Периодизация русской музыкальной культуры — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Периодизация русской музыкальной культуры

2020-12-27 1222
Периодизация русской музыкальной культуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Периодизация русской музыкальной культуры

1 этап – «Музыкальная культура Древней Руси (Средневековье)» - конец 10-17вв.

2 этап – Переходный – конец 17-18вв.

3 этап – Классический (Золотой век культуры) – 19в.

4 этап – Музыкальное искусство 20в.

 

Основные черты Древнерусского певческого искусства

 

ДО 17в – знаменная нотация, невмы + развитие теории


Особенности ДПИ:

1. тесная связь с православием

2. синкретизм

3. развитие особого символического языка

4. каноничность

5. традиционность

6. анонимность

7. специфический характер бытования певческого искусства

8. зависимость мелодии от поэтического текста

 

Эволюция ДПИ:

«Когда и как произошло др-рус искусство?!» - возникновение? в 16-17вв.

2 точки зрения на «как»:

- ДПИ произошло от Византии (византивизм) - Преображенский

- Зародилось на Руси (самозарождение) - Степан Смоленский

 

! Русские песнопения возникли на основе византийских.

· Эволюционирование ДПИ продолжалось с 10 по 17вв.

· В 16в. графика песнопений становится сложной.

· Возрождение интереса к ДПИ произошло в начале 19в.

· Чем древнее было песнопение, тем сильнее оно было приближено к речитативам (подобной статистикой занимался Бражников).

· От речитации к распевности.

Основные этапы эволюции ДРИ

1. 10-12вв. (Киевская Русь) – этап первоначального распространения ДПИ:

- речитативная мелодия

- узкий диапазон мелодии

- преобладающее пение a capella

- пели только мужчины

- одноголосный склад мелодии

 

Песнопения

- самогласные (имели свой оригинальный напев)

- подобные (пелись на мотив самогласных)

-стилевые:
* знаменные (записывались с помощью специальных знаков – крюков)

* кондакарные (не прижилось).

 

Вв. (Новгородская Русь)

- появление колоколов и звонниц

 

Русское искусство 18 века

18в. – европоцентристская ориентация России. Переход от средневековья к новому времени, от церковного типа культуры к светскому.

 

Внутренняя периодизация переходного этапа
(конец 17-18вв)

1я половина 18в. – утверждение нового места искусства в жизни общества.

Культурный центр России – СПБ

Происходит развитие стиля барокко.

 

1750-1760гг. – открытие университета в Москве и академии художеств в СПБ

+ национальный подъем русской культуры

- общая стабилизация культурного развития в формах монументального барокко

- краткость рококо

- формирование классицизма.

 

2я половина 18в. – 30е гг. 19в.  – утверждение и расцвет классицизма в России, подготовившего классический этап русского искусства 19в.
- сентиментализм в литературе, живописи и музыке, как стиль предмета романтизма.

 

 

Архитектура барокко

Русская барочная культура в СПБ:

- Петропавловская крепость и собор Д. Трезини

- Адмиралтейство И. Коробова

- Кунсткамера Маттарнови, Гербель, Земцов, Чевакинский, Марфельд:

- Летний сад Матвеев, Люблин:

 

Ф.Б. Растрелли (1700-1771) – глава русской барочной архитектуры.

Большой, Екатерининский, Петергофский, Зимний дворцы

Резиденции Воронцовых и Строгановых

Смольный монастырь

Рундальский дворец

Здание Арсенала (Москва).

 

Архитектура классицизма

Архитектура классицизма в творчества Валлена-Деламота и Кокоринова.

 

Представители зрелого классицизма в Мск:

- В.Баженов (Дом Пашкова)

- М. Казаков (Сенатский дворец, Дом благородного собрания).

Представители Петербургского классицизма:

- Е.Старов – Таврический дворец

 

- Дж. Кваренги – Академия наук и Александровский дворец

 

- Ч. Кэмерон – Большой дворец в Павловске и постройки в Царском селе

 

Скульптура

Жанры: портрет, монументальная статуя, декоративный барельеф, медальоны.

Техника: бронзовое литье, лепнина из алебастра, резьба по дереву, применение

белого камня и мрамора.

Скульпторы 1й половины 18в.:

Б. Растрелли (портреты Петра, Анны)

 

Скульпторы 2й половины 18в (расцвет скульптуры):

Ф.Шубин – Екатерина 2я – Законодательница

Ф.Гордеев

И. Прокофьев

Ф. Щедрин

И. Мартос

М. Козловский

Э. Фальконе – Медный всадник

 

Живопись

Утверждение светских жанров:

- портрет [парадный, камерный, парный]

- пейзаж

- картины на мифологические, исторически-бытовые темы.

 

Новые средства художественной выразительности:

- светотень

- прямая перспектива

- техника масляной живописи

- изображение фигур с анатомической точностью

Выразители барокко и живописцы 1й половины 18в.:

И. Никитин

А. Матвеев (Портрет Петра Великого)

И. Вишняков

А. Антропов

И. Аргунов

 

Иностранные мастера – выразители рококо:

Л. Токке

Братья Гроот

П. Ротари

 

Живописцы 2й половины 18в.:

Ф. Рокотов

Д. Левицкий

В. Боровиковский

А. Лосенко

 

Основоположники жанровой живописи:

И. Ерменёв

М. Шибанов

Первые русские пейзажисты:

Ф. Алексеев

С. Щедрин

 

 

Историческая живопись

А. Лосенко – Владимир и Рогнеда

Жанровая живопись

М. Шибанов – Празднество свадебного договора

 

Пейзажная живопись

С. Щедрин – Вид на Тучков мост в Петербурге.

 

Музыка

(переходный этап – кон.17-18вв)

-вхождение отечественной музыкальной культуры в европейский художественно-исторический контекст

- разделение светской и духовной музыкальных традиций

- формирование городской музыкально-бытовой среды

- появление и развитие инструментальных жанров: танцев, вариаций, сонат, сольных концертов, увертюр, сюит

- развитие светской вокальной музыки: романсы и российские песни

- возникновение драматического и музыкального театра

 

Партесный стиль в церковной музыке:

В. Титов         

А. Ведель   + хоровой концерт

 

 

Русские композиторы 18 века:

М. Березовский

Д. Бортнянский

А. Пашкевич

Е. Фомин

И. Хандошкин

 

Опера

Условия успешной адаптации:

- существование зрелищных элементов в русской культуре, включающих музыкальный компонент (фольклорность, обряд, театр, культовые драмы)

- расцвет литературы

- интерес к родному фольклору

- адаптация европейских театральных и музыкальных жанров

- история развития театральных форм в 17-нач.18вв

1660 – идея создания придворного театра

1672 – постановка пьесы «Эсфирь»

Петровское время:

- создание школьных театров

1750 – основание первого публичного драматического театра в России Волковым

1752 – переезд Волкова в Спб

1756 – указ императрицы Елизаветы об учреждении русского общедоступного профессионального театра.

 

Хоровое искусство 18в.

1. Объединение русской и европейской интонационности

2. Взаимопроникновение средств выразительности вокальных и инструментальных жанров

3. Жанровое обогащение:

 - обработки народных песен

- кантаты итальянского образца с оркестровым сопровождением

- хоры из опер

- танцевальная музыка с хором

- канты

- хоровой духовный концерт

 

Хоровой духовный концерт – ведущий жанр.

Зародился во 2й половине 17в в рамках утверждения партесного стиля.

Петровское время – кульминация развития хорового партесного пения в России.

[В.П.Титов, Н. Бавыкин, Н. Калашников, Ф. Ребриков].

1740-1750 – упадок жанра

1760-1770 – хоровое творчество Галуппи, Березовского + Этап апробации европейских барочных полифонических приемов и музыкальных форм.

1770-1780 – творчество П.А.Соколова

1790 – вершина в развитии хоровой музыки 18в. Творчество Дегтярева, Веделя, Бортнянского, Козловского, Сарти.

 

Камерная вокальная музыка

1 этап. Петровское время (1я треть 18в) – формирование светской лирической бытовой песни.

Две жанровые разновидности:

 

                            

                      песня на менуэт                 ария

                             (отличается (возникла вследствие влияния ит. оп.)
                      танцевальным
                        характером)

2 этап. 1730-1780гг. – расцвет русской поэзии силлабо тонического склада.

Поэты: Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, Шишкин, Елагин, Бекетов.

 

Первый авторский сборник песен «Между делом безделье или Собрание разных песен с приложенными тонами на три голоса» (1759) – Г.Н.Теплов [1711-1779]

Сборник из 17 песен К.Майера (1781) – «Собрание лучших российских песен».

 

3 этап. 1790гг. – формирование русского романса, основа для его последующей

Эволюции.
В связи с развитием бытового музицирования возрастает роль камерных жанров. Усиление внимания к инструментальной музыке привело к более развитому аккомпанементу.

· В.М.Дубянский (1760-1796) и О.А.Козловский (1757-1831) – создатели «российской» песни.

 

Инструментальная музыка

Распространение инструментальной музыки было связано с развитием домашнего музицирования.

Формирование профессионального камерного инструментализма началось в 1780х гг.

 

· Основоположник профессионального камерного инструментализма – И.Е. Хандошкин.

Хандошкин утверждал трактовку скрипки как коцертного инструмента. Писал музыку для ф-но, балалайки, гитары и т.д.

 

! Образцами концертного стиля можно считать клавирные сонаты Бортнянского.

 

От русской европейскости к национальной музыкальной классике:

В последние десятилетия 18в. представители Первой русской композиторской школы заложили основу для развития многих музыкальных жанров в России.

При отсутствии исторических традиций светской музыки и инструментализма, в уникально короткий срок, им удалось включиться в контекст европейского музыкального развития, сохранив исконно русские эстетические приоритеты.

 

Периодизация русской музыкальной культуры

1 этап – «Музыкальная культура Древней Руси (Средневековье)» - конец 10-17вв.

2 этап – Переходный – конец 17-18вв.

3 этап – Классический (Золотой век культуры) – 19в.

4 этап – Музыкальное искусство 20в.

 

Основные черты Древнерусского певческого искусства

 

ДО 17в – знаменная нотация, невмы + развитие теории


Особенности ДПИ:

1. тесная связь с православием

2. синкретизм

3. развитие особого символического языка

4. каноничность

5. традиционность

6. анонимность

7. специфический характер бытования певческого искусства

8. зависимость мелодии от поэтического текста

 

Эволюция ДПИ:

«Когда и как произошло др-рус искусство?!» - возникновение? в 16-17вв.

2 точки зрения на «как»:

- ДПИ произошло от Византии (византивизм) - Преображенский

- Зародилось на Руси (самозарождение) - Степан Смоленский

 

! Русские песнопения возникли на основе византийских.

· Эволюционирование ДПИ продолжалось с 10 по 17вв.

· В 16в. графика песнопений становится сложной.

· Возрождение интереса к ДПИ произошло в начале 19в.

· Чем древнее было песнопение, тем сильнее оно было приближено к речитативам (подобной статистикой занимался Бражников).

· От речитации к распевности.

Основные этапы эволюции ДРИ

1. 10-12вв. (Киевская Русь) – этап первоначального распространения ДПИ:

- речитативная мелодия

- узкий диапазон мелодии

- преобладающее пение a capella

- пели только мужчины

- одноголосный склад мелодии

 

Песнопения

- самогласные (имели свой оригинальный напев)

- подобные (пелись на мотив самогласных)

-стилевые:
* знаменные (записывались с помощью специальных знаков – крюков)

* кондакарные (не прижилось).

 

Вв. (Новгородская Русь)

- появление колоколов и звонниц

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.