Нюанс как отношение близких состояний свойств элементов архитектурной формы — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Нюанс как отношение близких состояний свойств элементов архитектурной формы

2020-12-06 179
Нюанс как отношение близких состояний свойств элементов архитектурной формы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нюанс как отношение близких состояний свойств элементов архитектурной формы

• Нюансные различия между размерностью отдельных элементов и в интервале между ними служат основой построения ритмических рядов, в том случае, если эти различия нарастают или убывают равномерно.

• "Рождение" ритмического ряда в результате нюансных изменений, происходящих в его элементах, хорошо заметно в рисунке одной из разновидностей сложных спиралей.

• Более простым способом обнаружения является рассматривание любого метрического ряда (колоннады или шеренги фонарных столбов) в перспективе.

• Более близкими к архитектуре и весьма выразительными примерами возникновения и развития ритмического ряда на основе незначительного, но последовательного изменения величин являются ассиро-вавилонские зиккураты и спирали, на основе которых построены волюты ионических капителей.

Понимание роли нюансных отношений между элементами формы в архитектурной композиции связано с представлениями о развитии как о постепенном накоплении определенного качества, о движении, о росте.

• Это нашло выражение в композиционной фиксации таких важных характеристик здания, как его верх и низ.

• здесь необходимо указать на тесную взаимосвязь принципа организации формы как организма, растущего по вертикали, также и с конструктивно-тектоническим смыслом принятой пространственной системы.

• В соответствии с идеей роста решены объемы русских церквей и фасады ренессансных палаццо.

• И в том, и в другом случае убывание качества формы — величины — по вертикали по направлению вверх осуществляется за счет нюансных различий между ее элементами.

а, б — жилые дома для знати (палаццо), построенные в период Ренессанса в Италии, воспринимаются как устойчивые объемы, в которых выявлен верх и низ;

в, г, дпостоянно убывающие вверх по вертикали ярусы колоколен и башен в русском зодчестве создают, тем не менее, резко контрастный по отношению к фону силуэт

• В ряде случаев к нюансным различиям в форме нужно относиться внимательно и избегать их в работе, считая прямыми ошибками.

• К ошибкам такого рода относятся так называемые "плохие углы" — тупые или острые по отношению к прямому, но оцениваемые глазом как уродливый, искаженный, неполноценный прямой угол.

• Отклонение вертикальной линии от строгой вертикали или горизонтальной — от горизонтали в незначительной степени, даже в весьма малой, остро воспринимается глазом как некий беспорядок и связано с ведущей ролью вертикали и горизонтали как направлений, определяющих ориентацию человека в пространстве. В фронтальных композициях и фасадах зданий   величинные соотношения плоскостей и проемов должны прочитываться четко, не оставляя мнений в их действительном смысле. В противном случае нюансные различия станут причиной того, что отклонения элементов фасада от ожидаемого положения будут восприниматься как неточность, допущенная автором проекта.

Золотое сечение

• Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому.

• Принцип золотого сечения – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе.

• Принято считать, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик (VI в. до н.э.). Есть предположение, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян.

• В эпоху Возрождения усиливается интерес к золотому делению среди ученых и художников. Его считают творцом начертательной геометрии.

• В 1509 г. в Венеции была издана книга Луки Пачоли “Божественная пропорция” с иллюстрациями, предположительно, Леонардо да Винчи.

• Книга была восторженным гимном золотой пропорции. Среди многих достоинств золотой пропорции Лука Пачоли не преминул назвать и ее “божественную суть” как выражение божественного триединства бог сын, бог отец и бог дух святой (подразумевалось, что малый отрезок есть олицетворение бога сына, больший отрезок – бога отца, а весь отрезок – бога духа святого).

• В математике пропорцией (лат. proportio)называют равенство двух отношений; a: b = c: d.

• Отрезок прямой АВ можно разделить на две части следующими способами:

• на две равные части - АВ: АС = АВ: ВС;

• на две неравные части в любом отношении (такие части пропорции не образуют);

• таким образом, когда АВ: АС = АС: ВС.

• Последнее и есть золотое деление или деление отрезка в крайнем и среднем отношении.

Золотое сечение - это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему a: b = b: c или с: b = b: а.

• Практическое знакомство с золотым сечением начинают с деления отрезка прямой в золотой пропорции с помощью циркуля и линейки.

• Из точки В восставляется перпендикуляр, равный половине АВ. Полученная точка С соединяется линией с точкой А. На полученной линии откладывается отрезок ВС, заканчивающийся точкой D. Отрезок AD переносится на прямую АВ. Полученная при этом точка Е делит отрезок АВ в соотношении золотой пропорции.

Звезда

• Пятиконечной звезде — около 3000 лет. Ее первые изображения донесли до нас вавилонские глиняные таблички. Из Древней Вавилонии в Средиземноморье, как полагают, звездчатый пятиугольник перевез Пифагор и сделал его символом жизни и здоровья а также тайным опознавательном знаком. В средние века пентаграмма "предохраняла" от "нечистой силы", что, впрочем, не мешало называть ее "лапой ведьмы".

• Разделим теперь окружность на 10 равных частей. Соединяя подряд точки деления окружности, получим правильный десятиугольник, а соединяя точки деления через две,— звездчатый десятиугольник. Внутри звездчатого десятиугольника вновь образуется правильный десятиугольник, в который можно вписать новый звездчатый десятиугольник, и т. д.

Спираль Архимеда

• Форма спирально завитой раковины привлекла внимание Архимеда. Он изучал ее и вывел уравнение спирали. Спираль, вычерченная по этому уравнению, называется его именем. Увеличение ее шага всегда равномерно.
В настоящее время спираль Архимеда широко применяется в технике и очень распространены в природе.

• Красота золотого сечения может быть отмечена фактом, что золотой прямоугольник сечения делится на квадрат(площадь) и другой, меньший золотой прямоугольник сечения. Этот процесс может быть продолжен до бесконечности, добавляя квадрат (площадь) по более длинной стороне золотого прямоугольника сечения, т.о. устанавливая пропорциональные отношения по полному вообразимому человеком масштабу.

2.3. Согласование частей и целого
Пропорционирование как метод количественного согласования частей и целого.

Пропорционирование - это использование пропорций для организации формы в целостную структуру, т.е. применение определенного способа количественного согласования частей и целого.

• Пропорциональная зависимость может быть выражена величинами, расположенными:

• а) по одной координате,

• б),в) по двум координатам,

• г) по трем координатам.

Деление отрезка АВ в крайнем и среднем отношениях

Система пропорционирования на основе вписанных и описанных квадратов

"Священный" египетский треугольник и пропорционирование на его основе

Система пропорционирования на основе вписанных и описанных равносторонних треугольников

Контрольные вопросы

• Что такое пропорция? В каких значениях может употребляться это понятие?

• Что такое непрерывная пропорция?

• Что такое "средние числа"? В чем причина преимущественного использования средних чисел для гармонизации форм?

• Что такое "золотое сечение"? В чем особенности этого отношения?

• В чем состоит разница между пропорцией и пропорционированием?

• Какие системы пропорционирования вы знаете?

• В чем состоит отличие геометрических и числовых систем пропорционирования?

• Что такое модуль?

• Назовите основные направления использования пропорционирования в архитектуре.

• Достаточно ли совершенных пропорций для получения совершенного архитектурного произведения?

 

 

МАСШТАБ

Масштаб:

• 1. Отношение уменьшенных расстояний и размеров на карте или чертеже к действительным.

Отношение целого и части.

• 2. Охват, значение, размах (по Толковому словарю русского языка под ред. Д.Н.Ушакова. М., ГИИ и Н2С, 1938).

Понятие масштабности в архитектуре
Человек как мера организуемого пространства

• В соответствии с понятием масштаба можно считать, что некоторая композиция (отдельный объем или комплекс объемов) имеет крупный масштаб в том случае, если она состоит из достаточно крупных в сравнении с ее общей величиной частей (или элементов). В то же время, композиция (любая архитектурная форма, расчлененная на более мелкие элементы, обладает мелким масштабом или менее крупным масштабом.

• Масштаб является количественной характеристикой в архитектуре.

Масштабность - важная качественная характеристика архитектурной среды, одна из центральных категорий архитектурной композиции.

Масштабность – это отношение архитектурной формы к человеку.

• Мы называем архитектурное пространство масштабным в том случае, если человек, находящийся в нем (идущий по улице, пересекающий площадь, двигающийся или просто находящийся в пространстве интерьера), ощущает это пространство, воспринимает его и соответственно оценивает как соразмерное, удобное, соответствующее назначению, постижимое и осваиваемое, т.е. "свое".

• Представления о человеке как мере всех вещей были неотъемлемой частью жизни людей, начиная с древнейших времен. Вспомним "каноны" древних египтян, отражавшие определенное осмысление размерных соотношений частей человеческой фигуры и названия единицы измерения "локоть". Один из древнеегипетских канонов включал разделение человеческой фигуры по высоте на 21,5 части, каждая из которых была равна длине среднего пальца руки.

Зависимость масштабности архитектурной формы от характера ее члененностиСтепень и характер члененности объема или пространства непосредственно влияют на масштабность объекта.

Именно поэтому наиболее характерным примером предельно крупномасштабных форм являются пирамиды в Египте, вернее те из них, которые не имеют членений (комплекс в Гизе), а примером пространств, обладающих крупным масштабом — площади.

• Интересно отметить, что храмы Древней Греции отмечались двумя основными масштабными характеристиками: фасады объема, обращенные к окружающему пространству и сопоставляемые с ним, были более крупного масштаба, чем пространство интерьера, не имевшее сопоставления с окружающей средой, расчлененное на ряд помещений и обрамленное нередко двухъярусным рядом колонн.

Храм Зевса в Олимпии построен между началом 460 и 450 г. до н.э. Архитектор Либон из Элиды

• Древние греки, а вслед за ними и римляне, создавая пространства для обитания и деятельности людей, приспособленные к человеку и сомасштабные ему, никогда не забывали о том, что дом бога — храм, должен обладать другими качествами и другим масштабом, чем жилище человека, чтобы человек, входящий в храм, чувствовал, что он идет не в свой дом, а в дом бога.

• В этом случае архитектурный масштаб как средство организации пространства выходит за рамки простого соответствия архитектурной формы человеку.

Нюанс как отношение близких состояний свойств элементов архитектурной формы

• Нюансные различия между размерностью отдельных элементов и в интервале между ними служат основой построения ритмических рядов, в том случае, если эти различия нарастают или убывают равномерно.

• "Рождение" ритмического ряда в результате нюансных изменений, происходящих в его элементах, хорошо заметно в рисунке одной из разновидностей сложных спиралей.

• Более простым способом обнаружения является рассматривание любого метрического ряда (колоннады или шеренги фонарных столбов) в перспективе.

• Более близкими к архитектуре и весьма выразительными примерами возникновения и развития ритмического ряда на основе незначительного, но последовательного изменения величин являются ассиро-вавилонские зиккураты и спирали, на основе которых построены волюты ионических капителей.

Понимание роли нюансных отношений между элементами формы в архитектурной композиции связано с представлениями о развитии как о постепенном накоплении определенного качества, о движении, о росте.

• Это нашло выражение в композиционной фиксации таких важных характеристик здания, как его верх и низ.

• здесь необходимо указать на тесную взаимосвязь принципа организации формы как организма, растущего по вертикали, также и с конструктивно-тектоническим смыслом принятой пространственной системы.

• В соответствии с идеей роста решены объемы русских церквей и фасады ренессансных палаццо.

• И в том, и в другом случае убывание качества формы — величины — по вертикали по направлению вверх осуществляется за счет нюансных различий между ее элементами.

а, б — жилые дома для знати (палаццо), построенные в период Ренессанса в Италии, воспринимаются как устойчивые объемы, в которых выявлен верх и низ;

в, г, дпостоянно убывающие вверх по вертикали ярусы колоколен и башен в русском зодчестве создают, тем не менее, резко контрастный по отношению к фону силуэт

• В ряде случаев к нюансным различиям в форме нужно относиться внимательно и избегать их в работе, считая прямыми ошибками.

• К ошибкам такого рода относятся так называемые "плохие углы" — тупые или острые по отношению к прямому, но оцениваемые глазом как уродливый, искаженный, неполноценный прямой угол.

• Отклонение вертикальной линии от строгой вертикали или горизонтальной — от горизонтали в незначительной степени, даже в весьма малой, остро воспринимается глазом как некий беспорядок и связано с ведущей ролью вертикали и горизонтали как направлений, определяющих ориентацию человека в пространстве. В фронтальных композициях и фасадах зданий   величинные соотношения плоскостей и проемов должны прочитываться четко, не оставляя мнений в их действительном смысле. В противном случае нюансные различия станут причиной того, что отклонения элементов фасада от ожидаемого положения будут восприниматься как неточность, допущенная автором проекта.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.