Музыкальная культура Античности — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Музыкальная культура Античности

2020-12-27 204
Музыкальная культура Античности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Музыка Древнего мира

Мы можем с уверенностью предполагать, что музыка сопровождала человека с тех пор, как он осознал себя человеком. Этот период – появление homo sapiens (лат.), человека разумного – датируется 40 тыс. до н.э.

О том, какую роль музыка играла в те далекие времена в жизни человека мы можем узнать:

– по данным археологических раскопок;

– по древнейшим памятникам других искусств (наскальная живопись,

скульптура, предания, легенды и мифы);

– по сохранившимся у некоторых туземных племен обычаям и обрядам

(их изучением занимается наука этнография).

Музыка зародилась и существовала в неразрывной связи с другими видами человеческой деятельности:

– охотой и военными походами (сигналы и кличи);

– трудовыми процессами (ритмичное сопровождение);

– бытом (колыбельные);

– магическими обрядами.

Древнее искусство было синкретичным. Слово «синкретизм» означает слитность, нерасчлененность искусства и повседневной жизни человека, а также связь всех искусств между собой (единство музыки, слова, изображения, движения, действия).

 

Как же могла звучать древнейшая музыка?

Мы можем это представить, если поймем, что она опиралась на самые простые выразительные средства. Из интонаций (крик, призыв, стон, вздох, уговор, подражание звукам природы) рождались простейшие мелодические попевки. Из их многократного повторения (точного или с вариантами) складывались мелодии. Музыка Древнего мира была одноголосной. Многоголосие получалось стихийно, неосознанно:

– из наложения мелодических вариантов друг на друга (это называется гетерофония, что переводится как разноголосие: все вроде бы исполняют одно и то же, но каждый «на свой лад»);

– из перекличек, когда другой голос подхватывает ту же мелодию, не дождавшись, когда окончит первый (в музыке это называется имитация).

 

& Такое сплетение попевок и голосов попробовал изобразить композитор

Игорь Стравинский в музыке Вступления к балету «Весна священная» (1914).

 В ней мы слышим весеннее пробуждение таинственных сил природы.

 

Ритм в первобытной музыке играет важнейшую роль. Он может быть очень разнообразным, от повтора примитивных фигур до сложнейшей организации магических ритуальных обрядов.

& Представление о таком ритме дает нам музыка

«Великой священной пляски» из балета И.Ф.Стравинского «Весна священная».

 

 

Тогда же, в глубокой древности появились и первые музыкальные инструменты, предки современных. Самыми распространенными были:

- самозвучащие ударные (камни, бруски дерева, кости, погремушки и др.);

- духовые (тростник, раковина, рог или кости животных);

- перепончатые ударные (кожа зверей, натянутая на обод или резонатор);

- струнные (прототип – тетива лука; струны из жил или волос животных натягивались на корпус различной формы).

 

Следующий исторический этап развития культуры – древние цивилизации, которые начали формироваться около 4 тыс. до н.э. – Месопотамия, Египет, Индия, Китай. В древних рабовладельческих государствах искусство разделилось на народное и профессиональное. Функции профессионального искусства – придворная и культовая, оно служило прославлению власти и богов. В древних государствах разрабатывали теорию музыки, изобретали системы нотной записи - знаковую и буквенную (ученым, однако, не удается их расшифровать однозначно, поэтому подлинную музыку этого времени мы услышать не можем), создавали новые музыкальные инструменты. Музыка занимала важное место в системе наук и искусств, ее связывали с законами математики и астрономии. В Древнем Китае, например, считали, что от музыки зависит благосостояние государства. Музыка сохраняла тесную связь с другими видами искусств. Известно, что древние литературные памятники – шумерский эпос о Гильгамеше, индийские «Махабхарата» и «Рамаяна», сказания древнеиудейского Ветхого Завета, молитвы из древнеегипетской «Книги мертвых», древнегреческие поэмы «Илиада» и «Одиссея» - исполнялись нараспев в сопровождении музыкальных инструментов. Изображения музыкантов и танцоров мы можем увидеть на фресках и скульптурных рельефах, музыка звучала во дворцах и храмах.

 

& Музыкальную атмосферу Древнего Египта попробовал создать

 итальянский композитор Джузеппе Верди в своей опере «Аида». Эта музыка

 не подражает древнеегипетской, но передает её величественный дух.

  Торжественный Марш из 2 действия оперы «Аида» сопровождает шествие победителей, прославляет мощь власти фараона.

? Вопросы для повторения.

1. Когда возникла музыка? С какими видами деятельности человека она была связана?

2. Что такое синкретизм?

3. Из каких источников мы можем узнать, какой была музыка Древнего мира?

4. Что изучает этнография?

5. Как рождались и звучали древнейшие мелодии?

6. Чем отличается древнее многоголосие от современного?

7. Что такое гетерофония? Имитация?

8. Каким был ритм в первобытной музыке?

9. Назовите древнейшие типы музыкальных инструментов.

10. Когда возникли древние цивилизации? Перечислите известные вам древнейшие государства.

11. Как вы думаете, почему в древних государствах появилось профессиональное искусство? Какие функции оно выполняло?

12. Какое место занимала музыка в системе древних наук и искусств?

13. Приведите примеры связи музыки с другими памятниками искусств древних цивилизаций.

14. Фрагменты каких музыкальных произведений вы слушали на уроке? Помогла ли вам музыка представить жизнь, обычаи, чувства людей, живших в древние времена?  

 

Музыка эпохи средневековья

Эпоха средневековья охватывает почти тысячу лет – с V в. (476 г. – падение Римской империи) примерно по XV в. Это важнейший период в развитии европейской культуры, заложивший основы современных европейских наций, языков, государств. Воинственные народы, под ударами которых пал Рим, были не только разрушителями – они омолодили одряхлевший мир, влили в него новые силы. Новое складывалось, однако, не только на основе примитивной культуры варваров; оно вырастало на корнях античности. Связующим звеном между миром древним и новым явилось христианство. Оно сохранило гуманистические, этические ценности – представления о долге, морали, нравственности, духовности. Через христианство сохранились древние рукописи, развивались философия, наука, искусство (живопись, ваяние, музыка) и ремёсла. Христианские храмы стали первыми памятниками средневековой архитектуры. Религиозные темы, сюжеты, образы явились основой средневекового искусства.

Профессиональная музыка в эпоху средневековья в течение долгого времени развивалась в рамках церкви, была неразрывно связана с церковными обрядами и текстами молитв. На рубеже VI – VII вв. по указанию папы римского Григория I все церковные песнопения были собраны в «Антифонарий»[1], распределены по дням церковного календаря, строго связаны с определенными моментами церковной службы. Они вошли в историю музыки под названием григорианские хоралы.

Как звучал григорианский хорал:

- одноголосное пение в исполнении мужских голосов без сопровождения;

- плавное, поступенное движение мелодии в небольшом диапазоне, без широких скачков;

- прозаический латинский текст;

- ровный, однообразные ритм, подчиняющийся тексту.

На основе григорианского пения постепенно сложилась месса – полная католическая служба. Начиная с XI в. и до наших дней к жанру мессы обращается множество композиторов (в том числе Бах, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт и другие). Ее философский гуманистический смысл выходит за рамки религии и церкви, приобретает общечеловеческое значение.

Месса состоит из пяти частей:

- I часть Kyrie eleison («Господи, помилуй») – мольба о прощении и помиловании;

- II часть Gloria («Слава в вышних Богу») – благодарственный гимн творцу;

- III часть Credo («Верую») – изложение догматов христианской веры;

- IV часть Sanctus («Свят») и Benedictus («Благословен») – светлое прославление;

- V часть Agnus Dei («Агнец божий») – обращение к Христу, который принес себя в жертву за грехи человечества, мольба о помиловании, завершающаяся словами Dona nobis pacem («Даруй нам мир»).

Вначале церковные напевы записывались над текстами молитв особыми знаками, указывающими направление движения мелодии. В Западной Европе они назывались невмами, в Киевской Руси – знаменами (отсюда название древнерусского церковного пения – знаменный роспев). Потом невмы стали располагать на линейках, соответствующих определенному звуку (в XI в. использовались 4 линейки, с XIV в. закрепился пятилинейный нотный стан). В XI в. монах Гвидо из города Ареццо ввел в употребление шестиступенный звукоряд с названиями ступеней, чтобы легче было запоминать мелодии. Для названия ступеней Гвидо Аретинский избрал известный всем музыкантам того времени гимн Святому Иоанну. Начальный звук каждой строки гимна соответствовал звуку гексахорда и получил название по первому слогу текста: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Позднее добавился звук Si, название которого сложилось как аббревиатура St. Johannes, а Ut заменили на более удобное для пения Do (от слова Domini – Господь) уже в Х VII в.

Вопреки строгим, раз и навсегда установленным правилам (канонам) католического богослужения, музыканты все равно старались развивать и обогащать церковную музыку. В Х в. появились секвенции (от лат. secventio – следовать) – новые напевы на основе стихотворной подтекстовки распевов григорианского хорала (в них слово следует за музыкой). По преданию секвенции придумал монах Ноткер по прозвищу Заика из Сен-Галленского монастыря – он решил подтекстовывать распевы для лучшего запоминания мелодии. Секвенции получили широкое распространение, потому что были более выразительны, чем строгие канонические напевы. Впоследствии церковь наложила запрет на использование секвенций в католической службе; разрешены были только пять самых распространенных. Среди них Stabat mater («Мать скорбящая») и Dies irae («День гнева»), которые до наших дней привлекают внимание многих композиторов.

Характеристика секвенции «Dies irae».

Она повествует о дне Страшного Суда. Латинский текст, написанный «квадратным стихом», звучит грозно, размеренно, неумолимо. Мелодия движется секундовыми и терцовыми шагами ровно, бесстрастно, символизируя поступь смерти.

Многие композиторы использовали начальный оборот этой секвенции как музыкальный символ смерти.

( V Гектор Берлиоз «Фантастическая симфония», 5 часть – «Сон в ночь шабаша» ).

Она вошла в заупокойную мессу – Реквием.

( V Вольфганг Амадей Моцарт «Реквием», 2 часть ).

 

Важнейшим достижением средневековой музыки стало рождение многоголосия, развитие полифонии. В XIIв. В Париже при соборе Нотр-Дам возникает первая композиторская школа, которая разрабатывает приемы полифонического письма. Ее представители – монахи Леонин и Перотин, прозванный Великим.

Формы ранней средневековой полифонии:

· органум – параллельное движение голосов (в квинту, кварту, октаву)

· дискант – самостоятельное движение верхнего голоса, тогда как в нижнем или среднем помещалась мелодиягригорианского хорала, которую называли cantus firmus – ведущий голос.

В эпоху средневековья развивается также народное и светское профессиональное музыкальное искусство. Странствующие музыканты, которые одновременно были танцорами, фокусниками, акробатами (во Франции их называли – жонглеры, в Германии – шпильманы, в Киевской Руси – скоморохи), создавали песни и танцы, развлекали народ; их музыка говорила о радостях жизни, выражала простые человеческие чувства. Позже возникло рыцарское искусство – светская лирическая поэзия, неотделимая от музыки. На юге Франции рыцарей-поэтов называли трубадурами, на севере Франции – труверами, в Германии – миннезингерами. Они пели о любви к Прекрасной Даме, аккомпанируя себе на музыкальных инструментах, участвовали в турнирах-состязаниях певцов. Песни и стихи рождались также в среде странствующих студентов и беглых монахов – их называли вагантами (то есть бродягами, скитальцами).

В 1934 г. немецкий композитор Карл Орф написал кантату (произведение для хора, солистов и оркестра) на подлинные тексты вагантов из сборника под названием «Кармина Бурана» (XIII в.). Он попытался воссоздать характерные для средневековья образы (например, Колесо Фортуны – символ изменчивой судьбы) и атмосферу народной бытовой музыки средневековья – простой, ритмичной, яркой.

& Карл Орф. Кантата «Кармина Бурана», Хор №1 «О, Фортуна», №6 Танец.

 

? Вопросы для повторения.

1. Хронологические рамки эпохи средневековья, значение этого периода в европейской истории.

2. Значение христианства в культуре средневековья.

3. Что такое григорианский хорал? Как звучала эта музыка?

4. Что такое месса? Назовите основные части мессы, дайте характеристику их содержанию.

5. *Как вам кажется, почему жанр мессы привлекал многих композиторов и, в конце концов, вышел за рамки церковной музыки?

6. Как раньше записывались церковные напевы? Когда возникла современная нотация?

7. Как появились современные названия нот?

8. Что такое средневековая секвенция?

9. Характеристика секвенции «Dies irae».

10. Приведите примеры использования секвенции «Dies irae» композиторами последующих эпох.

11. *Как вы думаете, что стало толчком для возникновения многоголосия в церковной музыке средневековья?

12. Где и когда возникла первая композиторская школа, разрабатывающая приемы полифонии, назовите ее представителей.

13. Что вы можете рассказать о светской музыке средневековья? Как называли в разных странах странствующих музыкантов? рыцарей-поэтов?

14. Кто такие ваганты? Кто из композиторов ХХ в. и в каком произведении использовал их тексты? Расскажите о своем впечатлении от этой музыки.

15. Что такое антифон, невма, знаменный роспев, органум, дискант?

 

Найди правильный ответ

Подсказка:

 

1-певцы-сказители в Древней Греции___________________________________

2-полная католическая служба_________________________________________

3-неразрывная связь искусства с другими видами деятельности человека; связь всех искусств между собой________________________________________

4-рыцари-поэты ______________________________________________________

5-пение под аккомпанемент лиры______________________________________

  • Синкретизм
  • Аэды, рапсоды
  • Лирика
  • Месса
  • Трубадуры, труверы, миннезингеры

3. Укажи, в каком порядке звучали музыкальные фрагменты. Напиши, какую эпоху эти фрагменты могут характеризовать:

№ НАЗВАНИЕ

ЭПОХА

  Kyrie из грегорианской мессы  

 

  Дельфийский гимн Аполлону  

 

  К.В. Глюк. Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика»

 

  Дж. Верди. Марш из оперы «Аида»  

 

  И. Стравинский. «Великая священная пляска» из балета «Весна священная»

 

Музыка Древнего мира

Мы можем с уверенностью предполагать, что музыка сопровождала человека с тех пор, как он осознал себя человеком. Этот период – появление homo sapiens (лат.), человека разумного – датируется 40 тыс. до н.э.

О том, какую роль музыка играла в те далекие времена в жизни человека мы можем узнать:

– по данным археологических раскопок;

– по древнейшим памятникам других искусств (наскальная живопись,

скульптура, предания, легенды и мифы);

– по сохранившимся у некоторых туземных племен обычаям и обрядам

(их изучением занимается наука этнография).

Музыка зародилась и существовала в неразрывной связи с другими видами человеческой деятельности:

– охотой и военными походами (сигналы и кличи);

– трудовыми процессами (ритмичное сопровождение);

– бытом (колыбельные);

– магическими обрядами.

Древнее искусство было синкретичным. Слово «синкретизм» означает слитность, нерасчлененность искусства и повседневной жизни человека, а также связь всех искусств между собой (единство музыки, слова, изображения, движения, действия).

 

Как же могла звучать древнейшая музыка?

Мы можем это представить, если поймем, что она опиралась на самые простые выразительные средства. Из интонаций (крик, призыв, стон, вздох, уговор, подражание звукам природы) рождались простейшие мелодические попевки. Из их многократного повторения (точного или с вариантами) складывались мелодии. Музыка Древнего мира была одноголосной. Многоголосие получалось стихийно, неосознанно:

– из наложения мелодических вариантов друг на друга (это называется гетерофония, что переводится как разноголосие: все вроде бы исполняют одно и то же, но каждый «на свой лад»);

– из перекличек, когда другой голос подхватывает ту же мелодию, не дождавшись, когда окончит первый (в музыке это называется имитация).

 

& Такое сплетение попевок и голосов попробовал изобразить композитор

Игорь Стравинский в музыке Вступления к балету «Весна священная» (1914).

 В ней мы слышим весеннее пробуждение таинственных сил природы.

 

Ритм в первобытной музыке играет важнейшую роль. Он может быть очень разнообразным, от повтора примитивных фигур до сложнейшей организации магических ритуальных обрядов.

& Представление о таком ритме дает нам музыка

«Великой священной пляски» из балета И.Ф.Стравинского «Весна священная».

 

 

Тогда же, в глубокой древности появились и первые музыкальные инструменты, предки современных. Самыми распространенными были:

- самозвучащие ударные (камни, бруски дерева, кости, погремушки и др.);

- духовые (тростник, раковина, рог или кости животных);

- перепончатые ударные (кожа зверей, натянутая на обод или резонатор);

- струнные (прототип – тетива лука; струны из жил или волос животных натягивались на корпус различной формы).

 

Следующий исторический этап развития культуры – древние цивилизации, которые начали формироваться около 4 тыс. до н.э. – Месопотамия, Египет, Индия, Китай. В древних рабовладельческих государствах искусство разделилось на народное и профессиональное. Функции профессионального искусства – придворная и культовая, оно служило прославлению власти и богов. В древних государствах разрабатывали теорию музыки, изобретали системы нотной записи - знаковую и буквенную (ученым, однако, не удается их расшифровать однозначно, поэтому подлинную музыку этого времени мы услышать не можем), создавали новые музыкальные инструменты. Музыка занимала важное место в системе наук и искусств, ее связывали с законами математики и астрономии. В Древнем Китае, например, считали, что от музыки зависит благосостояние государства. Музыка сохраняла тесную связь с другими видами искусств. Известно, что древние литературные памятники – шумерский эпос о Гильгамеше, индийские «Махабхарата» и «Рамаяна», сказания древнеиудейского Ветхого Завета, молитвы из древнеегипетской «Книги мертвых», древнегреческие поэмы «Илиада» и «Одиссея» - исполнялись нараспев в сопровождении музыкальных инструментов. Изображения музыкантов и танцоров мы можем увидеть на фресках и скульптурных рельефах, музыка звучала во дворцах и храмах.

 

& Музыкальную атмосферу Древнего Египта попробовал создать

 итальянский композитор Джузеппе Верди в своей опере «Аида». Эта музыка

 не подражает древнеегипетской, но передает её величественный дух.

  Торжественный Марш из 2 действия оперы «Аида» сопровождает шествие победителей, прославляет мощь власти фараона.

? Вопросы для повторения.

1. Когда возникла музыка? С какими видами деятельности человека она была связана?

2. Что такое синкретизм?

3. Из каких источников мы можем узнать, какой была музыка Древнего мира?

4. Что изучает этнография?

5. Как рождались и звучали древнейшие мелодии?

6. Чем отличается древнее многоголосие от современного?

7. Что такое гетерофония? Имитация?

8. Каким был ритм в первобытной музыке?

9. Назовите древнейшие типы музыкальных инструментов.

10. Когда возникли древние цивилизации? Перечислите известные вам древнейшие государства.

11. Как вы думаете, почему в древних государствах появилось профессиональное искусство? Какие функции оно выполняло?

12. Какое место занимала музыка в системе древних наук и искусств?

13. Приведите примеры связи музыки с другими памятниками искусств древних цивилизаций.

14. Фрагменты каких музыкальных произведений вы слушали на уроке? Помогла ли вам музыка представить жизнь, обычаи, чувства людей, живших в древние времена?  

 

Музыкальная культура Античности

В истории человечества была эпоха, знаменовавшая высочайший взлет человеческого духа – эпоха Античности, объединяющая Древнюю Грецию и Древний Рим. Она является высшим выражением культуры Древнего мира и одновременно закладывает основы современной европейской культуры. Достижения Античности были восприняты последующими эпохами – средневековьем и, особенно, Возрождением.

В отличие от величайших памятников других искусств (эпос Гомера, трагедии Софокла, поэзия Сафо, Овидия и Катулла, шедевры древнегреческой скульптуры и архитектуры), музыка Античности не оставила нам равноценных образцов. Но из многочисленных свидетельств эпохи мы знаем, что именно музыке в Древней Греции отводилось ведущее место среди других искусств. Не случайно происхождение самого слова «музыка», которое переводится с греческого как «искусство муз». По греческой мифологии, все девять муз, девять богинь, покровительствующих разным искусствам и наукам, во главе с богом Аполлоном занимались музыкой. Музыка в Древней Греции проникала всюду, объединяя все искусства и все науки, богов и людей, небо и землю, и все живое на земле в единое гармоническое целое – космос. Глубоко проникая в человеческую душу, музыка способна привести ее в согласие с мировой гармонией, воспитать человека, сделать его лучше. Такое понимание музыки подтверждают многие античные мифы – о состязании Пана и Аполлона (подчинение природы, стихии высшей гармонии искусства), об Орфее и Эвридике (сила музыки способна победить саму смерть), и другие.

& Преставление об идеальной красоте музыки, способной победить смерть,

 привлекало к сюжету мифа об Орфее многих музыкантов на протяжении столетий.

 Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787). Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика».

Через всю историю Античности прослеживается связь музыки с другими искусствами. В раскопках, относящихся к древнейшим временам крито-микенской культуры (III - II тыс. до н.э.) находят изображение таких инструментов как систр, духовые, лира в руках музыкантов, которые сопровождают танцующих при выполнении обрядов. Следующий период, так называемая «гомеровская» эпоха (X - VIII вв. до н.э.) – время формирования героического эпоса греков, знаменитых «Илиады» и «Одиссеи» (их создание приписывают слепому поэту Гомеру). Эпические сказания исполняли профессиональные певцы-сказители – аэды или рапсоды; напевная декламация звучала под аккомпанемент струнного инструмента – кифары. Особый, величавый стихотворный размер – гекзаметр – отвечал торжественному духу повествования, его ритму подчинялась и мелодия. В VII - VI вв. до н.э., в период развития древнегреческих полисов (городов-государств) широко развивается песенный жанр – лирика, то есть пение под аккомпанемент лиры. В Спарте большой известностью пользовались хоровые песни Тиртея, а на острове Лесбос в творчестве Алкея, Сафо, Анакреонта развивалась сольная лирика. К VI в. относится и расцвет инструментальной музыки: сохранились свидетельства, что в 586 г. Саккад из Аргоса одержал победу на пифийских играх в Дельфах, исполнив на авлосе (духовом инструменте типа гобоя) программную пьесу о борьбе Аполлона со сказочным змеем пифоном.

Наивысшего расцвета греческое искусство достигло в Афинах, в V в. до н.э. Этот период в искусстве Древней Греции называют классическим, т.е. образцовым. Этому способствовала демократия – государственный строй, основанный на принципах равноправия свободных граждан. Здесь высоко ставили гражданский долг, почитали честный труд, ценили телесную и духовную красоту человека. Искусство греков было частью их жизни. Прекрасные статуи стояли на городских площадях, яркие фрески украшали общественные здания, среди величественных храмов афинского Акрополя проходили праздничные торжества. Ораторы выступали на городских улицах, многотысячная аудитория собиралась в огромных амфитеатрах, построенных специально для постановки трагедий. В античной трагедии все виды искусств – драма, пантомима, танец, музыка – объединились для максимального воздействия на слушателя. Трагедия захватывала, потрясала, приводила человека к катарсису – нравственному очищению. Высшие образцы греческой трагедии: «Прометей» Эсхила, «Царь Эдип» и «Антигона» Софокла, «Медея» Еврипида. Народное гуляние – комос – с песнями и хороводными танцами положило начало античной комедии. Комедии основывались на бытовых сюжетах, герои были простыми людьми, содержание высмеивало пороки и недостатки (отсюда – слово «сатира», «сатирический»).

Огромная роль музыки в жизни Древней Греции обусловила разработку ее теории. Здесь было создано учение о музыкальных ладах (их названия – дорийский, фригийский, лидийский и др. – сохранились до наших дней), разработана система буквенной нотации, изучались законы музыкальной акустики. Основные понятия, которыми мы сегодня привычно пользуемся, говоря о музыке, пришли к нам из Античности: гармония и мелодия, ритм и метр, хор и оркестр, рапсодия и симфония.

 

Влияние греческой культуры широко распространилось на многие страны Востока и Запада. Под ее воздействием формировалась культура Древнего Рима (III в. до н.э. – V в. н.э.), где античное искусство пережило свой последний взлет и свой закат. Музыка в Древнем Риме звучала повсюду: во дворцах императоров и знати, в театрах и цирках перед многочисленной публикой. Однако здесь она служила лишь развлечением, утратив смысл и глубину. На фоне всеобщего упадка нравов в провинции Римской империи, Иудее зарождается новое религиозное учение – христианство. Проповедуя духовные ценности – любовь к ближнему, нравственную чистоту, христианство объединяло всех униженных и бесправных, которых в огромной рабовладельческой империи было подавляющее большинство. Первых христиан власти преследовали, но впоследствии новая вера распространилась столь широко, что в IV в. христианство стало государственной религией Рима. Музыка ранних христиан – это молитвенные песнопения, которые исполнялись общиной. Истоки этих напевов – в народной музыке, в древних религиозных песнопениях Востока: Иудеи, Сирии и других провинций Рима. Особый, отрешенный от всего земного, молитвенный настрой этой музыки определил впоследствии звучание службы в христианской церкви.

? Вопросы для повторения:

  1. Какое значение в истории человеческой культуры имеет эпоха Античности?
  2. Какое место отводилось музыке в Древней Греции? Что означает слово «музыка»?
  3. Какие древнегреческие мифы о музыке вы знаете?
  4. Расскажите о роли музыки в древнегреческом эпосе. Кто такие аэды или рапсоды? Что такое гекзаметр?
  5. Что такое лирика? Какие древнегреческие музыкальные инструменты вы знаете?
  6. Назовите пример программной инструментальной музыки в Древней Греции.
  7. Почему искусство периода расцвета Афин называют классическим?
  8. Что вы знаете о древнегреческой трагедии? Какую роль в ней играла музыка? Назовите самые знаменитые античные трагедии и их авторов.
  9. Происхождение жанра комедии, особенности содержания.
  10. Каковы достижения древнегреческой теории музыки?
  11. Сравните, как относились к музыке в Древней Греции и в Древнем Риме.

12. Как звучала музыка ранних христиан?         

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.117 с.