Конфликтные ситуации в педагогической практике — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Конфликтные ситуации в педагогической практике

2020-12-27 479
Конфликтные ситуации в педагогической практике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В жизни каждого человека конфликты неизбежны, и их возникновение нельзя рассматривать однозначно не­гативно. Конфликты можно воспринимать как некую за­дачу, решение которой открывает новые возможности общения и саморазвития. Конфликт учит нас отстаивать свои интересы и считаться с интересами других, осозна­вать и контролировать свои чувства, находить альтерна­тивные варианты выхода из напряженной ситуации.

Любой конфликт имеет свою структуру, сферу и дина­мику. Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиции участников, их взаимо­действий и объекта конфликта. Внутренняя позиция уча­стников — это цели, интересы и мотивы, то, что не про­является открыто в ходе конфликтного взаимодействия. Внешняя позиция выражается в речевом поведении кон­фликтующих, отражается в их мнениях, взглядах, жела­ниях. Дифференцировать внешнюю и внутреннюю пози­цию участников конфликта необходимо для понимания их внутренних мотивов поведения.

Педагог и ребенок могут иметь разные объекты кон­фликтной ситуации. Рассмотрим такую ситуацию: на за­нятии дети коллективно сочиняют сказку, Илья наруша­ет дисциплину (кривляется, «воет», вскакивает с места) и отвлекает внимание детей и педагога на себя. Для педаго­га в данной ситуации объект конфликта — дисциплина, для Ильи — стремление привлечь к себе внимание.

Сфера конфликта может быть деловой или личност­ной. Если конфликт возник в деловой сфере, необходи­мо постараться удержать его в этих рамках. Здесь помо­гут вышеописанные приемы эффективной коммуника­ции, в частности, принятие и техника «Я-высказывания».

Динамика конфликта состоит из трех этапов:

1. Нарастание. На этом этапе возможно блокировать развитие конфликтной ситуации.

2. Реализация.

3.Затухание. Конфликтная ситуация реализовалась, после «выброса» эмоций конфликтующие обесси­лены и испытывают определенные чувства уже по поводу случившегося (чувство вины, обиды, сожа­ления и др.). Именно на этой стадии воспитатель­ное воздействие наиболее эффективно [37]. Умение педагога успешно разрешать конфликты явля­ется профессионально значимым качеством, поскольку от него напрямую зависит эмоциональное состояние педаго­га и. как следствие, эмоциональное состояние детей, вза­имоотношения в коллективе и результаты сотрудничества с родителями воспитанников. Деятельность педагога от­личает определенное психоэмоциональное напряжение, связанное с интенсивным общением, ответственностью и высокими квалификационными требованиями. Если к тому же учесть соотношение количества воспитанников на одного воспитателя, наиболее характерное для наших детских садов, станет очевидной сложность реализации индивидуального подхода, в том числе и в разрешении конфликтов. А мы ведь помним, что не только напрямую обучаем детей сотрудничать (значит, сами умеем), но и, прежде всего, своим примером демонстрируем им воз­можные варианты поведения. В любой конфликтной ситу­ации важно осознавать и контролировать происходящее и четко представлять желаемые результаты. Для этого можно воспользоваться следующей поэтапной схемой:

 

На первом этапе действует правило «стоп». Это время для оценки ситуации и осознания своих эмоций («Что я сейчас чувствую? Что я сейчас хочу сделать?»). Далее не­обходимо проанализировать причины поведения ребен­ка, понять его чувства, состояние: «Что с ним происхо­дит? Каковы причины его поведения?» На следующем этапе определяются цели и средства педагогического воз­действия: «Какой результат я хочу получить? Каким обра­зом я могу его достигнуть?» Педагогическое воздействие не должно быть направлено против личности ребенка.

Профессиональная гибкость педагога проявляется в уме­нии предложить ребенку различные варианты на выбор, соотнести педагогические цели со средствами воздей­ствия и интересами ребенка. Успех практического дей­ствия педагога будет зависеть от того, насколько точно он смог сформулировать педагогическую цель и выбрать оптимальные способы ее достижения.

Проанализировать эффективность своей воспита­тельной стратегии в конфликтных ситуациях можно с помощью «дневника конфликтных ситуаций». Основ­ная суть: в дневник (любую тетрадь) записываются все конфликтные ситуации за определенный промежуток времени.

 

Например:

 

Дата   Суть конфликта Действия ребенка, причины Мои действия   Результат   Примеча­ния  
00.00.00.   Илья мешал мне проводить занятие   Вскакивал с места, «выл», комментировал сказ­ку, изображал персо­нажей. Цель: при­влечь внимание.   Предложила детям разыграть прочитанную сказку. Роль волка предложила Илюше.   Илюша с энтузиаз­мом включился в совместную деятельность.   Роль волка позволила ребенку отреагировать свои эмо­ции, соотнести свое по­ведение с ролевыми рамками.

 

Такой дневник можно посоветовать вести и родите­лям, у которых возникают сложности во взаимодействии с ребенком. Полученные результаты анализируются са­мостоятельно или совместно с педагогом-психологом.

Разрешить конфликт далеко не всегда означает пойти на уступки, иногда очень важно отстоять свою позицию, как для своего собственного блага, так и для пользы дру­гого человека. Потакая всем желаниям и капризам ребенка, мы не приносим ему тем самым пользу, не учим его считаться с реальными возможностями и условиями жизни. Очень часто встречается ситуация, когда ребенок пытается добиться своего настойчивыми требованиями, докучливыми просьбами. И это вызывает раздражение и чувство беспомощности, как у родителей, так и у воспи­тателей. Конечно, и у такого способа поведения есть при­чины, однако — как реагировать на него адекватно в кон­кретной ситуации? Кроме техники «Я-высказывания» можно использовать технику «заезженной грампластин­ки», включающую принятие чувств (или комплимент) партнера(у) по общению, объяснение причин своего по­ведения (отказа). После фразы ставится «жирная» точка. Рассмотрим применение этой технике на примере.

Ребенок требует у родителя: «Пожа-а-а-луйста, дай мне свой сотовый телефон в садик! Я буду тебе звонить!»

Родитель: «Ты уже достаточно большой и многое уме­ешь, в том числе и обращаться с телефоном. Но телефон нужен мне для работы и я не могу отдать его тебе».

В качестве аргумента можно приводить любые доводы, которые кажутся вам значимыми. Основная суть техники заключается в неоднократном повторении фразы. Не нуж­но оправдываться, словно вы виноваты, внутренняя уве­ренность в собственных словах, как правило, вызывает уважение у собеседника, и разногласия преодолеваются.

У каждого человека есть свое личное пространство, посягательство на которое может приводить к конфлик­ту. И наоборот, признание за человеком определенной свободы выбора и действия сглаживает возникающие противоречия.

Ниже приводится упражнение, которым мы рекомен­дуем воспользоваться. Оно способствует саморефлексии педагогов, развитию навыков сотрудничества, учит, как отстаивать свои права и уважать права других людей.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.