Основные свойства объёмно-пространственных ф-м. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Основные свойства объёмно-пространственных ф-м.

2020-12-06 125
Основные свойства объёмно-пространственных ф-м. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Основные свойства объёмно-пространственных форм следующие:

· Геометрический вид

· Положение в пространстве

· Величина

· Масса

Геометрический вид.

Вид ф-мы элемента определяется:

· Стереометрическим характером очертания поверхности фигуры

· Прямоугольные (куб)

· Плоскости под углом (пирамида)

· Тела вращения

· Аморфные

· Соотношением размеров ф-мы по трём координатам:

· Объёмная ф-ма (равенство по 3м координатам)

· Плоскостная (развита по 2м координатам)

· Линейная (преобладание одного измерения над другими)

Положение ф-мы в пространстве.

Определяется по отношению к:

· осям координат

· вертикальная (по оси Z)

· горизонтальная (по X и Y)

· промежуточная (др. положения)

· к зрителю, к другим ф-мам

· горизонтальная (справа-слева, ближе-дальше)

· вертикальная (выше-ниже)

· По ориентации наибольшей поверхности

· Фронтальное

· Профильное

· Горизонтальное

Величина определяется соотношением протяжённости ф-мы по 3м координатам или соотношением 2х или более ф-м м\у собой.

Масса.

В худ-венном восприятии масса = массивность.

Массивность имеет ряд особенностей:

· С изменением ф-мы по величине, при прочих равных условиях, изменяется масса.

· Массивность ф-мы изменяется в зависимости от степени объёмности (плоскостности, линейности)

· Массивность зависит от плотности заполнения ф-мы материалом

· На массивность влияет материал, из которого сделана ф-ма.

 

Закономерности зрительного восприятия

В психологическом плане восприятие протекает глав­ным образом через зрительную сис­тему, которая дает до 90% инфор­мации. Поэтому композиционная организация архитектурной фор­мы, ее эмоциональное воздействие и эстетическая оценка, естественно, предусматривают определенные ус­ловия и характер восприятия зри­телем. 

Известно немало ситуаций, когда характер форм, их пластическая расчлененность и взаимная комби­нация вносят путаницу в зритель­ное восприятие, вызывают сомне­ние и неясность, дезорганизуют нормальное поведение человека.

Можно отметить следующие законо­мерности восприятия:

 Чем крупнее по размерам и выше объект наблюдения, тем значительнее зритель недооценивает его абсолютную величину.

Если при стационарном осмотре продолжительность восприятия объекта зависит от степени интереса к нему зрителя, то при динамическом время осмотра экспозиции определяется скоро­стью передвижения. 

Характер освещения непосред­ственно влияет на настроение человека, выбор им места для отдыха, маршруты движения.

Светотень выявляет форму, пластику, фактуру предметов, во многом определя­ет цветовое восприятие окружения и является одним из важных факторов архитектурно-ландшафтной компози­ции.

Цвет может оказать значительное влияние на восприятие пространства, светлые цвета способны зрительно увеличивать, а темные — уменьшать пространство, теплые — приближать и холодные — удалять предметы от на­блюдателя.

 

 

Билет 9.

Масштаб. Масштабность. Характеристика. Примеры

Масштабность - масштабный строй, соизмеримость отдельных зданий, сооружений и архитектурно организованных пространств с размерами человека.

Масштаб - в общем случае отношение двух линейных размеров. Во многих областях практического применения масштабом называют отношение размера изображения к размеру изображаемого объекта.

 

Масштаб выражает относительную величину формы, соразмерную

в той или иной степени с другой исходной величиной или, в

композиционном плане, с тем впечатлением, которое производит эта

форма на человека. В распространенном значении такая величина

заключает отношение натурального размера к изображаемому размеру.

В чисто композиционном, художественном значении масштаб представляет собой соразмерность, выраженную не в числах или отрезках, а в зрительном соответствии формы человеку. В принципе композиционный масштаб так же, как любое средство гармонизации, подчинен раскрытию художественной идеи, заключенной в форме.

Разделяется он на крупный и мелкий. В соответствии с ним форма может выглядеть либо крупной, монументальной, либо мелкой, легкой. Сделать так, чтобы натуральная форма зрительно не подавляла человека и в то же время не выглядела игрушечной, − очень сложная композиционная задача. Решается она в основном именно за счет членения формы. Всякое членение придает форме мелкий (легкий)

характер, подчеркивая при этом, как правило, ее большие размеры.

 

Формы, включаемые в пространство, зрительно оцениваются по масштабу в связи не только с человеком, но и с этим пространством. Таким образом, они приобретают сложный, двойственный масштаб.

 

Масштабная характеристика архитектурного произведения может иногда меняться при его восприятии с различных расстояний. Например, здание, воспринимаемое как большое с отдалённой точки зрения (или на чертеже), может казаться значительно меньшим при приближении зрителя, когда он соотносит с собой

действительные размеры сооружения. Масштабный строй архитектурного произведения в целом связан с окружением (рельеф местности, характер застройки в городах) и меняется вместе с ним. Укрупнение масштабности − преимущественное средство придания произведению архитектуры большей значительности (например, «героическая» масштабность древнегреческих храмов, словно рассчитанных на героев эпоса, крупная масштабность амфитеатров, акведуков, базилик в Древнем Риме, гражданских сооружений русского ампира, вызывающих представление о могуществе построивших их государств). Чрезмерное укрупнение масштабности в сочетании с большими размерами сооружений подавляет человека, вызывая у него чувство собственного ничтожества (например, культовые постройки в Др. Египте).

 

Стоит отметить, что любое масштабное изображение (или макет) выглядит всегда чуть мельче, а не только меньше натуры. Вот почему для достижения его масштабности требуется дополнительное укрупнение формы за счет того же, например, приближения перспективы, устранения в ней лишних деталей и т. п. С другой стороны, проектная разработка, близкая или равная «натуре», требует как можно более точной передачи деталей, материалов исполнения и т. п.

 

2. Контраст. Виды, характеристика, примеры.

Контраст - это резкое различие элементов, предметов, форм и т.д. по следующим категориям: размер, форма, тон, цвет, отношение к пространству и т.д. Выделяют:

Одномерный контраст. Идет различие по одной категории.

Многомерный контраст. Идет противопоставление по нескольким категориям.

Особенностью контрастной композиции является активность ее визуального воздействия.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.