История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2020-12-27 | 290 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Школьников средствами игры
(Ящук Е. С., социальный педагог)
Программа создана на основании запроса родителей, обратившихся в Городской Центр социальной помощи семье и детям с проблемой поведенческих нарушений у детей. Около 37% процентов родителей в качестве основной причины обращения к специалистам назвали расторможенность и импульсивность своих детей.
Импульсивность - одно из наиболее распространенных поведенческих нарушений в младшем школьном возрасте. Импульсивность является одной из разновидностей аффективной возбудимости ребенка, вследствие которой любое стремление к удовольствию должно немедленно удовлетворяться без учета конкретных возможностей достижения этого удовольствия и при недостатке волевой регуляции побуждений и поступков (Кащенко В. П.). Необходимо отличать импульсивность от гиперактивности, которая является следствием минимальных мозговых дисфункций (ММД) и требует серьезного и длительного медикаментозного и психотерапевтического лечения. Импульсивность же является следствием недостатков семейного воспитания или негативных взаимоотношений с педагогами и сверстниками в школе. У мальчиков импульсивность фиксируется значительно чаще, чем у девочек. Основные симптомы импульсивности проявляются в том, что ребенок:
· беспокоен в движениях и не может усидеть на месте;
· нетерпелив и не может ждать своей очереди в играх и во время занятий;
· выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;
· любопытен, но не любознателен;
· ни одно из начатых дел не доводит до конца;
· не умеет играть тихо, сосредоточенно и спокойно;
· непредсказуем в реакциях, часто сам удивлен негативными последствиями своего поведения и огорчается из-за них;
|
· вмешивается в игры и занятия других детей;
· раздражителен;
· испытывает затруднения в общении с другими детьми (Шейдер Р.).
Импульсивность впервые проявляется уже в дошкольном возрасте. Однако в этот период может выглядеть не столь проблемно, поскольку частично компенсируется нормальным уровнем интеллектуального и социального развития. С началом школьного обучения основным требованием к ребенку становится достаточно высокий уровень развития произвольных процессов и вообще произвольности поведения. В этом случае импульсивность становится серьезным препятствием на пути школьной адаптации ребенка. Именно импульсивность детей младшего школьного возраста вызывает наибольшую тревогу у их родителей и педагогов, а следовательно, именно эту проблему приходится довольно часто решать социальным педагогам и психологам.
Коррекционная работа с импульсивными детьми должна носить системный характер: иметь четкие этапы и логику продвижения от простого к сложному; учитывать конкретные особенности детей с данным поведенческим нарушением и их возрастные характеристики; охватывать не только самих детей, но и их родителей.
Основным методом в работе с импульсивными детьми младшего школьного возраста выступает игра, которая способствует развитию у ребенка произвольности поведения, механизмов управления им. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служит образ другого человека, чье поведение копирует ребенок. Первоначально ребенку необходим внешний контроль со стороны его товарищей по игре (дети контролируют друг друга, а затем - каждый самого себя) и руководителя группы. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребенка непосредственно. Затем осуществляется перенос формирующегося в игре механизма произвольности в другие неигровые ситуации в жизни ребенка. Таким образом, ребенок постепенно научается управлять не только своими отдельными действиями, но и поведением целиком.
|
Основными видами игр, используемых при работе с импульсивными детьми, являются:
· игры с элементами мышечной релаксации (по принципу «через утомление - к расслаблению»);
· подвижные и спортивные игры;
· игры с правилами и ограничениями (ограничительными целями);
· игры, позволяющие научить ребенка разбивать сложное действие на ряд простых операций и сосредоточиваться на выполнении каждой их них, доводя ее до логического завершения;
· игры, развивающие у детей произвольные процессы (память, внимание, мышление) и навыки самоконтроля поведения;
· игры, обучающие детей приемам эффективного взаимодействия со сверстниками, требующие подчинения индивидуальных желаний групповым интересам и совместной деятельности.
При условии, что все занятия объединены общей игровой тематикой и проходят в виде длительной игры-сказки, они не только становятся для детей более интересными, но и вызывают максимальный коррекционный эффект. Единая логика всего курса занятий позволяет выстроить его структуру от простого к сложному, формируя и развивая у детей навыки управления поведением.
Цель программы: коррекция импульсивных проявлений младших школьников, развитие произвольности поведения и навыков самоконтроля.
Задачи:
· обучение детей навыкам саморегуляции двигательной активности при помощи приемов мышечной релаксации;
· развитие произвольных психических процессов (внимания, памяти, мышления, воли);
· развитие навыков саморегуляции поведения, необходимых для эффективного взаимодействия со сверстниками.
Тематический план
№ | Тема занятия | часы | Форма |
Диагностический этап
Установочный этап
Коррекционный этап
Оценочно-рефлексивный этап
|
Всего часов
Диагностический этап
Занятия № 1-2. Диагностика поведенческих особенностей младших школьников
Цель: диагностика поведенческих особенностей младших школьников.
Задачи: знакомство и установление доверительных отношений с детьми; выявление поведенческих особенностей и нарушений в поведении младших школьников при помощи тестовых и проективных методик; анализ поведенческих особенностей младших школьников с точки зрения родителей и/или воспитателей (анкетный опрос); выявление запроса со стороны родителей на коррекцию отдельных сторон поведения ребенка.
Используемые методики:
1) методика Рене Жиля и/или детский вариант теста Розенцвейга;
2) проективная методика «Кактус» (Панфилова М. А.);
3) анкета для родителей и анкета для воспитателей (при работе в школе);
Примечание: диагностика проводится индивидуально, по ее результатам формируется коррекционная группа детей в возрасте 7-10 лет с общей проблемой (импульсивность).
Установочный этап
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!