Кодируем должности: базовая модель — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кодируем должности: базовая модель

2020-11-19 66
Кодируем должности: базовая модель 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мы уже обсудили (PAEI)-стили генерального директора и менеджера центра прибыли, будь то бренд-менеджер, руководитель стратегической бизнес-единицы или глава подразделения. Какой стиль уместен для главного операционного директора, который, как правило, занимает должность президента или вице-президента компании? Он должен быть (PAei), а еще лучше (PAeI). ^)-функция остается прерогативой генерального директора.

Теперь давайте посмотрим, какие стили предпочтительны для прочих членов управленческой команды.

Финансы

Я провожу четкую грань между финансовым отделом и бухгалтерией. Первый должен смотреть в будущее и думать о грядущих финансовых потребностях компании. Какой приток денежных средств и какие ресурсы нужны, чтобы финансировать реализацию наших планов?

Главная функция финансового отдела — (Р), но здесь (Р) — это рентабельность инвестиций, а не продукт или продажи. Кого обслуживает финансовый отдел? Его клиенты — это держатели акций, собственники, инвесторы. Задача финансового отдела — стараться, чтобы инвесторы остались довольны. На самом деле последних мало интересует, что, для кого и как мы производим, лишь бы это обеспечивало конкурентоспособную рентабельность инвестиций.

Финансовый отдел налаживает отношения с инвесторами, банками и инвестиционным сообществом и анализирует результаты финансовой деятельности компании. Он должен иметь право критически оценивать маркетинг и разработку новых изделий, чтобы понять, стоит ли вкладывать средства в новый продукт. Такова его задача. Функции (А) и (I) здесь не самые важные. Следовательно, код финансового отдела — (РаЕ1).

Бухгалтерия

В то время как финансовый отдел смотрит в будущее, бухгалтерия занимается настоящим с оглядкой на прошлое. Балансовый отчет, отражающий прибыли и убытки, показывает текущее положение дел компании и подводит итоги работы за истекший период.

Бухгалтерия имеет совершенно иную ориентацию. Ее интересуют точность и соблюдение правил, иными словами, в первую очередь она выполняет (А)-функцию.

Какая функция стоит на втором месте? Здесь уместен анекдот. Маленькая фирма собирается нанять бухгалтера. На собеседование пришли три человека. Каждому из них задают один и тот же вопрос.

Первый претендент — молодой выпускник университета, только что получивший диплом. Когда его спрашивают: «Сколько будет дважды два?», он без запинки отвечает: «Конечно же четыре!»

Второй претендент пришел из крупной бухгалтерской фирмы. Он говорит: «Прежде чем отвечать, я хотел бы позвонить в центральный офис».

У третьего кандидата за плечами большой опыт. Он прошел суровую школу жизни на бирже. На вопрос: «Сколько будет дважды два?» он отвечает: «Смотря о чем речь. Вы покупаете или продаете?»

Иными словами, для бухгалтерии второй по значимости функцией должна быть (Е). Почему? Потому что дело бухгалтера — поставлять не только данные, но и информацию. В чем разница? Информация — это данные, систематизированные для принятия решений. Бухгалтерский отдел должен обеспечивать вас информацией, а не только данными, которые вы не всегда способны интерпретировать. Бухгалтерия должна уметь так организовать эти данные, чтобы вы могли принимать решения. Задачи этого подразделения не ограничиваются сбором данных для Налогового управления США. Клиенты бухгалтерии — все, кому нужна информация для принятия решений. К примеру, производственный отдел интересует, во что обходится производство отдельных продуктов или услуг.

Код бухгалтерии — (pAEi), причем Ц)-функция стоит на третьем месте, а (P) — на последнем. Такой тип руководителя я называю «зануда». Хороший бухгалтер обязан быть занудой. Всякий раз, когда вы пытаетесь осуществить стратегические преобразования, хороший бухгалтер-зануда непременно объяснит вам, с какими затратами они сопряжены и почему вам следует быть осмотрительным. С другой стороны, если вы проводите преобразования нечасто, тот же самый бухгалтер должен критически оценить ваше нежелание сдвинуться с места, которое со временем может нанести ущерб компании.

По сути, хороший бухгалтер — это хороший оппонент.

Это возвращает меня к мысли, высказанной ранее. Почему я против объединения финансового отдела и бухгалтерии? Представьте, что первый выступает против каких-либо инвестиций. Поскольку все знают, что бухгалтерия вечно против всего и вся, негативное отношение финансового отдела к конкретным инвестициям будет воспринято как привычные возражения бухгалтерии, на которые никто давно не обращает внимания. Следовательно, рекомендации финансового отдела вызовут недоверие и, скорее всего, будут проигнорированы (ведь всем известно, что бухгалтерия всегда против): «Это старо как мир!»

Если отделить финансовый отдел от бухгалтерии, к нему будут прислушиваться больше.

Служба персонала

Здесь возможен широкий спектр стилей, поскольку функции этого подразделения в разных организациях весьма разнообразны. Самой важной функцией службы персонала обычно служит (I), но какая функция стоит на втором месте, понятно не всегда. Если подразделение уделяет основное внимание ведению документации, что случается во многих организациях, второе место занимает ^)-функция. Если менеджмент использует службу персонала как инструмент повышения производительности и эффективности, тогда второй по значимости функцией будет (P).

Я разграничиваю ^-функцию службы персонала и развитие персонала, которое предполагает расширение потенциала людей. Раньше службы персонала назывались отделами кадров, но это название наводило скуку, ассоциировалось с текучкой, и поэтому его заменили другим. Однако, несмотря на новое название этого подразделения, компаниям по-прежнему нужно, чтобы оно занималось административной работой, аттестацией сотрудников и их обучением. Без выполнения этих ^)-функций не обойтись. Поэтому я определяю код административной составляющей службы персонала как (PAei).

Для работы по развитию персонала требуется (paE^-тип. Его задачи — расширять кругозор сотрудников, подыскивать высших руководителей, заниматься наймом, обучением, коучингом и организационным развитием, которое меняет культуру организации и ее персонала. Его дело — порождать изменения и управлять ими.

Для выполнения административных функций службы персонала я советую нанять человека, хорошо знающего трудовое законодательство, тогда как для развития персонала можно порекомендовать социолога, специалиста по организационному развитию или психолога, который разбирается в организационной или промышленной психологии.

Поскольку моя (PAEI)-теория пока не применяется на практике, нередко стиль тех, кто выполняет административные задачи службы персонала, куда больше уместен в сфере развития персонала. Если вы хотите увидеть отчаявшихся людей, работа которых практически не получает признания, тех, кто явно занят не своим делом, зайдите в службу персонала. Хотя они отвечают за развитие человеческих ресурсов, но на деле занимаются административной работой. Это удручает их до глубины души, а остальная часть организации убеждена, что они говорят одно, а делают другое.

Производство

На производстве на первом месте стоит ^-функция, на втором — (A), на третьем — (I), а на четвертом — (E). Заметьте, это не говорит о том, что ^-функция несущественна. Не забывайте, что, ранжируя функции, мы определяем их относительную значимость. (I) на производстве чрезвычайно важна, но не в такой степени, как (P) и (A).

Задачи производственного отдела — это изготовление, сборка и другие трудоемкие операции. Основное внимание уделяется результативной и эффективной работе, или (PA). Клиент производственного отдела — отдел продаж. Каковы его требования? Продукт или услуга должны иметь необходимое для сбыта качество, поступать вовремя и в соответствующем количестве. Это (P): что вы для меня изготовите? Следующая по значимости функция — (А). Она заключается в том, чтобы свести к минимуму расходы на изготовление продукта и избежать потерь.

Для бесперебойной работы подразделения его руководитель должен позаботиться о том, чтобы люди трудились сообща, а это (1)-функция. Таким образом, (I) стоит на третьем месте. Обычно меньше всего внимания на производстве уделяется (Е) — преобразованиям и инновациям. Производственникам, работающим на результат, приходится постоянно контролировать множество переменных, поэтому они, как правило, не жалуют изменения, требующие болезненной адаптации.

Маркетинг и инжиниринг

Задача маркетинга — думать о долгосрочной перспективе. В каких условиях организации предстоит работать в будущем? Какими будут потребности наших клиентов? Роль маркетинга — изыскивать возможности, выявлять грозные предзнаменования и советовать, когда следует рискнуть, чтобы получить результат в будущем. Поэтому код маркетинга (РаЕ1).

Такая же приоритетность (РАЕ1)-функций характерна и для отдела инженерно-технических разработок. Его (Е)-креативность нацелена на получение результатов (Р), идет ли речь о создании новых изделий (разработка новой продукции), новых процессов (разработка новых производственных процессов) или о прорывах в технологии, которая еще не опробована на производстве (новая технология). (1)-функция важна, но не настолько, чтобы позволить ей помешать выполнению (Е) или (Р)-функций. (А), которая сдерживает творческое начало, подменяя креативность рутиной, стоит на последнем месте.

Таким образом, несмотря на разные задачи и подходы, отделы маркетинга и инженерно-технических разработок имеют один и тот же код — (РаЕ1).

Продажи

Многие высшие руководители убеждены, что основная функция отдела продаж — это (Р), за которой следует (Е), поскольку торговый агент должен быть креативным и гибким, чтобы заставить клиентов покупать продукт. Я думаю иначе. Я не считаю, что компании нужен агент, который думает только о том, как добиться подписания контракта. Если вы руководитель отдела продаж, то, конечно, хотите, чтобы ваши сотрудники были восприимчивы к потребностям клиентов и честно старались удовлетворить их пожелания. Поэтому, если речь идет о конкретном торговом агенте, второй по значимости функцией после (Р) должна быть (I), за ней следует (Е), а потом (А). Получается (Рае1).

В то же время менеджер отдела продаж и отдел в целом отвечают за работу тысяч продавцов и, возможно, за миллионы долларов. Отдел продаж составляет графики, распределяет территорию, обучает персонал и старается понять, как добиться успеха по всем направлениям. Следовательно, на втором месте будет стоять (A), за ней следует (I), а потом (E). Таким образом, код отдела продаж — (PAei).

Прошу отметить очень важный момент. Задачи и стиль менеджера отдела продаж гораздо ближе к производству, чем к маркетингу. Куда проще сделать менеджером отдела продаж руководителя производства, чем хорошего менеджера маркетингового отдела. Если менеджер по маркетингу неважно справлялся со своими обязанностями, есть надежда, что он не соответствовал своей должности и на самом деле его место в продажах. Тогда он может удивить всех. Но если маркетинг был его коньком, перевод такого менеджера в отдел продаж чреват неприятностями. Почему? Потому что его успех в маркетинге свидетельствует о творческом начале, гибкости и ориентации на долгосрочную перспективу. Продажи находятся на противоположном конце данного континуума: сбытовики предпочитают оставаться на месте, чтобы не отвлекаться от основной задачи: добиться подписания заказа на поставку. Обычно такая работа не слишком хорошо удается творческому человеку.

Другая распространенная ошибка —ввести преуспевающего менеджера отдела продаж в состав высшего руководства, поручив заниматься маркетингом! Будь такой менеджер самым выдающимся торговым агентом, он не обладает гибкостью и видением перспективы, которых требует новая должность. Эти качества не были нужны ему на прежнем месте работы, и компания никогда не давала возможности их развивать — откуда же им взяться теперь?

А взяться им действительно неоткуда. Обычно дело заканчивается тем, что руководитель, отвечающий за маркетинг, сопровождает сотрудников отдела продаж в коммерческих визитах и мешает им делать свое дело — сбывать товар.

Разумеется, некоторым удается перестроиться. Это люди, имеющие достаточно широкую подготовку, которые могут без труда сменить стиль. Но они встречаются редко. Если вам попался такой человек, не упустите его.

Информационные технологии

Информационные технологии раньше были известны как ИСУ: информационные системы управления. Этот вид деятельности не считался ^-функцией, как производство или продажи, — хотя именно она доминирует в некоторых ИТ-подразделениях, например в центре обработки данных или в отделе технической поддержки. Второму нужен руководитель (Pae^-типа, а первому — (PAei). Другие подразделения, в частности отдел разработки систем, нуждаются в (PaEI). Изложенная выше информация о предполагаемых стилях может навести вас на мысль о том, что самый актуальный стиль ИТ — это (pAEi), однако на самом деле информационные технологии предполагают весьма широкий спектр (PAEI)-обязанностей, и выделить уникальные особенности и общую цель, характерные для отдела ИТ, в целом очень сложно.

В этом отделе вы быстро поймете, что никто не способен делать все. Если вы хотите, чтобы глава отдела ИТ контролировал разработку систем, техническую поддержку и центры обработки данных, вам нужно обзавестись выдающимся (I), но вы все равно останетесь им недовольны, потому что его действия будут непродуктивны. Если ваша компания невелика, многие виды работ вам придется заказывать на стороне.

Если речь идет о крупной организации, я порекомендовал бы отделить центры обработки информации и техническую поддержку от разработки систем. Почему? Найти руководителя с подходящим стилем гораздо проще, если все функции подразделения имеют одинаковые или близкие (PAEI)-коды.

Резюме

Правильный процесс на самом деле состоит из двух отдельных процессов.

Первый, о котором шла речь в этой главе, предполагает способность организации привести в соответствие стиль и квалификацию людей и поставленную задачу. Он включает продуманную систему найма для отбора компетентных людей с взаимодополняющими стилями и способностями, а также умение назначить нужного человека на нужную должность.

Второй процесс — это эффективная коммуникация. Чтобы хорошо управлять, вы должны слышать и понимать, что говорят вам люди, и уметь доходчиво излагать собственные мысли, как один на один, так и в группе. Вопросам коммуникации посвящены следующие две главы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Adizes, Ichak: Corporate Lifecycles. Серия из трех книг (третье, исправленное издание, Adizes Institute publications 2004).

2. Adizes, Ichak: Corporate Lifecycles.

3. Ответы: Потребность добиться своего — (P). Потребность в контроле — (A). Потребность присоединиться к группе — (I). Потребность в самоактуализации — (E).

Глава 10

Правильный

процесс:

диалог

■ ПРОБЛЕМА: какова оптимальная манера личного общения с теми членами взаимодополняющей команды, чей стиль отличается от нашего?


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.