Тема 13. Система коррекционно-педагогической работы с лицами с нарушениями в развитии. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тема 13. Система коррекционно-педагогической работы с лицами с нарушениями в развитии.

2020-12-08 85
Тема 13. Система коррекционно-педагогической работы с лицами с нарушениями в развитии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дифференцированная сеть дошкольных учреждений специального назначения: ясли-сады, детские сады, дошкольные детские дома, дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения. Принципы построения специального дошкольного образования. Цель работы специальных дошкольных учреждений. Современная типология образовательных учреждений. Типовые положения дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Детские сады компенсирующего вида, компенсирующие группы детских садов комбинированного вида. Специальные программы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Наполняемость групп в зависимости от вида нарушений и возраста. Группы кратковременного пребывания. Виды интегрированного обучения. Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Образовательные оздоровительные дошкольные учреждения санаторного типа. Дошкольные отделения (группы) при специальных (коррекционных) школах и интернатах. Школьная система специального образования. Восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. Документы, регламентирующие деятельность специальных школ. Гарантированное получение цензового образования. Система профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью. Закон РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (24.11.1995.). Деятельность Государственной службы медико-социальной экспертизы и Государственной службы реабилитации инвалидов. Федеральная базовая программа реабилитации лиц с ограниченной трудоспособностью (инвалидов). Определение группы инвалидности. Организация и реализация профориентационной работы. Отечественные и зарубежные технологии профориентационной работы.

Основные понятия: дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, классы коррекции, классы выравнивания, классы компенсирующего обучения, интеграция, сегрегация.

Тема 14. Социально-реабилитационная работа по оказанию помощи лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья

Социальная помощь и социально-педагогическая деятельность. Структура современной системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России: государственный сектор, муниципальный сектор, негосударственный сектор. Приоритет личности и семьи по отношению к обществу и государству. Создание единого банка данных о лицах с ограниченными возможностями. Основные задачи педагога-дефектолога. Содержание работы социального педагога. Опыт организации системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями за рубежом. Стратегия государственной социальной политики в области социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России.

Основные понятия: социальная защита, социальное обслуживание, социально-педагогическая деятельность, социальная помощь.

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

 

Всего на дисциплину – 102 ч.

Аудиторные занятия – 42 ч., из них: 

- лекционные занятия – 22 ч.;

- практические занятия – 18 ч.

- КСР – 2 ч.

Самостоятельная работа студентов – 60 ч.;

Отчетность – экзамен (8-ой семестр)

 

П/П

Тема

Кол-во часов

ЛК ПЗ СРС 1 Предмет, задачи, принципы, категории, основные научные теории специальной педагогики и специальной психологии. Место специальной педагогики в структуре педагогического знания. Связь специальной психологии со смежными научными областями знаний. 2   2 2 Предметные области специальной педагогики и ее связь с другими науками 2   2 3 Научные основы специальной педагогики и психологии: философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические, психологические 2   5 4 История развития специальной педагогики и специальной психологии. Выдающиеся ученые-дефектологи   4 7 5 Норма и отклонения в физическом, психическом, интеллектуальном и моторном развитии человека 2 2 4 6 Первичный и вторичный дефект. 2   2 7 Комбинированные нарушения, их причины. 2 2 4 8 Особые образовательные потребности детей с отклонениями в физическом, психическом, интеллектуальном, сенсорном развитии 2 2 4 9 Профилактика, диагностика, коррекция недостатков личностного развития детей 2 2 6 10 Девиантное (отклоняющееся) поведение детей 2 2 6 11 Современная система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы специальных образовательных услуг 2 2 6 12 Система коррекционно-педагогической работы с лицами с нарушениями в развитии. 2 2 6 13 Социально-реабилитационная работа по оказанию помощи лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья 2 2 6   Всего: 102 22 20 60

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Семестр изучения дисциплины: 7-8 семестры

Всего на дисциплину – 200 ч.

Аудиторные занятия – 32 ч., из них:

- лекционные занятия – 12ч.,

- семинарских/практических занятий – 20 ч.,

Самостоятельная работа студентов – 168 ч.

Отчетность: 8 семестр – зачет

 

№ П/П

Тема

Кол-во часов

ЛК ПЗ СРС 1 Предмет, задачи, принципы, категории, основные научные теории специальной педагогики и специальной психологии. Место специальной педагогики в структуре педагогического знания. Связь специальной психологии со смежными научными областями знаний. 1   4 2 Предметные области специальной педагогики и ее связь с другими науками 1   4 3 Научные основы специальной педагогики и психологии: философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические, психологические 1 2 10 4 История развития специальной педагогики и специальной психологии. Выдающиеся ученые-дефектологи   2 20 5 Норма и отклонения в физическом, психическом, интеллектуальном и моторном развитии человека 1 2 12 6 Первичный и вторичный дефект. 1   5 7 Комбинированные нарушения, их причины. 1 2 15 8 Особые образовательные потребности детей с отклонениями в физическом, психическом, интеллектуальном, сенсорном развитии 1 2 16 9 Профилактика, диагностика, коррекция недостатков личностного развития детей 1 2 20 10 Девиантное (отклоняющееся) поведение детей 1 2 16 11 Современная система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы специальных образовательных услуг 1 2 20 12 Система коррекционно-педагогической работы с лицами с нарушениями в развитии. 1 2 20 13 Социально-реабилитационная работа по оказанию помощи лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья 1 2 20   Всего: 200 12 20 168

 

3. Методические рекомендации преподавателю

Учебно-методический комплекс дисциплины «Коррекционная педагогика и основы специальной психологии» составлен согласно Государственному образовательному стандарту Высшего профессионального образования по направлению 031000.00 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ с дополнительной специальностью, квалификация – ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ с дополнительной специальностью СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

При изучении учебной программы дисциплины преподавателю рекомендуется использовать лекционные часы для обеспечения понимания студентами изучаемого материала. Основными целями лекций являются:

-изучение основных теоретических вопросов специальной психологии и коррекционной педагогики;

-овладение понятийным аппаратом коррекционной педагогики и специальной психологии;

-ознакомление со способами организации лекционного материала, формирующими у студентов основные идеи, научные определения; умения излагать материал в научной, доступной лаконичной и дозированной манере.

Преподавателю следует направлять часы семинарских занятий на обеспечение усвоения студентами изучаемого материала. Основными целями семинаров являются:

-целенаправленное формирование у студентов профессиональной установки к изучению теоретического материала;

-анализ подходов к диагностике, воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья с позиций обсуждаемых на семинаре теоретических концепций.

Постоянно знакомить студентов с новинками психолого-педагогической литературы, включать их в содержание лекций, рекомендовать студентам для самостоятельного изучения. Следует обратить внимание на овладение студентами тезаурусом дисциплины.

Использовать метод кейс-технологий: преподаватель закладывает в кейс необходимые вводные по теме дисциплины, согласно учебно-тематическому плану. Каждый студент самостоятельно, в процессе домашней подготовки разбирает аудиторный материал и выполняет задания для самостоятельной работы. Использование данного метода дает возможность студентам самостоятельно проконтролировать свои знания, убедиться в необходимости приобретенных знаний, активизировать память, мышление, мотивацию и ощутить личную ответственность за свое обучение.

Формировать у студентов навыки работы с информацией (поиск информации, классификация источников, обработка информации). Особое внимание на семинарских занятиях обращать на формирование у студентов умения работать с психологическими текстами, анализировать их, сравнивать различные теории и концепции, делать самостоятельные выводы.

На семинарских занятиях использовать активные формы и методы обучения (ролевые игры, дискуссии, тренинги, методы «контекстного обучения» и «обучения на основе опыта»); обращать внимание на формирование у студентов навыков публичного выступления, доказательность и аргументацию при ведении научной дискуссии.

Практические занятия по вопросам самооценки, притязаний личности, мотивов поведения и др. организуются на материале наблюдений и исследований, проведенных в различных образовательных учреждениях. При решении психологических задач на практических занятиях и в ходе выполнения заданий для самостоятельной работы следует добиваться доказательности ответов. Рекомендуется использовать примеры из произведений современной литературы и периодической печати.

При изучении дисциплины использовать результаты собственных научных исследований и привлекать студентов к научно-исследовательской деятельности.

При организации текущего, промежуточного контроля применять индивидуальные контрольные собеседования, контрольные работы и учебное тестирование.

Самостоятельная работа студентов должна способствовать углублению и систематизации знаний, осознанию их значимости для будущей профессиональной деятельности и формированию готовности к ней. Основные формы самостоятельной работы в процессе изучения дисциплины: чтение и конспектирование учебной и научной литературы, изучение научной и учебно-методической литературы; составление словаря специальных терминов и биографического словаря персоналий; выполнение аннотаций, рефератов, курсовых работ по основным разделам курса.

Основное назначение самостоятельной работы, как формы учебной деятельности, заключается в углублении теоретических знаний и формировании навыков. Самостоятельная работа предполагает чтение и конспектирование учебной и научной литературы по изучаемой теме, составление словаря специальных терминов и биографического словаря персоналий; написание рефератов и курсовых работ по основным разделам курса.

Методические УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ

При изучении дисциплины "Коррекционная педагогика с основами специальной психология", студенты должны детально ознакомиться с учебно-тематическим планом, подобрать рекомендуемую основную и дополнительную литературу.

Основными методическими пособиями, рекомендуемыми студентам, являются "Специальная педагогика " под редакцией Н.М.Назаровой, «Специальная психология», под редакцией Л.В. Кузнецовой. В пособиях впервые изложена теория специальной педагогики, история специального образования лиц с нарушениями в развитии и особыми образовательными потребностями, психологические особенности таких детей. Представлены основы дидактики специальной педагогики, охарактеризованы содержание и организация специального образования, выявлены ключевые проблемы развития специальной педагогики, показан зарубежный и отечественный опыт в этой области.

В процессе преподавания дисциплины студентам рекомендуется:

- систематически вести записи лекций;

- систематически готовиться к семинарским занятиям по всем предложенным темам, активно участвовать в их обсуждении;

- при организации самостоятельной работы пользоваться услугами читального зала, абонемента, кабинета самостоятельной работы; знакомиться с новинками психологической литературы и периодических изданий;

- вести словарь по основным научным терминам и понятиям, изучаемым в рамках дисциплины;

- участвовать в работе проблемных групп, научных кружков, выполняя научное исследование в рамках изучаемой дисциплины;

- овладевать основными формами самостоятельной работы в процессе изучения дисциплины: изучение и конспектирование научной и учебно-методической литературы; составление словаря специальных терминов; выполнение аннотаций, рефератов, курсовых работ по основным разделам курса.

Семинарские занятия предусматривают рассмотрение теоретических вопросов на основе изучения научной литературы по проблемам психолого-педагогической коррекции; анализ док­ладов, сообщений, аннотаций и рецензий, подготовленных студентами.

При подготовке к семинарским занятиям студент должен: внимательно изучить ли­тературу, рекомендованную по данной теме; подготовить план ответа на каждый вопрос, вынесенный на обсуждение на семинаре.

На семинарских занятиях студенты могут выступить с тематическими сообщения­ми по обсуждаемым проблемам. Сообщение готовится по заданию преподавателя либо по инициативе студентов по теме, согласованной с преподавателем. Выступление с со­общением не должно превышать 15 мин.

Основой для глубокого усвоения курса в целом и непременным требованием под­готовки к каждому семинарскому занятию является тщательное изучение рекомендован­ной в программе и планах занятий литературы.

Практические занятия направлены на обсуждение методических вопросов, разно­образных по характеру заданий для самостоятельной работы. Обсуждение, анализ рефе­ратов и проблемных ситуаций поможет студентам в усвоении теоретических знаний и практических умений, обеспечивающих успешность осуществления педагогически гра­мотного взаимодействия педагога с семьями.

Методические рекомендации по написанию рефератов

Реферат – форма обучения студента, способствующая углубленному овладению отдельными вопросами учебной дисциплины, формированию навыков самостоятельной работы с учебной литературой, научными и методическими публикациями. Такая работа способствует выявлению творческих возможностей студента, показывает, насколько са­мостоятельно он способен овладеть знаниями, сделать правильные выводы на основе общения рекомендованной литературы и материалов педагогической практики.

Выбрав тему реферата, студент должен подобрать и внимательно изучить литературу. Перечень рекомендуемой литературы не является исчерпывающим. По согласова­нию с преподавателем студент вправе предложить свою тему реферата.

Реферат должен основываться на теоретических положениях, содержать необходи­мый фактический материал, примеры.

Объем реферата – 10-15 страниц машинописного текста или 15-20 страниц руко­писного текста.

Работа оформляется следующим образом:

на титульном листе указываются: наименование вуза, факультета, кафедры; те­ма реферата; фамилия, имя, отчество студента, курс и группа; фамилия, ини­циалы, ученая степень и ученое звание преподавателя, осуществляющего руководство данной работой, год и место выполнения реферата.

на следующей странице излагается план реферата (введение, 2-3 параграфа, за­ключение, библиография, приложения). Эта и все последующие страницы должны иметь нумерацию и поля для замечаний рецензента. На титульном листе нуме­рация не проставляется.

изложение материала начинается с введения, в котором следует указать цель работы, отметить важность и актуальность темы, степень разработанности про­блемы.

при цитировании научных работ и иных публикаций в ссылках указывается ав­тор, название публикации, издательство, год и место издания (для статей – название журнала, год, номер), страницы.

завершает работу заключение, в котором студент в краткой форме должен из­ложить свои выводы по анализу изученного материала.

в конце реферата обязательно приводится список использованной литературы, который оформляется в соответствии со сносками.

Аннотирование литературы

При подготовке к семинарам, составляя аннотации и рефераты, следует учитывать, что аннотация - это предельно сжатая характеристика материала, заключающаяся в информации о затронутых в источнике вопросах. Различают следующие виды аннотаций: а) описательная аннотация, б) реферативная аннотация. Как описательная, так и реферативная аннотации имеют одинаковую структуру. Последовательность изложения материала в аннотации должна быть следующей: 1. Предметная рубрика. В этом пункте называется область или раздел знания, к которому относится аннотируемый источник. 2. Тема. Обычно тема определяется наименованием источника, но может быть сформулирована самим референтом. 3. Выходные данные источника. В этой рубрике записывается автор, заглавие, журнал, издательство, место и время издания. Эта рубрика очень важна, так как помогает найти легко сам первоисточник. 4. Сжатая характеристика материала. Здесь последовательно перечисляются все затронутые в первоисточнике вопросы. Если реферируется монография, то перечисление этих вопросов облегчается наличием оглавления, т.к. обычно все вопросы, затронутые в книге, перечисляются в ее оглавлении. Многие журнальные статьи тоже имеют главы, разделы или параграфы; именно они и должны быть перечислены в этой рубрике аннотации. Описательная аннотация этим и ограничивается, в реферативной аннотации, кроме того, сжато излагается основной вывод автора материала по всей томе и ее основным вопросам. 5. Критическая оценка первоисточника. Эта рубрика может содержаться не в каждой аннотации, т.к. сам референт далеко не всегда может дать такую критическую оценку, но наличие такой рубрики является весьма желательным. Обычно референт излагает свою точку зрения на актуальность материала, указывает, на кого рассчитан данный материал. Более специальных суждений референт, как правило, не делает.

Составленная по такой структуре аннотация является ценным материалом для ориентации студентов в потоке информации и способствует систематизации первоисточников.

Этот вид самостоятельной работы способствует планомерному подбору и изучению специальной литературы при написании курсовой и дипломной работ.

Студентам следует обратить особое внимание на то, что в основе исторических концепций специальной педагогики, а следовательно и отборе содержания, методов, технологий лежит философское осмысление существования, лечения и воспитания людей, отягощенных болезнями или отклонениями в развитии; что философия по отношению к специальному образованию выступает как мировоззренческий фундамент, как методологическая основа, предполагающая применение универсальных принципов и способов при изучении процессов специального образования.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

СЕМИНАР № 1.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.