Игра как метод развития отношений — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Игра как метод развития отношений

2020-12-27 75
Игра как метод развития отношений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра являет­ся ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. В контексте сюжетно-ролевой игры возникают и совершенствуются другие виды игр: дидактические, игры с правилами, игры-драматизации, результативные игры [14]. Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте опреде­ляет всестороннее развитие личности ребенка и создает зону ближайшего развития (Л.С.Выготский).

Д.Б.Эльконин выделяет четыре линии влияния игры на психическое развитие ребенка.

Развитие мотивационно-потребностной сферы

Возникает иерархия мотивов, где социальные моти­вы делаются более значимыми для ребенка, нежели лич­ностные (происходит соподчинение мотивов). Важней­шими для ребенка мотивами становятся стремление к социально значимой и социально оцениваемой деятель­ности, а также мотив занять новую социальную пози­цию (Л. И. Божович, 1968).

2. Преодоление познавательного и эмоционального эго­центризма

Ребенок, принимая роль какого-либо персонажа, ге­роя и т. п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Ребенку необходимо согласовывать свои дей­ствия с действиями персонажа, а также с позицией парт­нера по игре. Это помогает ориентироваться во взаимо­отношениях между людьми, способствует развитию само­сознания и самооценки у дошкольника.

Развитие произвольности поведения

Воспроизводя типичные ситуации взаимоотноше­ний людей в социальном мире, дошкольник подчиня­ет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и правила пове­дения, соотносить с ними свое поведение, контролиро­вать выполнение игровых ролей другими участниками игры. Таким образом развивается произвольная регуля­ция поведения.

Развитие умственных действий

Формируется план представлений, развиваются спо­собности и творческие возможности ребенка.

В игре ребенок получает огромные возможности для самовыражения, исследования собственных чувств и пе­реживаний. Игра позволяет ребенку освободиться от эмо­циональной напряженности и является оптимальным средством для решения как развивающих, так и коррекционных задач.

Содержание, сюжеты игры, предпочитаемые ребен­ком, особенности его речи позволяют предположить ха­рактер общения дошкольника в семье, внутрисемейные ценности и отношения.

В условиях игрового и реального общения со сверст­никами ребенок вынужден применять на практике соци­альные нормы поведения, использовать их в различных ситуациях. Игровое сотрудничество требует от детей со­гласованности действий, умения договариваться, прояв­лять симпатию и сочувствие. Конечно, далеко не всегда детям это удается. Поиск ответов на возникающие игро­вые проблемы повышает социальную компетентность, познавательную активность детей и в реальной жизни. Достигнутый в игре прогресс психического развития ре­бенка существенно влияет на возможности его обучения на занятиях, способствует совершенствованию реальной позиции в среде сверстников и взрослых.

Обучение детей осознанию и выражению своих чувств, создание проблемных ситуаций и, конечно, предоставле­ние творческой инициативы позволяют детям чувствовать себя более уверенными, успешно адаптироваться и демон­стрировать адекватное поведение. Далее мы рассмотрим конкретные игры, направленные на развитие коммуника­тивных навыков у детей. Эти игры многофункциональны по назначению и позволяют решать одновременно не­сколько развивающих задач.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ

Приступая к планированию, сформулируйте свои цели: каких результатов вы планируете достигнуть в определенный отрезок времени. Следующий шаг состоит в подборе игр, заданий и упражнений, соответствующих вашим целям.

При этом необходимо также учитывать:

• взаимосвязь и последовательность выбранного мате­риала (связаны ли занятия одно с другим, и являются ли последовательным продолжением предыдущих);

• постепенное усложнение (начинать всегда лучше с более легких упражнений);

•» разнообразие, чередование различных видов актив­ности (необходимо перемежать речевую активность с двигательной, спокойные игры с подвижными, а также активность взрослого с детской активностью);

· занятия для маленьких и больших групп — педагог должен решить, когда использовать малочисленные (от 6 до 8 человек), а когда крупные группы. Суще­ствует много способов разделить группу на под­группы. Их можно планировать заранее, можно использовать процедуру случайного отбора — вы­таскивание из шляпы бумажек с фруктами — или разрешить детям формировать группы по своему усмотрению. В последнем варианте позаботьтесь о том, чтобы избежать возникновения замкнутых группировок. Выбирайте тот метод, который счита­ете оптимальным для конкретной группы;

· временные рамки (определите, в какое время вы буде­те заниматься с детьми, продолжительность занятий).

План обязательно должен быть гибким. Эта гибкость предполагает уникальную возможность для участников взаимодействия и исключает стандартность и соответствие обязательным правилам. Когда дети имеют возможность высказать свое мнение, возрастает их заинтересованность и формируется атмосфера доверия. Изменения в план мо­гут вноситься как в начале, так и в процессе групповой работы.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.