Игры, направленные на достижение положительного самоощущения, умение выражать позитивные эмоции, на развитие навыков взаимодействия — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Игры, направленные на достижение положительного самоощущения, умение выражать позитивные эмоции, на развитие навыков взаимодействия

2020-12-27 167
Игры, направленные на достижение положительного самоощущения, умение выражать позитивные эмоции, на развитие навыков взаимодействия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Волшебный стул»

Ход игры: Один из детей садится в центр на «волшеб­ный» стул, остальные говорят ему ласковые слова, комп­лименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцело­вать [16].

 

«Разноцветный букет»

Цель: учить детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.

Ход игры: Каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один большой «букет» и устраивают хоровод цветов [16].

 

«Пирамида любви»

Цель: воспитывать уважительное, заботливое отно­шение к людям, развивать коммуникативные способ­ности.

Ход игры: Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем свою любовь. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расска­жите и вы, кого и что любите вы (следуют рассказы де­тей). А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей свою руку. (Дети выстраива­ют пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида, а все потому, что мы умеем любить сами и любимы» [16].

«Солнечный зайчик»

Цель: воспитание дружелюбного отношений детей друг к другу, развитие атмосферы тепла, любви и ласки.

Ход игры: Детям предлагают с помощью зеркала «поймать» «солнечного зайчика». Затем воспитатель го­ворит, что он тоже поймал «зайчика», предлагает передать его по кругу, чтобы каждый мог приласкать его, согреть­ся его теплом. Когда «зайчик» возвращается к воспитате­лю, он обращает внимание детей на то, что за это время «зайчик» вырос и уже не умещается в ладонях. «Зайчика» выпускают, но каждый ловит частички его тепла, нежные лучики своим сердцем [16].

 

«Катаем мяч»

Цель: развитие чувства общности и принадлежности к группе.

Материалы: один не слишком маленький, хорошо катящийся мяч.

Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция (детям): Станьте в круг и держите друг друга за руки. Давайте выучим стихотворение про нашу группу.

Мы стоим рука в руке,

Вместе мы — большая лента.

Можем мы большими быть (подняли руки вверх),

Можем маленькими быть (руки вниз),

Но никто один не будет (киваем соседям и по­жимаем руки).

А теперь сядьте на пол, так же по кругу, но потеснее. Мы сыграем в игру с мячом. Я качу мяч тому, кто сидит напротив меня. Он крепко держит мяч обеими руками и ждет, что будет дальше. А мы все вместе называем имя того, у кого мяч, и продолжаем: «Марк в нашей группе!» После этого Марк катит мяч кому-то другому. И так да­лее, пока каждый не подержит мяч и не услышит свое имя.

(Дети могут получать мяч несколько раз, но важно ни­кого не пропустить. Стихи читают каждый раз, когда группа собирается в круг.) [46].

«Капитан»

Цель: развивает умение планировать деятельность, от­ветственность, способствует сплочению группы.

Инструкция: «Давайте сейчас поиграем в капитанов. Ка­питаном будет каждый из вас, кто захочет, по очереди. За­дача капитана — перевезти как можно больше пассажиров на своем корабле (корабль — сдвинутые спинками вплот­ную два стула). Капитан будет по одному подводить к «ко­раблю» пассажиров и размещать их так, чтобы никто из них не касался ногами земли и ни в коем случае не упал. Когда останется место только для одного человека, капитан сам за­нимает его и кричит: «Вперед!». Я засекаю время ив течение одной минуты ни один из пассажиров не должен упасть за борт, т. е. коснуться пола ногами или руками. После этого капитан запоминает, сколько пассажиров ему удалось пере­везти и занимает место среди пассажиров».

В этой игре ведущему нужно находиться около стуль­ев и страховать детей. В начале игры он может немного помогать капитану размещать детей на стульях [10].

«Клеевой дождик»

Цель: развитие чувства коллектива, снятие эмоцио­нального и физического напряжения, обучение согласо­ванности своих движений с окружающими.

Ход игры: Дети встают в одну линию, ставят руки на пояс друг другу и таким вот «паровозиком» (склеившими­ся дождевыми капельками) начинают движение. На пути им встречаются различные препятствия; необходимо пе­решагнуть через коробки, пройти по импровизированно­му мосту, обогнуть большие валуны, проползти под сту­лом и т. д.

 

«Путанка»

Цель: активизация группы, переживание группового единства.

Ход игры: По предложенной детьми считалке выбира­ется ведущий он выходит из комнаты, остальные дети бе­рутся за руки и образуют крут, не разжимая рук. Они на­чинают запутываться — кто как сумеет, водящий распу­тывает «Путанку», не разжимая рук запутавшихся [27].

«Волшебные заросли»

Цель: снятие телесных барьеров, развитие умения до­биваться своей цели приемлемыми способами общения.

Ход игры: Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижав­шимися друг к другу «волшебными водорослями» — все­ми остальными участниками. Водоросли понимают чело­веческую речь и чувствуют прикосновения, они могут расслабиться и пропустить участника в центр круга, а мо­гут и не пропустить его, если их плохо «просят».

Затем следует обсуждение: когда водоросли расступа­лись, а когда нет, от чего это зависело?

«На мостике»

Цель: развитие ловкости, способности прогнозиро­вать ситуацию. Игра учит детей соотносить свои действия с партнером для достижения общей цели.

Ход игры: Перед началом игры создается воображае­мая ситуация. Взрослый разделяет всех детей на две груп­пы, разводит их в разные стороны и предлагает представить, что они находятся по разные стороны горного уще­лья, но им нужно обязательно перейти на другую сторо­ну. Через ущелье перекинут тонкий мостик (на полу чер­тится полоска 30-40 см шириной). По мостику могут пройти только два человека с разных сторон, (иначе мо­стик перевернется). Задача заключается в том, чтобы пой­ти одновременно навстречу друг другу и перейти на про­тивоположную сторону, не заступив за черту (иначе упа­дешь в пропасть!). Участники разбиваются на пары и осторожно движутся по мостику навстречу друг другу. Ос­тальные следят за их движениями и «болеют» за них. Тот, кто заступил за черту, выбывает из игры (падает в про­пасть). Успешное выполнение задачи возможно лишь в том случае, если кто-нибудь из пары уступит дорогу сво­ему партнеру и пропустит его вперед [42].

«Сороконожка»

Цель: научить детей взаимодействию со сверстника­ми, способствовать сплочению детского коллектива.

Ход игры: Воспитатель рассаживает детей на полу и говорит: «Представляете, как сложно жить сороконожке, ведь у нее целых 40 ножек! Всегда есть опасность запу­таться. Давайте поиграем в сороконожку. Встаньте друг за другом на четвереньки и положите руки на плечи соседа. Готовы? Теперь начинаем двигаться вперед. Сначала мед­ленно, чтобы не запутаться. А теперь — чуть быстрее». Воспитатель помогает детям построиться, направляет движения сороконожки. Затем говорит: «Ох, как устала наша сороконожка, она буквально падает от усталости с ножек». Дети, по-прежнему держа соседей за плечи, па­дают на ковер.

Можно усложнить задачу согласованным преодоле­нием препятствий, усложнением движений «сороконож­ки» (присесть, попрыгать на одной ножке, проползти); основная цель остается прежней: остаться при этом цело­стной «сороконожкой» [23].

«Недотроги»

Цель: способствовать повышению самооценки ребен­ка, развитию эмпатии.

Ход игры: Взрослый вместе с детьми в течение не­скольких занятий рисуют карточки с пиктограммами. Необходимо объяснить детям, что означает каждая пик­тограмма. Например, картинка с изображением улыбаю­щегося человечка символизирует Веселье; с изображени­ем двух одинаковых конфет — Доброту или Честность. Если дети умеют читать и писать, вместо пиктограмм можно записать на каждой карточке какое-либо положи­тельное качество ребенка (обязательно положительное!). Каждому ребенку выдается 5-8 карточек. По сигналу ведущего дети стараются закрепить их на спинах товарищей (при помощи скотча, стикеров и т. д.). По следующему сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины «добычу».

На первых порах, конечно, случается, что не у всех иг­роков оказывается достаточно карточек, но при много­кратном повторении игры и после проведения обсужде­ния ситуация меняется. Во время обсуждения взрослый интересуется: приятно ли получать такие карточки и что приятнее — дарить хорошие слова другим или получить их самому. Как правило, дети говорят — им нравится и дарить, и получать. Тогда ведущий обращает их внимание на тех ребят, которым или совсем не досталось карточек, или очень мало. Обычно эти дети признаются, что дари­ли они с удовольствием, но хотелось бы и самим получить карточку, и не одну.

Чаще всего при повторном проведении игры «отвер­женных» детей не остается [23].

«Менялки игрушек» [Карпова Е.В., Лютова Е.К.].

Цель: игра учит детей взаимодействовать с окружаю­щими при помощи невербальных средств общения.

Ход игры: Все дети встают в круг, каждый держит в ру­ках какую-нибудь игрушку. Водящий стоит спиной к иг­рающим и громко считает до десяти. За это время игра­ющие меняются предметами. Все действия выполнятся молча. Меняться дважды одной игрушкой не разрешает­ся. Водящий входит в круг, его задача — угадать, кто с кем поменялся игрушками.

«Весы»

Цель: развитие воображения, выразительности движений, умения действовать сообща.

Инструкция: «Давайте поиг­раем в весы. Разделитесь по трое. Один будет продавцом, а двое — чашами весов. Потом вы поме­няетесь ролями. Продавец кла­дет что-нибудь на чашу весов, она прогибается от тяжести, а другая чаша на столько же под­нимается. Все поняли? Тогда да­вайте попробуем».

Ход игры: Сначала воспитатель (сейчас он продавец) выбирает двух детей, «кладет» на одного из них «товар» и показывает, что должен делать каждый ребенок. Потом ребята играют самостоятельно. Взрослый следит за игрой и помогает тем, кто нуждается в помощи [47].

«Липучка»

Цель: игра способствует снятию мышечного напряже­ния, развитию умения взаимодействовать со сверстника­ми, сплочению детской группы.

Ход игры: Все дети двигаются, бегают по комнате, же­лательно под быструю музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они при­говаривают: «Я липучка-приставучка, я хочу тебя пой­мать». Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей компании. Затем вместе ловят в свои «сети» других. Когда все дети станут «липуч­ками», они под спокойную музыку танцуют в кругу, так же держась за руки. Взрослый может задавать темп, хло­пая в ладоши; в конце игры, дети, танцуя в кругу, поют какую-либо песенку [22].

«Уточка ути-ути»

Цель: игра учит действовать согласованно, соотносить свою активность с правилами игры.

Ход игры: Считалкой определяется, кто из детей будет уточкой. Остальные дети становятся в круг и берутся за руки. Ребенок-«уточка», двигаясь вперевалочку, проходит под теперь уже поднятыми руками игроков. Стоящие в кругу поют песенку:

Уточка ути-ути,

Негде уточке пройти,

Негде сунуться,

Попросунуться.

Кабы уточке вода,

 Потопила бы меня,

Кабы волчий хвост —

Бери за хвост!

Когда произносятся последние слова («бери за хвост»), игрок тихонько хлопает того, кто оказывается рядом с ним. Этот игрок становится позади первого, кладет ему руки на пояс и они продолжают движение вместе, далее наступает очередь следующего игрока. Игра идет до тех пор, пока все не соберутся в одну цепочку [56].

«Справа, справа от меня есть одно местечко»

Цель: создание положительного эмоционального фона, атмосферы принятия.

Ход игры: Дети встают в круг, оставляя рядом с ребен­ком справа свободное место. Этот ребенок поет:

«Справа, справа от меня есть одно местечко, я хочу, чтоб... (игрок называет имя одного из участников, сто­ящих в кругу) встал, со мной рядом постоял». Названный игрок занимает место справа от позвавшего. Теперь сле­дующий игрок, рядом с которым свободное место, назы­вает другого участника и т. д. [56}.

«Горячая картошка»

Цель: игра позволяет прочувствовать и понять, что иногда неудача бывает неизбежна и что с ней надо уметь справиться. Одновременно игра показывает, как легко помочь тому, кто в беде.

Материалы: одна картофелина.

Инструкция детям: «Сядьте на пол в круг. У меня для нашей игры приготовлена картофелина. Но она — особен­ная. Вам надо представить, что эта картофелина очень го­рячая. Поэтому мы должны передавать ее друг другу очень-очень быстро. Если она у кого-то в руках задержится, то можем обжечь пальцы. Что тогда? Еще у нас в игре есть стоп-часы. Ими будет один из вас, кто сидит за кругом к нам спиной и время от времени, когда захочет, кричит «Стоп!». Если мы услышали «Стоп!», картошку передавать нельзя, она остается у кого-то в руках, и он «обжигается». (Интервал для стоп-часов должен быть от 30до 60секунд.) Ай-яй-яй! Да это же настоящая беда! Но, к счастью, мы можем утешить своего товарища. Те, кто сидит рядом, об­нимут его за плечи и мягко покачают из стороны в сторо­ну, пока ребенок с картофелиной не скажет: «Дальше». И снова быстро-быстро передаем картошку из рук в руки, пока стоп-часы снова не прокричат «Стоп!» [46].

«Охота на динозавриков»

Цель: обучение взаимодействию различными спосо­бами (вербальными и невербальными). Игра способству­ет формированию умения фиксировать малейшие изме­нения в мимике партнера по общению.

Ход игры: Группа участников встает в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до десяти. В это время участники переда­ют друг другу маленького игрушечного динозаврика. По окончании счета тот, у кого находится зверек, вытягивая руки вперед, закрывает его ладошками. Остальные учас­тники повторяют этот жест. Задача водящего — найти, у кого в руках динозаврик [22].

«Дракон кусает свой хвост»

Цель: игра развивает быстроту реакции и координа­цию, групповую сплоченность.

Ход игры: Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — голова дра­кона, последний — кончик хвоста. Первый пытается схватить последнего: дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не пой­мает свой хвост («не укусит* его), на место головы драко­на встает другой ребенок.

 

«Гномики»

Цель: игра позволяет детям проявить способность к сопереживанию, отзывчивость, подсказывает выход из сложившейся ситуации.

Материал: Для игры нужны колокольчики (или по­гремушки, по числу участников). Один колокольчик дол­жен быть испорчен (не звенеть).

Ход игры: Взрослый предлагает детям поиграть «в гномиков». У каждого из гномиков есть волшебный ко­локольчик: когда он звенит, гномик приобретает вол­шебную силу — он может загадать любое желание, и оно когда-нибудь исполнится. Дети получают коло­кольчики. «Давайте послушаем, как звенят ваши коло­кольчики! Каждый из вас по очереди будет звенеть, за­гадывать свое желание, а мы будем слушать». Дети по кругу звенят колокольчиками, но вдруг оказывается, что один молчит. «Что же делать? У одного из наших гноми­ков не звенит колокольчик! Это такое для него несчас­тье! Он теперь не может загадать желание... Может, мы его развеселим? Или подарим что-нибудь вместо коло­кольчика? Или попробуем исполнить его желание? (Дети предлагают свои варианты решения.) А может, кто-нибудь уступит свой колокольчик на время, чтобы гномик мог позвенеть им и загадать желание?» Важно, чтобы игра обязательно закончилась положительными эмоциями участников [47]. м

 

«День помощника»

Цель: стимулировать детей к самостоятельному поис­ку способов взаимодействия, соответствующих задаче, способствовать развитию чуткости к косвенным проявле­ниям внимания и заботы.

Ход игры: Воспитатель собирает с утра всю группу и говорит: «Сегодня у нас с вами необычный день. Мы бу­дем помогать друг другу, но так, чтобы это не было замет­но. Сейчас я подойду к каждому из вас и скажу, кому он сегодня будет стараться помочь во всем. Не говорите об этом больше никому. Вечером мы с вами снова соберем­ся вместе, и вы попробуете догадаться, кто же вам сегод­ня помогал, и поблагодарите его».

В течение дня взрослый напоминает детям о задании. Вечером воспитатель собирает группу и просит каждо­го ребенка, по очереди, рассказать, как и кто помогал ему [47]!

 

«Найди пару»

Цель: развитие чувствительности к соотнесению так­тильных образов.

Ход игры: Водящий сидит на стуле в дальнем конце комнаты в расслабленной позе, с закрытыми глазами. Один из группы подходит к нему и протягивает ему в руки свою руку. Водящий, не открывая глаз, тщательно исследует ее. Как только водящий считает, что уже доста­точно хорошо изучил руку, он говорит: «Все». Тогда все участники группы одновременно протягивают ему свои руки, и водящий пытается найти среди этого множества именно ту руку, которую ему давали первоначально.

 

«Вежливые слова»

Цель: развитие уважения в общении, формирование привычки использовать слова вежливости.

Ход игры: Игра проводится с мячом, в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо произносить только сло­ва приветствия (здравствуйте, добрый день, привет), благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста), изви­нения (извините, простите, сожалею), прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи). В конце упраж­нения обсуждается, какие чувства вызывали вежливые слова у того, кто их говорил, и у того, кому они были ад­ресованы.

«Пожалуйста»

Цель: игра вырабатывает навык употребления «вол­шебных» слов.

Ход игры: Все становятся в круг. Педагог показывает разные движения, а играющие должны повторить их лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется — выбывает из игры [55].

«Игрушка»

Цель: ролевое проигрывание ситуаций, отработка на­выков эффективного взаимодействия, эмпатии, умения сотрудничать.

Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Один ре­бенок из пары — обладатель красивой и очень любимой им игрушки. Другой очень хочет поиграть с этой игруш­кой. Его задача — уговорить хозяина игрушки дать поиг­рать с ней. Важно, что при выполнении этого упражне­ния ребенку — хозяину игрушки — дается любая, кото­рую он может представить как самую любимую.

Как только владелец игрушки отдаст ее напарнику, игра прерывается и ребенка спрашивают, почему он отдал игрушку, какие чувства при этом испытывал.

«Меняемся пуговицами»

Цель: игра побуждает детей дружески договариваться друг с другом, сотрудничать.

Материал: 100 пуговиц, по 10 разного цвета, шаблоны с цветным узором.

Ход игры: Ведущий перемешивает пуговицы и дает каждому участнику шаблон и 10 пуговиц (число пуговиц определяется количеством участников). Каждый ребенок должен собрать из пуговиц по шаблону узор определен­ного цвета. Для этого ему придется обмениваться пугови­цами с другими детьми [7].

«Кто тебя позвал, узнай?»

Цель: развитие чувствования детьми друг друга, дифференцировка слухового восприятия, соотнесение чело­века и его звукового образа, развитие эмпатии.

Ход игры: Дети, каждый по очереди, становятся в ко­нец комнаты и закрывают глаза — водят. Два человека из группы по очереди зовут водящего по имени. Задача во­дящего — отгадать, догадаться, кто его позвал. Если дети хорошо знают друг друга, можно усложнить задание, предложив игрокам изменить голос.

«Исследование лица»

Цель: развивает тактильную чувствительность, позволя­ет соотнести свои ощущения с представлениями о человеке.

Ход игры: Выбирается водящий, ему завязывают гла­за. По сигналу взрослого, один из детей подходит к водя­щему, который должен угадать, кто перед ним находится, ощупав его лицо. Затем водящий называет имя «угадан­ного» ребенка и снимает повязку с глаз. В роли водяще­го должны побывать все дети.

 

«От спины к спине»

Цель: игра помогает детям установить хороший кон­такт друг с другом, объединиться для решения совмест­ной задачи.

Материал: «летающая тарелка» — одноразовая кар­тонная или пластмассовая. Дети разбиваются на группы по 8 человек и становятся в тесный плотный круг, плечом к плечу. Потом опускаются на четвереньки, по-прежнему тесно прижавшись плечами. Ведущий кладет тарелку на спину одного из них. Играющие должны передавать та­релку друг другу спинами, без помощи рук. Когда тарел­ка сделает полный круг, всем вместе громко выкрикнуть: «Ура!»[2].

 

«Передай апельсин»

Цель: развивает ловкость и сообразительность, по­буждает участников действовать слаженно.

Ход игры: Участники становятся в ряд. Первый игрок удерживает апельсин подбородком около шеи. Надо без помощи рук передать апельсин следующему игроку [25].

 

Модификация игрового упражнения: «Снежная королева» [О.В Хухлаева]

Цель: учит детей ориентироваться на внутренние ка­чества личности сверстника, умению «разглядеть» поло­жительные качества в людях. Может использоваться в коррекции низкой самооценки.

Детям предлагается «надеть волшебные очки». Инст­рукция: «Сегодня мы будем поочередно надевать волшеб­ные очки. А волшебные они потому, что позволяют уви­деть самое лучшее, что есть в каждом из нас, даже то, чего мы обычно не замечаем. Представьте, что вы вниматель­но смотрите сквозь волшебные очки на всех присутству­ющих, и постарайтесь увидеть как можно больше хоро­шего в каждом».

Дети должны рассказать о тех качествах, которые они заметили в других после того как «надели» волшебные очки.

Можно «надевать» воображаемые очки, а можно и оправу, позаимствованную в театральном уголке или сде­ланную вручную из подручного материала.

 

«Угадай, о чем я мечтаю»

Цель: развитие воображения, пантомимики, умения передать собеседнику без слов содержание своего посыла.

Ход игры: Дети в парах поочередно изображают пан­томимически то, о чем они мечтают. Затем рисуют то, что пытался выразить им партнер. По окончании ребята по­казывают друг другу рисунки и обсуждают их.

«Кенгуру»

Цель: отработка навыков взаимодействия с партнером (согласование действий), игра способствует сплочению группы.

Ход игры: Участники делятся на пары. Один из них, кенгуру, стоит, другой — кенгуренок — сначала встает спиной к нему (плотно), а затем приседает. Оба партне­ра берутся за руки. Задача каждой пары — именно в таком положении, не разнимая рук, пройти до противополож­ной стены, обойти препятствие и т. д.

На следующем этапе игры участники могут поменять­ся ролями, а затем и партнерами [22].

«Бутылочка»

Цель: создание положительного эмоционального фона, развитие воображения.

Материал: бутылка.

Ход игры: Дети садятся в кружок. Ведущий берет бу­тылку и, прежде чем раскрутить ее, предлагает задание, например: проскакать на одной ножке, спеть песенку, похлопать в ладоши, что-нибудь сосчитать или принести. Ребенок, на которого укажет горлышко бутылки, должен выполнить задание, а потом сам придумать новое [7].

«Воздушная кукуруза»

Цель: развитие двигательной координации, создание положительных эмоций.

Ход игры: В этой игре четное количество участников. В их в распоряжении очень маленькое игровое поле. Каждый складывает руки на груди и прыгает, как воздушная кукуруза (попкорн). При этом он уклоняется от встреч с остальными. Если два зерна воздушной кукурузы соприкоснулись, зна­чит, они «склеились» и должны теперь прыгать вместе. Игра окончена, если остались прыгать только «парочки» [7].

Игра «Бип»

Цель: сплочение группы.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Водящий с зак­рытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям угадывает, на ком сидит. Если он правиль­но угадал, то тот, на ком он сидит, говорит: «Бип» [27].

Рисунок на тему «Дружба двух цветов»

Цель: позволяет детям получить положительный опыт совместной деятельности.

Ход (ведущий): «Ребята, я хочу вам рассказать историю о дружбе двух цветов. Было это давно. Жили — были два цвета, желтый и синий. Желтый очень гордился тем, что он такой же, как солнце и как песок на берегу моря в яс­ную солнечную погоду. Неподалеку от желтого жил синий цвет. Он тоже считал себя очень важным и ни в чем не хо­тел уступать желтому цвету.. Так они и жили, споря, кто из них важнее.

Спорили-спорили они и однажды чуть было совсем не поругались. Но в этот момент подул ветер и переме­шал желтый и синий цвет. Так родился зеленый цвет, а из него — трава, цветы, деревья! И на свете стало так хорошо: теперь и море, и солнце, и небо, и трава — все разноцветное!

А желтый и синий поняли, что были не правы, что каждый из них хорош по-своему и если они будут дру­жить, появится много зеленого цвета, а без него уже ник­то не может обойтись!

Вот и мы, продолжает ведущий, постараемся подру­жить желтый и синий цвет, голубой и красный, желтый и красный — и посмотрим, чем их дружба нас порадует. Разделитесь на пары, пусть каждый выберет один какой-то цвет, о которых я сейчас говорила. После этого начнем раскрашивать лист, каждый ребенок со своей стороны. Сначала цвета будут совсем разными, но чем ближе к се­редине листа вы будете двигаться, тем больше ваш цвет соединится с цветом вашего партнера. Вы должны подру­жить свои цвета так, чтобы середина листа у вас приобре­ла какой-то третий цвет» [17].

«Рисуем всей группой»

Цель: упражнение способствует развитию сотрудни­чества, умению договариваться, уважать чужую работу, познавать пространство.

Материал: лист ватмана, восковые мелки или фло­мастеры.

Инструкция: «Сегодня вы будете рисовать на одном листе бумаги одновременно. Придумайте, что вы хотите нарисовать и выберите себе место. Для рисования я дам каждому только один мелок (фломастер), но наверное вам захочется сделать свои рисунки разноцветными? Тог­да нужно будет обмениваться друг с другом мелками».

Рисование лучше проводить на большом ковре, что­бы дети могли занять удобное положение. Взрослый на­блюдает за процессом и предлагает в случае возникно­вения конфликтных ситуаций компромиссные вариан­ты их решения.

«Снежинки»

Цель: обучение сотрудничеству.

Материал: бумага, ножницы.

Ход: Попросите каждого участника сложить восемь раз листок бумаги и вырезать звездочку, напоминающую снежинку. Когда все закончат работу, дети выкладывают на полу снежинки таким образом, чтобы получилась одна большая. Это упражнение можно выполнять небольши­ми группами детей, каждая из которых будет делать свою снежинку[33].

УСПОКАИВАЮЩИЕ ИГРЫ

«Волшебное перо»

Цели и описание: Эта поэтическая игра — прекрасная возможность для детей расслабиться и сконцентрировать свое внимание. Она укрепляет привязанность каждого отдельного ребенка к вам как ведущему группы, так что вам легче будет привлечь внимание детей. Одновремен­но тренируется телесное сознание детей, в особенности их тактильное чувство. Игра вызывает детей высокий интерес. Они охотно касаются друг друга «волшебным» пером. Здесь каждый получает шанс на короткое время без затруднений оказаться в центре внимания.

Поначалу ошибку приблизительно на сантиметр вы можете считать все еще хорошим результатом. Если ребе­нок оказался слишком далеко от цели, вы можете отме­тить: «Ты почти попал!» Затем укажите ему на правильное место большим и указательным пальцами.

Материалы: большое красивое перо (им, вообража­емым, могут служить кончики ваших собственных пальцев).

Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция (ведущий детям): «Сядьте в круг на пол. У меня есть волшебное перо, которым я буду касаться раз­ных частей вашего тела. Оно приятно на ощупь, а его при­косновение будет вселять в вас бодрость и веселье. По­очередно я буду подходить к каждому из вас. Ребенок, рядом с которым я останавливаюсь, закрывает глаза. Тог­да я нежно касаюсь волшебным пером его лица, шеи, ла­дони или руки. Не открывая глаз ребенок должен дотро­нуться указательным пальцем до того места, которого коснулось перо. Потом он может открыть глаза, а вол­шебное перо коснется другого ребенка».

(Прикоснитесь пером к каждому ребенку. Помните о том, что дети учатся наблюдая. Работая с более старшими детьми, через некоторое время вы сможете доверить волшебное перо одному или нескольким детям.) [46].

«Клубочек» [Г. Д. Черепанова]

Цель: обучение ребенка одному из приемов саморегу­ляции.

Ход: Расшалившемуся ребенку предлагается смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сооб­щает, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинают сматывать его, так сразу же и успокаиваются.

Модификация: Воспитатель может предложить ребен­ку «вытаскивать» из своей одежды (на спине) вообража­емые перышки: большие и совсем мелкие. Далее попро­сить ребенка сказать, перья каких птиц он уже вытащил.

«Печем пирог»

Цель: снятие напряжения, обучение бережному отно­шению к другому, развитие воображения. с Материал: одеяло или плед.

Ход: Кого-нибудь из детей накрывают одеялом и предлагают лечь на ковер лицом вниз. Потом его гладят руками, «просеивают муку», «раскатывают», «замешива­ют», «втыкают изюм» или «обмазывают вареньем». За­тем «пирог» переворачивают и украшают. «Пирог» сам 160 Развитие коммуникативных способностей.

скажет, когда он будет готов. Его разворачивают, и он поднимается, румяный, горячий, будто из печки. Упраж­нение проделывают с теми, кто захочет [2].

«Слон у папы на спине»

Цель: снятие напряжения, создание положительных эмоций, развитие воображения.

Ход: Дети, пожелавшие участвовать в игре, лежат под одним одеялом на животе, закрыв глаза. Взрослый водит одним или несколькими пальцами по их спинкам, как бы рисуя очертания разных предметов. Если это окажется трудным для разгадывания, можно «пустить побегать» по спинкам разных животных: кошку, муравья, слона. Ведь походка у животных разная и движениями рук возможно ее воспроизвести [7].

«Гамак»

Описание: Эта игра дает возможность хорошо рассла­биться под музыку. Каждый ребенок может понежиться в гамаке и стать необычным «подарком» для взрослых уча­стников игры. Дети любят подобные игры.

Возраст участников: с 3 лет.

Материалы: шерстяное одеяло либо простыня и спокойная инструментальная музыка. Очень хорошо подхо­дят «Колыбельная» Брамса и «Мечтания» Шумана.

Инструкция (ведущий детям): В некоторых странах люди, когда хотят хорошо и комфортно отдохнуть, ис­пользуют гамак. Они ложатся, в него и мягко покачивают­ся из стороны в сторону. Сегодня мы сделаем особенный гамак. Я постелю на пол одеяло, и один из детей на неко­торое время уляжется в гамак. Один взрослый станет в из­головье, другой — у ног, затем мы немного приподнимем одеяло, и ребенок начнет медленно качаться в гамаке в такт музыке. Все остальные дети стоят вокруг гамака, приветливо улыбаются, можно подпевать звучащей мело­дии. Через некоторое время мы мягко опускаем ребенка на пол. Гамак свободен для следующего ребенка.

(Присмотрите за ребенком, который качается в гама­ке; напевайте мелодию вместе со всеми и ощущайте своим телом ее ритм.) [46]

«Тихий час для мышат»

Ведущий предлагает детям превратиться в мышат. Показать, как они откусывают кусочки сыра — обедают. Гладят свои животики — наелись. Возвестить сонным писком, что хотят спать. Затем дети-мышата укладывают­ся на коврик «спать». Включается музыка для релаксации [49].

скажет, когда он будет готов. Его разворачивают, и он поднимается, румяный, горячий, будто из печки.

 

Визуализация «Радуга»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, со­здание позитивного фона работы в группе, оптимизация готовности к общению.

Материалы: кисти, краски, мелки, бумага разного фор­мата, магнитофон, аудиокассета со спокойной музыкой.

Ход, инструкция: «Ребята, вы, конечно, все когда-то видели радугу. А кто может сказать, как пахнет воздух в то время, когда вы наблюдаете радугу? Сейчас мы попробу­ем представить радугу, увидеть ее цвета. Устраивайтесь поудобнее на коврике. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на дыхании. Дышите глубоко и спокойно...

Теперь, когда вы расслабились, представьте, что весь зал наполнен красным воздухом. Внутренним зрением посмотрите на этот сияющий красный воздух, окружаю­щий вас, вдохните его свежесть. Теперь представьте, что весь зал наполнился оранжевым воздухом. Вы можете вдыхать этот цвет, дотрагиваться до него. Почувствуйте его апельсиновый запах.

Смотрите, воздух вокруг вас стал желтым! Наслаждай­тесь светящимся желтым воздухом. Вы будто купаетесь в лучах солнца, ощущаете его ласковое тепло. Но — цвет воздуха снова изменился! Теперь воздух излучает зеленый цвет. Это цвет первых весенних листьев. Почувствуйте свежесть и аромат весны! Однако чудеса продолжаются, воздух вдруг заиграл всеми оттенками голубого. Прикос­нитесь к цвету бездонного утреннего неба, представьте, что ваши руки — крылья, вы медленно парите в голубом пространстве. Воздух сгущается и его голубой цвет плав­но переходит в синий. Это цвет моря. От него невозмож­но оторвать взгляд. Синий воздух кажется более плотным. Попробуйте раздвинуть его руками, как воду. И, на-| конец, воздух в нашем зале окрашивается в фиолетовый. Прикоснитесь к нему руками и почувствуйте его плот­ность и глубину. Вдохните цвет вечерней прохлады...

А теперь мысленно представьте себе, как выходите из последнего цвета радуги и видите свет, который напом­нит вам этот зал. Представьте зал, в котором мы находим­ся, почувствуйте коврик, на котором лежите. Мысленно стряхните остатки всех цветов и откройте глаза. Нарисуй­те свои чувства и ощущения, используя различные цвета». В конце игры можно обсудить чувства, которые воз­никали, какое ощущение было самым приятным [3].

«Из семечка — в дерево»

Цель: обучение выразительным движениям, релаксация.

Ход: Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, вобрать голову, зак­рыть ее руками). Взрослый-садовник очень бережно отно­сится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начи­нает медленно расти (дети-семечки медленно поднимают­ся). У него раскрываются листочки (руки поднимаются), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает ра­достный момент — и бутоны лопаются (резко разжимают­ся кулачки), росток превращается в прекрасный сильный цветок. Приходит лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам-соседям, кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кон­чиками пальцев дотянуться до соседей).

Но вот подул холодный ветер, наступила осень. Цве­ток качается в разные стороны, борется е непогодой рас­качивания руками, головой, телом), сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Время идет, пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко те­перь ему тепло и спокойно. Скоро опять весна, и оно оживет.

Воспитатель ходит между детьми, показыва<


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.