Понятие «общество» в узком и широком смыслах. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Понятие «общество» в узком и широком смыслах.

2020-12-27 86
Понятие «общество» в узком и широком смыслах. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие «общество» в узком и широком смыслах.

Общество — многозначное слово. В обществознании оно имеет широкое и узкое значение.

В широком смысле общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В узком смысле общество это:

·круг людей, объединенных общностью интересов, целей, видов деятельности (общество книголюбов, филателистов).

·исторический этап в развитии человечества (первобытнообщинное, феодальное общество)

·общность происхождения (дворянское общество).

·население одной страны (российское, американское общество)

Признаки общества

· Наличие территории. Жизнь общества происходит в определённом пространстве. В современном мире такой территорией является страна, в которой живут люди, государство.

· Население. Общество – это люди, живущие на той или иной территории.

· Автономность, саморегуляция. Общество способно самостоятельно существовать, решать свои проблемы, регулируя процессы общественной жизни.

· Наличие истории, культуры, того, что связывает поколения, передаётся от одного другому. Наличие традиций, обычаев, норм и правил – неотъемлемый признак общества.

· Система управления. Данная система была свойственна человеческому обществу ещё на заре его возникновения. Сегодня — это сложная, разветвлённая система, позволяющая регулировать процессы.

· Воспроизводств о, то есть рождение новых членов общества.

· Общественные взаимодействия между членами общества, что делает его устойчивым и целостным.

Функции общества.

· Производственная – создание благ, необходимых для жизнедеятельности, систематизация производства с этой целью.

· Управленческая – управление обществом, наличие системы органов власти, создание структуры политической системы, позволяющей осуществлять власть и руководство обществом.

· Репродуктивная – воспроизводство (то есть рождение новых членов общества).

· Социализирующая – формирование личности.

· Распределительная – распределение результатов труда, которое зависит от того, какое общество, насколько демократично, цивилизованно оно.

· Идеологическая – формирование идеологии, выражающей сущность общественных отношений. Так, при Николае I — это теория «официальной народности» («самодержавие, православие, народность»); она подчёркивала незыблемость самодержавной власти, единство царя и народа на основе этой власти и православия.

· Культурно-транслирующая – передача духовных ценностей, культуры из поколения в поколение.

Типы общества.

· Традиционное общество – тип общества, основывающийся на натуральном сельском хозяйстве, монархической системе управления и на преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.

· Индустриальное общество тип общества, основывающийся на развитии промышленности, на рыночной экономике, внедрении научных достижений в экономике, появлении демократической формы правления, на высоком уровне развития знаний, на научно-техническом прогрессе, секуляризации сознания.

· Постиндустриальное общество – современный тип общества, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве, развитии сферы услуг, непрерывном образовании, свободе совести, демократии консенсуса, на формировании гражданского общества.

Типы общества по степени открытости:

· закрытое общество – характеризуется статичностью социальной структуры, ограниченной мобильностью, традиционализмом, очень медленным введение инноваций или их отсутствием, авторитарной идеологией. открытое общество – характеризуется динамичной социальной структурой, высокой социальной мобильностью, способностью к инновациям, плюрализмом, отсутствием государственной идеологии.

По наличию письменности:

· дописьменные

· письменные (владеющие алфавитом или знаковым письмом)

По степени социальной дифференциации (или расслоения):

· простые — догосударственные образования, нет руководителей и подчинённых)

· сложные – несколько уровней управления, слоёв населения.

Общественные отношения.

Общественные отношения – это многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).

План.

·Сущность понятия «природа» в широком и узком смыслах.

·Взаимодействие природы и общества:

— позитивное

-негативное.

·Экологическая проблема как одна из основных глобальных проблем в современном мире.

Позитивное воздействие.

ПРИРОДА.

·Является средой, где живёт человек.

·Природа — это источник средств жизни (тепло, продукты, одежда и т.д.)

·Источник средств производства (металл, уголь, нефть и т.д.)

·Природа стимулирует развитие общества: осваивая природу, общество совершенствуется, развивается (теория «вызова-ответа» Тойнби).

ОБЩЕСТВО.

·Охрана окружающей природной среды – сохранение от загрязнения, истощения, разрушения природы.

·Обеспечение экологической безопасности – защищённость личности, предприятий, территории, региона и т.п. от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.

·Создание энергосберегающих технологий, очистных сооружений и т.д.

·Охрана животного и растительного мира («Красная книга»).

Негативное воздействие

ПРИРОДА.

·Способность природно-географических условий не только ускорять, но и замедлять темпы общественного развития.

·Способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метезависимость и т.д.).

·Разрушающее действие катаклизмов (землетрясения, наводнения, засуха).

ОБЩЕСТВО.

·Возникновение глобальной экологической проблемы.

·Истощение недр

·Загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами.

·Уничтожение растительного и животного мира, вырубка лесов.

·Применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы.

Экологическая проблема как одна из основных глобальных проблем в современном мире.

Экологическая проблема — изменение природной среды, вызванное неправильным поведением человека, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы, что угрожает существованию человечества.

Она возникла в результате безжалостного отношения к природе, загрязнения её во всех четырёх сферах (вода, воздух, земля, космос).

План.

·Общество как система.

·Сферы общественной жизни.

·Признаки общества как системы.

·Примерные задания на ОГЭ по теме.

Общество как система.

Общество – это система, то есть оно состоит из отдельных, но взаимосвязанных частей, элементов. Такими элементами являются сферы общественной жизни (подсистемы), которые, в свою очередь, являются системой для составляющих их элементов.

Общество — динамическая система, то есть оно постоянно развивается, совершенствуется (прогресс) или движется назад, от более совершенного к менее (регресс).

Биологическое в человеке.

Человек — высшее млекопитающееся, которому свойственны особенности анатомии, физиологии, протекания различных биологических, физиологических процессов в организме – то есть всё то, что дала человеку природа, каким он родился.

Социальное в человеке.

Человек связан с обществом и лишь в нём способен стать личностью; только в обществе формируются его черты характера, развивается речь, мышление.

Человек и животное.

Человек, индивид, личность.

Человек — это биосоциальное существо, представитель человеческого рода Homo Sapiens,наделённое разумом, сознанием, способностью говорить, прямохождением, то есть качествами, отличающими его от животного.

Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.

Индивид – это единичный, конкретный представитель человеческого рода. Каждый из нас – индивид.

Личность – это индивид, социально и духовно развитый человек, наделённый социально значимыми чертами, позволяющими ему жить и трудиться в обществе, отвечать за свои поступки. Процесс приобретения подобных черт личности называется социализация.

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие каждого человека, то, что делает нас непохожими на остальных. Даже близнецы имеют различия.

Подростковый возраст.

Подростковый (средний школьный) возраст – это период, который обычно начинается с 11-12 и продолжается до 15 лет.

Структура деятельности

· Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность (человек, группы людей, государственные органы, организации)

· Объекты – на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.)

· Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, социальные установки).

· Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.

· Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.

· Процесс деятельности действия, поступки, направленные на достижение результата.

· Итог деятельности – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.

Таким образом, структура деятельности такова:

Объект—субъект—мотив —цель — средства—процесс (действия) —результат.

Формы деятельности

Труд

Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества. Труд расширяет творческие возможности человека, способствует формированию целеустремлённости, самостоятельности, настойчивости, общительности и других человеческих качеств.

Виды труда

Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат.

Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.

Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.

Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.

Виды трудовой деятельности:

· производственная – создание материальных ценностей, необходимых для жизни;

· государственная (деятельность представителей органов власти);

· политическая – участие люде в политической жизни страны;

· военная – защита страны;

· интеллектуальная – занятия наукой, исследование природы, общества, человека;

· художественная – создание произведений искусства (картин, музыки, скульптурных и архитектурных произведений и др.)

Игра

Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.

Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра учит ребёнка планировать свои действия, намечать их цели, искать подходящие средства. В игровой деятельности развиваются многообразные человеческие качества.

Деятельность человека.

·Носит целенаправленный характер, имеет осознанные мотивы.

·Характеризуется использованием необходимых средств и методов, рациональным их выбором для достижения цели.

·Систематичностью, имеет набор специальных операций, действий.

·Носит продуктивный характер, то есть человек не только использует, что создаёт природа, но и сам творит, преобразует мир, общество и самого себя.

·Является результатом развития общества, усвоения опыта предшествующих поколений.

·Приобщение к деятельности происходит в результате социализации, с рождения способность к ней человеку не дана.

Активность животного.

·В основе активности животного лежат потребности, основанные на инстинктах.

·Отсутствие осознанной поставленной цели.

·Отсутствие осознанного выбора средств и методов, только использование природного материала.

·Запрограммированность действий природой.

·Отсутствие систематической деятельности.

·Активность животных всегда носит потребительский характер, они ничего нового не создают, не меняют вокруг себя и в себе самих.

·Активность животных — это результат их биологической эволюции, она предопределена генетически, заложена в них от природы.

Малая группа.

Малая социальная группа — это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами. Это немногочисленная группа людей (от 2 до 15 человек), которые объединены общей деятельностью, сходным интересами, находятся в непосредственном общении, испытывают чувства и эмоции по отношению друг к другу.

Признаки малой группы.

·Небольшое количество людей (может колебаться от 2 до 15-25).

·Личные контакты в пространстве и времени.

·Наличие общей цели и совместной деятельности.

·Наличие в группе организующего начала. Это может быть конкретный человек- лидер, руководитель, или функции распределены между членами группы.

·Разделение ролей.

·Наличие эмоциональных отношений между членами группы.

·Формирование межличностных отношений в группе.

·Выработка специфической групповой культуры — нормы, правила, стандарты жизни, поведения.

Классификация малых социальных групп.

Общение

Общение представляет собой процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит обмен информацией.

Содержание - это та информация, которая передается живыми существами при межиндивидуальных контактах. И человек, и животные могут передавать друг другу информацию о потребностях, об эмоциональных состояниях, сигналы об опасности.

У человека цели общения могут быть достаточно разнообразными: например, развитие, обучение и воспитание, установление деловых контактов и др. У животных цели общения, как правило, ограничены удовлетворением биологических потребностей, у человека - это еще и удовлетворение культурных, эстетических социальных, познавательных и других потребностей.

Средства общения - способы, посредством которых передается перерабатывается и расшифровывается передаваемая информация. Р. С. Немов находит четыре вида классификации видов общения по различным основаниям.

По содержанию:

· материальное, когда в процессе общения обмениваются продуктами и предметами деятельности служащими для удовлетворения насущных потребностей;

· кондиционное - общение, в ходе которого происходит определенное влияние на самочувствие друг друга, т. е. общение, рассчитанное на приведение друг друга в определенное физическое или психическое состояние;

· мотивационное - в процессе общения передаются установки, побуждения, которые готовят к выполнению определенных действий;

· когнитивное - передача знаний друг другу; 5) деятельное - передача другому умений, навыков, обмен действиями и операциями.

По целям:

· биологическое - общение, благодаря которому сохраняется, развивается и поддерживается функционирование организма, удовлетворяются органические потребности;

· социальное - общение, предполагающее установление и развитие межличностных контактов, личностного роста.

Эта классификация может быть расширена до бесконечности, так как можно выдвинуть бесчисленное количество частных целей общения в зависимости от потребностей человека.

По средствам:

· непосредственное (путем использования данных природой органов - руки, ноги, голосовые связки и т. д.) и опосредованное (с применением специальных средств, предназначенных для передачи информации, - телефон, СМИ и т. п.);

· вербальное (с помощью языка) и невербальное (путем использования неязыковых средств - мимика, жесты, прикосновения и т. п.).

В зависимости от мотивов общения:

· деловое - возникает по ходу выполнения какой-либо совместной деятельности и призвано повысить эффективность этой деятельности;

· личностное - передается информация о внутриличностных проблемах: о мотивах и интересах человека, о поиске смысла жизни, о разрешении внутриличностных конфликтов и т. п.

1.8. Межличностные конфликты, пути их разрешения.

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Обязательным явлением при межличностном конфликте в обществе есть противоречия между людьми – препятствия в общении, коммуникации, нахождении общего языка или достижении индивидуальных целей, мотивов и интересов.

Причины конфликтов.

· Ресурсные – причины, связанные с ограничениями или недостаточностью материальных, людских ресурсов, их количественными и качественными показателями.

· Взаимозависимость – связаны с властью, полномочиями, выполнением общих заданий, эмоциональной привязанностью, в том числе, родственной, сексуальной.

· Целевые различия как причины конфликтов проявляются в реальных или мнимых отличиях в целях участников конфликта, которые рассматриваются как угроза для реализации собственных результатов и ожиданий в той или иной ситуации.

· Ценностно-мотивационные различия в качестве причины конфликта имеют место при несовместимости подходов к оценке ситуации, поступков других людей и собственных, а также мотивов действий.

· Поведенческие – сущность этих причин проявляется в отличиях жизненного опыта участников конфликта, а также манере вести себя в определенной ситуации.

·Коммуникационные – причины, возникающие в ходе ненадлежащего общения.

· Личностные – эти причины появляются в процессе столкновения участников конфликта, когда они проявляют свои индивидуальные и персональные (личные) особенности.

Виды конфликтов по динамике:

· острые (происходят здесь и сейчас, затрагивают значимые события и ценности), как пример: обман в супружеской паре;

· затяжные (длятся в течении длительного промежутка времени со средней, но постоянной, напряженностью, затрагивают значимые для личности проблемы) — конфликт поколений, отцов и детей;

· неинтенсивные (вспыхивают от случая к случаю) — конфликт совместно работающих людей, не подходящих по характеру друг другу.

Понятие «общество» в узком и широком смыслах.

Общество — многозначное слово. В обществознании оно имеет широкое и узкое значение.

В широком смысле общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В узком смысле общество это:

·круг людей, объединенных общностью интересов, целей, видов деятельности (общество книголюбов, филателистов).

·исторический этап в развитии человечества (первобытнообщинное, феодальное общество)

·общность происхождения (дворянское общество).

·население одной страны (российское, американское общество)

Признаки общества

· Наличие территории. Жизнь общества происходит в определённом пространстве. В современном мире такой территорией является страна, в которой живут люди, государство.

· Население. Общество – это люди, живущие на той или иной территории.

· Автономность, саморегуляция. Общество способно самостоятельно существовать, решать свои проблемы, регулируя процессы общественной жизни.

· Наличие истории, культуры, того, что связывает поколения, передаётся от одного другому. Наличие традиций, обычаев, норм и правил – неотъемлемый признак общества.

· Система управления. Данная система была свойственна человеческому обществу ещё на заре его возникновения. Сегодня — это сложная, разветвлённая система, позволяющая регулировать процессы.

· Воспроизводств о, то есть рождение новых членов общества.

· Общественные взаимодействия между членами общества, что делает его устойчивым и целостным.

Функции общества.

· Производственная – создание благ, необходимых для жизнедеятельности, систематизация производства с этой целью.

· Управленческая – управление обществом, наличие системы органов власти, создание структуры политической системы, позволяющей осуществлять власть и руководство обществом.

· Репродуктивная – воспроизводство (то есть рождение новых членов общества).

· Социализирующая – формирование личности.

· Распределительная – распределение результатов труда, которое зависит от того, какое общество, насколько демократично, цивилизованно оно.

· Идеологическая – формирование идеологии, выражающей сущность общественных отношений. Так, при Николае I — это теория «официальной народности» («самодержавие, православие, народность»); она подчёркивала незыблемость самодержавной власти, единство царя и народа на основе этой власти и православия.

· Культурно-транслирующая – передача духовных ценностей, культуры из поколения в поколение.

Типы общества.

· Традиционное общество – тип общества, основывающийся на натуральном сельском хозяйстве, монархической системе управления и на преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.

· Индустриальное общество тип общества, основывающийся на развитии промышленности, на рыночной экономике, внедрении научных достижений в экономике, появлении демократической формы правления, на высоком уровне развития знаний, на научно-техническом прогрессе, секуляризации сознания.

· Постиндустриальное общество – современный тип общества, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве, развитии сферы услуг, непрерывном образовании, свободе совести, демократии консенсуса, на формировании гражданского общества.

Типы общества по степени открытости:

· закрытое общество – характеризуется статичностью социальной структуры, ограниченной мобильностью, традиционализмом, очень медленным введение инноваций или их отсутствием, авторитарной идеологией. открытое общество – характеризуется динамичной социальной структурой, высокой социальной мобильностью, способностью к инновациям, плюрализмом, отсутствием государственной идеологии.

По наличию письменности:

· дописьменные

· письменные (владеющие алфавитом или знаковым письмом)

По степени социальной дифференциации (или расслоения):

· простые — догосударственные образования, нет руководителей и подчинённых)

· сложные – несколько уровней управления, слоёв населения.

Общественные отношения.

Общественные отношения – это многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.