Вв. (Московская Русь) – эпоха ПРЕДвозрождения — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Вв. (Московская Русь) – эпоха ПРЕДвозрождения

2020-12-27 120
Вв. (Московская Русь) – эпоха ПРЕДвозрождения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

[Д.С. Лихачев]

- возвращение собственной нац.культуры после ига приводит к расцвету ДПИ

- осознание себя личностью

- осознание права на авторство         индивидуализация творческого почерка

- появление местных распевов (тихвинский, словецкий)

- формирование древних певческих стилей на основе знаменного распева: демественный, путевой.

- возникновение многоголосного (строчного) пения

- зарождается теория ДрРус музыки, как осмысление художественно-технических сторон певческого искусства

- развиваются внебогослужебные жанры духовной музыки: покаянный стих, умиленный

 

Художники: Феофан Грек, Дионисий, Андрей Рублев.

Первые древнерусские распевщики (известны с 16в):
1.Братья Роговы

2.Федор Христианин

3.Маркелл Безбородый

4.Иван Грозный

 

4. 17в. Кризис ДРИ

- бунташный век

- раскол русской православной церкви

- кризис знаменного пения, его перестройка и модернизация

- рождение партесного многоголосия

 

Время перехода к искусству Нового времени, которое формировалось под влиянием западно-европейского искусства и самой русской культуры.

 

Стилевые разновидности ДПИ:

1. Знаменный распев (Византия)

* столповое пение (развивается в системе осмогласия)

2я половина 13в. – 1я половинная 15в. – трактаты о осмогласии (Византия).

2. Глас – совокупность мелодических формул-попевок. Является строительными единицами распева.

3. Погласицы – интонационная формула, характерная для определенного гласа.

4. Попевка – интонационно-стабильный оборот, имеющий свое графическое выражение.             Имеет 2 элемента:

                                              

 

 

Ядро                                                   Подвод
               (архетип)                                   (предшествует архетипу)
    это неизменная часть попевки            это изменяемая часть попевки

 

· Знаменным попевкам присуща ладовая переменность

· Ладовое развитие знаменных попевок осуществляется на основе обиходного звукоряда.

· Киноварные пометы – фиксируют высоту попевок.

· Ритм: несамостоятелен и подчиняется тексту.

 


БОЛЬШОЙ

МАЛЫЙ                                    раннее русское многоголосие

ДЕМЕСТВЕННЫЙ                        (строчное пение)

ПУТЕВОЙ

 


 

Партес – стиль многоголосной хоровой музыки, который утвердился на Руси во второй половине 17 века.

Партесное пение возникло путем скрещивания западной музыкальной системы с православными певческими традициями.

Основа – аккордовый склад (4-6 голосный). Главная мелодия помещалась в теноровой партии.

Виды многоголосия

 

 

простоестественное борительное (концертовое)

переменный склад, чередование tutti и групп голосов

Официальное признание партесное пение получило в 1668г. (официальное признание многоголосного пения в Русской Православной Церкви).

· Н.П. Дилецкий [1630-1680] – «Мусикийская грамматика» [сборник теоретических правил партесного пения] (1667)

 

16век – Знаменный распев достиг наивысшей точки развития в качественном и количественном отношениях:

- мелодика достигла предельно широкой кантилены

- появились сборники мелодических учебников – фитники.

- создавались учебные пособия к освоению певческого мастерства – азбуки

- культивировался путевой и демественный распевы

- возникает многоголосное строчное пение.

 

 

Признаки Знаменный распев Партесное пение
Назначение Церковный обряд Церковный обряд + внецерковное исполнение
Тексты Канонические Канонические + светские
Направленность К Богу, сакральным персонажам К миру людей
Аудитория Прихожане - верующие Прихожане – верующие и слушатели
Место в ритуале Постоянное присутствие Кульминационные моменты
Характеристика звучания Однородный, одноголосный Разнородные тембры певчих, контрастность звучания
Фактура Одноголосие (монодия) Развитое многоголосие
Интонационное содержание Фонд попевок Интонации разнородного происхождения
Диапазон Узкий Широкий
Динамика Динамическая ровность Динамическая контрастность
Нотация Невменная, крюковая Нотолинейное письмо (линейное)

 

 


 

Русское искусство 18 века

18в. – европоцентристская ориентация России. Переход от средневековья к новому времени, от церковного типа культуры к светскому.

 

Внутренняя периодизация переходного этапа
(конец 17-18вв)

1я половина 18в. – утверждение нового места искусства в жизни общества.

Культурный центр России – СПБ

Происходит развитие стиля барокко.

 

1750-1760гг. – открытие университета в Москве и академии художеств в СПБ

+ национальный подъем русской культуры

- общая стабилизация культурного развития в формах монументального барокко

- краткость рококо

- формирование классицизма.

 

2я половина 18в. – 30е гг. 19в.  – утверждение и расцвет классицизма в России, подготовившего классический этап русского искусства 19в.
- сентиментализм в литературе, живописи и музыке, как стиль предмета романтизма.

 

 

Архитектура барокко

Русская барочная культура в СПБ:

- Петропавловская крепость и собор Д. Трезини

- Адмиралтейство И. Коробова

- Кунсткамера Маттарнови, Гербель, Земцов, Чевакинский, Марфельд:

- Летний сад Матвеев, Люблин:

 

Ф.Б. Растрелли (1700-1771) – глава русской барочной архитектуры.

Большой, Екатерининский, Петергофский, Зимний дворцы

Резиденции Воронцовых и Строгановых

Смольный монастырь

Рундальский дворец

Здание Арсенала (Москва).

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.