Работа над предложением ведется в трех направлениях. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Работа над предложением ведется в трех направлениях.

2020-12-06 79
Работа над предложением ведется в трех направлениях. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первое на­правление — это отработка содержательной стороны предложе­ния для обеспечения его смысловой законченности и коммуникативной целесообразности.

Второе — это работа над речью, ко­торая включает в себя формирование навыков точного и полно­го отбора слов для выражения мысли, выбора наиболее удачной синтаксической конструкции, развитие интонационных умений.

Третье направление — это формирование грамматического пла­на предложения, т.е. отработка навыков правильного соедине­ния слов, правильного их размещения, умения осознавать структурную схему используемой конструкции. Все три направления представляют единое целое.

Для отработки навыков лексико-грамматического оформле­ния предложений используются следующие виды упражнений:

Для отработки навыков лексико-грамматического оформле­ния предложений используются следующие виды упражнений:

Упражнения по образцу предполагают составление предло­жений, аналогичных по структуре заданному, но с заменой неко­торых слов: в различных дидактических играх, когда учащимся приходится пооче­редно отвечать на один и тот же вопрос; составление загадок; выразительное повторение предложений вслед за учителем при заучивании наизусть коротких стихотворений; составление ответов на вопросы, когда вопрос служит основой для выбора конструкции предложения и словарного материала.

Конструктивные упражнения:

1. Восстановление деформированного предложения. При этом слова могут быть даны в исходной (грачи, гнезда, вить, деревья, на) или нужной форме (летом, помогают, птицы, фруктов, урожай, со­хранить).

2. Ступенчатое распространение предложения.

3. Соединение двух простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами.

4. Редактирование предложений, содержащих речевые или смысловые ошибки.

Упражнения творческого характера тоже могут быть разны­ми. Предложения составляются по опорным словам, по пред­метным картинкам (скворец и скворечник), по одной предметной картинке (посуда), по сюжетной картинке (на скотном дворе), на основе имеющихся у детей представлений (деревья осенью). Эти упражнения готовят школьников к составлению текста.

Методические требования к проведению работы над предложением:

1. Постоянно стимулировать познавательную и эмоциональ­ную активность учащихся. Стимуляторами могут служить на­глядные средства, игровые приемы, интересные для детей данного возраста ситуации и речевой материал, поощрение даже самых не­значительных успехов ученика, оценка его деятельности и др. На­пример, работу со схемами можно организовать с помощью следующих заданий и вопросов: «Приду­майте к данной схеме свое предложение. У кого получилось самое интересное предложение? Продиктуйте его классу» (диктует уче­ник, предложение которого получило наивысшее признание).

2. Работу над предложением с любыми видами заданий не сле­дует ограничивать материалами учебника. Целесообразно использовать тексты из газет, журналов, художественных произведений, учебников по другим школьным предметам.) Выделение предложений из различных по жанру произведении, их разбор дают ученикам возможность по­чувствовать практическую значимость правильно построенного предложения, осознать, что использование разнообразных конст­рукций помогает более точно и полно выражать свои мысли. Та­кая работа тем более важна, что искусственность упражнений по грамматике, их замкнутость в пределах урока русского языка зат­рудняют перенос отрабатываемых умений на другие уроки, в жиз­ненные условия.

3. В процессе работы над предложением необходимо соче­тать языковые упражнения с речевыми. Выполнение первых за­крепляет грамматические знания о предложении, умение пра­вильно его строить. Группа речевых упражнений нацелена на подготовку учащихся к самостоятельным высказываниям, поэто­му приоритетное положение в системе отработки материала дол­жен занять именно данный вид упражнений. Это ответы на воп­росы, их постановка, конструирование предложений на основе реальных ситуаций и имеющегося опыта, составление диалогов, озвучивание диафильмов, игровые упражнения, построение связ­ных высказываний.

Работа над предложением должна быть всегда в центре внимания учителя на любом уроке языкового цикла. Учитывая тот факт, что взаимодейст­вие всех сторон языка (фонетики, лексики, морфологии) прояв­ляется именно на уровне синтаксиса, необходимо использовать предложение как фундамент для отработки произносительных на­выков, для обучения точному отбору слов и правильному их фор­мообразованию.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.