В социально-экономической и политической истории Византии выделяются три основных периода. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

В социально-экономической и политической истории Византии выделяются три основных периода.

2020-12-06 74
В социально-экономической и политической истории Византии выделяются три основных периода. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Византийская цивилизация

История византийской цивилизации всегда вызывала особый интерес.

Во-первых, это единственная цивилизация, даты рождения и смерти которого известны с точностью до дня. ее днем рождения стало 8 ноября 324 г., когда по приказу римского императора Константина (306-337 гг.) на берегу Босфора был заложен новую столицу его государства - Новый Рим, которую впоследствии назвали в его честь Константинополем. День гибели - 29 мая 1453 г., когда это большой город захватили турки.

Во-вторых, эта цивилизация возникла на рубеже двух эпох - гибели поздней античности и рождение средневековья, на стыке между Западом и Востоком, что дало основания называть ее "золотым мостом" между ними.

В-третьих, хотя эта цивилизация погибла почти 600 лет назад, ее влияния продолжают действовать в наше время, особенно это касается российской цивилизации и тех народов, которые были вовлечены в ее орбиту. Не будет преувеличением сказать, что в жизни каждого из нас византийский фактор присутствует повседневно.

Византийская цивилизация не является первичной, она возникла в результате развала Римской империи. Отделение восточной части последней началось еще в III в. и было обусловлено как экономическими, так и идейно-политическими причинами. Восточные области Римской империи отличались более высоким уровнем развития экономики, и кризис рабовладельческого хозяйства приобрела здесь не таких резких форм.

Нападения варваров, социальные движения и внутренние междоусобицы на западе угрожали самому существованию Римского государства. Указанные обстоятельства вынудили императора Константина перенести политический центр на Восток. Принятие им христианства как официальной религии также сыграло свою роль в перемещении центра идейного жизни, потому что именно восточные провинции были не только колыбелью, но и идеологической опорой христианской религии.

Новый центр должен исключительно удачное географическое расположение. Константинополь господствовал над проливами Босфор и Дарданеллы, контролировал торговые и военно-стратегические пути из Европы в Азию.

Древний Византий - мегарская колония, возникшая примерно в 660 г. до н. э., дал впоследствии название всему государству. Понятие "Византия" появилось в трудах историков лишь в XIX в. Итак, "Византия" является историческим термином, принесенным к литературе исследователями более поздних времен. Жители того государства называли себя римлянами, на греческом языке, которая была распространенной, - ромеями, а империю - роменскою, то есть они не признавали прерывания наследственности своего общества и классически римского.

 Собственная история византийской цивилизации ведет отсчет от 395 г., когда после смерти императора единой Римской державы Феодосия (379-395 гг.) произошел окончательный раздел Римской империи на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю, первым правителем которой стал Аркадий (395 - 408 гг.).

Географическое расположение нового государства, чьи земли находились и в Европе, и в Азии, а иногда достигали Африки, делало эту цивилизацию соединяющим звеном между Востоком и Западом, то есть здесь происходило постоянное смешивание и взаимодействие восточных и западных факторов, что наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религию, культуру и искусство.

Римские государственные институты продолжили свое существование в византийской империи. Эллинистическая культурное наследие, основанная на греческом языке, также сохранилась именно здесь. Это обусловило своеобразие византийской цивилизации, которая заключалась не только сходства, но и отличия от стран как Востока, так и Запада.

В состав государства, которая возникла в 395 г., входили Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, часть Аравии, некоторые территории в Северном Причерноморье (Херсонес и др.). Впоследствии в результате многочисленных войн ее территория значительно расширилась, - до 750 тыс. кв. км. и, как считают некоторые историки, на ней проживала шестая часть тогдашнего населения Земли. Другие называют цифру в 50-65 млн человек.

 Это было полиэтническое государственное образование, т.е. этнический состав империи характеризовался большим разнообразием. Для византийской цивилизации присуще соединение различных народностей, которые втягивались в эллино-римской государственности и культуры. В Греции и на восточном побережье Средиземного моря преобладало греческое население, на Балканах также жили романизированные племена, в которые вливались германские, аланские и славянские поселенцы.

На Востоке Византия покорила армян, сирийцев,  арабов, в Египте - местное коптское население. Государство объединяла десятки народов, народностей и племен, находившихся на разных ступенях социального развития. Завоеванные народы включались в состав государства, сохраняли свою самобытную культуру, хотя не могли рассчитывать на равноправие. Доминировали греки.

Официальным языком сначала была латынь, но с конца V в. и на протяжении VI в. ее вытеснил греческий, то есть в Византии существовала языковая и конфессиональная общность в рамках единого государственного образования.

Территория Византии преимущественно состояла из областей с высокой земледельческой культурой. У многих из них плодородие почв давала возможность собирать по 2-3 урожая в год, однако земледелие почти повсеместно потребовало дополнительного орошения.

Там, где это было возможно, выращивались пшеница, ячмень, лен, остальные орошаемых земель отводилась под сады и огороды, более засушливые - под виноград и оливы. На лугах и в горной местности занимались скотоводством: разводили овец, коз, которые давали тонкое руно, в степях - лошадей, а также верблюдов и мулов. Успешное скотоводство поставляло сырье для изготовления изделий из кожи и шерсти.

В общем Византии повезло с природными ресурсами: здесь были необходимые для строительства леса, значительные запасы строительного камня, глины для керамических изделий и качественного песка, который шел на изготовление стекла, а также залежи металлических руд, в частности железных, медных, свинцовых, цинковых, серебряных. На железо и золото империя была значительно богаче, чем все соседние государства. Особое значение имели те виды минерального и органического сырья, из которого изготавливались красители, ароматические смолы, лекарственные средства, что очень высоко ценились в те времена.

То есть Византия могла обеспечивать свои потребности почти во всех основных продуктах, а некоторые из них в больших количествах вывозить за границу (зерно, масло, рыба, ткани, металлические изделия и др.). Все это придавало определенной экономической стабильности и позволяло вести широкую внешнюю торговлю. Завозились преимущественно предметы роскоши и драгоценная восточная сырье, в частности пряности и шелк.

Византийцы имели высокий уровень жизни, а греки на протяжении веков были самыми цивилизованными в Западном мире. Они сумели сохранить все основные элементы наследия предыдущей римской цивилизации - крупные города с преобладанием ремесел и торговли, рабовладение в сочетании с общинным земледелием, развитую культуру, в которой преобладали греческие элементы, сильное государство с развитым римским правом.

К семейной ячейки принадлежали члены семьи, а также слуги, некоторые из которых были рабами. Ремесленники жили и работали в своих мастерских.

 Разного рода чиновники и чиновники, младшие военные командиры, деловые люди - те, кого в наше время называют "средний класс", обычно жили в городских многоэтажных домах.

Богатые аристократы имели большие имения, стояли отдельно и состояли из роскошных залов, дворов, галерей, помещений для отправления культов, а также чтения и писания, омовения, отдыха, приема гостей и т.д. Такие жилища, защищались от краж сложной системой запоров.

В домах представителей высших классов выразительной особенностью внутреннего устройства была сегрегация женщин. Как и у древних греков, в домах существовали женские помещения, в которых женщины содержались в строгой изоляции от внешнего мира. Существует предположение, что мусульманские гаремы своим происхождением обязаны этому греческому обычаю.

Главной причиной подобного отделения было представление о семейную честь. Как писал византийский автор XI в.: "Дочка, которая не сохранила свою девственность, виновна в причинении вреда не только себе, но также ее родителям и родственникам. Вот почему ты должен держать своих дочерей под замком, поскольку они глупые, чтобы избежать злобных нападок".

 Женщинам не разрешалось принимать гостей извне. Несмотря на то, что им разрешалось присутствовать на семейных банкетах, они не допускались туда, где вино лилось рекой и развлечения имели сомнительный характер. Если такое случалось, то становилось основанием для мужа расторгнуть брак. Брак был частью семейной стратегии социального продвижения. Семья и все ближайшее окружение принимали участие в отборе невест. О личных чувствах речь не шла. Для потенциальных кандидаток и кандидатов главными качествами были богатство и социальные связи семьи.

Особенностью Византии было существование разветвленной бюрократической системы. С X в. сложилась иерархическая система титулов и рангов, которых насчитывалось 18. Они не передавались по наследству, предоставлялись только за службу басилевсу. Должностные злоупотребления и преступления не подпадали под уголовную ответственность. Взятки были официально узаконены как дары официальным лицам. Существовали фиксированные таксы за ту или иную услугу, в зависимости от ранга чиновника. Вскоре, с принятием христианства в Киевской Руси активизировалась система подкупа сильных мира сего, когда просочилась бюрократическая традиция византийского пошиба.

В византийской цивилизации, как и в других, ведущую роль в определении ее специфики играла религия - восточное христианство, или православие. Между восточной (православной) и западной (католической) церквями от начала обозначились существенные различия. Хотя и та, и другая генетически произошли от единой вселенской церковной организации, каждая из них с первых веков их истории (IV-V вв.) двинулась своим путем.

При номинальном признании единства между папским престолом и константинопольской патриархией началась борьба за превосходство. Между православной и католической церквами также очень рано возникли значительные расхождения как социально-политического, так и догматического и обрядового характера.

Православной церкви не удалось создать сильную централизованную организацию, подобную папства на Западе. В меньшей зависимости от церкви, чем на Западе, на Востоке находились государственный строй, законодательство, образование и образованность. В Византии церковь не имела такой экономической и административной автаркии, которая имела место в Западной Европе.

Римская курия неуклонно отстаивала доктрину примата духовной власти над светской, чего не позволяли себе, за редким исключением, православные иерархи. Они не претендовали на превосходство и в условиях централизованной византийского государства проповедовали идею единства с ней. Если на Западе сложилась строго централизованная церковная организация, и только Папа Римский пользовался непоколебимым моральным авторитетом и огромной реальной властью, то в православном мире с 452 г. действовала система пентархии, то есть система главенства пяти патриархов - Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии, Иерусалима.

Пентархия ушла в небытие в VI в. в связи с появлением автокефальных национальных церквей. В православной церковной организации церковные соборы стояли выше патриархов, и только они были создателями церковных канонов. Вместе с тем, в отличие от западного христианства они сами подчинялись светской власти. На Западе же церковные соборы обычно выполняли волю папского престола.

Восточно-христианской и западно-христианской церкви также разделяли устойчивые социально-психологические различия, которые повлияли на ментальные структуры различных цивилизаций, которые имели своим духовным стержнем ту или иную религию.

Западной религиозности была присуща глубокая эмоциональная напряженность на грани с религиозной экзальтацией. Для верований византийцев была характерна абстрактная философская рассудительность. Взволнованное воображение латинян постоянно направлялась к страданиям Христа, страшным мукам в аду, им все время мерещились черти и злые силы в виде неестественных явлений и существ. Они боялись, что у людей постоянно пытается вселиться дьявол,  чтобы обнаружить это, достаточно было кашлянуть во время службы в церкви.

В православной церкви на первый план выдвигались радостно-просветленные моменты из жизни Христа, его воскресение, а души верующих возносились к божественному свету, к победе добра над злом. Как это часто бывает, за этим стояли факторы природно-климатического характера. Поскольку в Западной Европе температурный режим был гораздо жестче, чем в Византии, то, с одной стороны, было больше заболеваний, в частности, простудных (кашель в храме). С другой, в сухом климате не только собирали несколько урожаев, но и были лучше условия выращивания и хранения, чем во влажном климате Европы, где зерновые были часто и сильно поражены грибком спорыньи. Потребление хлеба из такого зерна приводило к отравления алкалоидами, что проявлялось в сильных судорогах и расстройствах психики. Вот почему человеку повсеместно вспоминалась "нечистая сила".

Стоит также обратить внимание на то, что у западного и восточного христианства - разные духовные типы. В западной - петровский духовный тип. Апостол Петр - лицо действенная, активная, практичная, предприимчивая, ориентирована на внешнее практическое жизнь, на решение "земных" проблем.

 В православие - иоановский духовный тип. Апостол Иоанн больше тяготел к внутренней созерцательной жизни (одна из ведущих черты восточного менталитета), чем к внешнему практического. Учитывая это высшим трудом в православии считается молитвенная и созерцательность. В православии интерес к практической, хозяйственной жизни заменяется ориентацией на духовное, вечное и вневременное, поисками абсолютного добра и абсолютной правды. Вскоре это обусловило "непрактичность" восточного христианства, что отразилось в его общей "анти буржуазности".

Петровский духовный тип впоследствии стал движущей силой движения за реформирование католической церкви и возникновения протестантизма, который обусловил возникновение буржуазных отношений, капитализма, что, в свою очередь, инициировало экономический динамизм и в дальнейшем обеспечило более высокое благосостояние его населения.

Как показывает история, очень часто за идейными спорами кроется материальный интерес. В средние века, как и сейчас, две христианские церкви вели между собой борьбу за паству, которая несет деньги. Раздор иерархов подогревался ненавистью торгово-ремесленных кругов Константинополя и их итальянских конкурентов. Особенно обострились взаимоотношения между римским Папой и константинопольским патриархом в 60-х гг. IX ст.

 Патриарх Фотий в 867 г. созвал в Константинополе церковный собор восточных епископов и объявил анафему - церковное проклятие Папе Николаю II. Хотя видимость мира между церквами в конце IX в. была возобновлена, однако различия между ними все время углублялись.

В первой половине XI в. возник спор между константинопольским патриархом Михаилом Керулларием и римским Папой Львом IX за подчинение духовенства Южной Италии. Эта перепалка превратилась в повод для окончательного разрыва между церквями.

 В1054 г. папские послы положили на алтарь Софийского собора в Константинополе грамоту с анафемой патриарху Михаилу, а церковный собор византийского духовенства, который был созван императором по настоянию патриарха, объявил анафему римским послам. Это было внешним проявлением схизмы - разделение христианской церкви на католическую и православную.

Следовательно, возникновение двух направлений было связано с расколом в христианстве, обусловленным, в свою очередь, распадом единой Римской империи и существенными различиями в условиях существования церкви в двух ее частях, особенно после падения Рима в 476 г. В Восточной Римской империи христианская церковь так и осталась идеологическим институтом при большом государстве, тогда как на Западе Европы, где появилось много небольших государств, церковь, как единственная общеевропейская организация развернула активную борьбу за верховенство над светской (королевской) властью.

В самой Византии ей тоже приходилось переживать сложные времена. Хотя во времена императора Константина христианство превратилось в господствующую религию, все же возникли внутренние противоречия, которые имели тенденцию к обострению. Христианство, генетически связано с протестом угнетенных, в IV в. продолжало сохранять демократическую фразеологию.

Церковные иерархи пытались ее устранить, простые люди - сохранить, что привело к возникновению еретических движений. Против еретиков применялись репрессии, различные ограничения и даже анафемы. Однако ереси не могли не наносить вред самой церкви, вызывая сомнения и, таким образом, ослабляя ее влияние.

Религиозное движение в Византии в VIII — начале IX века, направленное против почитания икон. Иконоборцы считали священные изображения идолами, а культ почитания икон — идолопоклонством, ссылаясь на ветхозаветные заповеди («не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4-5)). Законами 726 и 730 годов император Лев III Исавр запретил почитание икон. Иконоборчество было запрещено Вторым Никейским собором 787 года, возобновилось в начале IX века, и окончательно запрещено в 843 году. За более, чем столетие деятельности иконоборцев были уничтожены тысячи икон, а также мозаик, фресок, статуй святых и расписных алтарей во многих храмах.

 Может показаться, что в идейном плане дискуссия велась вокруг сложных проблем гносеологического характера. Однако за этим скрывалось столкновение интересов государства и церкви. Первая имела целью ослабить позиции второй, прежде всего экономически. Во-первых, культ икон не только предоставлял церкви возможности мощного идеологического воздействия на широкие слои населения страны, но, кроме десятины - налога на церковь и уплаты за все обряды, без которых тогдашняя человек не представляла своего существования, продажа икон приносила большие прибыли. В то же время это была также борьба за перераспределение огромного церковного имущества, прежде всего земельного. В конце концов, идейная борьба завершилась победой иконопочитателей, за которой крылся компромисс между церковью и государством. Церковно-монастырское землевладение очень ограничили, многие церковные ценности были конфискованы, а церковные иерархи фактически подчинились императорской власти.

Третий период в истории византийской цивилизации также четко очерчивается годами - он длился от 1024 до 1453 гг. и был определен внешними завоеваниями. Этому способствовало внутреннее ослабление империи. Отдельные города и феодалы стремились получить полную самостоятельность. Центральная власть ослаблялась, а феодальная раздробленность - наоборот. Болгары и сербы, которые восстали против византийского господства, возродили свои государства.

Византия распалась на несколько независимых феодальных областей. Ослабленная империя не могла противостоять натиску иностранных захватчиков, особенно крестоносцев.

В истории наименование крестовых походов получили военно-колониальные походы западноевропейских феодалов в страны Восточного Средиземноморья, а также в земли, принадлежавшие западным славянам и прибалтийским народам.

Крестовые походы в страны Восточного Средиземноморья, которые совершались под видом религиозной акции, начавшиеся в конце XI в. и продолжались с перерывами до конца XIII ст. Активную роль в них играла римско-католическая церковь, которая была заинтересована в новых землях, с которых будет увеличено количество ее епархий - церковных областей, обязанных платить ей десятину. Второй движущей силой стали европейские феодалы, которые также мечтали о расширении своих владений. Причем, отправляясь в поход, феодал часто покидал свое поместье со всем имуществом под опеку церкви или делал ей большие пожертвования. Среди крестоносцев преобладали рыцари. По условиям существования майората - системы наследования имущества, феодал, чтобы его не дробить, завещал все старшему сыну. Дочери получали приданое, а средние и младшие сыновья - только доспехи и коня. Часто они едва выживали, не имея собственных земель и крепостных, а следовательно, искали состояний на богатом Востоке.

На то время уровень средневековой Европы очень уступал странам Востока, о пышности которого рассказывали сказки. Восток по своей материальной и духовной культурой на то время намного превосходил Запад, поэтому не хватало желающих отправиться туда ради улучшения своего положения. В крестовых походах принимали участие - или сами, или через тех наемников, кого провожали - купцы многих итальянских городов, особенно Генуи и Венеции стремились сломать конкуренцию византийцев в международной торговле и занять место главного посредника между Западом и Востоком.

В Конце XI в. католическое духовенство начало усиленную проповедь походов на Восток, на завоевание Иерусалима, который находился в руках мусульман, где, согласно христианскому преданию, находился Гроб Иисуса Христа, который надо освободить. Настоящие причины были сугубо материальный характер, к этому прибавлялось преувеличенное представление о легкости покорения стран Востока.

Крестовые походы имели значительное влияние на судьбу Византии. Если к 1091 г. император Алексей Комнин ждал помощи от западноевропейских феодалов против нашествия печенегов, то после того, как эта опасность была устранена, появление в 1096 г. крестоносцев на территории Его государства чрезвычайно обеспокоило правительство. Были приняты все меры, чтобы как можно быстрее переправить крестоносцев в Малой Азии и устранить угрозу их нападения.

Вместе с тем Византия имела выгоду: она воспользовалась победами крестоносцев над турками-сельджуками для восстановления своей власти в Малой Азии. Однако уже в конце царствования Алексея Комнина (1081-1118 гг.) и особенно во времена его наследников, отношения между Византией и крестоносцами значительно ухудшились. Раз за разом имели место военные столкновения. Это происходило на фоне обострения конкуренции с венецианскими и генуэзскими купцами, что наносило ущерб международной торговле империи. Византия слабела через внутреннюю борьбу в императорском дворце, где правители менялись один за одним, не считая расходов на свои роскоши. Не хватало средств на содержание армии и флота, а усиление поборов с населения вызвало многочисленные восстания.

При таких условиях Венецианская республика смогла направить четвертый крестовый поход именно на Византию. Со своей стороны, Германская империя попыталась покорить Византию своему влиянию. Германский император Филипп Швабский использовал повод - очередное беспорядки в константинопольском дворце - для "восстановления законных императоров" на ее престоле. Проводником его политики стал командующий отрядов крестоносцев, Бонифаций Монферратський.

Византийское правительство, которое не имело ни постоянной армии, ни денег на оплату наемников, не могло организовать сопротивление и 13 апреля 1204 г. Константинополь пал под ударами крестоносцев, которые атаковали город с моря и суши и учинили страшный разгром, несмотря на то, что это были не "неверные", а христиане.

Рыцари разграбили и дотла ободрали главный храм - Святую Софию. Блеск ее богатого устройства затмил сознание "воинов за веру", которые разворовали все ее драгоценности. На обломках Византийского государства в 1204 г. была основана так называемая Латинская империя. Захватив и ограбив Константинополь, крестоносцы забыли о своем благородном намерении "освобождения Гроба Господня" и решили устроиться на завоёванной территории, то есть благая идея служила прикрытием чисто грабительских намерений. Латинское завоевание привело к экономическому упадку, ограбление и разорение целых городов и областей. Сильное недовольство вызвала у населения церковная политика завоевателей, которые с презрением относились к верованиям византийцев и презирали их культуру и обычаи.

Католическое духовенство пыталось захватить не только души, но и имущество. Православное духовенство вело проповеди против латинян, что находило отклик и сочувствие верующих.

Византийцы сохранили за собой только Эпир, часть Албании и некоторые владения в Малой Азии. Постепенно рядом с владениями крестоносцев возникли независимые государства: Никейская в северо-западной части Малой Азии, Эпирский деспотат в западной части Бал барского полуострова и Трапезундская государство на южном побережье Черного моря. Ведущую роль в борьбе против Латинской империи сыграла Никейская государство, что сложилась в начале XIII в. Михаилу VIII Палеологу (1259-1282 гг.), который силой захватил никейский престол, удалось отвоевать у крестоносцев Константинополь. Болгары, албанцы также сопротивлялись крестоносцам, вместе с поражениями от византийцев привело к падению в 1261 г. Латинской империи. Последующие четыре крестовые походы на Восток, последний из которых состоялся в 1270 г., не имели большого значения и не привели к каким-либо территориальных захватов. Однако и восстановлена в 1261 г. Византийская империя была лишь небольшим раздробленной государством, в которую входили часть Фракии и Македонии, некоторые острова архипелага и северо-западная часть Малой Азии. После нашествия крестоносцев Византия уже никогда не смогла достичь былого величия.

На Протяжении XIV-XV вв. на основе дальнейшего, хотя и замедленного развития производительных сил в экономике страны все большую роль играют товарно-денежные отношения. В отдельных крупных экономических центрах, в частности в Константинополе, появились первые ростки новых отношений, которые впоследствии будут названы капиталистическими, в виде мануфактур. Однако зарождение новых производственных отношений имеет спорадический характер в окружении господствующего феодального строя. Более того, в это время наблюдается упадок ремесел и торговли. Причиной и слабости в появлении новых элементов хозяйствования, и упадка старых была ограниченность внутреннего рынка Византии, а также проникновения иностранных конкурентов, прежде всего итальянских купцов и владельцев ремесленных мастерских, которые усилили свои позиции во время крестовых походов.

Крупное феодальное землевладение к тому времени почти полностью вытеснило свободную крестьянскую общину. Существовали различные формы зависимости крестьян. Преобладали парики, то есть феодально-зависимые наследственные держатели. Часть зависимых крестьян находилась в положении дворовых. Существовали в тогдашнем византийском обществе и крестьяне-издольщики, что обрабатывали землю, которую им предоставляли в аренду феодалы за определенную часть урожая. В византийском селе значительно усилилась имущественная дифференциация. Росту имущественного неравенства больше всего способствовало постепенное проникновение товарно-денежных отношений в деревню и развитие производства хлеба на рынок. Появляются малоимущие безземельные крестьяне, лишенные средств производства. Из их среды выходили наемные работники, которые обрабатывали земли феодалов.

Положение низов было крайне тяжелым, что обусловливало возникновение народных движений, объединенных против землевладельцев и правительства. С особой силой в этот период развернулось народных движение в крупнейшем городе Македонии – Фессалоники  в 1342 г., получившего название восстание  ("ревнителей"). Повстанцы сначала победили и провозгласили Фессалонику независимой республикой. Восставшие в ожесточенных боях отстаивали свою независимость до 1.349 г.

  За время существования республики они выдвинули и частично осуществили очень радикальную на то время социально-экономическую и политическую программу: освободили крепостных, конфисковали земли и имущество церкви, монастырей и крупных феодалов. Конфискованные земли предоставлялись беднейшим крестьянам и городской бедноте. Восставшие совершили налоговую реформу и отменили все долги нищих ростовщикам.

В Конце XIV - начале XV вв. Византийская держава находилась в состоянии упадка: постоянные феодальные междоусобные столкновения, борьба за престол, ослабление центральной власти, полное разорение народа, беспорядок финансов и ослабление армии - характерные черты внутренней ситуации в стране. Чрезвычайно ухудшилось внешнеполитическое положение, поскольку Византия потеряла большую часть своих владений, а главной опасностью были турки-османы.

 Пытаясь предотвратить их нападение, византийское правительство решило обратиться за помощью к единоверцам Мероприятия. Император Иоанн VIII лично отправился в Италию в сопровождении константинопольского патриарха и епископов. Благодаря их усилиям в 1439 г. на Ферраро-Флорентийском церковном соборе была заключена уния между католической и православной церквами при условии признания главенства папского престола. Однако уния никакой реальной помощи Византии не принесла. Заключено верхушкой, она не имела поддержки среди рядовых византийцев и потерпела поражение. Среди людей стал популярным исихазм (от греч. hesychia - внутренняя тишина, внутренний покой), то есть это стремление углубиться в свой внутренний мир, абстрагироваться от сложностей реальной жизни и, таким образом, обрести внутренний покой. И это вместо того, чтобы что-то делать перед угрозой мусульманского завоевания, которое маскировало свои агрессивные планы "священной" борьбой с неверными.

 

Осенью 1452 г. османская Турция начала непосредственную подготовку к захвату Константинополя и заняла последние города, которые еще находились под властью последнего византийского императора Константина XI (1449-1453 гг.). В начале апреля 1453 г. султан Мехмед II с большим войском взял в осаду столицу Византии. Против 250-тысячного (по некоторым данным 400-тысяч-ного) турецкого войска стоял лишь 9-10 тыс. ее защитников, большая часть из которых были наемники. Кое-кто из историков считает, что в значительной степени крах византийской цивилизации был обусловлен ленью и коррупцией. В подтверждение этому приводятся факты: большинство государственных должностей в империи занимали иностранцы, они же прибрали к рукам и торговлю. Один из самых известных византийских императоров Алексей Комнин в начале своего царствования попытался назначать соотечественников на ответственные должности. Однако дела не пошли. Привыкшие к сибаритству ромеи редко просыпались раньше девяти утра, а за дела брались ближе к полудню. А ушлые итальянцы, которых император стал брать на службу, начинали свой рабочий день с рассветом.

 В отношении коррупции можно привести такой пример, что было одной из причин жестокого поражения в битве с турками. Адмирал Лука Нотарас украл из казны деньги, которые Константин XI выделил на ремонт защитных сооружений. Впоследствии, когда турецкий султан через те не отремонтированные стены вошел в столицу, адмирал преподнес украденное золото победителю с единственной просьбой: сохранить жизнь ему и его большой семье. Султан золото принял, а потом на глазах Нотараса казнил каждого из его семьи.

Последней отрубили голову адмиралу. Денег не оказалось и тогда, когда выдающийся инженер венгр Урбан предлагал византийцам соорудить мощную пушку. Когда ему отказали, то он пошел к Мехмеду II и тот понял, что ему предлагают. Пушку отлили. Она стреляла ядрами весом в 400 кг, которые в конце концов и разрушили защитные стены Константинополя. 29 мая 1453 г. турецкие войска ворвались в город и устроили трехдневный погром.

Картина была ужасной. По свидетельству очевидцев, из-под трупов не было видно земли. Более 60 тыс. горожан было убито. Великолепные храмы и дворцы разрушены. Через три дня на белом коне султан въехал в православной святыни - Софийского собора, который с тех пор турки превратили в мусульманскую мечеть. Закончилась история византийского государства. В отличие от Атлантиды она действительно существовала и действительно дала немало импульсов, повлияли на другие народы.

Интересно отметить, что большое внимание к изучению истории Византии никогда не слабнула среди российских историков. Они признают, что Россия унаследовала от Византии вместе с православием целый ряд принципов построения церковно-государственных и социокультурных отношений (в частности, двуглавый орел был гербом как византийским, так и до сих пор является российским гербом).

Совокупность свойств и качеств, унаследованных Россией от Византии, получила определение с помощью двух обобщающих терминов - византинизм и византизм. Между ними много общего, но существуют и различия.

 Понятие византинизм чаще используют как категорию культурологическую и обозначают манеры, мысли, стиль жизни, литературу, искусство, архитектуру, научные достижения, которые происходили из Византии, особенно времен расцвета. Имеется в виду прежде всего определенный архитектурный, художественный, литературный, музыкальный стиле. Хотя в целом масштабы самовыражения византийской цивилизации в сфере культурного творчества оказались очень незначительными, особенно по сравнению с античностью, европейским Возрождением и Новым время её культурная миссия была локализована прежде всего в сфере религиозного творчества.

В отличие от Запада, где существовал дуализм церковной и светской властей при попытке пап осуществлять превосходство над европейскими правителями, в Византии, а затем и в странах, подвергшихся воздействию византизма, церковь оказалась под государством. Значительную роль в укреплении тесного союза между православной церковью и российским государством сыграла идея "Москва - третий Рим", которая предусматривала рост авторитета государства как оплота православной веры, которая приняла эстафету исчезнувшей Византии. Государство должно стать охранителем православия на всей земле.

 Для этого московский князь должен проводить религиозную политику обращения в православие народов в его землях, которые еще не имели "истинной веры", а также сохранять целостность церквей и монастырей. Таким образом, значительный груз забот перекладывалось на плечи светского правителя, власти которого предоставлялась божественная природа. Приобщения других народов к православию, присоединение новых территорий к Византии рассматривалось как дело спасения этих народов. Вместе с тем византизм подталкивал государство к тому, чтобы она практиковала неправовые формы управления, нарушала естественные права и свободы граждан. Некоторые современные российские политологи видят в византизме основания к возрождению величия России, которая должна вновь объединить те земли, которые подверглись византийских влияний, и предполагают, что Белоруссия вернется к новой единстве раньше, чем Украина, Армения - раньше, чем Грузия, а для более отдаленных стран, таких как Болгария или Греция, предлагаются конфедеративные принципы.

Хотя Русь приняла христианство еще до его разделения на западную и восточную ветви, на протяжении четырех с половиной веков она была связана только с восточно-христианской церковью. Вследствие этого вслед за Византией вошла в тихого исторического "затон", слишком отличн


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.