Программа индивидуальной коррекции агрессивного поведения подростков. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Программа индивидуальной коррекции агрессивного поведения подростков.

2020-12-06 125
Программа индивидуальной коррекции агрессивного поведения подростков. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа индивидуальной коррекции агрессивного поведения подростков.

Автор: Славина Наталья Сергеевна

Пояснительная записка.

Проблема агрессивного поведения весьма актуальна в наши дни. Учителя отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справится с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, – это наказание, строгий выговор, после чего дети на какое – то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых.

Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Такие дети их скорее раздражают, чем располагают к себе. Разговор о них ведется в осуждающих терминах: «грубиян», «нахал», «хулиган» – такие ярлыки всегда достаются агрессивным детям, всем без исключения.

Дети черпают знания о моделях поведения из разных источников. Из семьи, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение, и обучаются при взаимодействии со сверстниками, узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр (Я сильный – и мне все можно). Дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. Не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей.

Агрессия – это способ выражения своего гнева, протеста. А, как известно, гнев – это чувство вторичное. В его основе лежит боль, унижение, обида, страх, которые в свою очередь, возникают от неудовлетворения базисной, фундаментальной человеческой потребности в любви и нужности другому человеку. Агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах.

Целью создания данной программы является:

ü ввести ребенка в мир человеческих отношений;

ü расширить адаптационные возможности ребенка.

Задачи:

ü Обучение агрессивного ребенка способам выражения гнева.

ü Обучить ребенка приемам саморегуляции.

ü Формирование позитивных качеств личности ребенка.

К ожидаемым результатам можно отнести контроль над проявлениями агрессии, отказ от нежелательного поведения, оценка социальной ситуации, расширение продуктивных поведенческих реакций.

Занятия рассчитаны на работу с детьми 10 – 14 лет, проводятся 1-2 раза в неделю по заявке или результатам тестирования. Продолжительность занятий составляет 40-50 минут. Программа состоит из 10 занятий.

Основной этап предполагает индивидуальную работу. Каждое занятие начинается с ритуала приветствия. Целью его проведения является настрой на работу, создание доверия. На первом занятии ритуал приветствия предлагается ведущим. Работа по теме занятия состоит из нескольких упражнений.

На завершающем этапе групповой работы проводится контрольная диагностика агрессивности, позволяющая оценить эффективность работы. Кроме того, на этом этапе проводятся консультации с педагогами и родителями по результатам работы.


Учебно – тематический план.

Тема Содержание Количество часов
Занятие 1 Приветствие Упражнение «Одно предложение» (мини – сочинение) Упражнение «Ладошки» Упражнение «Взгляд на мир» Обратная связь 40 минут
Занятие 2 Приветствие Упражнение «Громко и тихо» Упражнение «Переписывание истории» Упражнение «Эмоциональные этюды» Обратная связь 40 минут
Занятие 3 Приветствие Мини лекция «Мир эмоций» Упражнение «Рисование жидким соленым тестом» Упражнение «Нарисовать свой гнев» Упражнение «Письмо» Обратная связь 40 минут
Занятие 4 Приветствие Мини лекция «Я – эмоциональное» Упражнение «Агрессивная скульптура» Упражнение «Веселые скоморохи» Упражнение «Ассоциация» Обратная связь 40 минут
Занятие 5 Приветствие Мини лекция «Настроение» Упражнение «Метафорический портрет» Упражнение «Встреча с драконом» Упражнение «Рисование имени» Обратная связь 40 минут
Занятие 6 Приветствие Мини лекция «Агрессивное поведение» Упражнение «Проволочный человек» Упражнение «Скульптура состояния» Упражнение «Новая жизнь разбитого зеркала» Обратная связь 40 минут
Занятие 7 Приветствие Мини лекция «Характер» Упражнение «Хрустящий Барабек» Упражнение «Апельсиновый Джо» Упражнение «Взятие замка» Упражнение «Недобрые зачины» Обратная связь 40 минут
Занятие 8 Приветствие Мини лекция «Воля» Упражнение «Самоценность» Упражнение «Зазеркалье» Упражнение «Злой – добрый мир» Коллаж «Великие люди, носившие мое имя» Обратная связь 40 минут
Занятие 9 Приветствие Мини лекция «Общение» Упражнение «Маленький принц» Рисунок «Звуки природы» Создание скульптуры себя Обратная связь 40 минут
Занятие 10 Приветствие Упражнение «Самоанализ» Рисунок «Итог» Упражнение «Ключи» Обратная связь Вручение диплома 40 минут

Занятие 1.

Необходимые материалы: бумага, ручка, ладошки из белой бумаги (заготовки), очки различной формы с различными по цвету стеклами, фотоаппарат, пленка, альбом.

Ход занятия.

 

Знакомство

ü Мое имя.

ü Чего я жду от занятий.

ü Что мне в себе нравится.

Ритуал приветствия.

«Сегодня я похож на …..(цветок). Потому что….»

Упражнение «Ладошки».

Цель: проверить наличие у ребенка умения понимать и общаться с другими людьми.

Ребенок получает «ладошку» из белой бумаги. Ведущий просит взять ручку и на самой ладони написать те качества человека, которые у него есть, а на пальцах – те качества, которые нужно, хотелось бы в себе развивать. Если есть что – то плохое, от чего хочется избавиться, порекомендуйте ребенку написать эти качества с обратной стороны на пальцах. Ладошку попросите приклеить на солнышко (нарисованное на бумаге) самого ребенка. Спросите, почувствовал ли ребенок тепло или нет.

Упражнение «Взгляд на мир»

Цель: анализ своих состояний и чувств

Ведущий: «Перед тобой набор разных очков. Попробуй надеть по очереди каждые и посмотреть вокруг себя. Что меняется? Слышал ли ты фразы: «Смотреть на мир через розовые очки?» и «Видеть мир через темные очки»? Что они могут значить? Сейчас мы с тобой выйдем на улицу и сделаем фоторепортаж «Взгляд на мир». Для этого ты должен будешь смотреть на мир через разные очки и сфотографировать то, что ты увидишь. Как выглядит мир через черные, красные, розовые, прозрачные и другие очки? Сделаем по одному снимку, символизирующему видение мира через каждые очки. Готовые фотографии разместим в альбоме.

Презентация фоторепортажа и обсуждение: Каким ты увидел мир через разные очки? Какие очки тебе более всего подходят и почему? Какие не подходят и почему? В каких жизненных ситуациях, какие очки мы надеваем? Как от этого зависит наш взгляд на жизнь? Может ли человек сам менять свой взгляд на жизнь с «розового» на «прозрачный», или с «черного» на «зеленый»? Что ему для этого нужно? Бывает ли, что кто – то разбивает тебе очки или ты сам их разбиваешь? Каким будет взгляд на мир через разбитые очки?

Ритуал завершения занятий.

Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии».


Занятие 2.

Необходимые материалы: карандаши, бумага, магнитофон, записи спокойных (тихих) и громких музыкальных фрагментов, карточки с «добрыми» и «злыми» историями, фотографии разных эмоций.

Ход занятия.

 

Ритуал приветствия.

«Сегодня я похож на …..(цвет). Потому что….»

Упражнение «Громко и тихо»

Цель: отреагирование различных состояний.

Ребенку предлагается прослушать спокойные музыкальные фрагменты, а затем представить и изобразить на листе бумаги с помощью карандашей несколько вещей, относящихся к понятию «спокойный, тихий». Теперь необходимо прослушать фрагменты с громкой, беспокойной музыкой. Представьте, к каким вещам, каким событиям могут иметь отношение эти звуки. Нарисуй несколько из своих ассоциаций.

ü Когда и где ты бываешь спокойным, тихим?

ü Когда и где ты бываешь беспокойным, громким, агрессивным?

ü Что должно произойти, чтобы одно состояние поменялось на другое?

ü Какие чувства вызывали у тебя спокойные музыкальные фрагменты, какие – громкие, неспокойные?

ü Какая музыка может успокоить тебя, какая вызвать агрессию и напряжение?

ü Сравните две ваши работы. Что в них общего? Чем они отличаются?

Ритуал завершения занятий.

Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии».


Занятие 3.

Необходимые материалы: соленое тесто, гуашь, куски прессованного картона, стакан для смешивания краски, магнитофон, музыкальные композиции, бумага, фломастеры, тетрадный лист.

Ход занятия.

Ритуал приветствия.

«Сегодня я похож на …..(зверя). Потому что….»

Мини лекция «Мир эмоций».

Упражнение «Письмо»

Ведущий предлагает написать письмо человеку, который вызывает злость и активное неприятие, расскажи что переживаешь, когда видишь этого человека, слышишь упреки, замечания, оскорбления и что хочет сделать в ответ.

Обсуждение:

ü Что хочется сделать с написанным письмом?

ü Трудно ли было писать, все ли написано?

ü Изменилось ли состояние после написания?

Ритуал завершения занятий.

Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии».


Занятие 4.

Необходимые материалы: пластилин, бумага, ручка, карточки с картинками (кулак, солнце, подарок, слезы, злое лицо, мама, грязь, дождь, торт)

Ход занятия.

Ритуал приветствия.

«Сегодня я похож на …..(эмоцию). Потому что….»

Ритуал завершения занятий.

Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии».


Занятие 5.

Необходимые материалы: ватман, портреты, картон для труда, бумага, цветная гофрированная бумага, атласные ленточки, степлер, скотч, ножницы, клей, фломастеры, акварель, кисти.

Ход занятия.

Ритуал приветствия.

«Сегодня я похож на …..(природное явление). Потому что….»

Мини лекция «Настроение».

Ритуал завершения занятий.

Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии».


Занятие 6.

Необходимые материалы: медная проволока, кусачки, магнитофон, музыкальные композиции, кусочки зеркала и цветного стекла, плотный картон, рамка для фотографий, одноразовые тарелки, одноразовые стаканы, пластилин, клей, мебельный силикон любого цвета.

 

Ход занятия.

Ритуал приветствия.

«Сегодня я похож на …..(дерево). Потому что….»

Ритуал завершения занятий.

Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии».


Занятие 7.

Необходимые материалы: любые сухарики, емкость для сока, апельсины, нож, бумажное полотенце

Ход занятия.

Ритуал приветствия.

«Сегодня я похож на …..(животное). Потому что….»

Мини лекция «Характер».

Ритуал завершения занятий.


 

Занятие 8.

Необходимые материалы: бумага, карандаши, стулья, зеркало, ручка, фломастеры, бумага А3, журналы, ножницы, клей.

Ход занятия.

Ритуал приветствия.

«Сегодня я похож на …..(одежду). Потому что….»

Мини лекция «Воля».

Упражнение «Самоценность»

Цель:позитивизация «Я» концепции подростка.

Каждый из нас представляет собой ценность. Мы отличаемся друг от друга своей индивидуальностью, личными достижениями, целями и многим другим. О своей ценности мы узнаем от других людей. Сейчас необходимо будет взять лист бумаги и в центре нарисовать круг, в котором написать букву «Я». Теперь вокруг этой буквы можешь нарисовать столько кружочков, сколько захочешь, а в них ты напишешь имена тех людей, которые говорили о твоей индивидуальности и ценности. От каждого кружочка к своему «Я» проведи стрелки. Используй для этого разные цвета, чтобы передать свои чувства. А теперь вспомни, пожалуйста, что тебе говорили все эти люди, и кратко напиши рядом со стрелками, направленными от них. У тебя получилась карта самоценности. Давай оживим ее. Я помогу тебе. Ты сядешь на стул, который будет стоять в центре класса. Вокруг мы поставим стулья так, как нарисованы кружочки на твоей карте. Я по очереди буду садиться на эти стулья, изображать человека, чье имя написано в кружке, и говорить фразу, идущую к тебе от этого человека. Слушай внимательно. Твоя задача – ощутить свою ценность. Обсуждение:

ü Что такое самоценность?

ü Какими цветами ты обозначил стрелки, идущие от других к тебе, и почему?

ü Опиши свои чувства, когда ты сидел на стуле и слушал, что говорили о твоей ценности разные люди?

2. Упражнение «Зазеркалье»

Цель: актуализация образа Я

Подростку предлагается посмотреть на себя в зеркало. Кого он там видит? Что это за человек? Что он любит или не любит? Чем отличается от других? Какими чертами обладает? К чему стремится? На листе бумаги необходимо составить портрет того, кто находится в Зазеркалье. Этот портрет должен с точностью до наоборот отличаться от реального портрета ребенка, который он составил, смотря в зеркало. Затем представляет свой портрет реального и зеркального.

Обсуждение:

ü В чем различия реального и зеркального портретов?

ü Что для тебя является Зазеркальем? Чем мир Зазеркалья отличается от твоего реального мира?

ü Кто из известных тебе героев книг или фильмов путешествовал через зеркало? Для чего он это делал?

ü Что дает человеку путешествие в свое Зазеркалье?

ü О чем бы ты хотел спросить зеркало, если бы оно было волшебным?

3. Упражнение «Злой – добрый мир»

Цель: позитивизация образа «Я».

Ведущий рассказывает о двойственности мира, о том, что в мире есть доброго и злого. Затем он предлагает отправиться в путешествие, которое будет индивидуальным. Сначала – в мир Зля, а затем – в мри Добра. Для этого ребенок должен придумать себе имя. В качестве кого он отправится в путешествие? Какова цель путешествия? Для чего тебе, как герою, нудно попасть сначала в мир зля, а затем в мир Добра? Что я хочу понять или найти? На какой вопрос получить ответ? Используя изобразительные материалы, сделать символ своего героя, символ своего имени в этом путешествии. Он не должен быть большим и сложным в изготовлении. Кроме того, психолог просит нарисовать на отдельном листке, а затем вырезать три предмета. Они должны помочь герою достичь цели, проходя через миры Зла и Добра. Это то, что он возьмет с собой в путешествие. Подросток вместе с психологом, взяв в руки свои символы и предметы – помощники, отправляются на улицу. Ведущий говорит: «Левая сторона газона – это мир Зла, правая – мир Добра. У нас есть 40 минут: 20 минут на один мир и 20 минут на другой. Наша задача, попав в мир Зла, увидеть все злое, не замечая доброго (грязь, злых людей, плачущих детей, поломанные деревья, вытоптанные газоны). Кроме того, решить те задачи, которые ставил себе наш герой. Можно пользоваться помощниками. Затем также поступаем с миром Добра. Нужно увидеть как можно больше доброго(улыбки, цветы, любовь, чистоту). Ответить на вопрос: для чего нужно пройти через мир Добра. Постараться запомнить, что увидел в обоих мирах. Итак, в путь» по окончанию путешествия возвращаемся в кабинет.

Обсуждение:

ü Какой образ ты выбрал для путешествия? Почему?

ü Какова цель путешествия твоего героя? Для чего он отправился в путь?

ü Для чего твоему герою нужно было пройти в мир Зла? Как это связано с его целью?

ü С каким злом твой герой встретился на пути? Что помогло ему в пути?

ü Что доброе герой узнал? Что это ему дало?

ü Каковы результаты путешествия? Достиг ли герой своей цели?

ü В каких жизненных ситуациях наш мир делится на Злой и Добрый?

ü Что может помочь справиться со злом в реальной жизни? Откуда ждать помощи?

ü Что необходимо делать, чтобы жить в Добром мире?

4. Коллаж «Великие люди, носившие мое имя»

Цель:позитивизация образа «Я»

Психолог просит подростка на листе бумаги составить список людей, носивших его имя. Используя журналы, фотографии составить коллаж. Центром коллажа может стать собственная фотография.

Обсуждение:

ü Что значит твое имя? Как оно переводится?

ü Какие похожие качества объединяют всех людей, носивших твое имя?

ü Кто из тех великих людей, которых ты вспомнил, ближе всего для тебя? Почему?

ü Как твой характер соответствует твоему имени?

Ритуал завершения занятий.

Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии».


Занятие 9.

Необходимые материалы: бумага, карандаши, пластилин.

Ход занятия.

Ритуал приветствия.

«Сегодня я похож на …..(игрушку). Потому что….»

Мини лекция «Общение».

Ритуал завершения занятий.

Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии».


Занятие 10.

Необходимые материалы: бумага, ручка, цветной картон, связка ключей.

Ход занятия.

Ритуал приветствия.

«Сегодня я похож на …..(школьный предмет). Потому что….»

Упражнение «Самоанализ»

Цель: научить ребенка способам самоанализа.

Чистый лист бумаги делится пополам. Слева – место для положительных качеств. Справа – для отрицательных. Предложить ребенку выявить свои сильные и слабые стороны. Попросить больше сосредоточиться на достоинствах, недостатки описывать легче. Обсудить ситуацию «Я был – я стал»

2. Рисунок «Итог».

Чистый лист бумаги. Ребенку предлагается нарисовать себя в ситуации: «Я сейчас». Изображение прокомментировать.

Упражнение «Ключи»

Ведущий предлагает ребенку воспользоваться ключами.

1 ключ указывает на цели и наличие их у ребенка. Если он возьмет этот ключ,, спросите, что он хочет в своей жизни изменить или достичь.

2 ключ указывает на то, что мы «запираем на ключ». Если ребенок указывает на этот ключ, следует спросить, что он навсегда хочет закрыть в жизни.

3 ключ указывает, что мы стремимся «открыть что – то новое ключом, идем в мир нового». Если выбран этот ключ, узнать что подросток хочет узнать нового.

Ритуал завершения занятий.

Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии».

Вручение диплома


 

Список используемой литературы

1. Бютнер Х. Жить с агрессивными детьми. М., 1991

2. Кочетов А. Работа с трудными детьми. М., 1986

3. Сакович Н. Игры в тигры. С – Пб., 2007

4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., 2001

 

Программа индивидуальной коррекции агрессивного поведения подростков.

Автор: Славина Наталья Сергеевна

Пояснительная записка.

Проблема агрессивного поведения весьма актуальна в наши дни. Учителя отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справится с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, – это наказание, строгий выговор, после чего дети на какое – то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых.

Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Такие дети их скорее раздражают, чем располагают к себе. Разговор о них ведется в осуждающих терминах: «грубиян», «нахал», «хулиган» – такие ярлыки всегда достаются агрессивным детям, всем без исключения.

Дети черпают знания о моделях поведения из разных источников. Из семьи, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение, и обучаются при взаимодействии со сверстниками, узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр (Я сильный – и мне все можно). Дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. Не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей.

Агрессия – это способ выражения своего гнева, протеста. А, как известно, гнев – это чувство вторичное. В его основе лежит боль, унижение, обида, страх, которые в свою очередь, возникают от неудовлетворения базисной, фундаментальной человеческой потребности в любви и нужности другому человеку. Агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах.

Целью создания данной программы является:

ü ввести ребенка в мир человеческих отношений;

ü расширить адаптационные возможности ребенка.

Задачи:

ü Обучение агрессивного ребенка способам выражения гнева.

ü Обучить ребенка приемам саморегуляции.

ü Формирование позитивных качеств личности ребенка.

К ожидаемым результатам можно отнести контроль над проявлениями агрессии, отказ от нежелательного поведения, оценка социальной ситуации, расширение продуктивных поведенческих реакций.

Занятия рассчитаны на работу с детьми 10 – 14 лет, проводятся 1-2 раза в неделю по заявке или результатам тестирования. Продолжительность занятий составляет 40-50 минут. Программа состоит из 10 занятий.

Основной этап предполагает индивидуальную работу. Каждое занятие начинается с ритуала приветствия. Целью его проведения является настрой на работу, создание доверия. На первом занятии ритуал приветствия предлагается ведущим. Работа по теме занятия состоит из нескольких упражнений.

На завершающем этапе групповой работы проводится контрольная диагностика агрессивности, позволяющая оценить эффективность работы. Кроме того, на этом этапе проводятся консультации с педагогами и родителями по результатам работы.


Учебно – тематический план.

Тема Содержание Количество часов
Занятие 1 Приветствие Упражнение «Одно предложение» (мини – сочинение) Упражнение «Ладошки» Упражнение «Взгляд на мир» Обратная связь 40 минут
Занятие 2 Приветствие Упражнение «Громко и тихо» Упражнение «Переписывание истории» Упражнение «Эмоциональные этюды» Обратная связь 40 минут
Занятие 3 Приветствие Мини лекция «Мир эмоций» Упражнение «Рисование жидким соленым тестом» Упражнение «Нарисовать свой гнев» Упражнение «Письмо» Обратная связь 40 минут
Занятие 4 Приветствие Мини лекция «Я – эмоциональное» Упражнение «Агрессивная скульптура» Упражнение «Веселые скоморохи» Упражнение «Ассоциация» Обратная связь 40 минут
Занятие 5 Приветствие Мини лекция «Настроение» Упражнение «Метафорический портрет» Упражнение «Встреча с драконом» Упражнение «Рисование имени» Обратная связь 40 минут
Занятие 6 Приветствие Мини лекция «Агрессивное поведение» Упражнение «Проволочный человек» Упражнение «Скульптура состояния» Упражнение «Новая жизнь разбитого зеркала» Обратная связь 40 минут
Занятие 7 Приветствие Мини лекция «Характер» Упражнение «Хрустящий Барабек» Упражнение «Апельсиновый Джо» Упражнение «Взятие замка» Упражнение «Недобрые зачины» Обратная связь 40 минут
Занятие 8 Приветствие Мини лекция «Воля» Упражнение «Самоценность» Упражнение «Зазеркалье» Упражнение «Злой – добрый мир» Коллаж «Великие люди, носившие мое имя» Обратная связь 40 минут
Занятие 9 Приветствие Мини лекция «Общение» Упражнение «Маленький принц» Рисунок «Звуки природы» Создание скульптуры себя Обратная связь 40 минут
Занятие 10 Приветствие Упражнение «Самоанализ» Рисунок «Итог» Упражнение «Ключи» Обратная связь Вручение диплома 40 минут

Занятие 1.

Необходимые материалы: бумага, ручка, ладошки из белой бумаги (заготовки), очки различной формы с различными по цвету стеклами, фотоаппарат, пленка, альбом.

Ход занятия.

 

Знакомство

ü Мое имя.

ü Чего я жду от занятий.

ü Что мне в себе нравится.

Ритуал приветствия.

«Сегодня я похож на …..(цветок). Потому что….»


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.