Что такое вечерний отрядный огонек — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Что такое вечерний отрядный огонек

2020-12-08 113
Что такое вечерний отрядный огонек 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вступительная статья

 

«А зря никто не верил в чудеса…

Но вот однажды, летним утром рано,

Над злой Каперной алые взметнулись паруса

И скрипка разнеслась над океаном».

«Алые паруса» слова и музыка В. Ланцберга

 

Уважаемые коллеги!

 

Вот и закончился важный этап в вашей жизни — вы успешно завершили обучение в «Академии вожатского мастерства». Теперь предстоит самое трудное — выдержать испытание на профессиональную пригодность — Лето, Оздоровительный Лагерь, Дети.

Сколько страниц исписано правильными мыслями о важности летнего каникулярного отдыха в условиях оздоровительного лагеря для укрепления физического здоровья ребенка! Но ведь оздоровление имеет и психологический аспект. Душа каждого ребенка исстрадалась по Добру и Красоте, чуткому слову, летящему от сердца взрослого к сердцу ребенка.

Лето — это маленькая жизнь, наполненная романтикой первой любви, чудесами в межличностных отношениях, волшебством творческих побед, магическим очарованием белой ночи, звездного неба и песен под гитару у костра.

Педагогика проживания, ситуативная педагогика — это мастерство, которым должен овладеть вожатый. Для каждого ребенка жизненный опыт, полученный в оздоровительном лагере в уникальных условиях, должен быть осмыслен. В старые добрые времена для передачи жизненного опыта от поколения к поколению бабуши и дедушки (предки, носители этого опыта) рассказывали внукам сказки. В арсенале вожатого должна быть масса историй, Волшебная Книга, где есть ответы на все вопросы, и уж если не готовые ответы, то обязательно подсказка. Вот такую Волшебную Книгу мы и предлагаем вашему вниманию. Это сборник притч, легенд и авторских сказок. Вожатый должен выступить в роли Мудреца и Доброго Волшебника, Феи — крестной или Волшебной палочки.

 

Наверное, нет человека, который бы не любил сказки. Даже в нашем урбанизированном мире, перегруженном информацией и стрессами, Душа просит Сказки. Те из нас, кто не заинтересован классическими вариантами сказочных историй, смотрят боевики, фильмы ужасов, читают детективы, любовные романы и фэнтези. Но что же это, если не современные сказки?!

Людям свойственно обмениваться историями. Для того, чтобы их рассказать и послушать, мы собираемся за праздничным столом, смотрим шоу по телевизору и читаем книги. Обмен историями, как и обмен жизненным опытом — естественная форма взаимодействия между людьми. В обычаях, сказках, мифах и легендах описаны основы безопасной и созидательной жизни. Сказка, легенда и притча хотят научить нас жизни, но что бы это не было скучно, предлагают нам увлекательные истории, написанные с использованием метафоры. Эти истории тактичны и деликатны, они не учат, а поучают: «сказка — ложь, да в ней намек, добру молодцу урок».

В этих историях можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая их, ребенок бессознательно накапливает некий символический банк жизненных ситуаций. Сокровища этого банка могут быть активизированы в случае необходимости.

 

Почему мы решили, что самое удобно время для обращения к этим историям — это вечерний отрядный «огонек»? «Огонек» — это уникальная форма педагогического воздействия, а точнее взаимодействия между взрослым человеком и воспитанником. А ещё это самая романтическая форма педагогики проживания в оздоровительном лагере — Душа замерла в ожидании Чуда. Вечер... Ушли дневные заботы, дети и взрослые в одном кругу, плечом к плечу, а в центре круга — трепещущее пламя свечи. Дети и взрослые равноправны, замерли в ожидании задушевного, откровенного разговора, в котором они — чуткие и доброжелательные собеседники. Разговор ни о чем губит душу, слова же, обращенные к внутреннему миру каждого, питают душу Добром и Красотой, возвращают ей Внутреннюю Гармонию.

Не используйте терминологию, не говорите детям, что проводите с ними сеанс сказкотерапии. Просто и ясно, выверяя интонацию собственного голоса (он у каждого из нас является музыкальным инструментом души) сообщите, что хотите поведать им историю, которая взволновала вас. Прочтите или расскажите историю, пусть ребята, если будет на то их желание, помогут вам в этом. А затем обсудите, её и пусть не будет одинаковых точек зрения, пусть кто -то сделает вывод вслух, а кто – то про себя, а кто – то останется с вопросом внутри и станет искать на него ответ. И это самое замечательное, потому что и с ними, и с вами обязательно произойдет Чудо: «Сказки позабыты, сказки устарели, но

В сказку никогда не поздно распахнуть окно.

Только вы аршином мир не мерьте,

Только вы поверьте, только вы поверьте,

В то, во что не верите давно».

«Чудо», слова и музыка В. Егорова

 

И сотворите это Чудо вы сами, потому что Волшебство – это созидательная энергия человека с добрым сердцем, чистой душой и ясным разумом.

 

 

От всего сердца желаем, что бы эта книга помогла вам в реализации ваших идей и творческих начинаний!

 

Пусть она подтолкнет вас к написанию собственных сказок и завлечет в Мир Детства — королевство Игры, Мечты и Фантазии!

 

В добрый путь!

 

          Авторский коллектив.

Глава

Шпаргалка:

Классификация «огоньков»

  1. организационный период:

- «огонек» знакомства

- «огонек» знакомства с законами и традициями лагеря

- «огонек» анализа первых дней смены

2. основной период

- «огонек» анализа дня

- «огонек» анализа дела

- конфликтный «огонек» или «огонек» - откровенный разговор

- тематический «огонек»

3. итоговый период

- «огонек» подведения итогов смены

- «огонек» прощания

«Огонек» в организационный период

 Задача — воспитывать у подростков потребность в общении, в рефлексии совместной деятельности.

В первые дни «огоньки» могут быть достаточно продолжительными, но незатянутыми: 40-60 мин в зависимости от возраста. Желательно, чтобы на «огонек» собрались все ребята, но никакого принуждения не должно быть. Несмотря на продолжительность «огонька», основное содержание – рефлексия дня — не должно длиться более 15-25 мин. Вожатый рассказывает об истории лагеря (рассказ должен быть непринужденным, неформальным, личностно-окрашенным, хорошо, если в рассказе будут какие-то воспоминания, шутки, рассказ о природных и географических, исторических особенностях месторасположения лагеря), поет вечерние песни. Если в отряде старших подростков есть ребята, умеющие играть на гитаре или знающие хорошие «тихие» песни, то гитара и право «запева» передаются по кругу. У вожатого, конечно, должно быть очень много «заготовок» для вечернего «огонька». Сценарий здесь не имеет формальной линейной конструкции, а «сюжеты» «огонька» варьируются в зависимости от общего  настроения и разговора. Самое главное — это «разбудить» у детей потребность в непринужденном общении.

Предлагается уже с первых дней «вводить» основные правила проведения «огонька»:

1. Если хочешь сказать, не выкрикивай с места, а дождись паузы и подними руку или попроси слово.

2. Учись внимательно слушать, дай выговориться другому, не перебивай говорящего.

3. Критикуй не с целью «ущипнуть», а с целью помочь, посоветовать.

4. Критика должна быть конструктивной: критикуешь – предлагай.

5. Правило «свободного микрофона»: никого нельзя заставлять выступать на «огоньке» или запретить кому-то говорить.

6. На «огоньке» говорят  откровенно о том, что думают и что волнует.

7. Береги время, дай возможность высказаться другому.

8. Говори не о себе, а о деле: не занимайся саморекламой.

Очень важно, чтобы каждый смог высказаться. С первых дней ребята должны не оценивать работу другого (взрослого, другого коллектива), а говорить о том, что с их точки зрения, стоило бы изменить и что они конкретно предлагают.

Еще одна педагогическая ошибка — длинная речь вожатого в анализе дня, в которой он поучает всех остальных.

 Первые «огоньки» могут различаться по форме организации.

  Пример: «Огонек» «Расскажи мне о себе» завершает первый этап в формировании начального уровня общения в отряде. Ребята должны заранее знать, на какой день намечен «огонек», о чем предстоит разговор. Задача: углубить знакомство ребят друг с другом, сформировать доброжелательные отношения к каждому члену отряда. При проведении «огонька» необходимо создать необычную обстановку. Например: ребята идут на «огонек» особой тропой, не лишенной «опасностей», а поэтому мальчики помогают девочкам. При рассадке вожатый обращает внимание на то, чтобы места были для каждого удобны, и чтобы каждого было видно всему отряду. Самая лучшая форма рассадки — круг. Если в отряде два вожатых и пришли взрослые — друзья отряда, то очень важно, чтобы «места» взрослых разбивали круг на равные части. Это важно, чтобы внимание не сосредоточивалось только на взрослых, а также потому, что взрослые задают свой образец общения.

Схема проведения «огонька»: настрой (вечерние песни у костра); небольшое вступительное слово ведущего (один из вожатых отряда), в котором он в непринужденной форме говорит о начале смены («Мы вам рады», «Мы вновь рады встретиться вместе»), о задачах и традициях «огонька» «Расскажи мне о себе». По традиции каждый рассказывает о себе – о том, чем он любит заниматься, какие люди ему нравятся, что он ждет от этой смены; поскольку все мы члены одного отряда, то сегодня должен высказаться каждый. Очередность нашего разговора будет соблюдаться с помощью символа — пера, уголька от костра прошлого отряда и т.п. (важно, чтобы предмет был не слишком ярким, не отвлекал внимание). Разговор о себе начинает второй вожатый: рассказывая о себе, он дает схему рассказа (имя, чем занимается, хобби и т.п.), затем передает по часовой стрелке символ, и рассказ продолжает уже ребенок, затем рассказы детей идут по кругу; примерно через каждые 15-20 мин вожатый вставляет паузы, чтобы разговор не был монотонным, — это вечерние песни, стихи и рассказы ребят из прошлых смен, торжественное вручение наказа (он зачитывается). Чтобы ребята не засиделись в одной позе, можно придумать в середине «огонька» ввести какой-то сюжет с движениями, но такими, которые не нарушали бы общего настроя на вечерний «огонек»; завершается «огонек» словами вожатого, в котором он высказывает надежду, рисует оптимистическую перспективу этой смены, завершается разговор общей песней в «Орлятском» круге.

«Огонек» в основной период

Задача: рефлексия деятельности отряда. Обычная продолжительность небольшая – 15 – 20 мин. В ситуациях кризиса в развитии детского коллектива и конфликтов «огонек» может быть более продолжительным. Важно, чтобы сбор на «огонек» всегда был неформальным. Так, в своей работе важно использовать различные формы сбора: вожатый на месте проведения «огоньков» затевает какой-то рассказ с детьми. Тема может быть самой необычной — о цветопсихологии, о стихах, легендах, случаях, рассказ о киногерое или о книге — все это может стать темой рассказа, переходящего в беседу. Или с небольшой группой поют песни, или вожатый зачитывает какой-то отрывок из книги (особенно в отрядах младших подростков).

 Непринужденный разговор должен перейти в общую беседу. Очень важно уметь найти плавный переход от рассказа и песни к анализу дня. Стандартные и формальные формы организации вечернего общения очень часто вызывают у подростков пренебрежение, если же общение будет всегда необычным и непринужденным, то такое общение станет потребностью всех членов отряда.

«Огонек» — анализ дела

Задача: научить ребят, видеть причины удач и неудач в организации какого — либо дела, привить навыки анализа совместной деятельности.

Схема анализа: высказывание отношения к делу (фиксация эмоций); обсуждение целей и задач дела, степени их достижения; качество подготовки к делу; качество соорганизации; что не получилось — причины этого; предложения о том, как исправить ситуацию к лучшему.

Очень важно, чтобы вожатый не занимал в разговоре активную позицию, а сам был бы равнозначным участником разговора. Тем не менее, он опосредованно управляет разговором через вопросы.

Примерные вопросы для анализа.

По содержанию:

1. Что нового, полезного ты открыл для себя?

2. Какая интересная проблема, тема привлекла особо твое внимание?

3. Над какими качествами своего характера (поведения) проведенное дело побудило тебя задуматься?

4. Помогло ли это дело стать тебе лучше?

5. Помогло ли это нашему коллективу стать лучше?

6. Кто из ребят для тебя раскрылся по-новому, что нового вы узнали друг о друге?

7. Как выглядел твой отряд на фоне других?

8. С какими отрядами удалось подружиться?

По организации:

1. Чем отличалась подготовка к делу, как смогли сорганизоваться члены отряда при подготовке и организации дела?

2. Какие организационные навыки, умения ты получил при подготовки дела и его проведении?

3. Каково значение этого дела для отряда?

4. Как необходимо организовать работу, чтобы избежать ошибок в будущем? и т.п.

Обязательно подвести итоги. Если на первых «огоньках» анализ может сделать вожатый, то в последующем это лучше делать лидеру или ответственному за дело.

Тематический «огонек»

Данный вид «огонька» представляет собой разговор на определенную тему и характеризуется некоторой отвлеченностью, философским или публицистическим содержанием. Основу тематического «огонька» составляют технологии диспута, беседы, дискуссии.

 Задача: организация разговора по актуальной для отряда теме.

Образовательный потенциал тематического «огонька» огромен, поскольку он способствует:

- более глубокому осмыслению подростками имеющихся знаний и жизненного опыта;

- формированию ценностного отношения к предмету обсуждения, уважительного отношения к мнению собеседника;

- формированию мировоззрения, жизненной позиции человека;

-развитию взаимопонимания между членами группы (коллектива);

- развитию умения формулировать мысли, публично высказывать собственные суждения, вести коллективный поиск истины

Примерная тематика:

1. «Мои любимые строки…» (поэтический).

2. «Музыка вокруг нас» (музыкальный).

3. О любви

4. О дружбе

5. «Белая ворона» (огонек с элементами диспута) и т.п.

Тематический «огонек» является отрядным делом, и к нему готовятся предварительно. Вожатые предлагают тему и предлагают каждому подготовиться к общему разговору, инициативным группам предлагается подготовить отдельные сюжеты «огонька». В тематическом «огоньке» должно быть обязательно:

1. разносторонние обсуждения темы, проблемы;

2. создание условий для активного высказывания идей, суждений;

3. соблюдение всеми участниками корректности ведения разговора.

В главе № 2 этого сборника собран материал для проведения различных тематических «огоньков»

«Огонек» в итоговый период

«Расскажи мне обо мне»

 Задача: подвести итог жизни отряда, какое влияние отряд оказал на каждого члена коллектива. Этот «огонек» является очень важным в формировании самопознания и самооценки. Схема проведения «огонька» такая же, но теперь говорит не тот, кто держит символ круга, а о нем говорят члены коллектива. Завершить такой разговор можно необычным совместным действием: расставить свечки в сумерках на большой поляне, смастерить и отправить в плавание кораблики с зажженными свечами (романтическое завершение смены более интересно старшим подросткам), нарядить дерево или ель и устроить импровизированный концерт (веселое завершение смены — для младших подростков).

 «Огоньки» знакомства:

Рассказ — эстафета

Передача талисмана по кругу. Говорит тот, у кого талисман в руке, затем передается соседу.
Выговаривается вся группа, но на первых огоньках обычно говорят не все. Заставлять не надо, постепенно все включаются в  беседу.     

Памятный день Рассказывая о себе, ребенок вспоминает самый яркий день в своей жизни. Это огонек-тест. Проходит более ярко, эмоционально, чем рассказ-эстафета.

Пакет откровений Наличие необычно оформленного конверта снеобычными вопросами. Раскрытие личности с необычной стороны. Проверка на неординарность мышления ребенка при ответе на вопросы.

Пакет откровений Наличие необычно оформленного конверта снеобычными вопросами. Раскрытие личности с необычной стороны. Проверка на неординарность мышления ребенка при ответе на вопросы.

Гороскоп      Дети распределяются по группам - знакам зодиака. Перед высказыванием - краткая характеристика знака. Необычная характеристика  детей,    форма запоминания личности через выделение необычных качеств. Можно сравнивать по сезонам года, цвету глаз, цвету волос, размеру ноги и т.д.

Музей любимых вещей Рассказ не о себе, а о предмете, характеризующим хозяина и демонстрируемому на огоньке. Развитие абстрактно-образного мышления, фиксация ассоциативного внимания ребенка, возможность ребенка показать себя с неожиданной стороны.

Огоньки  — откровения (конфликтные)

Письмо другу   Участники огонька устно «пишут» письмо другу, родным. (Принцип дневника). Переключение внимания с себя на окружающих, потребность в других людях, в их сочувствии.

Я не понимаю Бессистемное расположение участников огонька в помещении. Каждый участник имеет право подойти к любому другому участнику огонька с вопросом. “Я не понимаю, почему..?”
Предъявление требованийс позиции глубокого проникновения в мировоззрение другого человека, налаживание контактов

Разговор в темноте Матрац - холл. Полная темнота, дети в расслабленном состоянии. Эффект разгрузки отрицательных эмоций, выход детей на самостоятельное решение проблем, возникающих в отряде.

Разговор с игрушкой Каждый участник огонька рассказывает свои проблемы игрушке (лучше мягкой). По принципу «письмо другу»‚ но плюс тактильный (телесный) контакт.

Разговор с попутчиком   Ситуация: закончилась смена, нужно рассказать попутчику о происходящем в лагере. Снятие отрицательных эмоций, полученных в лагере и закрепление положительных

Круг молчания — 1 Все сидят в кругу спиной к центру. Говорящий разворачивается лицом к центру. Остальным говорить строго запрещено, т.е. говорят только желающие высказаться (они постепенно поворачиваются в круг, втягиваясь в беседу). Тема должна сильно затрагивать всех участников. Напряженность внимания, обстановка провоцируют эмоциональный всплеск и снятие личного эмоционального напряжения, снятие конфликта.
Круг молчания — 2 Все сидят в помещении вдоль стен. Желающий сказать выходит и садится в круг. В обоих огоньках “Круг молчания” создается элитарность говорящих, в число которых втягивается остальная часть отряда.

Наедине с собой   Говорящий выходит в круг, к свече. Путем использования свечи достигается эффект концентрации внимания участников и эффект одиночества, откровенности.

Разговор со свечой Создается ситуация, в которой человек вслух может высказать мысли, «скребущие душу», «крик души». Внимание акцентировано на проблеме в отряде. ВНИМАНИЕ! После выхода из конфликта хорошо провести тренинг на общение, выводящий эмоции детей на положительный уровень (проводит толькопсихолог)!

Свечка (анализ дня)

а) (первый этап ) Рассказ-эстафета с передачей талисмана по кругу. Высказывается каждый член отряда. Этот способ заставляет задуматься над проблемой каждого, но принцип добровольности сохраняется.
б) (второй этап) Обсуждение ведется по микрогруппам (3-7; 5-10 человек), после чего выступает один представитель от микрогруппы на общий круг (который решает общие вопросы). Наиболее активное участие каждого члена микрогруппы в обсуждении. Наиболее продуктивная работа по анализу, выведение лидеров врежим явного лидирования в микрогруппе.
в) (третий этап)Свободный микрофон. Высказывается по очереди каждый желающий в свободном режиме (по вопросам). Быстрый эмоциональный анализ дня и ситуации. Появляется возможность для самореализации ребенка, его укрепление в отряде, как личности; имеется возможность диалога.
Цепочка (анализ этапа смены) Один участник говорит 2-З фразы, связанные со своими впечатлениями о проведенном этапе смены, рядом сидящий продолжает разговор. Игровая форма проведения огонька, для получения большого количества информации; кратковременного проведения.

Финальные огоньки

  Отряд для меня (финал смены) Каждый участник огонька отвечает на вопрос «Чем стал отряд для меня за эту смену?». Осмысление прожитого за смену. Закрепление удетей умения отыскивать для себя наиболее удобные формы жизни.

  Живой уголек Самый последний разговор В руках говорящего свеча (учитывать возраст детей) — “живой уголек”. Высказываются последние пожелания и “живой уголек” передается тому, кому очень хочется передать. Дополняется традициями прощания. Ведет к снятию эмоционального напряжения, связанного с прощанием, позволяет сделать наиболее мягким момент расставания. (Вожатый должен проследить, чтобы ни кто не остался в стороне)

 
 

 

 

      

 

 

 

Глава 2.

Сказки и притчи

для проведения тематических

огоньков по проблемам

ПРИМЕР РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ

Детям в возрасте до 10 лет мы можем читать любые «волшебные» сказки для развития эмоциональной чуткости, душа ребенка «впитывает» сказочные сюжеты и не требует обсуждения сказки.

С подростками и старшими детьми сказки и легенды обсуждать следует на «огоньках» по проблемным ситуациям, возникающим в жизни отряда. Сказки и легенды подходят также  для проведения индивидуальной беседы или как начало коллективного творческого дела (КТД) или игры.

                                     Талисман (Г.Х. Андерсен)                                                                                                                                                                                                                           Принц с принцессой праздновали еще свой медовый месяц. Счастливы они были чрезвычайно, и только одна мысль не давала им покоя: им очень хотелось знать, будут ли они также счастливы всю свою жизнь? Поэтому и стали они мечтать о талисмане, который оградил бы их от всяческого недовольства в супружестве. А были они очень наслышаны об одном человеке; жил этот человек в лесу, и все уважали его за мудрость. В любой беде и во всяком затруднении мог он дать дельный совет. Отправились к этому мудрецу принц с принцессой и рассказали ему обо всем, что у них было на душе. Выслушал их мудрец и сказал:
— Ступайте странствовать по белу свету, и как встретятся вам счастливые и всем довольные муж с женой, попросите у них лоскуток исподнего, а как раздобудете такой лоскуток, носите его всегда как талисман. Это средство испытанное.                                                                                                                                                            Сели принц с принцессой на коней и отправились в путь; вскоре услыхали они от людей об одном знатном рыцаре, который будто бы жил со своей женой счастливее всех других. Поехали они к нему в замок и стали сами супругов расспрашивать, правда ли они так довольны своей жизнью, как говорит про то молва.
— Все правда, — ответили те, — одно только горе: детей у нас нет!
Стало быть, здесь искать талисман было нечего, и пришлось принцу с принцессой отправиться дальше на поиски счастливых и всем довольных супругов.
И вот приехали они в город, где, по слухам, был один честный горожанин, который жил со своей женой в мире, любви да согласии. К нему-то они и пошли и точно также спросили, правда ли он так счастлив в браке, как о том рассказывают.
— Да, уж что правда, то правда! — ответил муж. — Живем мы с женой душа в душу, вот только детей у нас многовато, а с ними много у нас и забот и горя!
Стало быть, и у него искать талисман было нечего, и принц с принцессой отправились дальше, расспрашивая повсюду, не слыхал ли кто про счастливых и довольных супругов. Но такие все не объявлялись.
Однажды, едучи полями и лугами, увидали они неподалеку от дороги пастуха, который весело играл на свирели. И видят, что к пастуху идет женщина с грудным младенцем; другого ребенка, мальчика, она ведет за руку. Как только пастух заметил женщину, он пошел к ней навстречу, поздоровался, взял малютку и стал целовать и ласкать его. А собака пастуха, прыгая и лая от радости, подбежала к мальчику и лизнула ему ручонку. Меж тем жена пастуха достала глиняный горшок, который принесла с собой, и сказала:
— Иди-ка, отец, поешь.
Муж сел на землю и принялся за еду, но первый кусок он отдал малютке, а второй разделил с мальчиком и собакой. Все это видели и слышали принц с принцессой. Подошли они поближе и заговорили с мужем и женой:
— Уж вы-то, наверное, самые что ни  есть счастливые и довольные супруги?
— Да, уж что правда, то правда, — ответил муж. — Слава богу. На свете нет ни одного принца с принцессой счастливее нас.
— Знаете что, — сказал тогда принц, — помогите нам, вы об этом не пожалеете! Дайте нам по лоскуточку от рубашки, которую вы носите на теле!
При этих словах пастух с женой как-то чудно переглянулись. А пастух сказал:
— Видит бог, мы бы рады дать вам не то что по лоскутку, но и целую сорочку, будь она у нас. Но у нас и тряпки-то никакой в доме нет.
Пришлось принцу с принцессой отправиться дальше не солоно хлебавши. Под конец долгие напрасные скитания им наскучили, и они повернули домой. Когда принц с принцессой проезжали мимо хижины мудреца, они упрекнули его за то, что он дал им такой плохой совет, и рассказали про свое путешествие.
Улыбнулся на это мудрец и сказал:
— Неужто вы и вовсе понапрасну съездили? Разве не вернулись вы домой умудренные опытом?
— Да,— ответил принц, — я узнал, что счастье и довольство своей судьбой — редкий дар на этом свете!
— А я, — сказала принцесса, — поняла: чтобы быть счастливым, нужно просто быть довольным своей судьбой, и все!
Протянул тут принц принцессе руки, и поглядели они друг на друга с такой нежной любовью! Благословил их мудрец и сказал:
— В вашем собственном сердце отыскали вы истинный талисман! Храните его бережно, и тогда злой дух неудовлетворенности никогда не овладеет вами.

Вопросы для размышления, задания:                                                                                                                                             - Зачем принцу и принцессе нужен был талисман, ведь они и так были счастливы?                                                                                                - Какой должна быть, по- вашему, счастливая семья?                                                                                                       - Почему самая счастливая семья оказалась бедной? Как они могли быть счастливы, не имея достаточно денег?                                                                         - Что означает «быть довольным своей судьбой»? Какой человек доволен своей судьбой, а какой нет?                                                                           - Что нужно делать и как жить, что бы быть довольным своей судьбой?                                                                                                             - Какой талисман нужен каждому из вас? Сделайте себе талисман из глины, камешка, кожи и других материалов.                                                                                                                                                                                  - Какой талисман нужен вашему близкому человеку? Сделайте талисман для близкого человека

 

ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ: СМЫСЛ ЖИЗНИ, СУДЬБА, СЧАСТЬЕ

                                      Чайник
Чайник был-таки горденек; он гордился и фарфором своим, и длинным носиком, и широкой ручкою — всем. У него была приставка и спереди, и сзади; спереди — носик, сзади — ручка; об этом-то он и говорил. О том же, что крышка у него была разбита и склеена, — молчал. Это ведь недостаток, а кто же любит говорить о своих недостатках, — это и другие сделают. Чашки, сливочник, сахарница, словом весь чайный прибор, конечно, больше помнили и охотнее говорили о недостатке чайника, нежели о его прекрасной ручке и о великолепном носике.                                                                                                                                                                                                                                  Чайник знал это. — «Знаю я их! — рассуждал он сам с собою. — Знаю и сознаю свой недостаток — я скромен, смиренен! Недостатки у всех у нас есть, но у каждого есть зато и свои преимущества. У чашек есть ручка, у сахарницы крышка, а у меня и то и другое, да еще кое-что сверх того, чего у них никогда не будет, — носик. Благодаря ему я — король всего чайного стола! Сахарнице и сливочнику тоже выпало на долю услаждать вкус, но я — главный; я утоляю жажду людей; во мне кипящая безвкусная вода перерабатывается в китайский ароматный напиток!»
Все это говорил чайник в пору беспечальной юности. Тогда он стоял на накрытом столе; чай разливала тонкая, изящная ручка. Но неловка она была: чайник выскользнул из нее, упал, и — носика как не бывало, ручки тоже, о крышке же и говорить нечего, — о ней сказано уже довольно. Калека чайник без чувств лежал на полу, горячая вода бежала из него ручьем. Ему был нанесен тяжелый удар, и тяжелее всего было то, что смеялись-то не над неловкою рукою, а над ним.
«Этого мне никогда не забыть! — говорил чайник, рассказывая впоследствии свою биографию самому себе. — Меня прозвали калекою, ткнули куда-то в угол, а на другой день подарили женщине, получавшей обыкновенно остатки со стола. Пришлось мне попасть в бедную обстановку, стоять без пользы, без всякой цели — и внутренней, и внешней. Но вот стоял я, стоял, и вдруг для меня началась новая, лучшая жизнь. Да, бываешь тем, а становишься совсем иным. Меня набили землею — для чайника это то же, что быть зарытым в землю, но в эту землю посадили цветочную луковицу. Кто посадил, кто подарил ее мне, не знаю, но она была дана мне взамен китайской травки, взамен кипятка, взамен отбитых ручки и носика. Луковица лежала в земле, лежала во мне, стала моим сердцем, моим живым сердцем, какого прежде во мне никогда не бывало. И во мне зародилась жизнь, закипели силы, забился пульс; луковица пустила ростки; она готова была лопнуть от избытка мыслей и чувств. Они и вылились в цветке! Я любовался на него, я держал его в своих объятиях, я забывал себя самого ради его красоты. Какое блаженство забывать себя самого ради других! Цветок даже не сказал мне за то спасибо, он и не думал обо мне, — ему все удивлялись, им все восхищались, и если я был так рад этому, то как же должен был радоваться он сам? Но вот однажды я услышал слова: «Такой цветок достоин лучшего горшка!» Меня разбили... Ужасно было больно! Зато цветок пересадили в лучший горшок! Меня же выбросили на двор, и я теперь валяюсь там, как старый черепок, но воспоминаний моих у меня никто не отнимет!»

                               Дни настоящей жизни                                                                                                                                                         Один человек искал идеальное место. Искал он долго. И вот в далёкой стране нашел он место, где ему было хорошо. Он бродил по городу, который ему так понравился, и смотрел вокруг. Но когда он забрел на кладбище, он ужаснулся. На всех надгробиях даты смерти указывали, что эти люди жили два-три года с точностью прожитых часов.
В страхе человек побежал вон из города, но на площади столкнулся со стариком. В ужасе человек закричал:
— Вы чудовища! Вы убиваете ваших детей?
Старик показал ему книжечку, которая висела у него на шее на цепочке, и сказал:
— Когда ребенок у нас достигает зрелости, мы даем ему такую книжку. И каждое мгновение, каждую минуту или  час настоящего счастья в нашей жизни каждый из нас заносит в эту книгу. После смерти все эти мгновения мы складываем. И это — настоящие дни нашей жизни.

                                               Дорога                                                                                                       Однажды в горах встретились два человека. Один был Странник. Странными были его поступки, и вся жизнь его была странной. Он жил, сам не зная зачем, бродил по свету, не выбирая дороги, прислушиваясь лишь к собственному сердцу. Но пожалуй, самой необычной была его способность увлекать за собой в скитания все то, что ему нравилось. Стоило ему прикоснуться к какой-либо вещи, как она обретала способность к движению и начинала странствовать. И вот часто в самых глухих дебрях Странник неожиданно мог встретить дом под черепичной крышей, в котором он когда-то останавливался на ночлег далеко от этих мест. Или в пустыне он вдруг наталкивался на дерево с густой кроной, виденное им где-то в северных краях. Правда, люди не верили в эти чудеса и говорили, что все это являлось Страннику во сне. Но согласитесь, видеть такие сны — не чудо ли?
Второй человек был Путник. Он всегда знал цель своих путешествий, и, прежде чем отправиться в дорогу, старательно готовился, долго обдумывая каждую мелочь. У него не было потребности в чуде. Все необходимое он нес в своем мешке. Карта и компас были непременными его спутниками, благодаря чему каждый его шаг был выверен. Он чувствовал себя совершенно независимым, да-да, он был независим и горд. И вот надо же было этим двум столь различным людям встретить друг друга!
Был холодный осенний вечер. Ветер срывал желтые листья с деревьев. Путник с удивлением заметил, что одежда Странника была ветхой и совсем не приспособленной к ночлегу, а за спиной не было вообще никакой поклажи.
— Как ты думаешь провести ночь? — спросил Путник, собираясь разжечь костер.
— Очень просто! — ответил Странник, вглядываясь в сумерки. — Вон там я вижу пещеру, а в ней наверняка есть старинная трубка и душистый табак.                                                                                                                             Путник решил, что Странник шутит, но каково же было его изумление, когда, войдя в пещеру, он ощутил едва уловимый запах ароматного табака! Более того, пол пещеры был устлан ковром, а перед очагом стояло красивое кресло старинной работы, украшенное львиными мордами.
— Что за чудеса! — воскликнул Путник.— Или тебе ведомы тайны ворожбы?
— Нет, нет,— рассмеялся Странник. — Просто вещи умеют странствовать не хуже людей, и я часто встречаю в трудную минуту тех, с кем однажды свела меня дорога.
— Поверить в странствующее кресло?... — пробормотал Путник. Наутро он впервые в жизни изменил своему правилу идти только заранее намеченным путем и пошел вслед за Странником в горы.
Долго они странствовали в горах, и всюду их сопровождали чудеса. Но вот Странника потянуло к морю.
— Послушай, ты непослед


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.