Состояние машины. Власть машины. Свобода выбора. Эго и Я — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состояние машины. Власть машины. Свобода выбора. Эго и Я

2020-12-06 67
Состояние машины. Власть машины. Свобода выбора. Эго и Я 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Состояние машины возникает в том случае, когда поведе­ние человека начинает определяться некой заданностью, обус­ловленной негативной установкой, которая в свою очередь ста­новится директивой, основополагающим предписанием для субъекта.

Сама же машина представляет собой механическую часть нашего существования. И именно эта часть чрезвычайно вос­приимчива к различного рода отрицательным влияниям и воз­действиям.

Функция машины двойственная. С одной стороны она яв­ляется необходимым условием для нашего существования, осу­ществляя, например, всю рефлекторную деятельность. Тем са­мым она позволяет экономить огромное количество энергии и сил. Многие действия в жизни выполняются автоматически — такие, скажем, как утренний туалет, ходьба, еда и т. д. И здесь излишняя концентрация внимания может, наоборот, привести к нежелательному результату. В этом смысле мы знаем, чем ученик, севший за руль, отличается от опытного водителя. Первый старательно вспоминает и думает, в какой последова­тельности ему следует выполнять свои действия, в то время как у второго происходит все спонтанно, автоматически. Но если мастер начнет фиксироваться на своих движениях, то неизбежно возникнет напряжение, которое не замедлит ска­заться на процессе езды. Если я задумаюсь о том, как я хожу, то моя походка потеряет уверенность и станет неестественной.

Так что с одной стороны машина — это благо, равно как и необходимость. Злом же она становится, когда начинает до­минировать, берет контроль и власть над человеком. Тогда пос­ледний и впадает в состояние машины, и сам становится маши­ной, биороботом.

Внешне состояние машины может проявляться в уже опи­санном нами феномене вынужденного воспроизведения. На по­вседневном же уровне машинный человек представляет собой лич­ность, приверженную своим концепциям, установкам, верованиям и принимающую их за нечто единственно верное и ценное. Такая мировоззренческая ригидность и косность, к тому же под­питываемая чувством собственной правоты, являет собой весь­ма выразительный пример состояния машины.

Убежденность в собственной правоте почти всегда представ­ляет собою проявление машинного состояния. Можно сказать, что робот «всегда прав»!

Кроме указаных машина проявляет себя и в иных формах активности, к которым можно отнести синдром одержимого поведения.

Под одержимостью здесь понимается любое фиксированное, «замороженное» состояние субъекта, когда поведение становится стереотипным и легко прогнозируемым. Любая навязчивость мо­жет быть определена как проявление одержимости — навязчивые стремления к спорам, однообразные поведенческие маневры, на­вязчивые мысли, страхи, действия.

Одержимое поведение также проявляется в неконтролируе­мых эмоциях, влечениях, страстях, неспособности управлять аффектами и в то же время в эмоциональной скудости. Вообще всякое однообразие, стереотипность есть признак одержимости.

Одержимость же сама по себе — неестественное, внедрен­ное, «сделанное» состояние. Оно возможно, когда машина бе­рет власть и контроль над человеком.

Центральным и главным звеном машины предстает Эго. Эго есть образование, которое формируется за счет исключи­тельно чужих влияний. Здесь мы снова подходим к необходи­мости провести тонкое диалектическое различение. Понятно, что без чужих влияний невозможно развитие и совершенство­вание «своего». Проблема возникает там, где «чужое» воспри­нимается без проработки и осмысления и в непереваренном виде поглощается субъектом. В этом случае можно говорить не об усваивании, а о присваивании. По сути в душевную ткань вво­дится инородное психоинформационное тело.

В сущности, эго — это состояние, когда человек отождеств­ляет себя с машиной.

Я—напротив, представляет собой спонтанную, естествен­ную силу, обладающую созидательными, творческими возмож­ностями. Это то, что субъекта делает человеком. Состояние пре­бывания в Я характеризуется ощущением силы и способностью эту силу применить для получения позитивного

Я в отличие от Эго обладает свободой выбора. Такая свобо­да есть свойство творца.

 

РЕЗЮМЕ

1. Субъект становится автоматом, «зомби», когда он отож­дествляется с машиной, то есть набором стереотипных реак­ций, заданных извне.

2. Эго является основным механизмом машины.

3. Существование состояния Эго лишает субъекта свободы выбора и окончательно делает его зависимым автоматом.

4. Я — сила надличностная, можно сказать, часть универ­сальной энергии, проходящей через особь.

5. Пребывание в Я делает субъекта человеком и сообщает ему качества творца.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.