Личностно-ориентированная модель взаимодействия — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Личностно-ориентированная модель взаимодействия

2020-12-27 568
Личностно-ориентированная модель взаимодействия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Целью общения выступает стремление педагога обес­печить ребенку чувство психологической защищенности, доверия к миру, развивать его индивидуальность. Воспи­татель не подгоняет развитие детей под определенные стандарты, а старается создать благоприятные условия для всестороннего развития с учетом индивидуальных особенностей. Ребенку предоставляется определенная самостоятельность, его активность не подавляется. Фор­мирование знаний, умений и навыков выступает не само­целью, а средством полноценного развития личности.

Способы общения: понимание, приятие личности ре­бенка, основанное на способности взрослых к децентрации (умение становиться на позицию другого, учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции).

Тактика общения: сотрудничество, использование проблемных ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности, гибкость позиций общения при взаимодействии с ребенком. Ребе­нок воспринимается взрослым как полноценный партнер в условиях сотрудничества.

Педагогическое воздействие направлено на интересы ребенка и перспективы его дальнейшего развития.

Личностно-ориентированная модель взаимодействия является наиболее эффективной для полноценного обще­ния детей и педагога. В данном случае и взрослый и ребенокв равной мере являются субъектами взаимодействия. Воз­никающие противоречия разрешаются посредством со­трудничества. Ребенок чувствует себя эмоционально за­щищенным, так как педагог относится к нему как к рав­ному. В рамках этой модели формируются личностные особенности, как детей, так и воспитателя, что диктует­ся и направляется отличительной характеристикой взаи­модействия: субъект-субъектными отношениями двух сторон, педагога и детей.

Для учебно-дисциплинарной модели взаимодействия взрослого с ребенком, характерны иные, субъект-объек­тные связи (В. Г. Маралов). Взаимоотношения, построен­ные на таких связях, называют тоталитарными, при этом личность педагога является наиболее значимой, ребенку же отводится пассивная роль. Он выступает в качестве объекта приложения педагогических воздействий, поэто­му и находится в подчиненном положении (обязан, дол­жен). Основное противоречие в общении преодолевает­ся путем явного или неявного принуждения.

Модели «невмешательства» в жизнь ребенка соответ­ствуют объект-субъектные связи. В качестве субъекта фактически выступает ребенок, пассивная роль отводит­ся взрослому. В данном случае задача взрослого — при­спосабливаться к желаниям ребенка, т. е. создаются усло­вия и предпосылки для его спонтанного развития. Такой тип связи, как правило, наиболее характерен для семей­ного воспитания.

Ученые-исследователи (В. Г. Маралов и др.) выявили несколько принципов установления субъект-субъектных связей.

1. Принцип диалогизации педагогического взаимо­действия — позиция взрослого и позиция ребенка должны быть равноправными, т. е. это позиция соучащихся, совоспитывающихся, сотрудничаю­щих людей.

2. Принцип проблематизации взрослый актуализиру­ет тенденцию ребенка к личностному росту, а также его исследовательскую активность, создает условия для совершенствования нравственных поступков, для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем.

3. Принцип персонализации ролевое взаимодей­ствие, т. е. взаимодействие не личности, а «роли». Следует отказаться от ролевых масок и включить во взаимодействие те элементы личностного опы­та, которые не соответствуют ролевым ожиданиям и нормативам.

4. Принцип индивидуализации выявление и развитие общих и специальных способностей ребенка. Выбор адекватных возрастным и индивидуальным возмож­ностям содержания, форм и методов воспитания [43].

Из трех приведенных и подробно описанных моделей взаимодействия взрослого с ребенком оптимальной явля­ется личностно-ориентированная, построенная на субъект-субъектных связях. Обзор психолого-педагогической ли­тературы по проблеме дает возможность считать личностно-ориентированную модель взаимодействия в группе ДОУ наиболее значимой, и не только для усвоения деть­ми опыта человеческих отношений, но и для переноса усвоенных образцов в общение со сверстниками.

В стиле педагогического общения проявляются осо­бенности коммуникативных возможностей педагога, сложившийся характер взаимоотношений его и воспи­танников, творческая индивидуальность педагога, а также индивидуальные особенности детей. Стиль общения не­избежно отражает общую и педагогическую культуру вос­питателя и его профессионализм.

Общепринятой классификацией стилей педагоги­ческого общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский (либеральный) (А.В.Петровский, Я.Л.Коломинский, В.В.Шпалинский, М.Ю.Кондратьев и др.).

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.