного африканского человека (особенно население Восточной Африки) обнаруживает большую степень вариативности, чем ДНК остальных людей. Например, данные митахондральной ДНК (мтДНК) (передающейся по женской линии) имеют 3 группы, две из них есть только в Африке. По ним была выведена праматерь человечества, митахондральная Ева, которая жила в Африке примерно 100 – 200 тыс. лет назад. До сих пор загадка, почему Homo - sapiens, появившийся 200 000 лет назад, много десятков тысячелетий ничего не приобретал с точки зрения материальной культуры, продолжая пользоваться теми же мусьтерскими каменными орудиями. В связи с этим, высказываются предположения, что современный человек не сразу достиг современного уровня интеллектуальных возможностей. Эволюция до сих пор продолжается, но изменения касаются уже тонких структур мозга, отвечающих за особенности ин6теллекта и за интеллектуальные способности

Современные изменения в виде люди есть, но не так заметны. Люди 100 000 лет назад покидают Африку и 80 000 лет назад расселяются по Азии. 60 000 лет назад добираются до Австралии, 40-45 000 лет назад заселяют Европу, 30 000 лет назад добираются до Америки. Возникают зоны изоляции – изоляции расстоянием, составляющие почву для становления рас.

Особенности рас появляются на стадии Верхнего палеолита. Впрочем, для этого периода характерны находки с негроидными чертами и наоборот. Традиционное деление человечества на 3 расы устарело.

Сейчас используют не только и не столько внешность, сколько генетическое сходство. Разделяют два ствола: западный и восточный, а в каждом по 3 расы.

Западный ствол:

1) Европеоиды;

2) Негроиды. Африканоидная раса – центральная, западная, восточная Африка

3) Капоиды (кайсанская раса) – население Южной Африки, бушмены, пигмеи. Последние имеют короткий рост, закрученные волосы, кожа желтовато-бурая, но не упругая – быстро появляются морщины; эпикантус придает сходство с монголоидами.

Восточный ствол:

1) Монголоиды (азиатская раса). Узкий разрез век, эпикантус, выступающие скулы, прямые черные волосы;

2) Америнды (коренные американцы): подразделяют на северную и южную группу,

3) Австралоиды – австрало-океанийская раса. Раса очень древняя – это население Австралии, Тасмании, Гавайских, Курильских островов: темная кожа, длинные волнистые волосы, борода, крупный нос, массивные надбровья.

В результате смешения появляются расы: мулаты (европейцы и негры), самбо (негроиды и монголоиды). Некоторые народности меняют свою расовую принадлежность. У эфиопов – переход от негроидов к европеоидам, у народов Мадагаскара от негроидов к монголоидам.


Вторичные центры:

1) Средиземноморский (Греция, Италия), с 8-ого тыс. капста и виноград, а в пятом тыс. была одомашнена лошадь.

2) Саяно-Алтайский. Здесь во втором тыс. были одомашнены северные олени. Здесь же впервые выращивают просо и коноплю.

3) Центрально-Азиатский, в нем во 2 тыс. был одомашнен як.

Земледелие, видимо, развивалось из высокоразвитого собирательства, у некоторых племен встречаются его зачатки:

- Австралийцы например, пропалывают некоторые поля, в Малой Азии сбор плодов предваряется прокалыванием дикорастущих злаков: вырубанием кустарника, подрезанием веток у диких деревьев, в некоторых североамериканских племенах сбор дикого риса сопровождается такими же действиями.

- Окультуриванию растений, способствовало удобрение почв: древесная зола, пищевые отходы и т.п. Надо сказать, что круг используемых человеком растений в доземледельческую эпоху был шире, чем в эпоху земледелия. Тут можно назвать те растения, которые мы считаем сорняками, но которые хорошо растут рядом с человеческим жильем: крапива, например.

- Появляется мотыжное земледелие. Простейшим орудием примитивного земледелия была та же палка, что использовали при собирательстве. Иногда на нее снизу надевали плоский заостренный камень, или подбирали палку с растущим в сторону сучком, и она напоминала мотыгу. В самом своем примитивном виде мотыжное земледелие было делом женским. Мужчины только очищали участок для посева. Участки были небольшие, обычно активно использовались способы разрыхления почвы вплоть до перебирания почвы руками. Женщина занималась и посевом: делала ямки, клала в них зерна. В разных местах земледелие возникало в разных культурных условиях, отсюда появляются разные виды мотыжного земледелия. Например:

1) Богарное земледелие: посевы производились накануне дождей,

2) Паловое – участки, предназначенные для посева, выжигались.

3) Лиманное – посев во влажную почву вблизи естественных водоемов. Особенностью такого земледелия были смешанные посевы: поле небольшое, но густо засаженное. Это и на почву хорошо влияет и гарантирует постоянный урожай. Но такие огороды не обеспечивали полностью всех потребностей. Возникает система более крупных полей, где выращиваются отдельные с/х культуры.

4) Подсечно-огневое земледелие. Необходимо вырубить лес участками: вначале вырубают мелкий лес, потом подрезают мелкие деревья, подом все выжигают, потом выравнивают землю и разрыхляют её. Затем идет сбор урожая, возникает проблема, как его сохранить. В некоторых районах земледелие появляется раньше, чем посуда. Необходимость сохранения будущего урожая привела к приручению и одомашниванию кошки, она стала наиболее эффективным охотником. Недаром в Южную Европу земледелие было завезено вместе с домашними кошками.

И тут мы переходим к доместикации – одомашниванию животных. Если говорить о последовательности одомашнивания, то сначала собака, потом кошка, потом свинья и мелкий рогатый скот, потом крупный рогатый скот, потом лошади, ослы, верблюды, яки, и, якобы, северные олени были приручены давно, хотя тут, наверное, речь идёт о симбиозе.

Надо различать прирученных и одомашненных животных. Прирученные животные существуют и в диком, и в домашнем состоянии. А домашние животные – это те, которые будучи прирученными в неволе, дали новые виды, и, окажись они теперь в природе, они вряд ли смогли бы выжить. Домашние животные играют роль в хозяйстве, дают потомство, для первобытных племен была необходима практическая функция, декоративные породы появляются позднее. Одно из таких исключений – это слоны, которые играют декоративную роль в Индии. Непременным условием доместикации является массовость процесса. Можно выводить новые виды по критериям, нужным человеку. Опираясь на этнографические данные, можно выделить два способа доместикации, существовавшие в первобытные времена:

1) Импринтинг – приручение детенышей, когда человек забирает детеныша козы и воспитывает его.

2) Насильственное приручение. Имеет дело с массовым материалом, метод заключался в том, что стадных и диких животных загоняют за изгородь, закрывают входы и выходы и оставляют на какое-то время без воды и пищи, пока они не станут смирными. Их потомство оказывается гораздо более ручным, чем при импринтинге.         

В раннеземледельческих обществах приручение было потребностью: меняется баланс питания, нужно было больше белков, а белки - в мясе. Для раннего скотоводства было характерно содержание небольшого количества животных, первоначально, видимо, на вольном выпасе, позднее появляются загоны для скота, пастухи. Козы и овцы часто ночевали в жилых домах, для них отгораживали специальные отсеки, конечно, минусы есть, но и волк не скушает, и тепло, если речь идет о северных районах. Животных начинают использовать в сельском хозяйстве:

- для взрыхления полей и втаптывания зерен в землю.

- В Месопотамии и в Египте скот использовали в молотьбе.

- Позднее появляется транспортное использование,

- молочное использование: с 3 тысячелетия известны разные породы домашних животных.

Распространение земледелия и скотоводства было шагом на пути освобождения человека от зависимости от природы, но были и минусы.

1. Лучшее обеспечение питанием создавало базу для прироста населения. На земле, которая прокармливала 3 охотников, могло существовать до 1 000 скотоводов.

2. Смертность от голода (особенно детская) падала. За счет появления искусственного питания улучшался уход за детьми. В некоторых районах плотность населения доходила до 100 человек на кв. км.

3.  Постоянное общение с животными способствовало ухудшению санитарных условий. Животные являются переносчиками многих болезней (сибирская язва).

4. Иногда вырубка лесов приводила к негативным последствиям, распространялись болота, засоленность почв, появлялись овраги.

5.  Если говорить об изменениях человека, ухудшаются зрение и слух. Кости истончаются, становятся хрупкими.

Но в целом плюсов было больше.
ВОПРОС 27. ПЕРВОБЫТНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ

СТАДО

Трудно говорить о социальных отношениях. Тот период первоначального объединения гоминид прежде назывался «Эпоха первоначального человеческого стада». Сейчас чаще термин «праобщина». Зарождение праобщины осуществляется у австралопитековых, а окончательно оформляется с появлением рода Homo.

Занимает праобщина нижний и частично средний палеолит. Это не была единая застывшая форма, она эволюционировала вместе с человеком: менялась структура, речь, половые отношения. Для реконструкции периода используются источники: данные археологии и антропологии, данные этнографии помочь не могут. Зато важную роль играют данные зоологии, а точнее этологии – науки о поведении животных, и приматологии – науки о приматах.

До середины XX в. наблюдение за обезьянами велосьв лабораториях или зоопарках. Лишь с 1960-х годов ряд исследователей (Дж. Гудолл) перешли к наблюдению (несколько лет) за обезьянами в диких условиях. Наблюдению подвергались человекообразные обезьяны, павианы, шимпанзе, гориллы. Было замечено, что шимпанзе могут приспосабливать для своих нужд предметы и совершенствовать их: они обрывают с ветки листья, а палку используют для ловли термитов, создают лежанки для сна, при столкновениях с врагами могут кидать камни. Шимпанзе склонны к обучению. Могут, живя с человеком, обращаться с предметами простой конструкции: открывают банки, пользуются ложками. Шимпанзе в неволе имеют зачатки абстрактного мышления. Шимпанзе в состоянии научиться языку глухонемых. Для обезьян, обученных языку, интересные общаться с людьми, чем с сородичами. Шимпанзе эмоциональны, могут выражать радость, горе, страх. Используют мимику, жесты. Женская часть обезьян больше стабильна, чем мужская. Самки передают детенышам знания. Новые знания быстрее всех усваивают молодые самки, а медленнее всех – молодые самцы. Исследователи давали батат шимпанзе, самки стали первыми мыть его в воде. Часть передачи навыков – демонстрационное манипулирование. Чтобы выжить, Homo приспосабливались к менявшейся обстановке. И тут роль самок велика.

Для оценки сторон жизни важно изучение стадных хищников. У стадных хищников нет абсолютного индивидуализма в добыче. При дележе животные, не участвовавшие в охоте, могут получить часть добычи. У шимпанзе добычу съедает тот, кто ее и поймал. Полезным для понимания отношений между австралопитеками является вывод этологов о враждебности ранним хищников: к ним относились как к конкурентам и при первой возможности нападали.

 

 

 
ВОПРОС 29. СЕМЕЙНЫЕОТНОШЕНИЯ,БРАК И СЕМЬЯ В ПОЗДНЕРОДОВОЙ ОБЩИНЕ.

В эпоху неолита материнский род достигает высшей точки своего развития. Род в это время – коллектив кровных родственников, родственников по женской линии, объединенных общей собственностью, взаимным наследованием и взаимопомощью, численность рода увеличивается и может достигать 600-700 человек. Классическим примером развития материнского рода считают племена ирокезов, живших у Великих Озер. Их исследовал Льюис Морган, юрист и этнограф-любитель, который сделал для них много хорошего, он был принят в один из ирокезских родов и исследовал их. Он выделил 10 основных критериев рода в стадии позднеродовой общины:

11) Высший орган власти – собрание всех взрослых мужчин и женщин;

12) Собрание избирает старейшин и военного вождя;

13) Старейшины и военный вождь избираются пожизненно, но род имеет право сменить их в любой момент;

14) Род строго экзогамен;

15) Имущество умерших остается в роду и наследуется: в случае смерти женщины ее детьми и родными сестрами, мужчины – его родными братьями и сестрами, а также братьями его матери. Супруги друг за другом не наследуют.

16) В роду существовала взаимная обязанность сородичей в материальной помощи, защите и мести.

17) Каждый род имеет свое название, это, как правило, название тотема рода, и присущий только этому роду название имен.

18) Род имеет право усыновлять представителей другого рода или племени. Процесс усыновления называется адопция. Можно было усыновлять пленников.

19) Каждому роду присущ свой религиозный культ, везде был тотемизм.

20) Каждый род имел свое кладбище, иногда были любопытные ситуации: а одного из африканских племен после смерти человека делали его фигурку из дерева, и в одном месте хоронят, а в другом – ставят эту фигурку и проводят над ней все ритуалы.

Поскольку род достаточно большой по размеру, появляются мелкие системы внутри него. Самой мелкой такой структурой был линидж (40-60 человек) - несколько десятков человек, прослеживающих родство между собой. Несколько линиджей составляли субклан – где-то 150-300 человек – отдельное поселение, субкланы живут близко друг к другу. В рамках субклана совершается кровная месть, совершаются свадьбы, обряды инициации. Несколько субкланов – род. На определенном этапе род делится на две части, и такие рода представляют фратрию, или братство. Обычно есть определенное сходство между ними в религиозном культе. Каких-то органов управления во фратрии нет. Последняя структурная единица – племя, объединяющее несколько фратрий. Оно могло достигать до 5 000 человек, было наиболее широкой общественной ячейкой. Оно обладало названием, территорией, диалектом, определенной культурно-бытовой общностью. В отличие от раннеродовой общины, в племени есть потестарная система. Главным органом власти является совет племени, включающий всех вождей и старейшин родов племени. Он обладает значимыми полномочиями: решает вопросы войны и мира, заключения союзов, утверждает вождей и старейшин, смещает их, решает конфликты между родами. Это не постоянный орган, он собирается 2-3 раза в год по важным поводам. Почетное место в родоплеменном управлении принадлежало женщинам. Они могли возглавлять линиджи, субкланы, могли быть старейшинами, у ирокезов, например. Основной территориальной единицей, по-прежнему, остается община. Помимо известных ранее однородовых общин, где большая часть населения принадлежала одному роду, появляются многородовые общины, включающие сегменты разных родов (2 и более). Такие общины могли существовать независимо. Как правило, с одной стороны, такие общины были удобны с точки зрения безопасности (большой поселок легче защищать), но, с другой, менее удобны с точки зрения ведения хозяйства. Потому были и большие, и маленькие общины.

Основной формой брака, по-прежнему, кросс-кузенный парный брак. У супругов не было совместного имущества, брак остается легкорасторжимым. И, хотя, вступая в брак, муж включался в деятельность рода жены, но имуществом не пользовался. И прав на детей не имел. Была ситуация, когда, вступая в брак, муж работал и на поле своего рода и всё выращенное отдавал в свой род. Род велся по линии матери. На первых порах, брак, с точки зрения поселения супругов, остается матрилокальным, но к позднеродовой общине появляется авункулокальный брак, когда супруги селятся в роду у дяди мужа, и даже внелокальный брак, когда супруги селятся в роду у мужа. В том и в другом случае женщина свой род покидает, тот и другой брак требовал отработки за жену, либо выплаты брачного выкупа. Брак в этот период оставался легкорасторжимым, и обрядами не сопровождался. Например, в одном из меланезийских племен перед браком мужчина посещал женщину, а для закрепления брака они должны были вместе утром выйти из дома и в присутствии матери девушки садились на циновки перед домом этой самой матери. В одном из североамериканских племен брак был таким: мужчина и женщина стояли в разных местах на расстоянии 300 метров, по сигналу открывалась дверь девушки, она должна была бежать, через некоторое время открывалась дверь мужчины, и он должен был ее догнать. Если догонял, брак был заключен.

По-прежнему, сохраняются пережитки группового брака, женщина до брака имеет свободу половых сношений. Единственная твердая граница – экзогамия. Принципиальных изменений в сравнении с раннеродовой общиной не было.


ВОПРОС 30. МУЖСКИЕ СОЮЗЫ

Еще одна форма появления патриархата – тайные мужские союзы (тайные мужские организации, куда принимали только мужчин отдельного возраста). У каждого союза были специальные обряды принятия, религиозные покровители, к инициациям добавлялось наличие материального взноса. Инициации подразумевали не смерть ребенка и появление взрослого, а смерть члена материнского рода и появление члена отцовского рода. Люди объединялись в такие союзы, у них были свои обряды, постепенно такие союзы контролировали всю деятельность общины. У индейцев пуэбло вождем выбирали главу самого влиятельного мужского союза. У индейцев аджиба были братства шаманов, колдунов. В Африке такие союзы просуществовали до новейшего времени, там первые политические партии создавались из таких союзов. Такие союзы создавались ради борьбы за власть с женскими родами, а потом просто для борьбы за влияние.

Помимо перехода к патриархату в некоторых обществах существовал другой вариант разложения родоплеменных отношений в форме позднего матриархата. Как правило, это было характерно для племен с мотыжным земледелием – обществ, где мужской труд играл большую роль, но и роль женского труда по-прежнему была велика. Женщины в таких обществах еще сохраняли свое влияние: участвовали в выборах, влияли на их исход, их моральный авторитет был велик. Хотя в таких ситуациях те же общины могли возглавлять и мужчины. Своеобразие такого пути выражалось и в семейной сфере. В таких обществах встречается форма брака – дислокальный брак, когда каждый супруг живет в своем роду. Связь с родом сильнее супружеской связи. Сложно сказать, почему в отдельных культах так происходит. При такой форме разложения племенных отношений также появляются объединения больших семей, но тут они называются матронимия: несколько сестер с семьями

Завершая данный вопрос, скажем, что вся эпоха разложения первобытного общества характеризуется увеличением военных предприятий, это вызывает необходимость увеличениям поселений. Также появляются союзы племен. Типичный пример – ирокезский союз.


ВОПРОС 45. БРАК И СЕМЬЯ В ПЕРИОД КЛАССООБРАЗОВАНИЯ

Среди подавляющего большинства философов, социологов и даже этнологов, не говоря уже о людях далеких от всякой науки, бытует представление, что брак между индивидами и семья, т.е. группа, состоящая из мужчины, женщины и их детей, существовала всегда. Очень многие из них утверждают, что существование такого рода брака и такого рода семьи обусловлено биологией размножения человека и что эти институты унаследованы им от его животных предков. Все это совершенно неверно.

 Начнем с того, что ни брак, ни семья не вытекают из биологии. Чтобы происходило биологическое воспроизводство человека, нужен не брак, а половые отношения. Брачные и половые отношения далеко не одно и то же. Половые отношения, а тем самым и рождение детей возможно у людей без брака и вне брака.

 Брачные отношения, включая в себя половые, никогда к ним не сводятся. Брак есть определенная социальная организация отношений между полами. Он предполагает наличие определенных прав и обязанностей между связанными им сторонами.

В европейском классовом обществе в широком смысле, т.е. включая и земли за пределами этой части света, заселенные европейцами (Америка, Австралия, Сибирь) до самого последнего времени единственной формой брака была моногамия. Конечно, европейцам было известно о существовании и иных форм брака: многоженства (полигинии) и многомужества (полиандрии). Но при всем различии этих форм брака они имели между собой общее - это был брак между индивидами. В случае моногамии в браке состоят два человека, в случае полигинии один мужчина состоит не в одном браке с несколькими женщинами, как иногда полагают, а в нескольких браках, число которых равняется числу его жен, в случае с полиандрией одна женщина состоит в таком числе браков, которое равняется числу ее мужей.

 В силу всего этого в глазах европейских мыслителей индивидуальный брак выступал не просто даже как единственно существующий, но как единственно возможный вид регулирования отношений между полами, а моногамия - как идеальная форма такого регулирования. В европейском обществе в течение многих веков нормой считались половые отношения только между супругами. В идеале не могло быть отношений между полами, которые не были бы освящены браком. Половые отношения до брака и вне брака рассматривались как нарушение существующих правил и в той или иной степени осуждались. Вполне понятно, что в этом обществе не могло быть никаких правил, регулирующих добрачные и внебрачные отношения.

 

Экзаменацыйныя бiлеты

па курсу “Гiсторыя першабытнага грамадства”

 

1. Праблема перыядызацыi першабытнай гiсторыi.

2. “Неалiтная рэвалюцыя” (тэхнiчныя дасягненнi).

3. Шлюб i сям’я ў ранняродавай абшчыне.

4. Станаўленне дзяржавы.

5. Рухаючыя сiлы антрапагенезу. Працоўная тэорыя Ф. Энгельса.

6. Трэцi вялiкi грамадскi падзел працы.

7. Прадмет гiсторыi першабытнага грамадства. Асноўныя праблемы, значэнне першабытнай гiсторыi дзеля разумення ўсясветнагiстарычнага працэсу.

8. Развiцце гаспадаркi ў эпоху класаўтварэння.

9. Расагенез.

10. Развiцце i роля абмену ў першабытную эпоху.

11. Праблема паходжання дуальнай экзагамii.

12. Асноўныя перадумовы разлажэння першабытнага ладу.

13. Морган i яго ўклад у першабытную гiсторыю.

14. Выкапневыя продкi чалавека на афрыканскiм кантыненце. (Аўстарлапiтэкi, архантрапы, палеантрапы).

15. Гаспадарка, сацыяльна-эканамiчныя адносiны ў ранняродавай абшчыне паляўнiчых, збiральнiкаў i рыбаловаў.

16. Чалавек умелы (homo habilis).

17. Паходжанне чалавека сучаснага тыпу (homo sapiens).

18. Рэлiгiя ў перыяд разлажэння першабытнага ладу.

19. Крынiцы першабытнай гiсторыi.

20. Тэорыi полi- i монацэнтрызму.

21. Найстаражытныя гамiнiды (архантрапы).

22. Першабытная суседская абшчына.

23.  Духоўная культура ў ранняродавай абшчыне.

24. Праблема т.зв. “прэсапiенса”.

25. Духоўная культура эпохi разлажэння першабытнага грамадства.

26. Сацыяльна-эканамiчныя адносiны ў абшчыне земляробаў-жывелаводаў.

27. Першабытны чалавечы статак.

28. Другi вялiкi грамадскi падзел працы.

29. Грамадскiя адносiны, шлюб i сям’я ў познеродавай абшчыне.

30. Мужскiя саюзы.

31. Старажытныя гамiнiды (палеантрапы).

32. Грамадскiя адносiны i арганiзацыя ўлады ў раннеродавай абшчыне.

33. Узнiкненне эксплуатацыi i грамадскiх класаў.

34. Першабытнае мастацтва.

35. Узнiкненне i раннiя формы рэлiгii.

36. Формы кiравання i ўлады у познеродавай абшчыне.

37. Выкапневыя малпы - папярэднiкi чалавека.

38. Тэорыя полi- i монагенiзму.

39. Патрыархальнае рабства.

40. Ваенная дэмакратыя.

41. Развiцце першабытнай гiсторыi ў XX ст.

42. Узнiкненне прыватнай уласнасцi.

43. Рэлiгiя эпохi познеродавай абшчыны.

44. Першабытнае грамадства ў сучасным свеце.

45. Шлюб i сям’я ў перыяд класаўтварэння.

46. Развiцце станоўчых ведаў у эпоху познеродавай абшчыны.

 

 


Вопрос 1. Проблема периодизации первобытной истории.

 

Огромные временные рамки первобытной истории предопределили сложность ее периодизации. Эта проблема начиная с конца XIX ст. и до настоящего времени находится в стадии разработки. Попытка первой периодизации истории первобытного общества принадлежит выдающемуся американскому этнологу Л. Г. Моргану («Древнее общество» 1977 г.). Параллельно существуют несколько социальных и общая (историческая) периодизация первобытной формации.

Периодизация Л. Г. Моргана. Используя сложившееся еще в XVIII ст. членение исторического процесса на эпохи дикости, варварства и цивилизации Морган разделил эти эпохи на нижнюю, среднюю и высшую ступени. Основным критерием для выделения этих этапов был уровень развития производительных сил (по Моргану «прогресс в производстве средств к жизни»). Периодизация Моргана на современном ему этапе явилась замечательным примером материалистического подхода, однако, с течением времени выявились ее недостатки, т. е. отсутствие у целого ряда этнических групп изобретений и открытий, которые по Моргану явились признаками выделенных стадий в развитии общества и др. Ф. Энгельс обобщил периодизацию Моргана и положил начало ее пересмотру. Эпоху дикости он обозначил как время присваивающей экономики, а эпоху варварства — производящей.

К числу т. н. специальных периодизаций первобытной истории относится археологическая, палеоантропологическая, геологическая периодизация.

Археологическая периодизация является одной из основных. По материалу, из которого изготавливалось большинство орудий труда и технологическим приемам, выделяются каменный, бронзовый, железный века.

Каменный век разделяется на древнекаменный век — палеолит, среднекаменный век — мезолит, новый каменный век — неолит. Конец неолитической эпохи, когда появляются первые орудия из меди, обозначается термином энеолит (меднокаменный век). Палеолит подразделяется на ранний (нижний) и поздний (верхний).

Ранний палеолит 2,6 млн — 35—30 тыс. л. назад.

Поздний палеолит 35—30 — 10 тыс. л. назад.

Мезолит 10—8 — 6 тыс. л. назад.

Энеолит — к. 4 — нач. 3 тыс. до н. э.

Бронзовый век — 3—2 — нач. I тыс. до н. э.

Железный век — п. I тыс. до н. э. — сер. I тыс. н. э.

Ранний (нижний палеолит) подразделяется на три эпохи:

олдувайская — 2,6 — 700 тыс. л. назад;

ашельская — 700 — 150—120 тыс. л. назад;

мустьерская — 150—120 — 35—30 тыс. л. назад.

Антропологическая периодизация — в ее основе этапы биологической эволюции человека. Выделяются следующие стадии:

Стадия формирующихся людей (включая австралопитеков);

Архантропы — древнейшие люди;

Палеоантропы — древние люди;

Неоантропы — ископаемые люди современного физического типа (homo sapiens), они же кроманьонцы.

Геологическая периодизация:

Кайнозойская эра, начавшаяся 60—70 млн л. назад, подразделяется на палеоген — неоген (третичный период) и антропоген (четвертичный период).

Антропоген — последний наиболее короткий геологический период, начался около 2,6 млн л. назад. Подразделяется на:

эоплейстоцен (доледниковая эпоха);

плейстоцен (ледниковая эпоха);

голоцен (послеледниковая эпоха).

Характерной чертой антропогена является неоднократное развитие материковых оледенений. По т. н. альпийской шкале применительно к Европе для ледниковых эпох применяют термины: дунай, гюнц, миндель, рисс, вюрм.

Эти термины соответствуют названиям альпийских рек, где были хорошо прослежены ледниковые отложения. Промежутки между ними — межледниковые эпохи (интерстадиалы). Подобные схемы существуют для разных территорий (русской равнины, Беларуси и т. д.), но все они соотносятся к распространенной в Европе альпийской шкалой. Все археологические культуры палеолита и частично мезолита относятся к плейстоцену. В конце мезолита и начале неолита наступила эпоха голоцена — геологической современности.

Общеисторическая периодизация. Специальные периодизации не могут заменить общеисторической периодизации, которая является основной при изучении истории первобытного общества. Ее разработка ведется более столетия по этнологическим и археологическим данным. Критерием для создания общеисторической периодизации является различие в способе производства и, в частности в формах производственных отношений. Попытка проследить развитие форм первобытной собственности привела к выделению этапа первобытного человеческого стада, первобытной родовой и первобытной соседской общины. Однако количество этих этапов, хронологические рамки разными исследователями определялись по-разному. Почти все исследователи в качестве начального этапа первобытной истории выделяют эпоху первобытного стада — праобщины, далее идут эпохи раннеродовой, позднеродовой и первобытной соседской (протокрестьянской общины), которые соответствуют основным этапам первобытной истории.

Праобшина — нижний средний палеолит.

Раннеродовая община — верхний палеолит — мезолит.

Первобытная соседская община — поздний.



Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.139 с.