Причины непопулярности детей среди сверстников и стратегия психолого-педагогической помощи — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Причины непопулярности детей среди сверстников и стратегия психолого-педагогической помощи

2020-12-27 348
Причины непопулярности детей среди сверстников и стратегия психолого-педагогической помощи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Причины Стратегия
Непривлекательный внешний вид ребенка Консультирование родителей  
Негативное отношение педагога к ребенку Анализ причин, самоконтроль педа­гога за проявлением эмоций
Неадекватная самооценка (зани­женная или завышенная) ребенка Решение личностных проблем ре­бенка  
Низкий уровень развития навыков общения ребенка (незнание спосо­бов общения или неумение органи­зовать общение, совместную дея­тельность) Развитие коммуникативных навы­ков  
Отсутствие у ребенка потребности в общении   Коррекция проблем личностного развития, формирование потребно­сти в общении — комплексное взаимодействие педагогов, ребенка и родителей
Частые болезни ребенка   Поддержание опосредованного контакта детской группы с ребенком (педагог может вспоминать о ре­бенке во время его отсутствия, быть посредником в передаче ин­формации между ребенком и дет­ской группой — дети могут с помо­щью воспитателя написать ему письмо, нарисовать для него рису­нок и т. д.)

 

ЛИЧНОСТНЫЕ ТРУДНОСТИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ХАРАКТЕР ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Умение эффективно общаться зависит от многих фак­торов и, в большей степени, от отношений со значимы­ми взрослыми, а также от индивидуальных особенностей самого ребенка.

Для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в общении, необходимо понять их причины. Одной из них может быть нарушение взаимоотношений внутри семьи; есть и более сложные — психофизиологические особенно­сти ребенка (определенная незрелость или минимальные поражения нервной системы вследствие неблагополучного протекания беременности матери или родов, что при пра­вильном воспитании преодолевается к 7—8 годам).

Неред­ко эти факторы действуют одновременно, поскольку взрослые недооценивают (по своему незнанию) или по­просту игнорируют те особенности нервной системы ре­бенка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются «исправить» ребенка различными неадекватны­ми воспитательными воздействиями.

Нельзя забывать и о том, что некоторые трудности в поведении детей носят временный характер и связа­ны с переживанием ребенком одного из кризисов раз­вития (1 года, 3 и 7 лет). Эти периоды, несмотря на трудновоспитуемость ребенка, свидетельствуют-таки о нор­мальном процессе психического и личностного развития. Воспитательные же воздействия на ребенка, переживаю­щего кризис развития, должны быть направлены не столько на коррекцию его поведения, сколько на перестройку всей сложившейся к этому моменту системы от­ношений взрослого и дитя.

Очень важно суметь выявить истинные, глубинные причины неадекватного поведения ребенка, вызывающе­го тревогу у родителей и воспитателей, и наметить пути решения выявленных проблем.

Нарушения общения могут проявляться в следующих формах:

· неспособности сопереживать другому ни в реаль­ной ситуации, ни при прослушивании сказок, про­смотре мультфильмов;

· неумении регулировать свои эмоции и поведение;

· проявлении отрицательных эмоций и страхов по­стоянного характера в процессе общения.

Далее мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся поведенческие проявления, вызывающие трудности в об­щении у дошкольников, а также возможные способы их коррекции.

АГРЕССИВНОСТЬ

Многим маленьким детям свойственна агрессивность. Агрессивное поведение нельзя рассматривать однознач­но отрицательно. С одной стороны, оно является врож­денным защитным механизмом, способствующим адап­тации и выживанию в социальной среде. С другой — мо­жет серьезно осложнять жизнь ребенка, негативно влиять на его контакты с окружающими людьми и на личност­ное развитие в целом.

Агрессивным называют разные типы поведения. На­пример, враждебность, форма гагрессии, чреватая непри­ятностями и для самого носителя, и для его окружения.

Упорство — тоже форма агрессии, но без него трудно по­лучить результат, достичь цели.

Существует несколько категорий агрессивного пове­дения [31], мы остановимся на двух главных формах, с которыми часто приходится сталкиваться родителям и педагогам.

1. Недеструктивная агрессия — настойчивое, невраж­дебное самозащитное поведение, направленное надостижение цели и тренировку. Такая форма агрессии проявляется у детей с первых месяцев жизни и служит для зашиты потребностей, собственности, прав, она тесно связана с удовлетворением личностных жела­ний, достижением цели, способностью к адаптации.

2. Враждебная деструктивность — злобное, неприят­ное, причиняющее боль окружающим поведение. Проявляется как результат-сильных негативных переживаний, дискомфорта. Переживания и разо­чарования ребенка, которые взрослым кажутся не­значительными, для маленького человека могут оказаться труднопереносимыми именно в силу не-. зрелости его нервной системы, поэтому физичес­кая реакция может быть для него наиболее удов­летворительной и результативной, особенно при ограниченной способности к самовыражению.

Враждебная деструктивность проявляется в форме физической и вербальной (словесной) агрессии.

Физическая может выражаться как в драках, так и в разрушительном отношении к вещам (ребенок разбрасы­вает и ломает игрушки, рвет книги и т. п.). Иногда агрес­сивность и разрушительность совпадают — тогда ребенок швыряет различные предметы в других детей и взрослых. Оскорбления, ругань, дразнилки — выражение вер­бальной агрессии, за которой часто стоит неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или желание отыграться за собственные обиды.

Причины агрессивного поведения могут отражать различ­ные эмоциональные переживания ребенка. Например:

· боязнь быть обиженным, подвергнуться нападе­нию, получить повреждения; Ф переживание обиды или душевной травмы;

· неудовлетворенная потребность в любви и внимании;

· протест против ограничения каких-либо естествен­ных желаний или потребностей (скажем, в актив­ной деятельности).

Решающее значение в становлении агрессивного по­ведения ребенка имеют характер взаимоотношений в се­мье и стиль воспитания. Характер эмоциональных отно­шений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные по­ступки и действия — вот те параметры, которые психо­лог должен выяснить в процессе работы с агрессивным ребенком [54].

Для эффективного взаимодействия с ребенком и коррекции его поведения взрослому (педагогу, психо­логу, родителю) необходимо, прежде всего, выяснить причины таких проявлений. Общая тактика работы с агрессивными детьми состоит в том, чтобы постепенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в соци­ально приемлемых формах. Важны постоянство и пос­ледовательность в реализации выбранных взрослыми мер влияния на ребенка.

Основные направления содержания коррекционной работы:

1. Конструктивное вмешательство с целью снижения переживания чрезмерного неудовольствия.

2. Удовлетворение потребности ребенка в активности, достаточной и приемлемой самостоятельности в исследовательской и познавательной деятельности.

3. Конструктивное определение пределов разре­шенного.

4. Обучение ребенка приемлемому выражению враж­дебности.

5. Управление реакциями агрессивности ребенка с целью его психологического развития.

6. Помощь ребенку и участие при болезненных для него переживаниях.

7. Гармонизация отношений родителей и детей.

Для предупреждения и преодоления агрессивного поведения маленьких детей целесообразно использовать коллективные и ролевые игры, способствующие выработ­ке произвольности правильного поведения, способности к сопереживанию и взаимовыручке.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.