Научное проектирование экспозиции — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Научное проектирование экспозиции

2020-12-27 120
Научное проектирование экспозиции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Определение темы

Тема будущей экспозиции определяется задачами, поставленными перед музеем, в соответствии с его годовыми и перспективными планами. Однако приступить к непосредственной работе над экспозицией можно лишь при наличии:

- собрания музейных предметов на тему экспозиции;

- автора (или авторского коллектива), ориентирующегося в проблематике темы, имеющего общее представление о фондах музея, знакомого с основными положениями методики экспозиционной работы;

- помещения, предназначенного для экспозиции.

 

Научная концепция экспозиции. Экспозиционный замысел

Разработка научного обоснования экспозиции и органически связанных с ней принципов ее архитектурно-художественного решения дают первоначальное, общее представление о будущей экспозиции.

Выявляется литература, необходимая для освоения поставленной темы, прорабатывается общая и специальная литература. Выявляются источники, причем основной источниковой базой являются фонды музея. В первую очередь изучается справочный аппарат фондов, материалы открытого хранения, существующие экспозиции по данной теме.

В итоге создается научная концепция – документ, в котором:

- раскрывается научное содержание экспозиции, нравственно-воспитательный потенциал; указываются ее стержневые проблемы;

- дается обоснование тематической структуры, намечаются ее основные разделы. Вместе с характеристикой экспозиционной площади (планы залов прилагаются к документу), указывается позальное размещение разделов экспозиции;

- дается по возможности подробная характеристика материалов по теме экспозиции, выявляется (в общей форме) необходимость дополнительного комплектования;

- намечаются технические средства и устройства (озвучение, видео и др.).

Таким образом, вырабатывается общая концепция и представление об облике будущей экспозиции. Это - творческий процесс, требующий высокого уровня профессиональной подготовки, «музейного» мышления и воображения.

См. Приложение № 1

 

Тематическая структура экспозиции

На первом этапе намечаются лишь основные разделы экспозиции – создается ее тематическая структура (ТС). На плане экспозиционного помещения указывается предполагаемое их размещение и, следовательно, намечаются маршруты по залам. В ходе работы каждый из разделов членится на экспозиционные темы, уточняются названия разделов, формулируются заголовки экспозиционных тем.

 

Развернутая (расширенная) тематическая структура

Дальнейшая разработка ТС - деление ее на подтемы, элементы подтем, позднее - формирование экспозиционных комплексов, приводит к созданию развернутой тематической структуры (РТС), которое возможно лишь на основе детального изучения фондов, и поэтому работа над РТС идет одновременно с подбором материалов, на его основе.

 

Пример: Тематическая структура выставки

 

Тема Подтема Основные экспонаты Краткое содержание
Изба – жилая часть дома Красный угол Икона, полотенце Главное, центральное место в избе занимал «красный угол», где размещали икону так, чтобы она была первым, что видел человек, входящий в дом…
       

 

Подбор материалов

Начинается после составления краткой ТС и является основой для РТС и ТП. В фондах музея выявляются материалы, относящиеся к теме, они подбираются и в других хранилищах (библиотеках, архивах, музеях), намечаются для воспроизведения внемузейные объекты, организуется запланированный полевой сбор.

Весь подобранный материал заносится на карточки, в которых указывается название предмета, тема, к которой он относится и краткие сведения о нем (атрибуция, датировка и т.д.). В итоге формируется картотека, в которой карточки расставлены по разделам, темам и подтемам будущей экспозиции.

Сбор материалов

Из материалов отбираются предметы, обеспечивающие раскрытие идейного содержания экспозиции и его музейного воплощения. Основу экспозиции составляют предметы из фондов данного музея. При отборе уточняются или добавляются сведения о них (помимо атрибуции и датировки, история его создания или бытования, связь с поставленной темой и пр.), определяется способность привлечь внимание посетителей (аттрактивность), вызвать эмоции (экспрессивность). Одновременно заказываются воспроизведения материалов из других хранилищ, внемузейных объектов; окончательно отбираются ведущие тексты, намечаются вспомогательные материалы.

Именно на данном этапе создаются экспозиционные комплексы. В соответствии с ними теперь группируются карточки в упомянутой картотеке. (Материалы, не вошедшие в картотеку, составляют «запасник», который может быть использован в последующих работах).

Экспозиционный комплекс, как известно, размещается в определенном ограниченном пространстве. Неправильное размещение может исказить идею комплекса. Отобранные экспонаты могут не поместиться в заданном пространстве. Именно поэтому экспозиционер ощущает насущную потребность в составлении авторских графиков размещения экспозиционных материалов (чертеж или аппликация). В графиках получают отражение научная концепция экспозиции, требования к образному решению экспозиционных комплексов.

 

Пример: авторский график выставки

 

 

Тематико-экспозиционный план

Тематико-экспозиционный план (ТЭП)– итоговый документ научного проектирования экспозиции. В нем даются:

- титульный лист с указанием названия музея, темы, автора, даты;

- оглавление - уточненная ТС экспозиции (точная формулировка разделов, тем, подтем) с указанием страниц плана;

- в соответствии с ТС полный пронумерованный перечень уже не предполагаемых, а наличных экспозиционных материалов, сгруппированных по комплексам, с конкретными сведениями о каждом из них. Возможно краткое раскрытие идейного содержания экспозиционных комплексов.

Обычно в ТЭП включаются дополнительные данные:

характер экспонатов (подлинник, воспроизведение, вспомогательный материал), инвентарные номера, иногда размеры подлинников. В особую графу возможно выделение ведущих текстов. В ТЭП (в графе «Примечания») рекомендуется дать предложения художникам. А именно, подчеркнуть доминанту каждого зала, дать указания к размещению экспонатов или комплексов (верхний пояс, первый, второй, скрытый план, ведущий экспонат), дать конкретные предложения по использованию технических средств, указать экспонаты, требующие особых мер по обеспечению сохранности. Иногда при малых масштабах работы или при краткости этикетажа (например, на временных выставках) в ТЭП включаются полностью весь этикетаж и объяснительные тексты. Однако все это значительно увеличивает объем ТЭП и затрудняет редактирование текстов. Весь текстовый материал прилагается к ТЭП.

 

Пример: ТЭП выставки

 

Раздел Тема Тематический комплекс Аннотация к комплексу Экспонат (порядковый номер, номер учетный, размер) Этикетаж (название, место бытования, время, кому принадлежал или автор)
Олонецкая губерния: начало   Создание губернии - Создание Олонецкой губернии было связано с административными реформами Екатерины II. 1.1. Копия. Электронный вариант. Указ о переименовании Олонецкой области в наместничество, о назначении Державина губернатором. ф.63,оп.3,д.419,л.267 и об. 114 х 73 (каждый из двух листов) Документ. Указ Екатерины II с объявлением о переименовании Олонецкой области в наместничество и об учреждении в Петрозаводске губернских присутственных мест, о назначении Г.Р. Державина правителем наместничества. 27 мая 1784 г. Копия. Национальный архив Республики Карелия

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.