Глава 3 История создания деревни — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Глава 3 История создания деревни

2020-12-27 106
Глава 3 История создания деревни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

 Русский Ятцаз (Стальной Ятцаз)

Русский Ятцаз — деревня в Алнашском районе Удмуртии, входит в Байтеряковское сельское поселение. Находится в 15 км к юго-западу от села Алнаши и в 101 км к юго-западу от Ижевска.

На месте деревни находился СТАН- тайно расчищенное русскими жителями Старой Юмьи поле. Земля на стане была утаена от чиновников, находилась в глухом лесном массиве. Поэтому, точной даты возникновения деревни не известно. Название деревни произошло от слова «стан»- Становой.

По преданию жителей деревни Старая Юмья Русский Ятцаз основан русскими из деревни Юмья, после их изгнания вотяками.

Согласно ревизской сказки за 1816 год на ключе Нюкшур- Становой Ятзась в 19 дворах проживало 46 человек обоего пола.

В 1920 году при переписи то ли по ошибке чиновника, то ли по другой причине, Становой Ятцаз именуется Стальным Ятцазом. Может и по тому, что к тому времени в деревне было несколько кузниц, а кузнецы здесь были отменные!

С Елабуги, с Бондюги ехали к нашим кузнецам через Кокшан да Варали с заказами. [ ]

 В 1930 году среди жителей деревни была репрессирована одна семья, державшая две кузницы с использованием наемного труда и торговавшие скобяными изделиями. Отправлены в спецпоселок №2 Белохолуницкого района Кировской области. [Приложение 1]

По итогам десятой ревизии 1859 года в 42 дворах казённой деревни Стальной Ятцаз (Ятцаз) Елабужского уезда Вятской губернии проживали 160 жителей мужского пола и 164 женского.В 1921 году, в связи с образованием Вотской автономной области, деревня Стальной Ятцаз передана в состав Можгинского уезда. В 1924 году при укрупнении сельсоветов она вошла в состав Кадиковского сельсовета Алнашской волости, а в следующем 1925 году передана в Байтеряковский сельсовет. В 1929 году упраздняется уездно-волостное административное деление и деревня причислена к Алнашскому району.

26 апреля 1930 года в деревне организована сельскохозяйственная артель (колхоз) «Авангард». Согласно уставу: «…В члены артели могли вступить все трудящиеся, достигшие 16-летнего возраста (за исключением кулаков и граждан, лишенных избирательных прав)…». В 1933 году в колхозе состояло 46 хозяйств с общим количеством населения 203 человека, в том числе трудоспособных 112 человек. На 1931 год земельный фонд колхоза составлял 412 гектаров земли, имелась овцеводческая ферма. К 1933 году в колхозе имелись свиноводческая товарная ферма, маслобойка, шерстобитка, крупорушка. Главная отрасль в хозяйстве колхоза - зерноводство. С 1934 г. колхоз находился в подчинении земельного отдела райисполкома.

В 1950 году проводится укрупнение сельхозартелей колхоз «Авангард» упразднён, несколько соседних колхозов объединены в один колхоз «имени Калинина». В 1963 году Байтеряковский сельсовет упразднён и деревня причислена к Кучеряновскому сельсовету, а в 1964 году Кучеряновский сельсовет переименован в Байтеряковский сельсовет.16 ноября 2004 года Байтеряковский сельсовет был преобразован в муниципальное образование «Байтеряковское» и наделён статусом сельского поселения.

В 1930 году среди жителей деревни была репрессирована одна семья, державшая две кузницы с использованием наемного труда и торговавшие скобяными изделиями. Отправлены в спецпоселок №2 Белохолуницкого района Кировской области. [Приложение 1]

Согласно записям метрических книг середины 19 века, жители являлись прихожанами Космо-Дамианской церкви села Кураково. В 1890-х писали прошение о разрешении строительства в деревне церкви, однако по каким-то причинам их планы были не реализованы.

Там, где сейчас расположена наша деревня Ятцаз, веками шумел лиственный лес. Редко ступала здесь нога человеческая, поэтому леса имели множество дичи. Даже рысь и медведи были постоянными жителями леса. На месте деревни находился стан- тайно расчищенное русскими жителями Старой Юмьи поле1.

Деревня находится в километре от федеральной трассы. От трассы до деревни идёт гравийная дорога, вдоль которой по обеим сторонам растёт сосняк. Весной деревня утопает в черёмуховом цвету. А ещё по всей деревне перед каждым домом много тополей, которые когда-то садили сами жители. По рассказам сторожил, тополя садили не просто так, а с противопожарной целью. Если вдруг начнётся пожар то тополь спиливали и валили на горящий дом. У тополя много листьев и они больших размеров. Таким образом, зелёная крона не давала разойтись огню.

А возле деревни есть лес, он называется Ушковским лесом. Почему, спросите вы? А потому, что в глубине леса был завод по производству поташа. «Поташные –всего в губернии 4, число мастеровых и рабочих 37, …» (из статьи Муканова Семена Миайловича в журнале Кенеш)

Поташ-углекислый калий- вырабатывали зжигая растеия, а особенно подсолнухи. А золу отправляли на изготовление жидкого мыла,красок, стекла и многого другого.

И место то до сих пор называется Поташ. Из деревни в лес была дорога и ворота с большими столбами. К сожалению столбов не осталось, но дорога так и есть. Она ведён на поляну- Поташ, которая была местом отдыха деревенской молодёжи много лет назад. Когда ещё существовал колхоз, молодёж, да и взрослые, любили эти места. За то, что поляны покрывались ягодами земляники. А когда заканчивался учебный год учащиеся начальной школы со своей учительницей на последний звонок шли на Поташ. Варили уху из тут же пойманной рыбы. Благо пруд был замечательный, из лесного родника, холодный, но и вода была питьевая. А поляны покрывались италмасом, словно жёлтое море! И клещей тогда не боялись, даже не думали о каких-то болезнях. За грибами, за малиной ходили сюда всё лето! Птичий щебет вдохновлял на приятное. 

Прошло, пролетело время. Теперь многое изменилось.

 

 В начале деревни, на Русской улице, высятся двухэтажные дома. В которых живут многодетные семьи. На этой улице больше жителей пенсионного возраста, чем молодых семей. Здесь 16 хозяйств

 На перекрёстке стоит вековая ива, которая в диаметре достигает трёх метров. Посажена она была сторожилами деревни. Молодёж, посещающая деревню, не проезжают мимо неё, они останавливаются, смотрят, удивляются её изогнутости ствола, фотографируются возле неё.

 А ещё на этой улице стоит дом купца Пантюхина Семёна, который занимался  предпринимательством. В его хозяйстве ещё стоят каменные постройки. Там  выращивал крупный рогатый скот, была конюшня. Мясо возили торговать в Елабугу, Казань.

Неподалёку, в глубине улицы, на берегу речушки, сриди старых тополей прячется здание начальной школы! Именно об том мы сешим расскаать.Это аритектурный памятник под открытым. Это историческая ценность купеческих времён- здание начальной школы!

Школа эта вырастила не одно поколение замечательных людей- патриотов своей Родины.

 

Глава 4 Деревня в наши дни

Народ в деревне трудолюбивый. Каждая семья занимается животноводством, пчеловодством. Наш мёд- самый лучший, самый вкусный и самый настоящий! В деревне много пустынных мест, где можно было бы построить как жилые дома, так и общественные учреждения.

На удмуртской улице 16 хозяйств и все один другого краше! Как хозяева стараются украсить, обновить свои дома!

В начале деревни, на Русской улице, высятся двухэтажные дома. В которых живут многодетные семьи. На этой улице больше жителей пенсионного возраста, чем молодых семей. Здесь 16 хозяйств/

 На перекрёстке стоит вековая ива, которая в диаметре достигает трёх метров. Посажена она была сторожилами деревни. Молодёж, посещающая деревню, не проезжают мимо неё, они останавливаются, смотрят, удивляются её изогнутости ствола, фотографируются возле неё.

 А ещё на этой улице стоит дом купца Пантюхина Семёна, который сейчас находится вместо Дома культуры для жителей деревни.

Три учительницы ездят на работу в Байтеряковскую среднюю школу, а двое- в Нижне- Котныревскую школу.В деревне есть и продавец, и почтальон, и страховой агент,и хореограф, и охранник, и рабочие завода. И все они ездят на работу в другие населённые пункты за неимением рабочих мест по месту жительства.

12 июля 2019 года  провели праздник  День деревни в честь святых Апостолов Петра и Павла. На это мероприятие были приглашены гости, прибывшие на фестиваль «Бай-Тэрек». Это ансамбли народов сету и музыкантов из Эстонии, коллектив «Мадён» из Ижевска, художник, этнофутурист Юрий Лобанов. [ ]

Совместные подготовка и проведение мероприятий и встреч сближает народ. Все, как одна семья, принимают участие в деревенской жизни.

 

 

III. Анкетирование

 

Мы составили вопросы и провели анкетирование среди учащихся и жителей деревни.

1. Когда, в какое время была построена наша школа?

2. Кем, на какие средства была построена наша школа?

3. Задавались ли вы вопросом, а почему именно в Ятцазе (не в Юмье, не в Байтеряково) была построена школа?

4. Что вам известно о самом Ушкове?

5. Как вы видите будущее нашей школы?

6. Знаете ли вы фамилии первых учителей нашей школы? Кто больше всего запомнился

 

 

Заключение

 

 В заключении хотелось бы сказать. Мы любим свою малую родину такой, какая она есть! За её улочки, мостики, старые тополя! Нам и нашим родителям, родственникам, детям хорошо здесь. И ничто не может нам заменить отчий дом!

Нельзя терять то, что имеем. Мы обязаны сохранить здание школы и купеческий дом. С землёй сравнять можно всё и не долго, но это построено нашими предками, нашими отцами  в течении многих лет  и мы обязаны сохранить для наших детей и внуков. (Какую ценность представляет для района, деревни…..)

А вот если на территории Ушковской школы будет создан музей или эколого-краеведческий центр, История деревни, история школы все это будет на стендах и в альбомах распологаться в ней.

 

     В ходе написания исследовательской работы на тему «Исчезнувший памятник купечества», нам удалось пополнить музей информацией об истории Староятцазской школы. Мы изучили историю становления и развития школы.

     Во-первых, мы собрали и проанализировали материал, имеющийся в школе. Это такие документы как приказы по школе, книги движения учеников.

   Во-вторых, знакомясь с сохранившимися воспоминаниями преподавателей и выпускников школы, удалось……………………

  Мы считаем, что поставленная в данной работе цель нами была достигнута, и стоящие перед нами задачи мы сумели решить. Надеемся, данная информация займет достойное место в Школьном музее, который планируем открыть в ближайшее время.

  Когда мы говорим о работе школы, имеем в виду в первую очередь деятельность педагогического коллектива. Об определяющей роли учителя говорят многочисленные примеры истории Гуляевской средней школы. В разное время в ней работали и работают учителя, которые добились высокого качества обучения и воспитания и внесли значительный вклад в развитие образования.

  Таким образом, история и работа Гуляевской средней школы оказала положительную роль в деле развития образования Ичалковского района. И мы по праву гордимся тем, что являемся учениками школы с длинной и интересной историей, тем, что в определенной мере являемся продолжателями ее традиций. У времени есть своя память – история.       

История нашей школы полна яркими и значимыми событиями.

Проведя исследовательскую работу, я пришла к выводу, что историю родной школы надо знать обязательно. Важно знать историю родной школы как главную составляющую истории своей малой Родины.

  Моя гипотеза подтвердилась. Ведь история школы – это часть нашей общей истории: истории посёлка, наших предков.

Но прежде, чем писать историю, необходимо изучить исторические источники, чтобы история была правдивой. Мне бы хотелось, узнать еще некоторые факты насчёт основания школы. Так как очень мало сохранилось таких сведений.

    К сожалению, мне не всё удалось прочитать, так как в некоторых документах почерк не совсем понятен. В основном, работа с документами и вызвала трудности. Но с другой стороны, именно работа с архивными документами, возможность познакомиться с ними напрямую вызвали чувство гордости и ответственности.

 Мне было интересно узнать, каким образом было решено строить школу именно в нашей деревне, чем занимались ученики прошлых лет. Интересно было рассматривать старинные чёрно-белые фотографии. Именно в них сохранена память.

Вся наша история, а в конкретном случае, история школы – это память. Память – это то, что живёт в веках, передаётся от поколения к поколению. Хранить память, знать историю – наш нравственный долг перед самими собой и перед будущим поколением.

После проделанной исследовательской работы у меня появилось ещё больше гордости за свою школу.

 

Список литературы

1— Наумов А. Н. Из уцелевших воспоминаний. 1868-1917. — Издание А.К. Наумовой и О.А. Кусевицкой, Нью-Йорк, 1954., — Т. 1. — С. 174

 

2 Подготовила

Мария Петухова

[email protected]

По материалам Н. П. Лигенко (Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН),

Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

 

3

4

5

6

7

 

 

Приложение 1

                   

 

Дорога к деревне                           Ушковская школа

 

                           

 

Купеческое хозяйство Пантюхина            Заводские ворота на Поташ

 

      

 

 

 

            Приложение

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.