Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2020-12-27 | 64 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
«Пойми меня»
Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает всем «заглянуть в себя», определить свое настроение, какие ассоциации оно вызывает, и записать его одной короткой фразой. Далее все участники пытаются представить себе настроение своего соседа слева: что он чувствует, с чем ассоциируется, и записывают свои мысли. Затем, по часовой стрелке, каждый характеризует предполагаемое настроение своего соседа слева и зачитывает свою запись; сосед, в свою очередь, подтверждает или опровергает сказанное, может быть, выделяет какие-то моменты, наиболее созвучные его состоянию.
«Зеркало»
Участники делятся на пары. Один рассказывает что-либо, второй внимательно слушает (активно или пассивно), одновременно «присоединяясь» к партнеру — повторяет его позу, выражение лица, подстраивается к темпу речи, интонациям. Затем меняются ролями.
«Любящий взгляд»
Один участник выходит за дверь. Его задача — определить, кто из группы будет смотреть на него «любящим» взглядом. Ведущий назначает в его отсутствие 2-3 человек. Затем выбирается другой отгадывающий. Количество смотрящих «любящим взглядом» увеличивается [38].
«Отражение чувств»
Из группы выбирают двух человек (по их собственному желанию). Один будет играть роль родителя (или ребенка), второй выступать в своей профессиональной роли. Тренер инструктирует первого участника относительно разыгрываемой роли (задается предварительный сценарий: оговаривается ситуация, чувства, фразы, лучше — позаимствованные из реальной жизни) за пределами групповой комнаты. Далее первый участник действует по заданному сценарию (прямо или косвенно выражает агрессию, обиду, неуверенность и т. д.), второй — пытается построить конструктивный диалог, отражая чувства собеседника.
|
Эффективное общение предполагает не только умение слушать и понимать своего собеседника, но и способность искренне и адекватно говорить о своих чувствах и желаниях, выражать свои просьбы. То есть строить свои высказывания таким образом, чтобы быть услышанным и понятым и, в то же время, не ущемить интересы и достоинство другого человека.
Такие возможности предоставляет техника «Я-сообщения».
Использование Я-сообщения
Техника Я-сообщения позволяет педагогам и родителям положительно влиять на поведение ребенка, особенно в случаях, когда это поведение является нежелательным, неприемлемым.
Модель Я-сообщения состоит из трех основных частей:
• события (когда..., если...);
· реакции (я чувствую...);
• предпочитаемого вами исхода (мне хотелось бы, чтобы..., я предпочел..., я был бы рад).
Первоочередная цель Я-высказывания — сообщить свое мнение, свою позицию, свои чувства и потребности; в такой форме другой услышит и поймет их гораздо быстрее. Противоположным вариантом Я-сообщения является «Ты-сообщение». Ты-сообщения часто нарушают процесс взаимодействия, так как вызывают у ребенка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда взрослый: «Ты всегда разбрасываешь свои вещи!», «Немедленно прекрати это делать!», «Ты неисправим!».
Рассмотрим различия вышеописанных высказываний на конкретных примерах.
Ситуация | Ты-сообщение | Я-сообщение |
Ребенок выпрашивает у родителей купить ему новую, очень дорогую игрушку. Покупка не входит в планы и возможности родителей. Ребенок ноет и продолжает просить. | Ты мне надоел! Прекрати истерику немедленно! | Я очень расстроена твоим поведением. Мне приятно делать тебе подарки, но сейчас я не могу этого позволить (у меня нет денег и вообще я не планировала покупать эту игрушку). |
Ребенок дерзит воспитателю, отказывается следовать общепринятым правилам. | Какой несносный мальчишка! Будешь наказанным весь день! | Мне неприятно, когда ты мне дерзишь. У меня пропадает желание с тобой разговаривать! Ты ведь знаешь, что в детском саду есть определенные правила и обязанности, ты достаточно большой, чтобы их понимать и соблюдать. |
|
Воспользуемся далее примером Томаса Гордона и нарисуем схему сообщений для родителя, который устал и не испытывает желания играть с сынишкой.
«Ты-сообщение»
Родитель устал--» Процесс шифрования--» Шифр «ты меня утомил» --» Процесс расшифровки --» Реакция ребенка «я плохой»
«Я-сообщение»
Родитель устал | Процесс шифрования | Шифр: «я очень устал» | —»• | Процесс расшифровки | —» | Реакция ребенка: «папа устал» | ||
— * | — > |
В общении может использоваться неполная форма Я-сообщения, укороченная (Мне хотелось бы, чтобы мы договорились о том, кто убирает игрушки).
Иногда необходимо предоставить ребенку возможность выбора, объяснив последствия того или иного поведения. Например: ребенок хочет самостоятельно пойти из детского сада домой. Мальчик капризничает: «Я хочу пойти домой прямо сейчас!», «Я сам дойду!». Воспитатель отвечает: «Вова, ты можешь прямо сейчас пойти домой, но ты уверен, что сможешь один найти дорогу?» — «Нет», — ответил притихший малыш.
Используя технику Я-высказывания в общении с ребенком, взрослые не только разрешают таким образом спорные вопросы, но и учат ребенка конструктивно общаться с окружающими [25, 27].
«ЯЗЫК ПРИНЯТИЯ» И «ЯЗЫК НЕПРИНЯТИЯ»
Каждому человеку хочется, чтобы его понимали и принимали таким, какой он есть. И ребенок нуждается в таком отношении не менее, чем взрослый.
Однако, нередко можно услышать от родителей следующее обращение в адрес своего ребенка: «Если ты будешь хорошо себя вести, я заберу тебя из детского сада пораньше». Или же: «Какой ты бездельник! Будешь работать дворником! «.
Трехлетний Ваня очень старался вести себя «хорошо» в детском саду — чтобы мама забрала его пораньше. Сдерживая слезы, он ел, занимался общими делами, гулял, первым ложился спать. Но даже постороннему человеку было видно, в каком эмоциональном напряжении находился этот малыш! И однажды утром он взмолился: «Мамочка, я умираю, пожалуйста, не веди меня в детский сад!».
|
Малышу сложно высказать свои чувства, он очень нуждается в принятии и поддержке, прежде всего, своих близких.
Безусловно принимать ребенка (применительно к любому человеку) — значит принимать без условий; любить его не за какие-то определенные заслуги или желательное поведение, а просто за то, что он есть.
Способность педагога к безусловному принятию детей — это, в первую очередь, учет индивидуальности ребенка, примерно в таком смысловом контексте: «Я принимаю тебя таким, какой ты есть, а не подгоняю под какие-то рамки».
Потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей (А.Маслоу). Ее удовлетворение — необходимое условие для нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам небезразличен, нужен, важен, что он просто хороший. «Как хорошо, что ты у нас есть», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься» и пр. Кроме речевого сообщения, важную роль играет улыбка, интонация, взгляд, прикосновение.
Безусловное принятие не подразумевает вседозволенность и полное отсутствие критики. Можно выражать свое недовольство только отдельными, конкретными поступками ребенка, но не его личностью в целом. Не менее актуально говорить о поступках ребенка в настоящем времени, а не обобщать, переводя их в постоянную категорию. Сравните приведенные ниже реплики.
Оценка поступка («Я огорчена, потому что ты сегодня сломал новую машинку») — и оценка личности («Ты разрушитель! Почему ты всегда все ломаешь?»).
Временной язык: «Сегодня у тебя не получилось прыгать на скакалке» — и постоянный язык: «У тебя никогда ничего не получается!».
«Язык принятия»: | «Язык непринятия»: |
оценка поступка, а не личности | отказ от объяснений |
похвала | негативная оценка личности |
комплимент | уравнение не в лучшую сторону |
временной язык | постоянный язык |
ласковые слова, поддержка | указание на несоответствие родительским ожиданиям |
выражение заинтересованности | игнорирование |
сравнение с самим собой | команды |
одобрение | приказы |
согласие | подчеркивание неудачи |
позитивные телесные контакты | оскорбление |
улыбка | угроза |
контакт глаз | наказание |
доброжелательные интонации | «жёсткая» мимика |
эмоциональное присоединение | угрожающие позы |
поощрение | негативные интонации |
выражение своих чувств | |
отражение чувств ребенка |
|
В таблицу попали вербальные (речевые) и невербальные (неречевые) проявления «языка принятия» и «языка непринятия», так как от невербального оформления нашей речи зависит то, как воспримут наши слова другие люди [25].
Очень важно также не запрещать ребенку испытывать негативные чувства, гораздо продуктивнее будет выяснить причину их возникновения и обсудить ситуацию. Например, малыш, рассказывая о ссоре со своим приятелем по детскому саду, заявляет: «Я ненавижу Сашку!».
Запрет на чувства: «Ты знаешь, что ненависть — очень плохое чувство? Ты не должен никого ненавидеть. Тебе может просто что-то или кто-то не нравиться». Принятие чувств, попытка прояснить ситуацию: «Я вижу, ты расстроен (сердишься). Что между вами произошло?».
Несомненно, установление добрых и доверительных отношений между взрослыми и ребенком существенно снижает уровень непонимания и конфликтов.
Э.Фромм еще в 50-е годы прошлого столетия писал о важности как безусловной, так и условной любви. Ребенка необходимо поощрять, за то и еще за что-то, тем самым показывая ему важность каких-то его проявлений. В первые годы жизни ребенку необходима всепоглощающая любовь матери, ее безусловное принятие, которое впоследствии формирует доверие к миру и чувство уверенности в себе. По мере взросления, ребенка следует учить соотносить поведение с социальными требованиями и запретами.
Вряд ли возможно быть абсолютно принимающим родителем, а тем более воспитателем. Это качество, скорее, относительно. У каждого человека существует определенная сфера принятия ребенка и сфера непринятия. То, какая сфера больше представлена в отношениях с ребенком, зависит от многих факторов, в частности:
· от личности взрослого (родителя, воспитателя) — его характера, темперамента, ожиданий к ребенку, стереотипов в воспитании, собственного детского опыта и отношения к родителям;
· личности ребенка — его воспитуемости, болезненности, способности, к научению, интеллекта, активности и др.;
· особенностей ситуации — присутствия других людей, ситуации экзамена, проверки каких-либо знаний, появления новых членов семьи и т. д. Таким образом, если взрослый чаще пребывает в состоянии принятия ребенка, можно вести речь об относительном принятии, и наоборот, если для него наиболее характерны чувства, связанные с непринятием ребенка, то он, скорее всего, транслирует непринимающую позицию [25].
|
Задание для самоанализа:
В течение 2-3 дней проанализируйте свое общение с детьми. Каким образом вы проявляете свое положительное отношение к ним? Сколько раз вы обратились к нимс эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько — с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Важно не только количественное соотношение, но и качественный анализ высказываний. Если отрицательные обращения перевешивают число положительных, то с общением у вас не все благополучно [6].
Задания практические:
1. Совместно с группой ведущий составляет список элементов «языка принятия» и «языка непринятия», обсуждает вербальные и невербальные их проявления. Можно предложить каждому участнику сказать какую-либо фразу от лица ребенка, а члены группы и ведущий записывают фразу сначала на «языке непринятия», а потом на «языке принятия». Участник, в роли ребенка, делится чувствами, которые вызывает у него то или иное высказывание.
В ходе выполнения этого упражнения важно акцентировать различие между принятием и согласием. Легко продемонстрировать принятие, во всем соглашаясь с другим человеком; гораздо труднее, не соглашаясь, вселить в него уверенность в том, что вы принимаете его как личность, считаетесь с ним, хотя имеете иную точку зрения.
2. Обсудите с детьми слово «комплимент» и скажите друг другу что-нибудь комплиментарное.
4. Используйте в общении с детьми элементы телесной терапии, такие, как: поглаживание перед сном, дружелюбное или ободряющее прикосновение; можно обнять ребенка при встрече (особенно это важно для малышей) или взять на руки. Это благоприятно влияет на детей и укрепляет ваши отношения, ведь телесный контакт возможен только при условии взаимного доверия и расположения.
Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, утверждая, что четыре объятия совершенно необходимы каждому для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день не только ребенку, но и взрослому [6].
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!