История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2020-12-27 | 59 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ФИО__________________ Возраст__________
Методика шкалы |
|
КРС
Рене Жиль
ОРО
5
Все данные диагностики обрабатывается при использовании Microsoft Excel, описательной статистикой, которая выделяет доверительный интервал для каждой методики, и он является нормой, все данные выше или ниже этого интервала являются, в свою очередь, выше либо ниже нормы.
Цель коррекционной программы - сохранение, укрепление, развитие духовной, психической, социальной составляющих эмоционального реагирования в детско - родительских отношениях у семей с ребенком - инвалидом.
Задачи:
· Повышение уровня психологической культуры эмоциональной сферы детско - родительских отношений, под которыми мы понимаем совершенствование знаний, умений и навыков родителей и детей при овладении чувственной коммуникацией.
· Создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей-инвалидов, вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями с целью улучшения эмоционального климата в детско-родительских отношений. При этом мы выделяем следующее:
· формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;
|
· формирование благоприятного эмоционального микроклимата в семье;
· развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;
· формирование позитивных эмоциональных установок в сознании родителей;
· оптимизация родительско–детских отношений;
· совершенствование коммуникативных форм поведения;
· формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.
Программа семинара – практикума рассчитана на четыре месяца и включает в себя работу по указанным направлениям. Занятия проходят два раза в месяц продолжительностью 4 академических часа.
В программе используются методы арттерапии, позитивной психотерапии, трансактный анализ.
Каждое групповое психокоррекционное занятие имеет несколько этапов работы:
Вводная часть. На этом этапе идет подготовка к психологической работе. Для этой цели используются специальные психогимнастические упражнения, направленные на создание позитивного настроения, помогающие участникам настроиться на доброжелательное отношение к себе и друг другу, на доверительный стиль общения. На этом этапе применяются упражнения на снятие напряжения и раскрепощение, на сокращение эмоциональной дистанции, на тренировку способностей выражения своих чувств с помощью мимики и жестов.
Основная часть. На этом этапе идет основная психокоррекционная работа по переоценке и переосмыслению жизненных позиций и установок родителей. Этому помогают следующие формы:
Лекционная часть. Участникам предлагают теоретические знания о рассматриваемых проблемах, раскрываются основы детской и возрастной психологии, социальной психологии, теория чувственных коммуникаций по Гордону.
Разыгрывание ролевых ситуаций. Участникам предлагается проигрывать различные ситуации, причем роли подбираются соответственно личностным особенностям и установкам участников. Разыгранные ролевые ситуации затем также подвергаются обсуждению и анализу участниками группы.
|
Релаксационный комплекс. Применяется техника релаксации по Э. Джейкобсону и И. Шульцу, направленная на выработку способности к расслаблению мышц в состоянии покоя, снятию в них локального напряжения.
Упражнения арттерапии. Применяется индивидуальное, групповое рисование, рисование в парах, на заданную тренером тему или тема не оговаривается, и в этом случае создаются “групповые фрески”, когда участники рисуют все, что хотят на общем рисунке. Упражнения направлены на работу с эмоциями, на создание образов, ассоциаций. Рисунки обсуждаются участниками в процессе рисования и повторно после окончания работы.
Домашнее задание. В процессе всей программы мы предлагаем участникам заполнение дома, совместно с детьми, специальной рабочей тетради, которая выдается каждому участнику на первом занятии. Все задания в тетради носят как диагностический, так и самоаналитический характер. Форма рабочих тетрадей для взрослой и детской группы разрабатывается каждым ведущим самостоятельно.
Рефлексионная часть. Для оценки деятельности семинара-практикума. В рефлексии закладываются следующие переменные для оценивания: деятельность участника, деятельность всей группы; содержательный компонент занятия, межличностное взаимодействие тренера и участников группы. Рефлексионная форма единая на протяжении всей программы.
Занятие №1
Навыки эффективного общения. Определение значимости и развития модели уверенного поведения при взаимодействии с ребенком-инвалидом.
Цель: ознакомление и обучениеродителей эффективному общению с ребенком и моделям уверенного поведения при межличностном взаимодействии в семье.
Коррекционные задачи: знакомство; введение в атмосферу психокоррекционных занятий; сплочение участников группы; актуализация проблем детско–родительских отношений; диагностика проблем.
· «Презентация». Каждому участнику дается специальная карточка-визитка, воздушный шарик, фломастер.
Уважаемые родители! Заполните, пожалуйста, карточку-визитку, просьба отвечать искренне. Затем надуйте шарик, фломастером нарисуйте свой автопортрет, прикрепите свою «визитку» к шарику. После этого все шарики выбрасываются в круг и разбираются участниками группы. Главная задача в том, чтобы все шарики были разобраны, и никому не попался свой шарик. Следующий этап игры заключается в рекламе. Участник группы, получивший чужой шарик, должен рассказать о его обладателе, воссоздав его визитку. После групповой презентации все шарики привязываются на натянутую нитку, и образуется галерея участников группы, которая по возможности сохраняется на протяжении всего цикла занятий.
|
· Введение ритуалов работы в группе.
«Приветствие». Чаще всего этот ритуал вырабатывается группой, но у ведущего должен быть в запасе и свой вариант. Например: стоя в кругу, участники поднимают вверх сцепленные руки.
«Прощание». Каждое занятие также оканчивается ритуально. Например: все участники группы создают общий круг, в котором они стоят с закрытыми глазами, положив свои руки на плечи соседа и мысленно передавая группе свои позитивные эмоции и добрые пожелания.
«Выработка правил работы группы». Ведущий вводит правила, по которым будет работать группа. Некоторые из них уже продуманы самим ведущем, и предлагаются для общего обсуждения. Предварительно часть правил уже записана на листе флип-чарта, для остальных оставлено свободное место. Примерные правила:
«здесь и сейчас»; правило поднятой руки; право вето у ведущего; высказываемся без оценки личностей, и т.д.(предлагает группа).
· «Ожидания». Каждому участнику раздается карточка «Ожидание» для заполнения.
Участникам группы необходимо заполнить карточку отвечая на вопрос: «Что я ожидаю от этих занятий?» Затем тренер собирает все карточки и выписывает на лист флип-чарта все ожидания. Это лист прикрепляется к стене и находится там в процессе всего цикла занятий, а задача всех участников групп по мере того как они достигают полученного результата ожидание вычеркивать из общего списка.
· Диагностический блок. «Кто Я?» Участникам предлагается ответить на заданный вопрос пятью существительными и пятью прилагательными. А затем рассказать о себе как о родителе.
Мини лекция. «Уверенность – стимул эффективного общения с ребенком – инвалидом»
· Развитие неуверенной и уверенной моделей поведения.
· Почему у ребенка, находящегося долгое время в клинике, либо часто болеющего формируется неуверенная модель поведения?
|
· Что такое «госпитализм»?
· Почему так важно уверенное поведение в семейных отношениях?
· Что такое "моделирование"?
· Что включает в себя процесс моделирования?
· Почему происходит имитацию поведения значимых для нас людей?
· По каким законам живут взрослые?
· Как объяснить ребенку следующие правило: «если ты хочешь быть большим, то и поступай так, как это принято во взрослом мире.»
· Использование литературных примеров в воспитании ребенка, например стихотворение Г. Ширковец «Этих взрослых не поймешь.»
· Давайте проанализируем ваши семейные ситуации. У кого в семье есть проблемы такого рода, и вы не знаете, как справится с ними. Групповая дискуссия.
· «Презентация своего ребенка». Ваши дети больны, и в этом они похожи, но каждый из них – уникален. Сделайте презентацию своего ребенка с точки зрения, что у него есть особенного, чего нет у других детей.
· «Знаю ли я своего ребенка?» Всем участникам группы раздаются специальные рабочие тетради, в которых собраны все домашние задания по программе. Вниманию участников предлагается первая таблица, которую необходимо заполнить на занятии (графы родительское мнение, предполагаемый детский ответ) отвечая на следующие вопросы:
· Моя самая любимая сказка и почему?
· Сказка, которую я не люблю и за что?
· Если бы у меня была волшебная палочка, то на один день я бы стал… Почему?
· Добрую фею я бы попросил…, а бабу-ягу… Зачем?
· В какую бы звериную семью превратилась бы наша если бы было можно? Почему?
Заполнение графы «мнение самого ребенка» является домашним заданием для родителей (Приложение 2).
· «Древняя мудрость» Группе предлагается разделится на подгруппы по 3-4 человека. Каждой подгруппе выдаются карточки с пословицами и поговорками (Приложение 2), на тему внутрисемейных отношений. Через 5-7 минут подгруппы должны предложить свои варианты толкования эти высказываний наших предков. Предложить ситуации, когда данные пословицы могут использоваться при воспитании детей в семье.
· Домашнее задание. Следующая наша встреча будет через две недели. В течение этих двух недель заполняйте, пожалуйста, рабочую тетрадь, которую мы вам дали. За этот период вам необходимо отметить когда, в каких ситуациях в вашей семье, у всех ее членов наблюдалось неуверенное поведение, и каким образом вы пытались его исправить.
· Ритуал группового прощания.
· Рефлексия занятия. Заполнение специальных рефлексионных карточек.
Занятие №2
Конструктивное общение на основе уверенного поведения.
Цель: ознакомление и обучениеродителей конструктивному общению с ребенком.
|
Коррекционные задачи: введение в атмосферу занятий; сплочение участников группы; актуализация конструктивного общения в детско–родительских отношениях;
· Ритуал группового приветствия.
· «Здравствуйте!» Здравствуйте, уважаемые участники семинара. Мы очень рады видеть вас сегодня здесь, нам очень интересно узнать, как прожили вы эти две недели, что у вас было нового, но узнаем мы это необычным способом. Все вы разбиваетесь на пары, и ваша задача в течение пяти минут рассказать друг другу то, что с вами произошло за это время, но не словами, а жестами. А по истечении этого времени вы должны будете все это озвучить, но не о самом себе, а о своем партнере по паре.
· Ролевая игра. «Проигрывание домашнего задания». Вспомните, пожалуйста, ситуацию, которую вы не смогли разрешить самостоятельно за прошедшие две недели, и занесли ее в свой блокнот для домошнего задания. Каждый вспоминает свою собственную ситуацию, если у кого-то это вызывает трудности, то ему дается карточка с возможной проблемной ситуацией в детско-родительских отношениях. Затем участники проигрывают эти ситуации в парах, каждый предлагает свое решение. Псоле проигрывания проводится групповое обсуждение.
3. Минилекция. Какотличать неуверенное, агрессивное и уверенное поведение.
· Неуверенное поведение.
· Агрессивное поведение.
· Уверенное поведение.
· Ребенку будет легче вживаться в здоровое обществ, если ему в этом будут помогать уверенные поступки родителей.
· Уверенное поведение в той или иной ситуации, в общем и целом ведет к благоприятным последствиям для людей, которые в нее вовлечены.
· Что происходит, когда обе стороны ведут себя самоутверждающе в ситуации?
· Ролевая игра. В процессе мини-лекции мы обращались к вам с просьбой вспомнить проявления своих членов семьи в отношении агрессивной формы поведения. Сейчас мы попробуем проиграть некоторые из этих ситуаций и попытаемся разрешить сложные случаи, используя уверенную модель поведения.
· Релаксационный комплекс. В предыдущем упражнении мы вспоминали с вами агрессивные проявления со стороны членов ваших семей. Давайте вспомним, по каким внешним проявлениям мы можем определить, что ребенок агрессивен. А как агрессия проявляется у взрослого? (Записываем все высказывания на флип-чарт). Сейчас мы хотим показать вам, как можно научится расслабляться, и таким образом избегать агрессивных проявлений. В первую очередь необходимо сесть поудобнее. Одними из ярких проявлений агрессивности является мимика лиц, агрессивное дыхание. Давайте попробуем дышать так, как мы вам покажем (ведущий демонстрирует диафрагмальное дыхание: глубокий вдох - живот медленно надувается, а затем медленный выдох - живот сдувается)».
Участники повторяют за ведущим.
Хорошо. А теперь мы будем дышать опять глубоко, но живот не надуваем, а дышим полной грудью и выдыхаем с шумом «ш-ш-ш», вытянув при этом губы трубочкой, стиснув зубы и надувая щеки. Выдыхать нужно очень сильно, но медленно».
Расскажите как вы сейчас себя чувствуете? - (участники отвечают). А когда вы злитесь или у вас что-то не получается, что вы тогда чувствуете - (участники отвечают) - вам это приятно? Наверное нет. Вспомните, как вам было хорошо, когда вы глубоко дышали. Поэтому дышите всегда так, как только начнете злиться или у вас что-то не будет получится.
· Игра «Охота». Сейчас мы хотим предложить вам игру, которую вы можете использовать со своими детьми, для того чтобы снимать некоторые агрессивные проявления.
Все участники группы разбиваются на четыре равные подгруппы и образуют квадрат. Каждая группа становиться в один угол квадрата. Ведущий дает установку:
- каждая подгруппа выбирает себе роль (охотников; львов; змей; обезьян);
- ведущий показывает специальные движения, характерные для каждой роли (охотник – становятся в позу стреляющего из ружья и озвучивают свои действия звуками стрельбы – «т-д-д-д»; львы – поднимают руки вверх растопырив пальцы и согнув их в виде когтей и озвучивают свои действия рыком; змеи – водят рукой имитируя движения змеи и озвучивают характерным шипением; обезьяны – кладут одну руку себе на грудь, вторую на голову и начинают одновременно себя ими бить, озвучивая все это звуком «у», характерным для них).
- в каждой подгруппе определяется главный герой, который будет задавать темп игре и менять направление;
- игру начинают охотники, все одновременно делают свое движение с озвучанием, и по решению главного охотника игра переходит к той группе зверей, движение которой повторит глава охотников;
- по мере игры темп убыстряется.
· «Статут детско-родительских отношений». Ведущий разделяет группу на две подгруппы. Одна – дети, другая – родители. Каждая группа должна в течение 15-20 минут выработать свод правил, по которым выстраиваются детско-родительские отношения. По истечению времени подгруппы начинают озвучивать свои наработки. Каждое правило обсуждается. Задача ведущего контролировать процесс обсуждения и не затягивать его. Когда каждое принятое подгруппами правило записывается на лист флип-чарта и затем, задача ведущего, к следующему семинару сделать компьютерный вариант статута и раздать его участникам на память. Важно в процессе обсуждения обращаться к эмоциональной сфере участников, как на чувственном уровне принимаются те или иные правила.
· Домашнее задание. Родителям предлагается в течение двух недель вести наблюдения за детьми и заполнять специальную таблицу №2 из рабочей тетради (Приложение 2).
· Ритуал группового прощания.
· Рефлексия занятия (Приложение 2).
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!