Формирование навыка письма по правилу (морфологические написания) — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Формирование навыка письма по правилу (морфологические написания)

2020-12-06 70
Формирование навыка письма по правилу (морфологические написания) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Письмо с опорой на правило требует осуществления ряда мыслительных операций. Так, для определения окончания имени существительного необходимо установить его род, склонение, падеж, соотнести эти сведения с орфографическим правилом. Следовательно, навык грамотного письма может быть приобретен только на основе умений, сформированных в результате сознательной деятельности учащихся. В дальнейшем путем многочис­ленных упражнения орфографические умения автоматизируются, превращаются в навык. Однако малейшее затруднение, с которым сталкивается любой грамотный человек при письме, требует актуализации орфографических сведений, их осознанного использования.

Из-за речевого недоразвития, недостаточности операций логического мышления, недостаточно развитой вербальной памяти дети с ТНР с большим трудом овладевают умениями и навыками, в основе которых лежит осознанное усвоение правила.

Для успешного обучения грамотному написанию орфограмм по морфологическому принципу (как в период пребывания ученика в школе, так и по ее окончании) наряду с автоматизацией умений следует формировать у детей достаточно ус­тойчивый навык самоконтроля и орфографической зоркости. Этот навык опирается, во-первых, на установившуюся и многократно повторенную связь речедвигательных, зрительных и мо­торных компонентов письма и, во-вторых, на осознанное пользование многими правилами на протяжении всех лет обучения.

Система работы, направленная на ослабление и устранение возникающих у детей трудностей, на формирование орфографических умений и навыков, должна включать следующие этапы: 1) подготовка учащихся к усвоению правила; 2) усвоение правила; 3) формирование умения объяснить написание слов, пользуясь правилом; 4) находить в тексте слова на данное правило; 5) контролировать свое письмо правилом.

1 – 2. Ознакомление с орфографическим правилом важно начинать с создания проблемной ситуации (как написать то или иное слово). Примеры анализируются и выводится правило. При подборе примеров для объяснения нового правила надо заботиться, чтобы слова были простыми по значению и структуре, а примеры — типичными для данной орфограммы. Весь комплекс примеров должен отражать основные закономерности правила. Объяснение орфограммы должно последовательно фиксировать весь процесс операций, которые производятся со словом, и вывод, который следует сделать для правильного ее написания.

3 На этом этапе, когда формируется умение объяснять написание слов в соответствии с правилом, используют упражнения, включающие в работу зрительный, речедвигательный, моторный анализаторы и помогающие запомнить написание слова. К таковым относятся: обведение в тетради орфограммы цветным карандашом, использование таблицы родственных слов с выделенной орфограммой, орфографическое проговаривание слов, зрительные диктанты, письмо по памяти, многократное воспроизведение слов с данными орфограммами при выполнении упражнений в тетрадях, заполнении перфокарт, подготовке таблиц и др.

4 Следующий этап — выработка у детей умения выделять в тексте слова на изучаемое правило. Текст должен содержать не только изучаемые в данный момент орфограммы, но и те, с которыми их можно смешивать. Формирование умения замечать орфограммы осуществляется сначала на отдельных словах, затем в предложениях и, наконец, в тексте. При этом первоначально дети выделяют нужные слова в тексте, который находится перед их глазами, а потом в предложениях диктанта по заданию учителя.

5 Развитие умения контролировать свое письмо правилом. Вся предшествующая работа в определенной степени уже подготовила школьников к возможности осуществлять самоконтроль в процессе письма. Однако используются еще и специальные приемы, которые вырабатывают привычку постоянно внимательно вглядываться в текст, видеть в нем орфограммы, правописание которых регламентируется правилом. К таким приемам относятся:

· сообщение учителя о том, какое количество орфограмм на определенное правило имеется в предложении (абзаце). Задание — найти эти слова, отметив галочкой или подчеркнув соответствующие буквы, и проверить их написание;

·  определение орфограмм, встретившихся в проверочной работе. Школьники вначале самостоятельно подсчитывают количество отмеченных ими орфограмм, затем сверяют результат с данными учителя;

·  «сигнализация». Учитель пишет на доске проверочные слова или начальную форму слов (имен существительных или др.) и предлагает детям при написании диктанта контролировать самих себя с помощью этих слов;

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.