Зоны актуального развития ребёнка — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Зоны актуального развития ребёнка

2020-12-27 79
Зоны актуального развития ребёнка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Первая методика направлена на выявление умения анализировать. Она составлена на основе задач российского психолога, доктора психологических наук А. З. Зака. На рисунке № 1 приведены образцы трех предлагаемых ребёнку заданий.

 Рисунок № 1

 

0   0   0   0   0   0
  0 0     0 0     0 0
0 0     0 0     0   0

 

  V V     V V     V V
V   V   V   V   V V  
  V V     V V     V V
+   +     + +     + +
  + +     + +     + +
  + +     + +     + +

 

Как использовать рисунок? Вот текст, который поможет ребёнку выполнить задание.

Инструкция: «В трех квадратах нарисованы кружочки. В двух квадратах они располагаются совершенно одинаково, а в оставшемся квадрате один кружок помещен не так, как в остальных двух. НАЙДИ этот квадрат и поставь сверху галочку. Это и будет твоим ответом на задание. Если решил задачу с кружочками, то точно так же решай задание с галочками и крестиками».

 Конечно, лучше всего, если ребёнок безошибочно выполнил все три задания.

 Это свидетельствует о его соответствии возрастной норме развития. Если выполнено правильно одно или два задания, то у ребёнка есть проблемы в сфере внимания. Это обычно присуще детям импульсивным или очень эмоциональным. Если наш испытуемый не справился ни с одним заданием, то можно предположить, что у него – низкий уровень развития умения сравнивать различные объекты. В этом случае занятия шахматами рекомендуются для развития умения анализировать, но при щадящих, со сниженным объёмом нагрузки, условиях.

 Вторая методика (она называется «Рисование заборчика») взята из комплекса приёмов нейропсихологического обследования и позволяет выявить такие недостатки двигательной сферы как стереотипность движений, трудности в переключении с одной программы движений на другую.

Начало заборчика приведена на рисунке № 2.

Рисунок № 2

 

 


Инструкция: Вы обращаетесь к ребёнку со следующими словами:

«Ты видишь перед собой начало заборчика. Возьми карандаш и продолжи точно так же. При этом карандаш от бумаги отрывать нельзя. Рисуй до конца листа».

 Если ребёнок продолжает рисовать только один элемент, например, углы, то это свидетельствует об инертности мышления. Если между элементами появляются площадки, то это говорит о трудностях переключения в деятельности. В случае, когда к концу строки размер элементов увеличивается, мы видим повышенную утомляемость ребёнка. Об этом же может свидетельствовать и уменьшение элементов рисунка заборчика. Выявленные недостатки оказывают негативное влияние на эффективность умственной деятельности во время занятий шахматами и замедляют процесс обучения. Преодоление этих трудностей ребёнка должно стать серьезной заботой его родителей, так как посредством выполнения только шахматных упражнений устранить их нельзя.

Третья методика определения способностей к обучению шахматам сконструирована Т.А. Огневой. Она диагностирует способность ребёнка действовать в уме, и называется «Архитектор и строители». Материалом служит картинка домика и ряд условных обозначений (рисунок № 3).

Рисунок № 3

                                                           

 Проект дома

                                                           

 œ  œ  œ   2 – этажа  
 œ  œ  œ   3 – подъезда  

 

 

 Инструкция: Посмотри на картинку. На ней нарисован дом. Подсчитай, сколько в нем этажей. Правильно, 2 этажа. Обозначим число этажей в доме цифрой с горизонтальной черточкой: 2 -.

 А теперь подсчитай, сколько в этом доме подъездов. Ты, конечно, знаешь, что окна квартир в одном подъезде расположены друг над другом. Правильно, в этом доме 3 подъезда. Обозначим общее число подъездов в доме цифрой с вертикальной черточкой: 3.

 Эти обозначения цифрами и черточками этажей и подъездов назовем проектом этого дома.

Выполни следующее задание:

Тебе нужно нарисовать дома по заданным проектам.

1 проект – 3 – и 2 ï.

2 проект – 4 – и 3 ï.

3 проект – 2 – и 1 ï.

 Очень важный тест! Как показывает практика, дети, справившиеся с этим заданием, успешно осваивают шахматную игру. Даже выполнение одного или двух заданий дает хороший прогноз для обучения шахматам. Если ребёнок не нарисовал правильно ни одного задания, а только копировал образец, то это может говорить о репродуктивном стиле деятельности (склонность только копировать действия взрослого без самостоятельного анализа условий предложенной задачи).

 В случае отказа ребёнка выполнять задание или подмены задания произвольным рисованием какого-то своего дома можно предположить слабое развитие поисковой активности. Такие дети могут освоить правила игры в шахматы, но при этом у них будет сохраняться низкий уровень обучаемости. Это будет проявляться и в отсутствии переноса полученных на занятиях шахматами знаний в собственную игру.

Четвёртая методика называется «Эмоциональный статус личности».

Она является модификацией цветового теста Люшера-Дорофеевой и позволяет исследовать психофизиологическое состояние ребёнка. Методика диагностирует эмоциональный настрой и уровень внутренней активности во время проведения данного тестирования.

 Для её осуществления каждому ребёнку необходимо иметь три цветных карандаша: красный, синий и зеленый.

 Материал для тестирования представляет собой два ряда по три одинаковых квадрата.

 Инструкция № 1: «Раскрась верхний ряд квадратов так, чтобы каждый из них оказался раскрашенным только в один цвет – каждый квадрат в ряду может быть или только красный, или только зеленый, или только синий. Все квадраты должны быть разного цвета».

 Инструкция № 2: (После того, как ребёнок выполнит раскрашивание верхнего ряда квадратов, ему дается новое задание) «Посмотри на раскрашенный тобой ряд и подумай, нравится ли тебе такое расположение квадратов по цвету. Хочется ли тебе его изменить, или ты хочешь все оставить по-прежнему? Второй ряд квадратов раскрась так, как тебе захочется».

 Интерпретацию и расшифровку данной методики проводят по второму ряду раскрашенных детьми квадратов. Первое раскрашивание необходимо для ориентировки и тренировки ребёнка в выполнении задания, поэтому во внимание не принимается.

 Цвета раскрашенных квадратов второго ряда записываются в виде формулы, буквы которой соответствуют цветовой раскладке данного испытуемого. Расшифровка каждой формулы даётся в таблице №1 «Интерпретация результатов».

 

Интерпретация результатов (по Дорофеевой и по Т.А. Огневой)

 

Цве-товая фор-мула Функцио-нальное состояние Описание функционального состояния Уровень
К – С – З   Функциональное напряжение (ФН) Состояние настороженности, которому свойственны ориентировочные эмоции, повышение внимания, активность; это состояние является оптимальным вариантом реагирования функциональной системы. Высокий – 3
С – К – З Функциональное расслабление (ФР) Спокойное, устойчивое состояние, самое оптимальное для различных видов деятельности, не требующих напряжения; это состояние свидетельствует об отсутствии выраженных переживаний. Средний – 2
С – З – К   Функциональное возбуждение (ФВ) Доминирование положительных эмоций – от переживания чувства удовлетворения до восторга, ликования. Высокий – 3
К – З – С Функциональное торможение (ФТ) Состояние является следствием неудовлетворения потребностей (и полярно состоянию функционального возбуждения). Оно свидетельствует о доминировании отрицательных эмоций (печаль, тоска); диапазон изменений – от состояния грусти до подавленности, от озабоченности до тревоги, перенапряжения всех систем организма. Низкий – 1
З – С – К Состояние аффективного возбуждения (АВ) Активные аффекты с диапазоном изменения эмоций от переживания чувства нетерпения, возмущения до гнева, ярости. Средний – 2
З – К – С Состояние аффективного торможения (АТ) Доминирование сильных отрицательных эмоций с диапазоном от состояния растерянности, психического дискомфорта до страха. Низкий – 1

 

Самым оптимальным для обучения шахматам является состояние функциональной напряженности или функционального возбуждения. Все остальные состояния не способствуют данной деятельности. С большой долей вероятности можно утверждать, что ребёнок откажется от занятий шахматами, если интеллектуальная деятельность вызывает у него сильный внутренний дискомфорт.

Данный блок методик позволяет с высокой прогностической точностью определять структуру детской группы по возможностям ее участников в обучении шахматной игре. Дети, показывающие высокие результаты в этом тестировании, с большей охотой и желанием будут учиться играть в шахматы и сохранять стабильный интерес в течение длительного времени. Это позволяет создавать достаточно устойчивые группы обучения детей, не умеющих играть в шахматы. В работе тренера малая текучесть в группе является важным условием эффективности его работы.

Методика «Пословицы»

(С.М. Петрова)

 

Обучающимся предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:

1 балл – согласен в очень незначительной степени;

2 балла – частично согласен;

3 балла – в общем согласен;

4 балла – почти полностью согласен;

5 баллов – совершенно согласен.

Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.

Предлагаются следующие пословицы:

1.

а) счастлив тот, у кого совесть спокойна;

б) стыд не дым, глаза не выест;

в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;

г) что за честь, коли нечего есть.

2.

а) не хлебом единым жив человек;

б) живется, у кого денежка ведется;

в) не в деньгах счастье;

г) когда деньги вижу, души своей не слышу.

3.

а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;

б) где счастье плодится, там и зависть родится;

в) кто хорошо живет, тот долго живет;

г) жизнь прожить – не поле перейти.

4.

а) бояться несчастья и счастья не видать;

б) людское счастье, что вода в бредне;

в) деньги – дело наживное;

г) голым родился, гол и умру.

5.

а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;

б) береженого Бог бережет;

в) на Бога надейся, а сам не плошай;

г) не зная броду, не суйся в воду.

6.

а) всяк сам своего счастья кузнец;

б) бьется как рыба об лед;

в) хочу – половина могу;

г) лбом стены не прошибешь.

7.

а) добрая слава лучше богатства;

б) уши выше лба не растут;

в) как проживешь, так и прослывешь;

г) выше головы не прыгнешь.

8.

а) мир не без добрых людей;

б) на наш век дураков хватит;

в) люди – всё, а деньги – сор;

г) деньгам все повинуются.

9.

а) что в людях живет, то и нас не минет;

б) живу как живется, а не как люди хотят;

в) от народа отстать – жертвою стать;

г) никто мне не указ.

10.

а) всякий за себя отвечает;

б) моя хата с краю, я ничего не знаю;

в) своя рубашка ближе к телу;

г) наше дело – сторона.

11.

а) сам пропадай, а товарища выручай;

б) делай людям добро, да себе без беды;

в) жизнь дана на добрые дела;

г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.

12.

а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;

б) на обеде все – соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;

в) доброе братство лучше богатства;

г) черный день придет – приятели откажутся.

13.

а) ученье – свет, неученье – тьма;

б) много будешь знать, скоро состаришься;

в) ученье лучше богатства;

г) век живи, век учись, а дураком помрешь.

14.

а) без труда нет добра;

б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;

в) можно тому богатым быть, кто от трудов мало спит;

г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.

15.

а) на что и законы писать, если их не исполнять;

б) закон – паутина, шмель проскочит, муха увязнет;

в) где тверд закон, там всяк умен;

г) закон – что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.

Обработка полученных данных. Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:

1.

а, в – духовное отношение к жизни,

б, г – бездуховное отношение к жизни;

2.

а, в – незначимость материального благополучия в жизни,

б, г – материально благополучная жизнь;

3.

а, в – счастливая, хорошая жизнь,

б, г – трудная, сложная жизнь;

4.

а, в – оптимистическое отношение к жизни,

б, г – пессимистическое отношение к жизни;

5.

а, в – решительное отношение к жизни,

б, г – осторожное отношение к жизни;

6.

а, в – самоопределение в жизни,

б, г – отсутствие самоопределения в жизни;

7.

а, в – стремление к достижениям в жизни,

б, г – отсутствие стремления к достижениям в жизни;

8.

а, в – хорошее отношение к людям,

б, г – плохое отношение к людям;

9.

а, в – коллективистическое отношение к людям,

б, г – индивидуалистическое отношение к людям;

10.

а, в – эгоцентрическое отношение к людям,

б, г – эгоистическое отношение к людям;

11.

а, в – альтруистическое отношение к людям,

б, г – паритетное отношение к людям;

12.

а, в – значимость дружбы,

б, г – незначимость дружбы;

13.

а, в – значимость ученья,

б, г – незначимость ученья;

14.

а, в – значимость труда,

б, г – незначимость труда;

15.

а, в – значимость соблюдения законов,

б, г – незначимость соблюдения законов.

Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г».

Основной принцип оценивания полученных результатов – сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» – об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем он ниже.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.