Программа коррекции импульсивного поведения младших — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Программа коррекции импульсивного поведения младших

2020-12-27 290
Программа коррекции импульсивного поведения младших 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Школьников средствами игры

(Ящук Е. С., социальный педагог)

Программа создана на основании запроса родителей, обратившихся в Городской Центр социальной помощи семье и детям с проблемой поведенческих нарушений у детей. Около 37% процентов родителей в качестве основной причины обращения к специалистам назвали расторможенность и импульсивность своих детей.

Импульсивность - одно из наиболее распространенных поведенческих нарушений в младшем школьном возрасте. Импульсивность является одной из разновидностей аффективной возбудимости ребенка, вследствие которой любое стремление к удовольствию должно немедленно удовлетворяться без учета конкретных возможностей достижения этого удовольствия и при недостатке волевой регуляции побуждений и поступков (Кащенко В. П.). Необходимо отличать импульсивность от гиперактивности, которая является следствием минимальных мозговых дисфункций (ММД) и требует серьезного и длительного медикаментозного и психотерапевтического лечения. Импульсивность же является следствием недостатков семейного воспитания или негативных взаимоотношений с педагогами и сверстниками в школе. У мальчиков импульсивность фиксируется значительно чаще, чем у девочек. Основные симптомы импульсивности проявляются в том, что ребенок: 

· беспокоен в движениях и не может усидеть на месте;

· нетерпелив и не может ждать своей очереди в играх и во время занятий;

· выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;

· любопытен, но не любознателен;

· ни одно из начатых дел не доводит до конца;

· не умеет играть тихо, сосредоточенно и спокойно;

· непредсказуем в реакциях, часто сам удивлен негативными последствиями своего поведения и огорчается из-за них;

· вмешивается в игры и занятия других детей;

· раздражителен;

· испытывает затруднения в общении с другими детьми (Шейдер Р.).

Импульсивность впервые проявляется уже в дошкольном возрасте. Однако в этот период может выглядеть не столь проблемно, поскольку частично компенсируется нормальным уровнем интеллектуального и социального развития. С началом школьного обучения основным требованием к ребенку становится достаточно высокий уровень развития произвольных процессов и вообще произвольности поведения. В этом случае импульсивность становится серьезным препятствием на пути школьной адаптации ребенка. Именно импульсивность детей младшего школьного возраста вызывает наибольшую тревогу у их родителей и педагогов, а следовательно, именно эту проблему приходится довольно часто решать социальным педагогам и психологам.

Коррекционная работа с импульсивными детьми должна носить системный характер: иметь четкие этапы и логику продвижения от простого к сложному; учитывать конкретные особенности детей с данным поведенческим нарушением и их возрастные характеристики; охватывать не только самих детей, но и их родителей.

Основным методом в работе с импульсивными детьми младшего школьного возраста выступает игра, которая способствует развитию у ребенка произвольности поведения, механизмов управления им. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служит образ другого человека, чье поведение копирует ребенок. Первоначально ребенку необходим внешний контроль со стороны его товарищей по игре (дети контролируют друг друга, а затем - каждый самого себя) и руководителя группы. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребенка непосредственно. Затем осуществляется перенос формирующегося в игре механизма произвольности в другие неигровые ситуации в жизни ребенка. Таким образом, ребенок постепенно научается управлять не только своими отдельными действиями, но и поведением целиком.

Основными видами игр, используемых при работе с импульсивными детьми, являются:

· игры с элементами мышечной релаксации (по принципу «через утомление - к расслаблению»);

· подвижные и спортивные игры;

· игры с правилами и ограничениями (ограничительными целями);

· игры, позволяющие научить ребенка разбивать сложное действие на ряд простых операций и сосредоточиваться на выполнении каждой их них, доводя ее до логического завершения;

· игры, развивающие у детей произвольные процессы (память, внимание, мышление) и навыки самоконтроля поведения;

· игры, обучающие детей приемам эффективного взаимодействия со сверстниками, требующие подчинения индивидуальных желаний групповым интересам и совместной деятельности.

При условии, что все занятия объединены общей игровой тематикой и проходят в виде длительной игры-сказки, они не только становятся для детей более интересными, но и вызывают максимальный коррекционный эффект. Единая логика всего курса занятий позволяет выстроить его структуру от простого к сложному, формируя и развивая у детей навыки управления поведением.

Цель программы: коррекция импульсивных проявлений младших школьников, развитие произвольности поведения и навыков самоконтроля.

Задачи:

· обучение детей навыкам саморегуляции двигательной активности при помощи приемов мышечной релаксации;

· развитие произвольных психических процессов (внимания, памяти, мышления, воли);

· развитие навыков саморегуляции поведения, необходимых для эффективного взаимодействия со сверстниками.

 

Тематический план

Тема занятия часы Форма

Диагностический этап

1. Диагностика поведенческих особенностей младших школьников   4 тестовые и проективные методики

Установочный этап

2. Установочный семинар для родителей по проблемам организации детской коррекционной группы   2 минилекция дискуссия 3. «Привет!» (знакомство детей друг с другом и руководителем группы)   2 игровое занятие

Коррекционный этап

4. «Давай дружить!» (сплочение группы, создание атмосферы взаимного принятия и сотрудничества)   2 игровое занятие 5. «Рассмотри, запомни, отгадай» (развитие произвольных психических процессов: внимания, памяти, мышления)   2 игровое занятие 6. «Слушай задание» (развитие умения слушать, слышать и выполнять команды, следовать правилам)   4 игровое занятие 7. «Играем вместе» (развитие навыков самоконтроля, необходимых для успешной совместной деятельности)   4 игровое занятие 8. Индивидуальное консультирование родителей в процессе работы детской группы   6   беседа

Оценочно-рефлексивный этап

9. Диагностика изменений, произошедших в поведении ребенка в результате занятий     4 тестовые и проективные методики 10. Оценка занятий (рефлексия детской группы)   2 игровое занятие 11. Оценка изменений, произошедших с детьми (рефлексия родительской группы)   2   дискуссия

Всего часов

34  

Диагностический этап

Занятия № 1-2. Диагностика поведенческих особенностей младших школьников

Цель: диагностика поведенческих особенностей младших школьников.

Задачи: знакомство и установление доверительных отношений с детьми; выявление поведенческих особенностей и нарушений в поведении младших школьников при помощи тестовых и проективных методик; анализ поведенческих особенностей младших школьников с точки зрения родителей и/или воспитателей (анкетный опрос); выявление запроса со стороны родителей на коррекцию отдельных сторон поведения ребенка.

Используемые методики:

1) методика Рене Жиля и/или детский вариант теста Розенцвейга;

2) проективная методика «Кактус» (Панфилова М. А.);

3) анкета для родителей и анкета для воспитателей (при работе в школе);

Примечание: диагностика проводится индивидуально, по ее результатам формируется коррекционная группа детей в возрасте 7-10 лет с общей проблемой (импульсивность).

Установочный этап


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.