Отношений на формирование личности ребенка — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Отношений на формирование личности ребенка

2020-12-27 68
Отношений на формирование личности ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы взаимодействия ребенка с окружающими актуальны не только в условиях детского сада, но и внутри семьи. Современным родителям не хватает времени на общение с собственным ребенком, а порой не достает и соответствующих знаний и уме­ний, необходимых для полноценного общения и пони­мания ребенка.

Одной из наиболее распространенных причин откло­нений в развитии ребенка являются нарушенные семей­ные отношения — неблагоприятный тип воспитания- и обращения с ребенком. Наиболее чувствительными к внутрисемейным отношениям оказываются такие обра­зования личности ребенка, как самоотношение и само­оценка (образ «Я»). Поскольку отношения внутри семьи и за ее пределами взаимосвязаны, то проблемы в отноше­нии к себе, к другим людям могут проявляться у ребенка в виде эмоциональных переживаний, нарушении соци­альной адаптации или даже в виде болезни.

Психология развития ребенка показывает, что фак­торы, влияющие на становление детской психики, в од­ном случае способствуют, а в другом препятствуют опти­мальному развитию личности ребенка. Так, взаимоотно­шения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей могут формировать эффективную потребностно-мотивационную систему ребенка, пози­тивный взгляд на мир и на самого себя, и те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием, способны привести к ущербному развитию потребнос­тей и мотивов, низкому самоуважению, недоверию к окружающим.

В клинически ориентированной литературе описана обширная феноменология родительских отношений (по­зиций), стилей воспитания, а также их следствий — фор­мирования индивидуальных характерологических осо­бенностей ребенка в рамках нормального или отклоняю­щегося поведения (А. Кое, М. 81еёе1тап, 1963; Е. 8. ЗспеГег, 1965). Убедительны и демонстративны наблюде­ния и исследования, посвященные влиянию неправиль­ных или нарушенных родительских отношений. Крайним вариантом нарушенного родительского поведения явля­ется материнская депривация.

Отсутствие материнской заботы возникает как есте­ственный результат при раздельном проживании с ре­бенком, но, кроме того, оно часто существует в виде скрытой депривации, когда ребенок живет в семье, но мать не ухаживает за ним, грубо с ним обращается, эмоционально отвергает, относится безразлично. Все это сказывается на ребенке в виде общих нарушений психического развития. Нередко эти нарушения не­обратимы.

Так, дети, воспитанные в детских учреждениях, без материнской заботы и ласки, отличаются более низким интеллектуальным уровнем, эмоциональной незрелос­тью, расторможенностью. Им свойственна также повы­шенная агрессивность в отношениях со сверстниками, отсутствие избирательности и постоянства в эмоциональ­ной привязанности ко взрослым. Отдаленные послед­ствия материнской депривации проявляются на уровне личностных искажений. В этой связи привлекает внима­ние описанный впервые Д. Боулби вариант психопати­ческого развития с ведущим радикалом в виде эмоцио­нальной бесчувственности — неспособность к эмоцио­нальной привязанности и любви, отсутствие чувства общности с другими людьми, глобальное отвержение себя и мира социальных отношений (I. Во\у1Ьу, 1979).

Другой вариант искаженного развития по своей фено­менологии соответствует классическому типу «невроти­ческой личности» — с низким самоуважением, повышен­ной тревожностью, зависимостью, навязчивым страхом потери объекта привязанности (В. Шпшсо1, 1965).

На психическое развитие ребенка оказывают влияние не только нарушения семейного воспитания. Разные сти­ли ухода и обращения с ребенком начиная с первых дней его жизни формируют те или иные особенности его пси­хики и поведения.

А.Болдуин выделил два стиля практики родительско­го воспитания — демократический и контролирующий.

Демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями, включенностью детей в об­суждение семейных проблем, учетом их мнения, готовно­стью родителей прийти на помощь, если это потребуется, и, одновременно, тарой в успех самостоятельной деятель­ности ребенка; ограничением собственной субъективно­сти в видении ребенка.

Контролирующий стиль включает значительные ог­раничения поведения детей: четкое и ясное разъясне­ние ребенку смысла ограничений, отсутствие разногла­сий между родителями и детьми по поводу дисципли­нарных мер.

Оказывается, что в семьях с демократическим стилем воспитания дети характеризуются умеренно выражен­ной способностью к лидерству, агрессивностью, стрем­лением контролировать других детей, но сами же с тру­дом поддаются внешнему контролю. Они отличаются также хорошим физическим развитием, социальной ак­тивностью, легкостью вступления в контакты со сверст­никами, однако им не присущи альтруизм, сензитивность и эмпатия.

Дети родителей с контролирующим типом воспитания послушны, внушаемы, бодаливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны.

При смешанном стиле воспитания детям присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствитель­ность, неагрессивность, отсутствие любознательности и оригинальности мышления, бедная фантазия.

Д. Боумрин в цикле исследований попытался вычле­нить совокупность детских черт, связанных с фактором родительского контроля. Были выделены три группы де­тей: компетентные, избегающие и незрелые.

Компетентные — с устойчиво хорошим настроением, уверенные в сие, с развитым самоконтролем собственно­го поведения, умением устанавливать дружеские отноше­ния со сверстниками.

Избегающие — с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие контакты со свер­стниками, избегающие новых ситуаций.

Незрелые — неуверенные в себе, с плохим самоконт­ролем, реакциями отказа во фрустрационных ситуациях.

Автор выделил также четыре параметра изменения родительского поведения, ответственные за описанные паттерны детских черт.

1. Родительский контроль: при высоком балле по этому параметру родители предпочитают оказывать боль­шое влияние на детей, способны настаивать на вы­полнении своих требований, последовательны в них.

2. Родительские требования» побуждающие к разви­тию у детей зрелости, родители стараются, чтобы дети реализовывали свой потенциал.

3. Способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий: родители с высоким баллом по этому показателю стремятся использовать убеждение, с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуж­дать ее с детьми.

4. Эмоциональная поддержка: родители способны вы­ражать сочувствие, любовь и теплое отношение к ребенку.

Оказалось, что комплекс черт компетентных детей соответствует наличию в родительском отношении всех четырех измерений — контроля, требовательности к со­циальной зрелости, общения и эмоциональной поддерж­ки, то есть оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демок­ратичностью и принятием. Родители избегающих и не­зрелых имеют более низкий уровень всех параметров, чем  родители компетентных детей. Кроме того, для родителей избегающих детей характерно более контролирующее и требовательное отношение, но менее теплое, по сравнению с родителями незрелых детей. Родители последних оказа­лись абсолютно неспособны к контролю детского поведе­ния в силу собственной эмоциональной незрелости.

Из анализа литературы следует, что наиболее распро­страненным механизмом формирования характерологи­ческих черт ребенка, ответственных за самоконтроль, со­циальную компетентность, выступает интериоризация средств и навыков контроля, используемых родителями. При этом адекватный контроль предполагает сочетание эмоционального приятия с высоким объемом требова­ний, их ясностью, непротиворечивостью и последова­тельностью в предъявлении ребенку. Дети с адекватной практикой родительского отношений характеризуются хорошей адаптированностью к школьной среде и обще­нию со сверстниками, активны, независимы, инициатив­ны, доброжелательны и эмпатичны.

Изучение детей с аномалиями развития и делийквентным поведением также подтверждает решающую роль воспитательных воздействий в формировании характеро­логических особенностей ребенка, в том числе и ано­мальных. Достаточно продолжительное пагубное влия­ние среды в виде семейной дисгармонии и неправильно­го воспитания способствует развитию личности ребенка по психопатическому или невротическому типу. Так, В. И. Гарбузов с соавторами (1977) выделили три типа неправиль­ного воспитания, практикуемых родителями детей, боль­ных неврозами. Воспитание по тицу А (неприятие, эмо­циональное, отвержение) — неприятие индивидуальных особенностей ребенка, попытки «улучшения», «коррекции» врожденного типа реагирования, сочетающееся с жест­ким контролем, регламентацией всей жизни ребенка, с императивным навязыванием ему единственно правиль­ного типа поведения. Воспитание по типу Б (гиперсоци­ализирующее) выражается в тревожно-мнительной кон­центрации родителей на состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, и особенно в шко­ле, ожидании успехов в учебе и будущей профессиональ­ной деятельности. Воспитание по типу В (эгоцентричес­кое) — «кумир семьи», «маленький», «смысл жизни» — культивирование внимания всех членов семьи на ребенке, иногда в ущерб другим детям или членам семьи.

В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания подрост­ков с акцентуациями характера и психопатиями, а также указывается, какой тип родительского отношения спо­собствует возникновению той или иной аномалии разви­тия (А. Е. Личко, 1974; Э. Г. Эйдемиллер, 1980) [52].


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.