Технология социальной работы с пожилыми людьми — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Технология социальной работы с пожилыми людьми

2020-12-06 90
Технология социальной работы с пожилыми людьми 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Технология социальной работы с пожилыми людьми

 

Пожилые люди как социально-демографическая группа

Постоянное возрастание доли пожилых людей во всем населении становится влиятельной социально-демографи­ческой тенденцией практически всех развитых стан.

Такой процесс обусловлен двумя причинами. Во-пер­вых:

- успехи здравоохранения,

- взятие под контроль ряда опасных заболеваний,

- повышение уровня и качества жизни

Все это ведёт к увеличению средней ожидаемой продолжительнос­ти жизни людей, которая сегодня в развитых странах при­близилась к 80 годам, а для женского населения превысила этот показатель.

С другой стороны,

- процесс устойчивого снижения рож­даемости, ниже уровня простого замещения поколений,

- уменьшения числа детей, рожденных одной женщиной за весь ее репродуктивный период,

приводит к тому, что уровень естественной смертности в нашей стране превысил уровень рождаемости. На смену каждому поколению при­ходит следующее поколение меньшей численности; доля де­тей и подростков в обществе неуклонно снижается, что вы­зывает соответствующий рост доли лиц старшего возраста.

В соответствии с классификацией Всемирной организацией здравоохранения к пожилому возрасту относится население в возрасте от 60 до 74 лет, к старому от 75 до 89 лет, а к долгожителям – 90 лет и старше. Социологи называют эти периоды человеческой жизни «третьим возрастом», а демографы вводят понятие «третьего» (60-75 лет) и «четвертого» (свыше 75 лет) возрастов.

В 2011 году население мира достигло порядка 7 млрд. человек, а возраст каждого десятого землянина составил 60 лет и старше. По долгосрочным прогнозам ООН к 2025 го­ду население мира возрастет по сравнению с 1950 годом в три раза, а численность пожилых людей — в 6 раз, в то время как число престарелых людей (старше 80 лет) уве­личится в 10 раз, так к  2010 г. их будет уже 1 млрд. 100 млн.

В разработках ООН, где началом старости считается возраст 65 лет, в зависимости от доли людей старшего воз­раста в общей структуре населения, различают три фазы. "Молодым" считается общество, насчитывающее менее 4% людей в возрасте 65 лет и старше, "зрелым" — от 4 до 7% людей в этом возрасте и "старым" — свыше 7%. Порогом демографической "глубокой старости" признается доля старых людей в общей структуре населения, равную 10%.

По международным критериям население РФ считается старым уже с конца 60-х гг., когда доля наслоения в возрасте 65 лет и старше превысила 7%. Сейчас в нашей стране 11% граждан, или каждый девятый, переступили порог 65-летнего возраста.

В Российской Федерации на 1 января 2011 г. численность пожилых людей (старше трудоспособного возраста) в России составляла 30,7 млн человек (21,6% населения),в т.ч. женщин в возрасте 55-79 лет – 19,0 млн человек, мужчин в возрасте 60-79 лет – 7,6 млн человек.

В Башкортостане проживает около 800 тысяч пожилых людей, их доля в общей численности населения составляет 19%.

Высокий удельный вес пенсионеров в структуре населения отмечается в Бураевском (29,3%), Ермекеевском (27,4%), Балтачевском (27%), Бакалинском (26,5%), Чекмагушевском (25,5%) районах, в городе Белорецке (21,9%). Старение сильнее выражено у сельских жителей: в 2001 году доля пожилых среди проживающих в сельской местности составила -23,2%, а среди жителей городов -19,9%. Сохраняется проблема более низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами.

Если в конце 60-х годов различие составляло 8-9 лет, в настоящее время живут дольше мужчин на 12 лет. Диспропорция мужского и женского больше, чем старше возрастная группа.

Ожидается, что процесс демографического старения населения отразится на возрастной структуре населения. В условиях низкой рождаемости в ближайшее десятилетие прогнозируется доли пожилых людей в структуре населения Республики Башкортостан до 23,8%. Среди пенсионеров растет число одиноких престарелых. В настоящее время в республике проживает более 30 тыс. одиноких граждан старших возрастов. Данные тенденции в долгосрочной перспективе сохранятся.

По оценкам специалистов, положение пожилых людей в РФ характеризуется тремя основными особенностями:

- неудовлетворительным состояние здоровья;

- малообеспеченностью;

- одиночеством

Т.О., социальная политика в лице СР должна быть направлена на создание благоприятных условий социальной среды пожилых.

РФ.

Нормативно-правовая база, закрепляющая права, ста­тус и положение пожилых россиян представлена законодательством как общего харак­тера, так и специального. Основы для развития законода­тельства, закрепляющего систему социальных прав пожилых людей, были заложены Конституцией Российской Фе­дерации 1993 года.

Условно в систему социальных прав пожилых людей можно включить два вида норм:

    - нормы, закрепляющие права всех граждан незави­симо от возраста, в том числе особо значимые для пожи­лых людей;

    - нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и их особых групп (ветеранов, инвалидов и т. п.) и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи.

1. Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого исправлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

По Конституции пожилым гражданам гарантируются равные со всеми гражданами России социальные права и свободы. Это - общие нормы, входящие в систему соци­альных прав пожилых людей.

Так, согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гаран­тируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспита­ния детей и в иных случаях, установленных законодатель­ством.

В соответствии со ст. 41 Конституции пожилые люди, наряду со всеми, имеют право на охрану здоровья и бес­платную медицинскую помощь в государственных и муни­ципальных учреждениях.

Вышеперечисленные основополагающие конституцион­ные нормы явились базисом для многих федеральных зако­нов, указов Президента, постановлений Правительства Рос­сийской Федерации и других подзаконных актов, в том чис­ле по социальной поддержке граждан пожилого возраста.

2. Основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1. Статья 26 Основ прямо закрепля­ет "Права граждан пожилого возраста". В ней отмечается, что "граждане пожилого возраста (достигшие возраста, установленного законодательством Российской Федерации для назначения пенсии по старости) имеют право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а так­же в учреждениях системы социальной защиты населения. Граждане пожилого возраста на основании медицинского заключения имеют право на санаторно-курортное лечение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях".

3. ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Рос­сийской Федерации" от 10 декабря 1995 года общепризнанными принци­пами и нормами международного права устанавливает ос­новы правового регулирования в области социального об­служивания населения в Российской Федерации.

4. ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 2 августа 1995 года регулирует отноше­ния в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и устанавливает экономические, со­циальные и правовые гарантий для граждан пожилого воз­раста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.

5. Федеральный закон. "О ветеранах" от 12 января 1995 г

В соответствии с названным Законом (ст. 13) Социальная поддержка ветеранов, большинство из которых - пожилые люди, предусматривает осуществление системы мер, на­правленных на создание условий, обеспечивающих эконо­мическое и моральное благополучие ветеранов, предостав­ляющих им дополнительные права и гарантирующих вете­ранам льготы.

6. Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999 года

В Преамбуле Закона определено, что "он устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам".

В соответствии со ст. 7 Закона получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, ко­торые по независящим от них причинам имеют среднеду­шевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.

Поскольку значительная часть пожи­лых людей живет в бедных семьях или относится к числу малоимущих, и их душевой доход не достигает величины прожиточного минимума, многие граждане старшего воз­раста относятся к числу получателей государственной со­циальной помощи.

7. ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 15.12. 2001;

8. ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Рос­сийской Федерации от 15.12. 2001;

9. ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Россий­ской Федерации" от 15.12. 2001.

Некоторые ограничения содержит и Закон "О занятос­ти населения в Российской Федерации". Если при выборе места работы любое физическое лицо, независимо от воз­раста, может за посредничеством обратиться в органы служ­бы занятости и те обязаны оказать ему содействие в поис­ке подходящей работы, то согласно этому Закону гражда­не, которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными и, следовательно, им не выплачивается пособие по безрабо­тице. 

На разрешение первоочередных проблем социальной поддержки ветеранов и пожилых людей направлены нормы и других законодательных и подзаконных актов (Гражданс­кий кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Рос­сийской Федерации, Жилищный кодекс Российской Феде­рации, федеральные законы "О медицинском страховании граждан", "Об общественных объединениях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "О реабилитации жертв политических репрессий", "О статусе военнослужащих" и другие). На дальнейшее повы­шение гарантий прав граждан пожилого возраста направ­лено и законодательство субъектов Российской Федерации.

В РБ нормативно-правовая база в отношении граждан пожилого возраста представлена

1. Кодекс РБ «Об охране здоровья граждан» от 05.11. 1993 года;

2. Закон РБ «О ветеранах войны труда и вооруженных сил» от 13.10.1994 года;

3. Закон РБ «О социальном обслуживании населения в РБ» от 07.07.1997 года;

4. Закон РБ ОБ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН от 4 февраля 2000года

4. Закон РБ «Об организации деятельности органов опеки и попечительства» от 09.01.2002 года

5. Закон РБ «О ФОРМЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН» от 1 января 2009 меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

6. Республиканская целевая программа здоровье пожилых на 2008-2012 годы»

7. Республиканская целевая программа «Народный университет третьего возраста», рассчитана на 2011-2013

8. Ведомственная целевая программа «Повышение качества жизни пожилых людей в Республике Башкортостан» на 2011-2013 годы.

9. Республиканская целевая программа «Социальный туризм»

В настоящее 6 городов Республики Башкортостан (после того, как город Туймазы первым среди городов России начал этот процесс), присоединились к Всемирной сети ВОЗ «Город для всех возрастов» в рамках региональной программы участия городов Башкортостана во Всемирной сети ВОЗ.

В основу технологии социальной работы с пожилыми людьми положены следующие принципы:

- предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых людей.

- содействие практической реализации прав и законных интересов, обеспечению возможности самовыражения пожилых граждан и предупреждение устранения их от активной жизни.

- соблюдение равенства и возможностей пожилых людей при получении социальной помощи и услуг.

- адресность при предоставлении социальных услуг;

- использование новых технологии социальной работы направленной на удовлетворение потребностей и нужд пожилых людей и др.

В технологии социальной работы в РФ выделяются три основных направления социальной защиты пожилых людей:

Пенсионное обеспечение;

Пенсионное обеспечение.

В 2001 году были приняты новые пенсионные законы, подготовленные в соот С 2002 года в России действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. В отличие от прежней системы, пенсионные права граждан теперь зависят не только от стажа работы, но и от размера зарплаты и пенсионных взносов.

С 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей - страховой и накопительной.

Средний размер пенсии     

по старости    9 504

по инвалидности 5 886        

по случаю потери кормильца   5 707

Получатели двух пенсий:         

Инвалиды вследствие военной травмы 21 622

Инвалиды - участники Великой Отечественной войны 21 988

Вдовы погибших военнослужащих   16 088

Инвалиды, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»    16 848

Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц.

Виды трудовых пенсий:

трудовая пенсия по старости

трудовая пенсия по инвалидности

трудовая пенсия по случаю потери кормильца

Более 123 тысяч неработающих пенсионеров республики с 1 января 2012 года будут являться получателями федеральной социальной доплаты (ФСД) к пенсии. Из них около 29 тыс. гражданам ФСД устанавливается впервые.

Этот вид доплаты впервые был установлен неработающим пенсионерам с 1 января 2010 года. Размер социальной доплаты у каждого пенсионера индивидуален и зависит от размера пенсии, ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) и региональных выплат. Если их сумма окажется ниже установленного прожиточного минимума, осуществляется социальная доплата.

В Республике Башкортостан на 2012 год величина прожиточного минимума пенсионера для определения социальной доплаты к пенсии установлена в размере 5220 рублей вместо 4571 рубля в 2011 году.

Технология социальной работы с пожилыми людьми

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.