Схема обработки результатов. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Схема обработки результатов.

2020-12-27 107
Схема обработки результатов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Анализ «автопортрета: наличие всех основных деталей, полнота изображения, количество дополнительных деталей, тщательность их прорисовки, «разукрашенность», статичность рисунка или представленность фигурки в движении, включение «себя в какой-либо сюжет-игру» и т. п.

Исходное количество баллов – 10. За отсутствие какой-нибудь детали из основных снимается 1 балл. За каждую дополнительную деталь, «разукрашенность», представленность в сюжете или движении начисляется 1 балл. Чем больше баллов, тем позитивнее отношение к рисунку, т. е. к себе (норма 11–15 баллов). Напротив, отсутствие необходимых деталей указывает на отрицательное или конфликтное отношение.

2. Сопоставление «автопортрета» с рисунком «хорошего» и «плохого» сверстников по параметрам:

размер «автопортрета» (приблизительно совпадает с «хорошим» – начисляется 1 балл, гораздо больше – 2 балла, совпадает с «плохим» – минус 1 балл, гораздо меньше – минус 2 балла, меньше «хорошего», но больше «плохого» – 0,5 балла);

цвета, использованные в «автопортрете» (больше синего и красного цвета – 1 балл, больше черного и коричневого цвета – минус 1 балл, цветов приблизительно поровну – 0 баллов);

– повторение на «автопортрете» деталей рисунков «хорошего» или «плохого» (одежда, головной убор, игрушки, цветы, рогатка и т. д.). Общее количество в целом больше совпадает с «хорошим» ребенком – начисляется 1 балл, совпадение полное – 2 балла. Общее количество больше совпадает с «плохим» ребенком – минус 1 балл, совпадение полное – минус 2 балла. Тех и других приблизительно поровну – 0 баллов;

общее впечатление о похожести «автопортрета» на рисунок «хорошего» – 1 балл, на рисунок «плохого» – минус 1 балл;

Количество набранных баллов: 3–5 баллов – адекватное позитивное отношение к себе, больше – завышенная самооценка, меньше – заниженная самооценка, отрицательный результат (0 и меньше) – негативное отношение к себе, возможно, полное неприятие себя.

3. Расположение «автопортрета» на листе. Изображение рисунка внизу страницы – минус 1 балл, если к этому и фигурка изображается маленькой – минус 2 балла Такое положение свидетельствует о депрессивном состоянии ребенка, наличия у него чувства неполноценности Наиболее неблагоприятным является расположение фигурки в нижних углах листа и изображенной в профиль (как бы стремящейся «убежать» с листа) – минус 3 балла.

Рисунок расположен в центре листа или чуть выше – 1 балл, рисунок очень большой, занимает практически весь лист – 2 балла, дополнительно к последнему еще и расположен анфас (лицом к нам) – 3 балла.

 

 

  1. Диагностика эмоционально-волевой сферы младших школьников

Для диагностики эмоционально-волевой сферы нами были подобраны следующие диагностические методики:

1. Тест «Кактус» (автор М. А. Панфилова).

2. Проективная методика для диагностики школьной тревожности (автор А. М. Прихожан).

3. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса.

Наше исследование проходило в 3 этапа. На первом этапе с помощью методики «Кактус» мы выявляли - имеется ли у детей младшего школьного возраста тревожность. На 2 этапе исследования с помощью методики «Проективная методика для диагностики уровня школьной тревожности А.М. Прихожан» мы выявляли - является ли выявленная нами ранее тревожность школьной. На 3 этапе исследования с помощью методики диагностики уровня школьной тревожности Филипса мы определяли - что именно в структуре учебной деятельности вызывает тревожность.

  1. Тест «Кактус» (автор М. А. Панфилова). Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, а именно тревожности. Возраст: младший школьный. Материал: бумага (формат А4), карандаш. Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа:
  1. Кактус домашний или дикий?
  2. Его можно потрогать?
  3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают?
  4. У кактуса есть соседи?
  5. Какие растения его соседи?
  6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

Интерпретация результатов: тревожность: использование темных цветов, внутренней штриховки, прерывистые линии.

  1. Проективная методика для диагностики школьной тревожности (автор А.М.Прихожан). Методика была разработана в 1980-1982 гг. А. М. Прихожан на основании методики Amen Е.W., Renison N. (1954). Методика предназначена для диагностики школьной тревожности у учащихся 6-11 лет.

Описание теста: для проведения теста необходимо 2 набора по 12 рисунков размером 18 х 13 см в каждом. Набор А предназначен для девочек, Набор Б – для мальчиков. Номера картинок ставятся на обороте рисунка.

Методика проводится с каждым испытуемым индивидуально. Требования к проведению стандартны для проективных методик. Перед началом работы дается общая инструкция. Кроме того, перед показом некоторых рисунков даются дополнительные инструкции.

Инструкция к тесту: Сейчас ты будешь придумывать рассказы по картинкам. Картинки у меня не совсем обычные. Посмотри, все – и взрослые, и дети – нарисованы без лиц. (Предъявляется картинка № 1.) Это сделано специально, для того чтобы интереснее было придумывать. Я буду показывать тебе картинки, их всего 12, а ты должен придумать, какое у мальчика (девочки) на каждой картинке настроение и почему у него такое настроение. Ты знаешь, что настроение отражается у нас на лице. Когда у нас хорошее настроение, лицо у нас веселое, радостное, счастливое, а когда плохое – грустное, печальное. Я покажу тебе картинку, а ты мне расскажешь, какое у мальчика (девочки) лицо – веселое, грустное или какое-нибудь еще, и объяснишь, почему у него или нее такое лицо.

Выполнение задания по картинке №1 рассматривается как тренировочное. В ходе его можно повторять инструкцию, добиваясь того, чтобы ребенок ее усвоил.

Затем последовательно предъявляются картинки №2-12. Перед предъявлением каждой повторяются вопросы: Какое у девочки (мальчика) лицо? Почему у него такое лицо?

Перед предъявлением картинок №2, 3, 5, 6, 10 ребенку предварительно предлагается выбрать одного из персонажей-детей и рассказывать о нем.

Обработка результатов теста: Оцениваются ответы на 10 картинок (№2-11). Картинка №1 – тренировочная, №12 выполняет «буферную» функцию и предназначена для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания позитивным ответом. Вместе с тем следует обратить внимание на редкие случаи (по данным А. М. Прихожан, не более 5-7%), когда ребенок на картинку №12 дает отрицательный ответ. Такие случаи требуют дополнительного анализа и должны быть рассмотрены отдельно.

Общий уровень тревожности вычисляется по «неблагополучным» ответам испытуемых, характеризующим настроение ребенка на картинке как грустное, печальное, сердитое, скучное. Тревожным можно считать ребенка, давшего 7 и более подобных ответов из 10.

Сопоставляя ответы испытуемого с его интерпретацией картинки, а также анализируя выбор героя на картинках с несколькими детьми (например, на картинке № 6 – выбирает ли он ученика на первой парте, решившего задачу, или ученика на второй парте, не решившего ее), можно получить богатый материал для качественного анализа данных.

Стимульный материал:

  1. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса. Цель: тест предназначен для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «да» или «нет».

Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-» если не согласны.

Текст опросника:

  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
  2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
  4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
  5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
  6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
  7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
  8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

  1. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
  2. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
  3. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
  4. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
  5. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
  6. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из этих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
  7. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
  8. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
  9. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
  10. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ты сделаешь ошибку при ответе?
  11. Похож ли ты на своих одноклассников?
  12. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
  13. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
  14. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
  15. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе дружески?
  16. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
  17. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
  18. Боишься ли ты временами вступать в спор?
  19. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

29.Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто- нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

  1. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
  2. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
  3. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
  4. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
  5. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
  6. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
  7. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
  8. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
  9. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу также хорошо, как и твои одноклассники?
  10. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
  11. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
  12. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
  13. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
  14. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
  15. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
  16. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
  17. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
  18. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
  19. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
  20. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
  21. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
  22. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
  23. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься ним?
  24. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
  25. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, твои дноклассники понимают его лучше, чем ты?
  26. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
  27. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
  28. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Ключ ко всему тесту:

1 - 7 - 13 - 19 - 25 + 31 - 37 - 43 + 49 - 55 -
2 - 8 - 14 - 20 + 26 - 32 - 38 + 44 + 50 - 56 -
3 - 9 - 15 - 21 - 27 - 33 - 39 + 45 - 51 - 57 -
4 - 10 - 16 - 22 + 28 - 34 - 40 - 46 - 52 - 58 -
5 - 11 + 17 - 23 - 29 - 35 + 41 + 47 - 53 -  
6 - 12 - 18 - 24 + 30 + 36 + 42 - 48 - 54 -  

Ключ к шкалам:

Факторы № Вопросов Сумма
1. Общая тревожность в школе 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58; 22
2. Переживание социального стресса 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44; 11
3. Фрустрация потребности в достижение успеха 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; 13
4. Страх самовыражения 27, 31, 34, 37, 40, 45; 6
5. Страх ситуации проверки знаний 2, 7, 12, 16, 21, 26; 6
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 3, 8, 13, 17, 22; 5
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 9, 14, 18, 23, 28; 5
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47; 8

Обработка и интерпретация результатов теста:

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста, например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом – это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

I. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50% – можно говорить о повышенной тревожности ребенка, больше 75% от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.

II. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояниешкольника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора):

Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).

Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей.

Страх несоответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

 

  1. Интерпретация полученных данных в результате исследования эмоционально-волевой сферы младших дошкольников

 

В результате исследования по методике «Кактус» мы выяснили, что у 74 % детей младшего школьного возраста в рисунках наблюдаются темные цвета и штриховка, что свидетельствует о тревожности детей.

Проективная методика для диагностики школьной тревожности (автор А. М. Прихожан) показала, что у 58,3 % детей наблюдается школьная тревожность. Данная методика выявила, что дети чаще всего приписывали плохое настроение детям, которые стоят у доски или идут в школу или сидят за партой.

По методике Филипса был определен уровень школьной тревожности. Результаты тестирования приведены ниже:

  1 2 3 4 5 6 7 8
1 86,4 36,4 46,1 100 100 60 40 62,5
2 68,2 45,4 61,5 66,7 66,7 80 40 50
3 40,9 54,5 46,1 100 66,7 20 20 50
4 40,9 36,3 53,8 66,7 83,3 100 40 62,5
5 45,4 36,4 15,4 33,3 66,7 40 40 12,5
6 77,2 36,4 61,5 83,3 83,3 100 100 62,5
7 72,7 45,4 46,1 83,3 83,3 80 60 50
8 18,1 36,4 31,6 16,7 33,3 20 20 25
9 72,7 45,5 38,5 100 100 20 60 50
10 54,5 63,7 38,5 66,7 33,4 40 80 37,5
11 22,8 27,3 53,9 33,4 33,4 20 0 62,5
12 36,4 45,5 53,9 50 66,7 60 0 62,5
13 13,7 9 30,8 16,7 33,4 40 0 25
14 36,4 27,3 30,8 66,7 33,4 60 20 12,5
15 72,7 45,5 23 50 83,4 40 80 50
16 77,3 54,6 53,9 33,4 100 40 20 75
17 36,4 18,1 7,6 50 33,3 20 20 12,5
18 50,1 27,3 46,2 33,3 50 60 60 25
19 72,7 54,5 23,1 50 83,3 60 80 12,5
20 50 45,5 46,1 33,3 50 40 0 50
21 36,4 36,4 15,4 16,7 50 0 20 25
22 68,2 54,5 46,2 83,3 66,7 60 60 62,5
23 54,5 36,4 30,8 66,7 83,3 40 20 62,5
24 68,2 45,5 46,2 83,3 66,7 20 40 75

1 - общая тревожность в школе; 2 - переживания социального стресса; 3 - фрустрация потребности в достижении успеха; 4 - страх самовыражения; 5 - страх ситуации проверки знаний; 6 - страх несоответствовать ожиданиям окружающих; 7 - низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; 8 - проблемы и страхи в отношении с учителями.

Показатели тревожности:

№ п/п Факторы тревожности Количество испытуемых в процентах
  Общая тревожность в школе 58,3
  Переживания социального стресса 20,8
  Фрустрация потребности в достижении успеха 25
  Страх самовыражения 66,7
  Страх ситуации проверки знаний 75
  Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 41,7
  Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 33,3
  Проблемы и страхи в отношениях с учителями 62,5

Анализируя результат данного исследования, мы заметили, что у наибольшего количества детей младшего школьного возраста факторами высокой тревожности оказались: страх ситуации проверки знаний, страх самовыражения, проблемы и страхи в отношениях с учителями и общая тревожность к школе. Данные экспериментального исследования позволяют сделать вывод о том, что существует связь между проявлением тревожности и не рациональным распределением учебной нагрузки у детей младшего школьного возраста.

 

Список использованной литературы:

 

1. Психолого-педагогическая диагностика: Учебное пособие для студ./И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др. - М.: Академия, 2003. - 320 с.

2. Шаповалова О.Е. Психолого-педагогическая поддержка эмоционального развития умственно отсталых школьников: Пособие для психологов, учителей и воспитателей школы VIII вида; для студентов коррекционно-педагогических специальностей. - М.: 2007. - 128 с.

3. Шкляр Н.В. Изучение особенностей эмоциональной сферы младших школьников с нарушением интеллекта с целью оптимизации учебно-воспитательного процессе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: e-library/ru [Дата обращения – 23 августа 2018].

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.