Этнолингвистическая классификация — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Этнолингвистическая классификация

2020-12-07 85
Этнолингвистическая классификация 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Этнолингвистическая карта Африки достаточно пестра. Не все языки народов, населяющих этот континент, изучены настолько, чтобы создать не вызывающую никаких сомнений классификацию. Ученые держав-метрополий нередко сознательно преувеличивали их число и непохожесть. Например, немецкий африканист К. Мейнхоф насчитывал в 20—30-е годы только среди банту 184 языка; бельгиец Г. ван Бюльк в 50-е годы число самостоятельных языков лишь в одном Бельгийском Конго (современный Заир) доводил до 518 и т. п. Напротив, некоторые современные африканские ученые преувеличивают сходство языков Африки. Так, Т. Обенга полагает, что население всей Центральной, Восточной и Южной Африки говорит на одном языке — банту; различия же между ними (например, между суахили и киши-конго) лишь диалектальные. В Африке давно начали складываться немногие крупные языки, на которых говорит большинство населения. На малоизученных многочисленных языках и диалектах говорит абсолютное меньшинство.

Бесспорной классификации языков Африки пока нет. Долгое время наиболее распространенной была классификация африканистов* лингвистов К. М. Дока и Дж. Гринберга. Она использовалась и в советских изданиях (Народы Африки. М., 1954; работы А. С. Орловой и Б. В. Андрианова). Согласно ей все языки коренного населения Африки делились на 5 больших семей: I) семито-хамитская; II) языков Судана с подразделениями: 1) гвинейская или ква; 2) манде; 3) бантоидные языки (западнобантоидная, центральнобантоидная и восточнобантоидная группы); 4) канури; 5) кордофанская; 6) нилотская; 7) неклассифицированные языки Судана; III) семья языков банту с семью подгруппами; IV) койсанские языки; V) полинезийская семья (малагасийский язык).

В последние годы она была пересмотрена и уточнена. Было предложено еще несколько вариантов. Самым распространенным ныне является вариант, переработанный самим Дж. Гринбергом. Он представлен в большинстве мировых справочников и университетских курсов (в том числе в советском издании «Страны и народы. Земля и человечество». М., 1978, стр. 192—195). В нем произведена перегруппировка суданских языков и банту. Последние включены в большую нигеро-кордофанскую семью, а языки Судана разделены: значительная их часть вместе с банту образует нигеро-конголезскую семью; другая большая группа выделена в самостоятельную нило-сахарскую семью. Для семито-хамитской семьи принято название — афразийские языки, так как прежнее не охватывало всей совокупности этих языков, среди которых помимо семитских и хамитских, есть также кушитские, берберские, чадские и другие языки.

Афразийская семья более однородна, чем другие. В нее входят семитская, кушитская, берберская, чадская группы языков. Вторая большая языковая семья - нигеро-кордофанская. Она делится на две группы, которые, в свою очередь, состоят из более мелких подразделений — подгрупп. Шесть таких подгрупп формируют нигеро-конголезскую группу: это западноатлантическая, манде, вольтская, ква, бенуэ-конголезская и адамауа-восточная подгруппы. Нило-сахарская семья языков более многочисленна и разнообраз- иа. Ее также разделяют на группы: сонга и, сахарскую, маба, фур, шари-нильскую, кома. Широко распространены языки индоевропейской семьи. На языках романских (французском, португальском, испанском) и германских (английском, африкаанс — языке потомков голландских колонистов в; ЮАР) говорят не только европейцы, переселившиеся в Африку или живущие здесь уже в течение нескольких поколений (в ЮАР, Анголе,. Зимбабве и других странах), но и значительная часть африканцев. Для большинства африканцев — это второй, официальный язык; есть и немногочисленная местная городская верхушка, для которой связи со своей этнической группой прерваны и родным языком является европейский. Индоевропейские языки родные и для довольно многочисленных «цветных», происходящих от смешанных браков (а чаще внебрачных связей) между европейцами и местными жителями. Особенно много их в ЮАР. В результате взаимовлияния французского, английского и португальского языков с местными сложились креольские языки, на Маврикии — «креоли» (на основе французского), на островах Сан- Томе и Принсипи — «креоло» (на базе старопортугальского), в Сьерра-Леоне и Гамбии — «крио» (как результат интерференции англоязычного креольского языка освобожденных американских негров-ра - бов, английского и местных языков, в том числе йоруба).

В настоящее время в Африке насчитывают примерно 200—250 крупных народов. Лишь немногие из них живут в пределах одной страны (амхара — в Эфиопии, йоруба — в Нигерии). Некоторые кочевые и полукочевые народы давно широко расселились за пределы первоначальной этнической территории и оказались ныне в разных государствах (фульбе — в Западной Африке, галла — в Восточной и др.). Но и большинство народов, сохранивших свою этническую территорию, оказались разорванными политическими границами, искусственно созданными в период колониального раздела континента. Так, мандинго живут в Сенегале, Мали, Республике Берег Слоновой Кости, Либерии, Гвинее; баконго — в Заире, Конго и Анголе; балунда — в Анголе, Заире и Замбии; сомалийцы — в Сомали, Эфиопии, Кении и т. д.

83 африканских народа насчитывают более 1 млн. каждый и составляют более 80% населения континента. Наиболее крупные из них в Африке южнее Сахары — хауса. (более 25 млн., как второй язык использует еще около 10 млн. человек); амхара (более 13 млн.), ибо и фульбе (примерно по 15 млн.), йоруба (около 20 млн.), баньяруанда (около 5 млн.), баконго (примерно 3 млн.)... На языке суахили (в том числе в качестве второго языка) говорят более 40 млн. человек.

Целый ряд языков народов Африки в последнее время распространяется за пределы расселения народа-носителя, становясь языками межэтнического общения.. В Западной Африке это хауса и мандинго (особенно его диалект диула); в Восточной — суахили; в Центральной — лингала.

После достижения независимости государств Африки встал вопрос о выборе. государственного языка взамен языка бывшей метрополии. Еще ранее в некоторых колониях власти предпринимали попытки создать некие заменители местных языков. Такова, например, попытка создания искусственного языка «килета» в Бельгийском Конго (ныне Заир). Название языка состоит из префикса «ки» — показателя понятия «язык» во многих языках банту и французского слова «л’ета» — государство, На основе грамматического строя и лексики киконго, а также используя французскую лексику, бельгийские миссионеры создали особый язык, внедряли его в радиовещание, издавали газеты и т. п., но эта попытка не имела успеха.

Африканские политические деятели пошли по другому пути — по пути выбора одного из местных языков. Эта задача не всегда легка. В целом ряде стран нет преобладающего народа и языка, понятного большинству населения, поэтому трудно выделить один язык как государственный, не вызывая нездоровой зависти других народов. Иногда делаются попытки наделить равными правами несколько языков (в Мали обсуждается вопрос об использовании 5 языков, в Нигерии — 3, Гане — 4 и т. д.). Лишь несколько стран объявили местные языки государственными: Эфиопия (амхарский), Сомали (сомали), Малагасийская республика (малагасийский), Танзания (суахили). В некоторых странах признаны как равноправные государственные местные и европейские языки: в Руанде (киньяруанда и французский), Бурунди (кирунди и французский), Мавритании (арабский и французский), Малави (малави и английский), Лесото (сесуто и английский), Ботсване (сечвана и английский). В большинстве же государств пока сохраняется язык бывшей метрополии как общегосударственный, а местные языки используются как общепровинциальные или общеобластные. Во многих странах радиопередачи ведутся на нескольких языках: в Мали — на 9; Уганде — на 18; Кении — на 17; Нигерии — на 10; Сьерра- Леоне— на 9; Камеруне — на 11 и т. п. На многих местных языках издаются местные газеты, популярные брошюры пропагандистского, медицинского, просветительного характера. Нередко в странах Африки в англо- и франкоязычных периодических изданиях отводятся разделы для публикаций на местных языках.

Использование языков в печати, на радио, появление литературы на местных языках стимулируют их развитие. Такие языки получают все большее распространение за пределами обитания их носителей,, обогащаются, укрепляются и нередко вытесняют другие языки. Наиболее яркий пример такого рода—быстрое развитие суахили, который даже стал одним из рабочих языков Организации Объединенных Наций. Напротив, языки, оставшиеся и ныне бесписьменными, теряют популярность, имеют тенденцию к обеднению, уменьшению числа носителей и в перспективе — возможному исчезновению. Продолжается объективный процесс укрупнения и распространения немногих языков.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.