Колесниченко Сергей Викторович, — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Колесниченко Сергей Викторович,

2020-12-27 80
Колесниченко Сергей Викторович, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

МАУДО «МЦДОД»

 

г. Оренбург, 2020 г.

   Содержание:

1.

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

3
  1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
    Направленность (профиля) программы 3
     Уровень усвоения программы 4
    Актуальность программы 4
    Педагогическая целесообразность 5
    Отличительные особенности программы 6
    Адресат программы 8
    Объем и сроки освоения программы 10
    Формы обучения 10
    Формы организации образовательного процесса 10
    Режим занятий 11
  1.2. Цель и задачи программы 11
    Цель 11
    Задачи 11
  1.3. Содержание программы 12
    Учебный план 12
    Содержание учебного плана 13
  1.4. Планируемые результаты по годам обучения 17
2.

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

20   2.1. Календарный учебный график 20   2.2. Условия реализации программы 31   2.3. Формы аттестации/контроля 32   2.4. Оценочные материалы 33   2.5. Методические материалы   3.

список литературы

48 4.

ПРИЛОЖЕНИЯ

51

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик          дополнительной общеобразовательной                                  общеразвивающей программы»

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Поиск» (далее – Программа) имеет туристско – краеведческую направленность, так как ориентирована на создание целостной системы педагогических условий, средств и методов для воспитания в учащихся нравственных качеств, активной гражданской позиции, любознательность, целеустремленность, стремление изучения истории своего края и истории России.

Программа является:

– по уровню разработки – модифицированной;

– по форме организации содержания – интегрированной;

– по сроку реализации – долговременной, рассчитана на 2 года обучения;

– по уровню реализации – для учащихся 13-15 лет;

– по уровню освоения – базовой, т.к. предполагает освоение специализированных знаний в области туристско-краеведческой деятельности и поисковой работы.

Программа апробирована в течение 4 лет. За данный период Программа дополнялась и перерабатывалась с учётом новых требований нормативных документов, изменяющегося контингента обучающихся, запросов родителей и социума. Программа реализуется на русском языке, государственном языке Российской Федерации.

Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

· Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ);

· Национальным проектом «Образование» от 7 мая 2018 № 204;

· Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Сан Пин 2.4.4.3172-14);

· Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 № 52831);

· Законом Оренбургской области от 06.09.2013 № 1698/506-V-ОЗ «Об образовании в Оренбургской области» (ред. от 11.09.2018);

· Постановлением Правительства Оренбургской области от 28 июня 2013 г. № 553-пп «Об утверждении государственной программы «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020 годы» (в ред. от 02.08.2018);

· Уставом муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Многопрофильный центр дополнительного образования детей»;

· Положением об отделе «Военно-спортивный» муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Многопрофильный центр дополнительного образования детей».

Уровень усвоения программы.  Программа предполагает освоение материала на базовом уровне и обеспечивает удовлетворение потребностей личности в творческом, интеллектуальном, нравственном совершенствовании, мотивации к познанию, творчеству, труду, на организацию свободного времени. Базовый уровень программы опирается на принципы поисковой работы, как одной из эффективных мотивирующих форм деятельности, способствующей всестороннему развитию умственной и творческой активности личности, формирование у них волевых качеств, способностей преодолевать препятствия и не пасовать перед трудностями. У обучающихся развивается творчество и инициатива, проявляется высокая степень самостоятельности и личной ответственности за результаты поиска, что, несомненно, сказывается на развитии качеств коммуникативной образованности участников поисковой деятельности, дальнейшей успешной социализации.

Базовый уровень предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления данной программы, а именно формирование универсальных учебных действий в области туристко-краеведческих навыков; личностных качеств (терпеливости, усидчивости, самодисциплины); приучают достигать поставленных целей, духовного, интеллектуального, социального, нравственного развития, гражданско-патриотического самосознания, ориентированного на выполнение долга по защите Отечества.

Актуальность. Динамичные изменения современного общества, характеризующиеся стремительным научно-техническим прогрессом, переходом к постиндустриальной цивилизации, обуславливают осознание ценности культурно-исторического наследия, необходимости его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мирового развития.

Патриотизм является идеологической основой любого независимого государства, поэтому развитие системы патриотического воспитания как полноценно действующего государственно-общественного института является одним из главных направлений государственной политики Российской Федерации.

В августе 2019 г. Президент России В.В. Путин подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года памяти и славы в 2020 году в ознаменование 75-летия Победы в Великой отечественной войне. Ровно столько лет прошло с окончания той страшной войны, которую помнят наши деды и прадеды, и которую сегодняшнее поколение знает по их рассказам.

Решение вопросов гражданского и военно-патриотического воспитания молодежи - задача общенационального характера.

«Никто не забыт и ничто не забыто» - эти слова поэтессы Ольги Берггольц стали официальным лозунгом нашего государства и по нынешний день.

«Война заканчивается тогда, когда похоронен последний погибший на ней солдат» - сказал великий полководец А.В.Суворов.

Именно поэтому, я создал два года назад Патриотический клуб «Наследие» на базе Многопрофильного центра дополнительного образования детей «Открытие». Многопрофильный центр – неотъемлемая часть единого образовательного пространства г. Оренбурга. За 20-летнюю историю существования он стал одним из ведущих образовательных учреждений города, охватывая дополнительными образовательными услугами более 3000 детей более чем из 30 учреждений дошкольного, среднего и профессионального образования восточной части города.

Курс молодого бойца в нашем патриотическом клубе «Наследие» включает темы по поисковому движению России и Оренбуржья, истории ВОВ, военной археологии, туризму (топография), комплекс военно-спортивной подготовки, работу с антропологическими материалами в полевых условиях, основы ОБЖ и доврачебной помощи, освоение электронного ресурса «ОБД «Мемориал».

Таким образом, поисковая работа является одним из наиболее актуальных и эффективных способов военно-патриотического воспитания молодежи, развивает у них такие качества как милосердие, сострадание к чужой беде и боли, трудолюбие, чувство долга и справедливости, а самое главное патриотизм и любовь к своей Родине – России.

Педагогическая целесообразность. Программа включает разноуровневые содержательные модули по двум годам обучения, обеспечивая тем самым овладение учащимися основными ключевыми компетенциями: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, компетенцией личностного самосовершенствования, что создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей не только в рамках данного направления деятельности.

Модули программы тесно взаимосвязаны, обеспечивая комплексную подготовку учащегося – патриота, знающего и любящего свой родной край, свою страну, заботящегося об охране и популяризации историко-культурного и природного наследия родного края, человека, уважительно относящегося к старшему поколению и к деяниям своих предков, способного к взаимодействию с управленческими структурами.

Таким образом, Программа целесообразна тем, что создает фундамент знаний, благоприятный для исследовательской деятельности учащихся, обеспечивает сотрудничество с педагогом в творческом процессе, побуждая к самостоятельному творчеству, которое сопровождает личность всю ее жизнь, формируя потребность в логическом восприятии мира и осмыслении самого себя в этом мире через широкий спектр личностно-ценностной ориентации, общения с единомышленниками.

Отличительные особенности Программы заключаются в использовании комплексного подхода в патриотическом воспитании, поскольку специфика направления обеспечивает приобщение индивида к коллективному целому – народу, национально-государственной общности, локально-региональному сообществу.

Успех этой работы невозможен без обеспечения единого направления воспитания гражданско-патриотических качеств личности, другими словами, без общей стратегии патриотического воспитания.

Таким образом, данная Программа определяет «коридор возможностей» избранного направления воспитательной деятельности, позволяет учесть основные проблемы, связанные с реализацией патриотического воспитания и возможные пути их разрешения, представить намеченную стратегическую линию воспитания:

1. Создание единого пространства гражданско-патриотического воспитания, сочетающего формальное и неформальное образование, просвещение и стимулирование социальной активности детей и молодежи, ориентирующею эту деятельность на социально-нравственные ориентиры, коллектив образующие патриотические и общественные начинания.

2. Формирование патриотических чувств и патриотического самосознания (патриотической идентичности) на основе работы в коллективе, приобщения к социальной деятельности, российским культурным и историческим традициям. Осознание российских культурно-исторических ценностей и понимание роли России в мировой истории и судьбах мира, развитие чувства гордости за лучшие традиции российского государства, российского общества и российской культуры.

3. Усвоение и использование на практике основ гражданского образования, включая знания о правах человека, о государстве, о выборах, понимание прав и обязанностей гражданина Российской Федерации, умения критически мыслить, сотрудничать с другими людьми, анализировать социальные и политические ситуации, ценности (солидарности, справедливости, гражданского долга, уважения к правам других, толерантности), а также необходимые социальные компетенции учащихся.

 Отличительной особенностью программы является также ее интегративный характер, межпредметные связи с учебными курсами образования – это история, анатомия, география, основы безопасности жизнедеятельности человека, литература, физическая культура, информационные технологии, что способствует расширению знаний и получению определенного практического навыка в полевых условиях реальных поисковых экспедиций.

Программа носит предпрофессиональный характер, поскольку обеспечивает учащимся возможность в выборе профессий, таких как: учитель истории, архивариус, корреспондент, журналист, военнослужащий, полицейский.

 При составлении Программы проанализированы следующие программы:

- Программа клуба «Военная археология», А.А. Лукин, г. Курск, 2002 год;

- Программа экспедиций «Поиск – мужество, героизм и воля», Н.И.Некрасов, г. Новосибирск, 2002 год;

- Программа «Курс молодого бойца для членов поисковых отрядов образовательных учреждений», Н.Г. Куликовских, г. Смоленск, 2002 год.

Отличительной особенностью Программы является использование интегральной методической системы, поскольку объединяет в единой технологии изучение различных направлений (географию, историю, историю) и тематические модули: военная археология, методика поиска погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, военная подготовка, медицинская подготовка, основы туризма и краеведения, музейное дело.

К Программе разработана «Рабочая тетрадь юного поисковика».

Региональный компонент программы направлен на актуализацию интереса подрастающего поколения Оренбурга к историческому прошлому и современным тенденциям, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства, сохранение единого образовательного пространства России.

В нашем регионе накоплен большой опыт организации патриотического воспитания детей и молодежи в новых социально-экономических и политических условиях. В городе Оренбурге создана эффективная воспитательная система, объединяющая все образовательные организации по нескольким направлениям: участие более чем в 80 массовых мероприятиях патриотической направленности, работа клубов, школьных музеев в каждой второй образовательной организации, поисковая работа, краеведение и туризм, забота о воинских захоронениях, тимуровское движение, Вахта памяти, участие в Бессметном полку, совместные оформления с родителями книг памяти участников войны – своих родных и близких. Ведь каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был добрым, вырос успешным и счастливым.

Реализация мероприятий Федерального проекта «Успех каждого ребенка» направлена на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. Каждый ребёнок должен получить опыт успешных дел, проектов, задумок, участвовать в детских общественных организациях и объединениях, а самое главное нам педагогам необходимо донести всю глубину понятия «гражданин Отечества» до маленького Человека, привить ему любовь к Родине. За два года (2018-2019 гг.) учащиеся, занимающиеся по данной Программе участвовали в двух российских полевых экспедициях, проводили поисковые работы на местности, работали с документами, архивами,  техническими средствами, муляжами ВОП, выполняли тестовые задания и творческие задачи (реставрация и восстановление экспонатов, поиск по найденным подписанным предметам).

Адресат программы. Программа адресована учащимся 13-15 лет. Учащиеся занимаются по программе:

1 год обучения – 13-14 лет.

2 год обучения – 14-15 лет.

Формы и методы организации деятельности учащихся ориентированы на возрастно-психологические характеристики этого возраста.

Старший подростковый возраст (13-15 лет) часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва», сложным периодом, связанным с кризисами развития. В это время происходит переход от ребенка к взрослому во всех сферах – физической (конституциональной), физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной).

Этот возраст не без основания называют критическим. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период физического, умственного, нравственного, социального. Важность подросткового возраста определяется и тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности.

Самым важным фактом физического развития в подростковом возрасте является половое созревание, начало функционирования половых желез. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные или длительно действующие монотонные раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения. Резкая смена настроений и психических состояний, повышенная возбудимость, импульсивность, эмоциональная неустойчивость, утомляемость, раздражительность – наиболее яркие особенности проявления изменений в нервной системе и эмоциях, возникающих у подростка. В сфере личности они приводят к неусидчивости, смене настроения, которые взрослыми часто воспринимаются как лень.

Чувство взрослости как специфическое новообразование самосознания – стержневая особенность личности, ее структурный центр, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям и миру, определяет специфическое содержание его социальной активности, его переориентацию с одних норм и ценностей на другие – с детских на взрослые, от детских форм поведения, игровой деятельности к потребности проявить себя в профессиональной деятельности.

Один из компонентов взрослости подростка – его новые отношения с родителями и взрослыми. Претензии подростка на новые права распространяются прежде всего на эту сферу отношений. Подростки сравнивает свое поведение с теми образцами, которые предлагаются ближайшим окружением: родителями, преподавателями, воспитателями и другими значимыми для него взрослыми. При возникновении несоответствия между реальным поведением и предлагаемыми образцами в самосознании ребенка формируются негативные отношения как к предлагаемым ценностям, так и к самому себе.

Для подростка очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения не была детской. Ценность работы для подростка определяется ее взрослостью, а возникающие представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых, обычно весьма нелицеприятно, отсюда и типичные возрастные конфликты. Там, где подросток обделен вниманием взрослых, где нет доверительных взаимоотношений, формируется чувство враждебности ко всему окружающему миру.

Сверстники становятся эталоном для подражания, по ним подросток сверяет свои ценности. Потребность быть принятым средой значимых людей, боязнь быть отвергнутым являются главными в общении подростка. В связи с этим отношения с преподавателями, воспитателями, родителями и сама учебная деятельность могут быть отодвинуты на задний план. Подростки ищут поддержку у сверстников, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными изменениями, которые с ними происходят.

В учебной деятельности подростка развиваются внимание, память, мышление, закаляются воля и характер, проявляются способности. Однако не учение вообще изменяет личность подростка, а специфические, особенные, характерные способы усвоения разного по содержанию и форме материала. Характерной чертой этого возраста является пытливость ума, стремление к познанию, подросток жадно стремится овладеть как можно большим количеством знаний, при этом, не обращая должного внимания на их систематичность.

Подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Трудности, связанные с обучением и воспитанием подростков, в том и состоят, что очень важно понять необходимость изменить привычные методы обучения и воспитания, изменить удачные в прошлом формы влияния и воздействия на школьников, в частности формы контроля за их жизнью и деятельностью.

Подростковый возраст – это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов и больших дел. Подростки очень чувствительны к физическому развитию, пластичны, умеют быстро развить у себя спортивную форму. Но учитывать указанные выше особенности при организации учебно-воспитательного процесса необходимо.

Объем и сроки освоения программы. Программа рассчитана на два года обучения. Общий объём – 288 часов.

Программа реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время, и делится на учебный год с 1 сентября по 31 мая (аудиторные занятия) и летний период с 1 июня по 31 августа (внеаудиторные занятия), которые проводятся на базе ДООЛ «Факел». Вне рамки часов обучающиеся принимают участие в соревнованиях разного уровня.

Основными формами обучения являются: групповое и индивидуальное занятие, практическое занятие. Форма обучения – очная, в группах занимается от 10 до 15 человек.

На занятиях предусмотрены следующие формы работы:

- фронтальная, подача учебного материала всему коллективу обучающихся;

- групповая, предусмотрена возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, при этом учитывая возможность каждого на конкретном этапе деятельности;

- индивидуальная – самостоятельная работа обучающихся с корректировкой со стороны педагога.  

Ведущей формой организации деятельности является комбинированное занятие. При такой форме организации большее количество времени занимает практическая часть (практикумы в учебном кабинете, на объектах и в природной среде, предусмотрены часы для обзорных и учебных экскурсий, подготовки к участию в массовых мероприятиях, совместной работы с родителями).

Основа практических занятий – закрепление теоретических знаний на практике и отработка практических навыков при соблюдении следующих принципов:

1. В поэтапном освоении обучающимися, предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям.

2.  В методике индивидуального подхода к каждому обучающемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом «ситуации успеха» для каждого обучающегося, таким образом, данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью обучающегося на занятии.

3. В системе диагностирования результатов обучения и воспитания, дающей возможность определить уровень эффективности и результативности освоения учебного материала, а также уровень достижений обучающихся. Данная система способствует осуществлению индивидуального подхода к каждому ребёнку, а также выявлению и дальнейшему развитию талантливых учащихся.

Режим занятий. Занятия  проводятся от 2 до 3 раз в неделю в зависимости от учебного плана и предстоящего массового мероприятия. Продолжительность занятия 45 минут с перерывами. Занятия учебных групп проводятся: 1-3 годы обучения – 2 занятия в неделю по 2 часа. Занятия каждого часа предусматривают 15-минутный перерыв. Теоретические занятия проводятся в кабинетах, музеях. Практикум – в кабинете, на объектах и в природной среде. Предусмотрены часы для обзорных и учебных экскурсий, подготовки к участию в массовых мероприятиях, совместная работа с родителями.

Цель и задачи программы.

Цель программы: развитие патриотического самосознания учащихся на основе изучения основ поисковой деятельности.

Задачи первого года обучения:

Воспитывающие:

формирование патриотических чувств и гражданственности на основе исторической значимости поисковой деятельности;

воспитание культуры общения и поведения в обществе;

формирование ценностных ориентиров, стремление утвердить себя в разнообразной деятельности, активной жизненной позиции, трудолюбия, волевых качеств.

Развивающие:

- развитие память, внимание, речь, логическое и аналитическое мышление;

- развитие познавательную активность при исследовании различного рода источников информации;

- развить мотивацию к активному самообразованию с целью углубленного изучения материала, связанного с историей родного края и поисковой деятельностью.

развивать познавательный интерес в области истории Отечества и родного края;

Обучающие:

- познакомить с новыми теоретическими знаниями в области истории военных действий периода ВОВ, проходивших на территории нашей страны, и различных видов поисковой деятельности;

- познакомить с основами поисковой деятельности;

- сформировать умения и навыки поисковика и исследователя с учетом полученных знаний, сопоставления теоретических знаний с практическим опытом.

Задачи второго года обучения:

Воспитывающие:

воспитание учащихся в духе патриотизма, любви к своей Родине;

формирование интереса к избранному делу, самостоятельность, стремление к выражению собственного мнения;

воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в образовательной и культурно-массовой деятельности;

привитие интереса и любви к занятиям спортом, содействование формированию основ здорового образа жизни;

Развивающие:

- развивать способности принимать нестандартные решения в исключительных и экстремальных ситуациях.

- развивать интеллектуальные, познавательные, коммуникативные и рефлексивные умения;

-развивать двигательную активность, физические качества: силу, скорость, выносливость, ловкость и гибкость.

 -развивать морально-волевые качества, необходимые при действиях в чрезвычайных ситуациях, экстремальных условиях.

-развивать самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность, требовательность, дисциплинированность.

Обучающие:

- Обучить основам поисковой, архивно-исследовательской работы, навыкам туристской подготовки, военно-профессиональной ориентации, военной археологии, туризму (топография), комплекс военно-спортивной подготовки, работу с антропологическими материалами в полевых условиях, основы ОБЖ и доврачебной помощи, освоить структуру электронного ресурса «ОБД «Мемориал».

 

1.3. Содержание программы.                                                                     Учебный план первого года обучения

Наименование темы

Количество часов

Форма аттестации/ контроля

Теория Практика Всего 1. Вводное занятие. 2   -   2 Беседа 2. Военная археология.   18   12 30 Беседа, тест 3. Методика поиска погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. 6 8 14 Беседа, тест 4. Военная подготовка. 10 24 34 Беседа, игра 5. Медицинская подготовка. 4 8 12 Беседа, тест 6. Туризм и краеведение. 8 16 24 Беседа, тест 7. Стрелковая подготовка. Инструктаж по технике безопасности. 4 14 18 Опрос, тест 8. Музейное дело. 5 4 9 Беседа, тест 9. Итоговое занятие. - 1 1 Практическое занятие

Всего:

57 87 144  

 

Учебный план второго года обучения

Наименование темы

Количество часов

Форма аттестации/ контроля

Теория Практика Всего
1. Вводное занятие. -   1   1 Беседа
2. Поисковый отряд. 18   22 40 Беседа, тест
3. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 10 16 Опрос, тест
4. Военная подготовка. 10 24 34 Беседа, игра
5. Поисковая подготовка. 6 16 22 Беседа, тест
6. Туризм и краеведение. 4 10 14 Беседа, тест
7. Стрелковая подготовка. Инструктаж по технике безопасности. 2 8 10 Опрос, тест
8. Архивное дело. 2 4 6 Беседа, тест
9. Итоговое занятие. -             1   1 Практическое занятие

Всего:

48 96 144  

3. Содержание учебного плана дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы «Поиск»

Содержание учебного плана первого года обучения


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.