Практические занятия (48 Ч. ) — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Практические занятия (48 Ч. )

2020-12-27 72
Практические занятия (48 Ч. ) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДИСЦИПЛИНА: ИСТОРИЯ ДИПЛОМАТИИ

ГР. 541

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Выдающиеся дипломаты арабского мира

2. Выдающиеся дипломаты Ватикана

3. Выдающиеся дипломаты стран Латинской Америки

4. Выдающиеся дипломаты Японии

5. Дипломатическая деятельность А. Идена

6. Дипломатическая деятельность А. Меркель

7. Дипломатическая деятельность А. Садата

8. Дипломатическая деятельность А.А. Громыко

9. Дипломатическая деятельность А.М. Коллонтай

10. Дипломатическая деятельность В. Брандта

11. Дипломатическая деятельность В. Вильсона

12. Дипломатическая деятельность В.М. Молотова

13. Дипломатическая деятельность Г.А. Насера

14. Дипломатическая деятельность Г.В. Чичерина

15. Дипломатическая деятельность Д. Ллойд Джорджа

16. Дипломатическая деятельность И. Риббентропа

17. Дипломатическая деятельность К. Аденауера

18. Дипломатическая деятельность М.М. Литвинова

19. Дипломатическая деятельность С.В. Лаврова

20. Дипломатическая деятельность Ф.Д. Рузвельта

21. Дипломатическая деятельность Г.А. Киссинджера

22. И.В. Сталин как дипломат

23. Шарль де Голль как дипломат

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (48 ч.)

1. Мониторинг журналов «Международная жизнь» и «Мировая экономика и международные отношения» за период (по 5 лет – каждый журнал)

· Проблемы:

§ история дипломатии;

§ теория дипломатии;

§ дискуссионные проблемы дипломатии;

§ выдающиеся отечественные и зарубежные дипломаты.

· Параметры мониторинга:

§ использование инфографики;

§ применение контент-анализа;

§ аналитика.

§ Представить в виде графической блок-схемы

2. Составить терминологический словарь терминов по курсу «История дипломатии»

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (48 ч.)

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (П/З)

Тема 1

Дипломатия Древнего Востока (пт, 20 февраля) 4 ч.

1. Основные черты древневосточных государств

2. Политическая карта Древнего Востока (Древний Египет, Индия, Китай и т.д.)

3. Дипломатические документы и персоналии в истории дипломатии Древнего Востока

 

Методические указания

В ходе рассмотрения темы необходимо получить целостное представление о дипломатии Древнего Востока, пусть и в общих чертах. Первый и второй вопросы носят контекстуальный характер. В докладе на первый вопрос необходимо отразить базовые черты древневосточных обществ и их влияние на специфику государств, а также уделить внимание различиям между государствами. При подготовке второго вопроса следует учесть, что хронологически понятие «Древний Восток» охватывает период примерно от 3000 г. до н.э. до 5-7 вв. н.э. Географически «Древний Восток» - это территории от Северо-Восточной Африки и Междуречья до п-ва Индостан и Древнего Китай и Японии. Третий вопрос предполагает рассмотрение Эль-амарнской переписки, договора Рамсеса II с Хаттушилем III, деятельность Ашурбанипала, законы Ману и т.д. Также необходимо дать краткую характеристику вышеперечисленным правителям и иным лицам, задействованным в дипломатических сношениях. Есть возможность разделить третий вопрос между несколькими докладчиками. Предполагается, что по итогам каждого доклада группа задает выступающему вопросы. Желательны дискуссии.

Источники:

1. История Древнего Востока. Тексты и документы. М.: Высш. шк., 2002. – 724 с.

2. Хрестоматия по истории Древнего Востока. В 2 ч. М.: Высш.шк., 1980. Ч.1 – 258 с.; Ч.2 – 330 с.

3. Хрестоматия по истории древнего мира. В 3 т. / Под ред. В.В. Струве. М., 1951-1953. Т.1 – 361 с.; Т.2 – 340 с.; Т.3 – 280 с.

4. Хрестоматия по истории международных отношений. В 5 т. / Сост. Д.В. Кузнецов. Благовещенск, 2013.

 

Литература:

1. Васильев Л.С. История Востока. В 2 т. М.: Высш. шк., 2001. Т.1. – 512 с. Т.2. – 560 с.

2. История дипломатии / Под ред. В.А. Зорина, В.С. Семенова, С.Д. Сказкина, В.М. Хвостова. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: ГИПЛ, 1959. Т 1.– 896 с.

3. История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М.: Высш.шк., 2003. – 497 с.

Тема 2

Античная дипломатия (4 ч.)

1. Особенности античной цивилизации

2. Греко-римская дипломатия: общее и особенное

3. Выдающиеся дипломаты Античности

Методические указания

В ходе рассмотрения темы необходимо приблизиться к пониманию сущности дипломатии Античности. Первый вопрос предполагает развернутую характеристику античной цивилизации с выделением ключевых параметров. Также желательно выделить общее и особенное между древневосточными и античными обществами.

Второй вопрос включает в себя два аспекта. Во-первых, аналитическое изложение основ древнегреческой дипломатии и дипломатии Древнего Рима (система государственного управления, основные направления дипломатической деятельности, их соотношение с иными аспектами международного и межгосударственного взаимодействия). Во-вторых, проведение историко-сравнительного анализа древнегреческой и древнеримской дипломатии.

В ходе подготовки третьего вопроса важно обратить внимание на следующие характеристики и параметры деятельности исторической персоны: годы жизни и годы деятельности на тех или иных постах, ключевые направления деятельности и приоритеты, исторический контекст, оценки современников и историков. Возможные исторические деятели для рассмотрения: Перикл (494 – 429 до н.э.), Никий (475 – 413 до н.э.), Фемистокл (525 – 460 до н.э.), Филипп II (382 – 336 до н.э.), Александр Македонский (356 – 323 до н.э.), Юлий Цезарь (102 – 44 до н.э.) и т.д.

Источники:

 

1. История Древнего Востока. Тексты и документы. М.: Высш. шк., 2002. – 724 с.

2. История Древнего Рима. Тексты и документы. В 2 ч. М.: Высш. шк., 2004. Ч.1 – 432 с.; Ч.2 – 320 с.

3. Хрестоматия по истории древнего мира. В 3 т. / Под ред. В.В. Струве. М., 1951-1953. Т.1 – 361 с.; Т.2 – 340 с.; Т.3 – 280 с.

4. Хрестоматия по истории международных отношений. В 5 т. / Сост. Д.В. Кузнецов. Благовещенск, 2013.

 

Литература:

 

1. Васильев Л.С. История Востока. В 2 т. М.: Высш. шк., 2001. Т.1. – 512 с. Т.2. – 560 с.

2. История дипломатии / Под ред. В.А. Зорина, В.С. Семенова, С.Д. Сказкина, В.М. Хвостова. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: ГИПЛ, 1959. Т 1.– 896 с.

3. История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М.: Высш.шк., 2003. – 497 с.

4. История Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Высш.шк., 2005. – 382 с.

5. История Древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. - 3-е изд., перерб. и доп. М.: Высш.шк., 2000. – 400 с.

Тема 3

Методические указания

Первый вопрос носит контекстуальный характер и призван освежить имеющиеся знания по медиевистике. Необходимо обратить более пристальное внимание на принципиальные черты, отличающие Средние века от Античности, а также на периодизацию Средневековья (Раннее, Развитое, Позднее).

Второй вопрос подразумевает анализ взаимодействия варварских государств (Англосаксонского, Лангобардов, Остготов, Вестготов, Франков), образовавшихся на территориях ранее входивших в состав Западной Римской империи, между собой в V – XI вв. Следует обратить внимание на их этнический и религиозный состав, а также на проблему интеграции древнеримского населения и варварских племен. Роль дипломатии желательно отразить в контексте военных способов решения противоречий. Помимо Западной Европы, имеет смысл обратиться и к событиями в Центральной и Восточной части Европейского континента.

Третий вопрос, хронологически охватывающий XI – XVII вв., предполагает освещение взаимодействия на международной арене между таким крупными игроками как Франция, Англия, Испания, Португалия, Империя Габсбургов, немецкие и итальянские земли. Особого внимания заслуживает роль Римско-Католической Церкви в международном взаимодействии.

В ходе подготовки доклада по четвертому вопросу необходимо обратить внимание на геополитическое положение Византии, ее внутреннее устройство и проводимую внешнюю политику, а также на окружающие ее государства и племена. На основании этого, можно проводить анализ деятельности дипломатии Византии в западном и восточном направлениях, выявить формы византийской дипломатической активности и ее отличительные черты.

Пятый вопрос связана с аналитико-синтетической переработкой ряда важнейших средневековых дипломатических документов с последующим выявлением базовых черт средневековой дипломатии. Предлагается анализ следующих документов:

  • Завещание Карла Великого (806 г.);
  • Договор, заключенный в 817 г. между императором Людовиком I Благочестивым и папой Пасхалием;
  • Верденский договор 843 г.;
  • Послание, отправленное в 871 г. франкским императором Людовиком II византийскому императору Василию I
  • Послание Папы римского Иннокентия IV христианам Восточной Европы с призывом крестового похода против татаро-монголов (14 мая 1253 г.);
  • Инструкция императора Максимилиана I своему послу Георгу Шнитценпаумеру, отправленному к великому князю Русскому Василию Ивановичу, 11 августа 1513 г.;
  • Письмо турецкого султана Сулеймана I Великолепного французскому королю Франциску I, 1526 г.
  • Эдинбургский договор 1560 г.

 

Источники:

 

1. Хрестоматия по истории международных отношений. В 5 т. / Сост. Д.В. Кузнецов. Благовещенск, 2013. Т.2. Средние века. – 1329 с.

 

Литература:

 

1. История средних веков / Под ред. С.П. Карпова. – 6-е изд. М.: МГУ, 2008. Т.1 – 681 с.; Т.2 – 432 с.

2. История дипломатии / Под ред. В.А. Зорина, В.С. Семенова, С.Д. Сказкина, В.М. Хвостова. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: ГИПЛ, 1959. Т 1.– 896 с.

 

Тема 4

Методические указания

Ответ на первый вопрос предполагает рассмотрение основных направлений внешнеполитической активности древнерусского государства: Скандинавия, Византия, Польша, Венгрия, Хазарский каганат, Волжская Булгария, арабы и степные народы. Весьма желательно в докладах при подготовке докладов опираться не только на историографию, но и на источники. Предполагается заслушать несколько докладов – один докладчик на каждое направление.

В ходе подготовки доклада на второй вопрос следует уделить внимание понятию феодальной раздробленности, его специфики в Древней Руси и проследить формы и методы взаимодействия с Ордой и западными государствами в XII – XV вв. Есть возможность разбить вопрос на два-три доклада.

Третий вопрос связан с формированием на Руси дипломатической службы как постоянно действующей структуры государственного управления в периоды правления Ивана III (1462 - 1505), Василия III (1505 - 1533) Ивана IV (1533 - 1584) Предполагается компаративный анализ дипломатической службы Руси XV – XVI вв. и ее западноевропейских аналогов. Также существует возможность разделить вопрос между тремя докладчиками.

В качестве фигур для подготовки докладов по четвертому вопросу можно рассмотреть дипломатические аспекты государственной деятельности князей Олега (970 – 977 гг.), Игоря (922 – 945), Святослава (990 - 1015) и вышеупомянутых Ивана III (1462 - 1505), Василия III (1505 - 1533) Ивана IV (1533 - 1584).

Источники:

 

1. Хрестоматия по истории международных отношений. В 5 т. / Сост. Д.В. Кузнецов. Благовещенск, 2013. Т.2. Средние века. – 1057 с.

 

Литература:

 

1. История становления отечественной дипломатической службы // Дипломатическая служба / Под ред. А.В. Торкунова, А.Н. Панова. М.: Аспект Пресс, 2014. Гл. 1. С. 8 – 25.

2. Российская дипломатическая служба: история и современность // Зонова Т.В. Дипломатия: Модели, формы, методы. – 2-е изд., испр. М.: Аспект Пресс, 2014. Гл. 9. С. 308 – 347.

3. История дипломатии / Под ред. В.А. Зорина, В.С. Семенова, С.Д. Сказкина, В.М. Хвостова. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: ГИПЛ, 1959. Т 1.– 896 с.

4. Сахаров А.Н. Мы от рода русского. Рождения русской дипломатии. М.: ЛЕНИЗДАТ, 1986. – 320 с.

Тема 5

Методические указания

В первом вопросе необходимо охарактеризовать реформаторскую деятельность Петра I. Особый акцент необходимо сделать на роли иностранного влияния на данные процессы.

Второй вопрос связан с новой ролью дипломатической службы при Петре I. Также предполагается сопоставительный анализ с дипломатическими службами европейских государств.

Третий вопрос посвящен взаимодействию России с такими крупными европейскими государствами, как Швеция, Голландия, Англия, Франция, Империя Габсбургов, немецкими и итальянскими землями, а также с такими восточными странами как Османская империя, Персия. Помимо непосредственной государственных интересов, которые защищала российская дипломатия в этих странах, следует обратиться и к характеру личных взаимоотношений между Петром Великим и его коллегами.

Источники:

 

1. Хрестоматия по истории международных отношений. В 5 т. / Сост. Д.В. Кузнецов. Благовещенск, 2013. Т.3. Новое время. – 1056 с.

 

Литература:

 

1. История международных отношений: В 3 т. / Под ред. А.В. Торкунова, М.М. Наринского. М.: Аспект Пресс, 2012. Т 1. От Вестфальского мира до окончания Первой мировой войны. – 400 с.

2. История становления отечественной дипломатической службы // Дипломатическая служба / Под ред. А.В. Торкунова, А.Н. Панова. М.: Аспект Пресс, 2014. Гл. 1. С. 8 – 25.

3. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Первого. М.: Международные отношения, 1984. – 440 с.

4. Российская дипломатическая служба: история и современность // Зонова Т.В. Дипломатия: Модели, формы, методы. – 2-е изд., испр. М.: Аспект Пресс, 2014. Гл. 9. С. 308 – 347.

5. История дипломатии / Под ред. В.А. Зорина, В.С. Семенова, С.Д. Сказкина, В.М. Хвостова. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: ГИПЛ, 1959. Т 1.– 896 с.

Тема 6

Методические указания

Рассмотрение первого вопроса призвано осветить роль иностранных послов и позиций зарубежных держав на Екатерину I, Петра II, Анну Иоанновну, Елизавету Петровну, Екатерину II.

Второй вопрос связан с личностью и государственной деятельностью Екатерины II. Необходимо рассмотреть основные направления внешней политики Российской империи в период ее правления, успехи и неудачи в ходе реализации планов, а также восприятие российской императрицы в европейском политико-дипломатическом поле.

Третий вопрос носит интегративный характер и в ходе подготовки ответа следует проследить динамику эволюции российской дипломатии в контексте российской внешней политики и внутреннего развития Российской империи на протяжении всего XVIII века.

Источники:

 

1. Хрестоматия по истории международных отношений. В 5 т. / Сост. Д.В. Кузнецов. Благовещенск, 2013. Т.3. Новое время. – 1057 с.

 

Литература:

 

1. История международных отношений: В 3 т. / Под ред. А.В. Торкунова, М.М. Наринского. М.: Аспект Пресс, 2012. Т 1. От Вестфальского мира до окончания Первой мировой войны. – 400 с.

2. История становления отечественной дипломатической службы // Дипломатическая служба / Под ред. А.В. Торкунова, А.Н. Панова. М.: Аспект Пресс, 2014. Гл. 1. С. 8 – 25.

3. Павленко Н.И. Екатерина Великая. М.: Молодая гвардия, 2003. – 546 с.

4. Российская дипломатическая служба: история и современность // Зонова Т.В. Дипломатия: Модели, формы, методы. – 2-е изд., испр. М.: Аспект Пресс, 2014. Гл. 9. С. 308 – 347.

5. История дипломатии / Под ред. В.А. Зорина, В.С. Семенова, С.Д. Сказкина, В.М. Хвостова. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: ГИПЛ, 1959. Т 1.– 896 с.

 

Тема 7

Методические указания

В первом вопрос необходимо раскрыть роль личности Александра I в осуществлении внешней политики Российской империи, позиции российской дипломатии в ходе и по итогам наполеоновских войн и Отечественной войны 1812 г.

Второй вопрос связан с личностью и государственной деятельностью Николая II. Важно рассмотреть основные направления внешней политики Российской империи в период его правления в контексте внутриполитической ситуации, успехи и неудачи в ходе реализации планов.

Третий вопрос связан с Александром II и инициированным ими реформами. В связи с этим у российской дипломатии появились задачи обеспечения успеха модернизации российского государства и экономики.

Четвертый вопрос посвящен деятельности А.М. Горчакова по возращению России утраченных позиций после Крымской войны.

Пятый вопрос завязан на правлении Александра III и проводимой им внешней политики. Необходимо обратить внимание на изменения внешнеполитических планов.

 

Источники:

 

1. Хрестоматия по истории международных отношений. В 5 т. / Сост. Д.В. Кузнецов. Благовещенск, 2013. Т.3. Новое время. – 1057 с.

 

Литература:

 

1. Архангельский А. Александр I. М.: Молодая гвардия, 2005. – 495 с.

2. Ахтамзян А.А. Азбука дипломата / Отв. ред. А.В. Серегин. М.: МГИМО-Университет, 2014. – 156 с.

3. Выскочков Л. Николай I. М.: Молодая гвардия, 2006. – 704 с.

4. История международных отношений: В 3 т. / Под ред. А.В. Торкунова, М.М. Наринского. М.: Аспект Пресс, 2012. Т 1. От Вестфальского мира до окончания Первой мировой войны. – 400 с.

5. История становления отечественной дипломатической службы // Дипломатическая служба / Под ред. А.В. Торкунова, А.Н. Панова. М.: Аспект Пресс, 2014. Гл. 1. С. 8 – 25.

6. Ляшенко Л. Александр II. М.: Молодая гвардия, 2010. – 368 с.

7. Российская дипломатическая служба: история и современность // Зонова Т.В. Дипломатия: Модели, формы, методы. – 2-е изд., испр. М.: Аспект Пресс, 2014. Гл. 9. С. 308 – 347.

8. История дипломатии / Под ред. В.А. Зорина, В.С. Семенова, С.Д. Сказкина, В.М. Хвостова. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: ГИПЛ, 1959. Т 1.– 896 с.

9. Семанов С.Н. А.М. Горчаков. Русский дипломат XIX в. М.: Соцэкгиз, 1962. – 117 с.

 

Тема 8

Методические указания

В первом вопросе основное внимание необходимо сосредоточить на международно-политической ситуации в Европе и мире к началу XX века. Следует дать характеристику основным военно-политическим блокам в Европе, истории их образования, сути противоречий между ними и сравнить их экономический и военный потенциалы.

Второй вопрос посвящен действиям дипломатий европейских государств и Российской империи после убийства эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево 28 июня 1914 г. Необходимо выявить различные точки зрения и альтернативы военному варианту развития событий.

Третий вопрос связан с взаимодействием дипломатий противоборствующих стран между собой и внутри военно-политических блоков. Также следует охарактеризовать причины, побудившие США, вмешаться в конфликт и роль дипломатических служб европейских держав и США.

В ходе подготовки ответа на четвертый вопрос необходимо рассмотреть влияние Февральской и Октябрьской революций 1917 г. в России на расстановку сил на фронтах, а также на позицию дипломатий стран-союзниц России по Антанте и стран-участниц Тройственного Союза.

Заключительный, пятый вопрос, посвящен итогам Первой мировой войны. Необходимо выявить позиций стран-победительниц, их противоречия между собой, дать оценку решению новых властей России не участвовать в Парижской мирной конференции. Помимо непосредственно Версальского договора, также следует охарактеризовать другие мирные договоры, заключенные державами-победительницами с государствами-союзниками Германии.

 

1. Хрестоматия по истории международных отношений. В 5 т. / Сост. Д.В. Кузнецов. Благовещенск, 2013. Т.3. Новое время. – С. 809 – 957.

 

Литература:

 

1. Ахтамзян А.А. Азбука дипломата / Отв. ред. А.В. Серегин. М.: МГИМО-Университет, 2014. – 156 с.

2. История международных отношений: В 3 т. / Под ред. А.В. Торкунова, М.М. Наринского. М.: Аспект Пресс, 2012. Т 1. От Вестфальского мира до окончания Первой мировой войны. – 400 с.

3. История становления отечественной дипломатической службы // Дипломатическая служба / Под ред. А.В. Торкунова, А.Н. Панова. М.: Аспект Пресс, 2014. Гл. 1. С. 8 – 25.

4. Первая мировая война и дипломатия России // Дипломатия России: от посольского приказа до наших дней. Режим доступа: http://www.idd.mid.ru/pervaya_mirovaya_voyna_i_diplomatiya_rossii.html (дата обращения: 12.03.2015).

5. Российская дипломатическая служба: история и современность // Зонова Т.В. Дипломатия: Модели, формы, методы. – 2-е изд., испр. М.: Аспект Пресс, 2014. Гл. 9. С. 308 – 347.

6. История дипломатии / Под ред. В.А. Зорина, В.С. Семенова, С.Д. Сказкина, В.М. Хвостова. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: ГИПЛ, 1959. Т 1.– 896 с.

7. Уткин А.И. Первая мировая война. М.: Алгоритм, 2001. – 592 с.

Тема 9

Методические указания

Данная тема рассматривается в формате конференции с обязательным участием каждого студента группы (доклад и вопросы). Каждый студент (возможно в паре с сокурсником) берет один из вышеперечисленных вопросов и готовит сообщение (мини-доклад). Все вопросы основаны на работах «Дипломатия» (1938) и «Дипломатическое искусство» (1953) Г.Дж. Никольсона (1886 - 1968) – известного британского теоретика дипломатии. После ознакомления с докладом студенты группы задают выступающему вопросы. По итогам докладов и прений составляется резюме о дипломатической концепции Г.Дж.Никольсона и актуальности/не-актуальности ее аспектов в современной дипломатической практике.

 

Источники:

 

1. Никольсон Г.Д. Дипломатия. М.: Госполитиздат, 1941. – 145 с.

2. Он же. Дипломатическое искусство. М.: Институт международных отношений, 1962. – 119 с.

 

Литература:

 

1. Ахтамзян А.А. Азбука дипломата / Отв. ред. А.В. Серегин. М.: МГИМО-Университет, 2014. – 156 с.

2. История международных отношений: В 3 т. / Под ред. А.В. Торкунова, М.М. Наринского. М.: Аспект Пресс, 2012. Т. 1. От Вестфальского мира до окончания Первой мировой войны. – 400 с.

3. История международных отношений: В 3 т. / Под ред. А.В. Торкунова, М.М. Наринского. М.: Аспект Пресс, 2012. Т. 2. Межвоенный период и Вторая мировая война. – 496 с.

4. Дипломатическая служба / Под ред. А.В. Торкунова, А.Н. Панова. М.: Аспект Пресс, 2014. – 352 с.

5. Зонова Т.В. Дипломатия: Модели, формы, методы. – 2-е изд., испр. М.: Аспект Пресс, 2014. – 352 с.

6. История дипломатии / Под ред. В.А. Зорина, В.С. Семенова, С.Д. Сказкина, В.М. Хвостова. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: ГИПЛ, 1959. Т 1.– 896 с.

7. Сахаров А.Н. Мы от рода русского. Рождения русской дипломатии. М.: ЛЕНИЗДАТ, 1986. – 320 с.

Тема 10

Методические указания

Первый вопрос связан с предысторией Второй мировой войны. Ответ на вопрос предполагает анализ общемировой ситуации в 1920 – 1930-е гг., причины складывания новых военно-политических альянсов, факторы возникновения новых противоречий и возможные альтернативы общемировому военному конфликту.

Второй вопрос призван осветить противоречия между «странами Оси», эволюцию их взаимодействия в 1939 – 1945 гг.

В ходе подготовки доклада на третий вопрос предполагается выявить конфликтные моменты в союзнических отношения СССР с США и Великобританией: проблема второго фронта, ленд-лиз, судьба Германии после капитуляции, послевоенное устройство Европы и мира.

Четвертый вопрос посвящен итогам Второй мировой войны. Помимо прочего, следует обратить внимание на роль личностного фактора в ходе переговоров «Большой тройки» и дать сопоставительный анализ Ялтинской и Потсдамской конференций. Предполагается сопоставительный анализ с итогами Первой мировой войны.

Источники:

 

1. Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: В 2 т. - 2-е изд.-- М.: Политиздат, 1976. – 944 с.

 

Литература:

 

1. Ахтамзян А.А. Азбука дипломата / Отв. ред. А.В. Серегин. М.: МГИМО-Университет, 2014. – 156 с.

2. Дипломатическая служба / Под ред. А.В. Торкунова, А.Н. Панова. М.: Аспект Пресс, 2014. – 352 с.

3. Зонова Т.В. Дипломатия: Модели, формы, методы. – 2-е изд., испр. М.: Аспект Пресс, 2014. – 352 с.

4. История дипломатии / Под ред. В.А. Зорина, В.С. Семенова, С.Д. Сказкина, В.М. Хвостова. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: ГИПЛ, 1959. Т 1.– 896 с.

5. История международных отношений: В 3 т. / Под ред. А.В. Торкунова, М.М. Наринского. М.: Аспект Пресс, 2012. Т. 2. Межвоенный период и Вторая мировая война. – 496 с.

6. Системная история международных отношений. В 2 т. / Под ред. А.В. Богатурова. М.: Культурная революция, 2009. Т.1. События 1918-1945 гг. – 480 с. Т.2. События 1945 – 2003. – 720 с.

7. Смирнов В.П. Краткая история Второй мировой войны. М.: Весь Мир, 2005. – 352 с.

 

Тема 11

Методические указания

Первый вопрос посвящен происхождению Холодной войны. Необходимо выявить и дать оценку конфликтогенному потенциалу между СССР и Западом, накопившемуся в 1920 – 1930-е гг., на завершающем этапе Второй мировой войны и во второй половине 1940-х гг.

Во втором вопросе необходимо дать характеристику развития американской дипломатической школы, новой роли США после Второй мировой войны в международных отношениях, обозначить основные направления внешнеполитической активности США в мире в 1950 – 1980-е гг. и методы, с помощью которых американская дипломатия реализовывала свои планы. Предполагается характеристика внешнеполитических позиций американских президентов и советских лидеров.

Третий вопрос аналогичен второму, но объектом рассмотрения, анализа и оценки будет дипломатия Советского Союза. Как и в случае с США, не следует сводить дипломатию лишь к деятельности дипломатических служб, но обратить внимание и на иные форматы международного общения, а также на личности советских генеральных секретарей.

Четвертый вопрос призвании охарактеризовать дипломатии государств-союзников СССР и США с выявлением общих и специфичных черт в сравнении со «старшими» партнерами, а также особенностью их положения на международной арене.

В ходе ответа на пятый вопрос следует объяснить сущность концепции «Трех миров», выделить различные типы среди государств третьего мира и обратить внимание на формы и методы, с помощью которых дипломатии Советского Союза и Соединенных Штатов достигали своих целей в развивающихся государствах Азии, Африки и Латинской Америки.

Шестой вопрос посвящен биографиям выдающихся дипломатов противоборствующих держав – А.А. Громыко и Г.Киссинджеру. Помимо освещения основных вех биографии, необходимо обратить на следующие параметры их дипломатической деятельности:

· внешнеполитические установки;

· взаимодействие с руководством (президент, первый/генеральный секретарь);

· личностный стиль переговоров.

Источники:

 

1. Громыко А.А. Памятное. М.: Гос.изд-во полит. лит-ры, 1988. – 894 с.

2. Киссинджер Г. Дипломатия. М.: ЛОДОМИР, 1997. – 579 с.

3. Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: В 2 т. - 2-е изд.-- М.: Политиздат, 1976. – 944 с.

4. Хрестоматия по истории международных отношений. В 5 т. / Сост. Д.В. Кузнецов. Благовещенск, 2013. Т. 4. Новейшее время. С. 757 – 2149.

 

 

Литература:

 

1. «Лучше десять лет переговоров, чем один день войны». Воспоминания об Андрее Андреевиче Громыко. М.: Весь Мир, 2009. – 336 с.

2. Ахтамзян А.А. Азбука дипломата / Отв. ред. А.В. Серегин. М.: МГИМО-Университет, 2014. – 156 с.

3. Дипломатическая служба / Под ред. А.В. Торкунова, А.Н. Панова. М.: Аспект Пресс, 2014. – 352 с.

4. Зонова Т.В. Дипломатия: Модели, формы, методы. – 2-е изд., испр. М.: Аспект Пресс, 2014. – 352 с.

5. История дипломатии / Под ред. В.А. Зорина, В.С. Семенова, С.Д. Сказкина, В.М. Хвостова. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: ГИПЛ, 1959. Т 1.– 896 с.

6. История международных отношений: В 3 т. / Под ред. А.В. Торкунова, М.М. Наринского. М.: Аспект Пресс, 2012. Т. 2. Межвоенный период и Вторая мировая война. – 496 с.

7. История международных отношений: В 3 т. / Под ред. А.В. Торкунова, М.М. Наринского. М.: Аспект Пресс, 2012. Т. 3. Ялтинско-Потсдаская система. – 552 с.

8. Матвеев В.М. Дипломатическая служба США. М.: Международные отношения, 1987. – 192 с.

9. Печатнов В., Маныкин А. История внешней политики США. М.: Международные отношения, 2012. – 688 с.

10. Системная история международных отношений. В 2 т. / Под ред. А.В. Богатурова. М.: Культурная революция, 2009. Т.1. События 1918-1945 гг. – 480 с. Т.2. События 1945 – 2003. – 720 с.

Тема 12

Методические указания

Первый вопрос связан с процессами перестройки в СССР (1985 – 1991) и новым внешнеполитическим курсом, проводимым генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым. Советские дипломатические круги неоднозначно восприняли новые веяния. В связи с этим следует осветить дискуссии в советских высших дипломатических кругах и политических верхах на ключевые вопросы второй половины 1980-х гг. в мировой политике: разоружение и сближение с США, объединение Германии, судьбы военно-политических блоков ОВД и НАТО, конфликты в странах Третьего мира.

Второй вопрос связан с анализом предпосылок и причин распада Советского Союза. Есть смысл выявить возможные альтернативы произошедшему в 1989 – 1991 гг. Также рекомендуется дать комплексную взвешенную оценку последствий прекращения существования СССР.

Ответ на третий вопрос предполагает предварительную характеристику России 1990-х гг. в политическом и социально-экономическом измерениях. Необходимо выявить основные направления внешней политики РФ, проблемы отечественной дипломатической службы, новые формы и методы.

Четвертый вопрос связан с правлением В.В. Путина (1999 – наст.вр.). Следует выделить этапы и проанализировать эволюцию внешнеполитических взглядов В.В. Путина на внешнюю политику России. Также следует обратить внимание на новые формы, форматы и методы, применяемые российской дипломатией в 2000 – 2010-е гг. и оценить степень их эффективности.

Источники:

 

1. Концепция внешней политики РФ 1993 г.

2. Концепция внешней политики РФ 2000 г.

3. Концепция внешней политики РФ 2008 г.

4. Концепция внешней политики РФ 2013 г.

5. Переписка Президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина с главами государств и правительств. 1996–1999: в 2 т. М.: Большая Российская энциклопедия, 2011. Т. 1. – 799 с.; Т. 2. – 754 с.

6. Мюнхенская речь Путина. 10 февраля 2007 г. // http://archive.kremlin.ru/appears/2007/02/10/1737_type63374type63376type63377type63381type82634_118097.shtml (дата обращения: 17.03.2015).

7. Хрестоматия по истории международных отношений. В 5 т. / Сост. Д.В. Кузнецов. Благовещенск, 2013. Т. 4. Новейшее время. С. 757 – 2149.

 

 

Литература:

 

1. Ахтамзян А.А. Азбука дипломата / Отв. ред. А.В. Серегин. М.: МГИМО-Университет, 2014. – 156 с.

2. Дипломатическая служба / Под ред. А.В. Торкунова, А.Н. Панова. М.: Аспект Пресс, 2014. – 352 с.

3. Зонова Т.В. Дипломатия: Модели, формы, методы. – 2-е изд., испр. М.: Аспект Пресс, 2014. – 352 с.

4. История международных отношений: В 3 т. / Под ред. А.В. Торкунова, М.М. Наринского. М.: Аспект Пресс, 2012. Т. 3. Ялтинско-Потсдаская система. – 552 с.

5. Печатнов В., Маныкин А. История внешней политики США. М.: Международные отношения, 2012. – 688 с.

6. Системная история международных отношений. В 2 т. / Под ред. А.В. Богатурова. М.: Культурная революция, 2009. Т.1. События 1918-1945 гг. – 480 с. Т.2. События 1945 – 2003. – 720 с.

7. Современные международные отношения / Под ред. А.В. Торкунова, А.Мальгин А.В. М.: Аспект Пресс, 2012. – 688 с.

 

 

ДИСЦИПЛИНА: ИСТОРИЯ ДИПЛОМАТИИ

ГР. 541

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Выдающиеся дипломаты арабского мира

2. Выдающиеся дипломаты Ватикана

3. Выдающиеся дипломаты стран Латинской Америки

4. Выдающиеся дипломаты Японии

5. Дипломатическая деятельность А. Идена

6. Дипломатическая деятельность А. Меркель

7. Дипломатическая деятельность А. Садата

8. Дипломатическая деятельность А.А. Громыко

9. Дипломатическая деятельность А.М. Коллонтай

10. Дипломатическая деятельность В. Брандта

11. Дипломатическая деятельность В. Вильсона

12. Дипломатическая деятельность В.М. Молотова

13. Дипломатическая деятельность Г.А. Насера

14. Дипломатическая деятельность Г.В. Чичерина

15. Дипломатическая деятельность Д. Ллойд Джорджа

16. Дипломатическая деятельность И. Риббентропа

17. Дипломатическая деятельность К. Аденауера

18. Дипломатическая деятельность М.М. Литвинова

19. Дипломатическая деятельность С.В. Лаврова

20. Дипломатическая деятельность Ф.Д. Рузвельта

21. Дипломатическая деятельность Г.А. Киссинджера

22. И.В. Сталин как дипломат

23. Шарль де Голль как дипломат

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (48 ч.)

1. Мониторинг журналов «Международная жизнь» и «Мировая экономика и международные отношения» за период (по 5 лет – каждый журнал)

· Проблемы:

§ история дипломатии;

§ теория дипломатии;

§ дискуссионные проблемы дипломатии;

§ выдающиеся отечественные и зарубежные дипломаты.

· Параметры мониторинга:

§ использование инфографики;

§ применение контент-анализа;

§ аналитика.

§ Представить в виде графической блок-схемы

2. Составить терминологический словарь терминов по курсу «История дипломатии»

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (48 ч.)

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (П/З)

Тема 1


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.203 с.