Жанровая система радиожурналистики — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Жанровая система радиожурналистики

2020-12-06 252
Жанровая система радиожурналистики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Система по самому общему определению - есть целостность, все элементы которой составляют единство и подчинены выполнению общей функции.

Генезис и эволюция жанров - сложный процесс, он зависит не только от исторических условий, закономерностей внут­реннего развития жанра, но обусловливается и жанровым окружением в своем канале коммуникации, а также воздействием других, со­седних каналов. Ибо любое взаимодействие в публицистике осуществляется не только по вертикали, но и по горизонтали, а пространство этих горизонталей может быть довольно широким.

Жанры в печати, на радио, телевидении родственны. Их объеди­няет общность основной функции журналистики - отражение и формирование общественного мнения, которую каждая из систем передачи информации решает своими средствами, определенными природой и спецификой коммуникационного канала.

Система жанров в каждом коммуникационном канале складывалась исторически. Их эволюция была тесно связана с политической жизнью общества, т.е. теми задачами, которые решали журналисты в различные периоды жизни страны. Вэлектронных средствах они во многом зависели от развития техники. Так, появление звукозаписи в начале 30-х годов было настоящей революцией в радиовещании.

Жанры и формы вещания на радио развивались под влиянием са­мых разных факторов: устной пропаганды, эстрады, речевых форм общения, газетных текстов, читаемых в микрофон, освоения собственной специфики. Сыграли свою роль кино и театр. Но все-таки наибольшее влияние на вещание, особенно на первых порах станов­ления радиопрограмм и жанров, в 20-30-е годы оказала газета.

Определенное воздействие на становление, развитие системы жан­ров радиожурналистики оказали и «живые» передачи (лекции, беседы, доклады общественных деятелей и специалистов, выступления у микрофона писателей, ученых, а позже - внестудийные формы (радиомитинги, радиособрания, радиопереклички).

В период становления регулярного и массового вещания система жанров вбирала и перерабатывала сообразно политическим задачам и своим внутренним возможностям несколько потоков: газетные тексты, устное речевое общение и формирующиеся собственные жанры. Позже радиовещание испытывало влияние и телевидения. Наличие параллельного, родственного по природе канала коммуникации, работавшего на одну и ту же аудиторию - со своими средствами, способами отражения действительности, способствовало более активному использованию радиовещанием своих возможностей.

Целостную систему современных жанров радиожурналистики можно охарактеризовать как совокупность жанров, динамические связи которых (как внутренние, так ивнешние) определяются:

- потребностями отражения социальной жизни с целью информирования, воздействия на общественное мнение, образования и развлечения аудитории;

- функционированием радиожурналистики в системе массовых коммуникаций;

- единым типом творчества – публицистическим;

- диалогической природой вещания;

- функциями жанров, внутренними закономерностями их развития, их взаимодействием.

Система жанров - подвижная, гибкая, меняющаяся структура. Для нее характерны: взаимодействие, взаимовлияние, взаимопроникно­вение жанров, их модификация, сообразно постоянно меняющимся задачам отражения жизни общества и общения со своей аудиторией. Журналистика решает триединую задачу, выражающуюся:

- в сообщении фактов,

- в оценке, анализе, интерпретации фактов, событий, явлений,

- в изображении фактов, событий, явлений действительности.

Эти три основные задачи формируют и три группы жанров.

- информационные;

- аналитические;

- документально-художественные.

По функционально-предметным признакам, в основе которых лежит рассмотрение содержания журналистского произведения, жанры распределяются по группам так:

Информационные жанры

- радиообщение;

- радиообзор печати;

- радиотчет;

- информационная радиокорреспонденция;

- информационное радиоинтервью;

- информационный радиорепортаж.

Аналитические жанры

- аналитическое радиоинтервью;

- аналитическая радиокорреспонденция;

- аналитический радиорепортаж;

- радиорецензия;

- письмо;

- радиобеседа;

- радиокомментарий;

- радиообозрение;

- дискуссия на радио;

- радиоречь;

- журналистское расследование на радио.

Документально-художественные жанры

- радиоочерк;

- радиозарисовка;

- радиорассказ;

- радиокомпозиция.

Жанры в своей совокупности представляют собой некую условную «цепочку», свернутую в «спираль». Расположение жанров в каждой из названных групп определяется движением от более простых форм к более сложным в структурном отношении, постепенном обогащением фактического материала и приобретением в связи с этим иного функционально-предметного качества. Особенно ярко эти свойства проявляются в группе информационных жанров. Так, например, радио-корреспонденция, радиоинтервью, радиорепортаж в своейоснове информационные, тяготеют к аналитической группе и при определенном насыщении элементами оценок переходят в соседнюю группу.

По форме звучания в эфире жанры делятся на следующие группы:

Монологические жанры

- информационное радиосообщение;

- радиообзор печати;

- радиоотчет;

- радиокорреспонденция;

- письмо;

- радиорецензия;

- радиокомментарий;

- радиобеседа;

- радиоречь;

- радиозарисовка.

Диалогические жанры

- радиоинтервью;

- радиобеседа;

- радиодискуссия.

Синтетические жанры

(в них используются все звуковые средства вещания)

-радиоотчет;
     - радиокорреспонденция;

- радиорепортаж;

- радиорецензия;

- радиообозрение;

- радиоочерк;

- радиозарисовка;

- радиорассказ;

- радиокомпозиция.

Некоторые жанры, как видно из этой таблицы, не закреплены жестко в своих групповых «гнездах». Эта подвижность определяется изме­нением задач выступления, смещением функциональных акцентов - на информационное отражение фактов или их анализ, или их изображение.

Формы звучания тоже варьируются: некоторые жанры бытуют в монологическом варианте, а с включением звучащих элементов в радиоотчет, звуковых иллюстраций в радиорецензию, радиообозрение - те переходят в группу синтетических жанров.

Более того, современная практика всемерной диалогизации эфира, даже такой монологический жанр как обзор печати использует в «разговорном» формате - газеты рассматривают два человека, обмениваясь не только оценочными суждениями, но и репликами.

Вообще между жанрами нет жестких границ. Элементы одних жанров могут входить с другие, более сложные в структурном отношении жанры. Это связано с тем, что при решении конкретной задачи жур­налист сталкивается с необходимостью обращения к разным методам, которые чаще используются в других жанрах - так «распоряжается» творческая задача жанра. Видоизменение задачи трансформи­рует методы, их практическое применение. Вообще взаимоотношения функции, предмета и метода подвижны, многообразны и взаимообусловлены.

И, тем не менее, каждый жанр в системе суверенен. Вступая в определенные отношения с другими жанрами, он дифференцирует среду отражения и проявляет динамику между жанрами по своим законам. Каждый жанр, существуя в системе, подчеркивает, оттеняет другие жанры, между ними происходит как бы «разделение труда» в решении общей задачи.

 «Живая» жизнь жанров настолько подвижна, что требует рассмотрения второго, внутреннего плана их взаимодействия.

Все категории жанра находятся в диалектическом взаимодействии, ко­торое подчинено решению определеннойзадачи воплощения замысла всеми необходимыми публицистическими и художественными средствами в ходе творческого процесса.

Предмет, который предопределяет функция, являет собой пред­лежащий материал, базу для изучения, осмысления, творческого освоения. Содержание и форма - готовый продукт творческой деятельно­сти. Метод - центральная категория, воплощающая в себе процесс творчества и превращение «сырого» материала в произведение. Поэтому взаимоотношения метода и жанра проявляют самые существенные стороны этого процесса.

Функция и предмет носят объективный характер. Использование же и воплощение творческих методов более индивидуально, субъективно. Информационное сообщение, отвечающее первостепенной задаче - сообщению фактов, лежит в основе всей журналистики. Информационные жанры «насыщаются» фактическими сведениями в зависимости от конкретного жанра. Отчет, репортаж подчиняют факты (отбор, эле­менты комментирования, подача, обрисовка обстановки) своей задаче: рассказать о событии. Методы наблюдения, повествования, обобщения диктуют условия отбора фактов, их монтаж, сцепление, сюжетное движение. В интервью, оперирующем одноименным методом (опрос), факты подчиняются логике раскрытия темы, проявляются в этом движении, сочетаемости вопросов, внутренним развитии мысли.

В этих жанрах, информационных в своей основе, начинают проявляться элементы оценки (отбор фактов, их характеристика, акценты) и элементы описания (место действия, время, ситуация), портретные характеристики.

В аналитических жанрах, естественно, присутствует фактическая основа, но факты выстраиваются в иной связи между собой. Они подчинены основной функции этих жанров: анализу, интерпретации. Оце­нка выходит на первый план, она - сердцевина авторских размышлений, умозаключений. Методы работы: подбор фактов, осмысление событий подчинены наиболее полному, всестороннему, глубокому взгляду на предмет публицистического исследования. Аналитические жанры базируются на информационных. Они существуют и необходимы только потому, что о событии уже заявлено средствами информационных жанров.

Документально-художественные жанры также включают в себя факты, анализ, но уже на ином уровне. Их главная функция - показать факты, события, явления, исследовать их и главное изобразить документально-художественными средствами - определяет трансформацию творческих методов и связей всех структурных элементов текста. Наблюдение, интервью, описание, повествование, размышления подчинены не сообщению этих сведений, не их прямой публицистической оценке, а раскрытию социального характера, проблемы, изучению явлений, представляющих значительный социальный интерес для аудитории.

Таким образом, жанры, объединяясь в систему, соотносят свои задачи и возможности их решения с задачами и возможностями всей системы в целом.

Другой важной составляющей структуры системы жанров является использование одними жанрами элементов других, смежных.

Такое взаимодействие опять-таки обусловлено разновидностями функций и их естественным «переплетением» в рамках одного тек­ста при решении конкретной задачи и тем самым – использования различных методов для их решения. Мозаичность сложного в структурном отношении жанра подчинена его основной функции, его назначению, поэтому органичное сцепление элементов - непремен­ное условие для создания полноценного текста. Каждый элемент в структуре должен быть подчинен общей задаче.

Межжанровое взаимодействие начинает проявляться уже в жанрах информационных - в радиоинтервью и радиорепортаже. В них могутприсутствовать элементы комментария, зарисовки, обозрения.

Особенно разнообразна структурная палитра документально-худо­жественных жанров. Они могут вбирать в себя элементы почти всех других жанров (даже элементы жанров художественного вещания). Но это вовсе не значит, что их использование является непременным условием. Они присутствуют только в том случае, когда в них возникает необходимость.

Каждый жанр имеет свой диапазон, вкотором действует журналист, решая творческую задачу. Эти диапазоны могут быть более узкими или более широкими в зависимости от задач и особенностей конкретного жанра. Они предполагают использование всего, что может пригодиться тому или иному жанру, дают творческий простор на всех стадиях работы: от сбора материала до его воплощения. Вэтих диапазонах и проявляются разновидности жанров.

Их появление вызвано «колебаниями» основной задачи жанра.

Жанр всегда сохраняет свою функционально-предметную основу, но исследование материала, его осмысление, использование жанрового потенциала смещаются в зависимости от того, что выходит на первый план: факты, события, человек, проблема, время, соци­альная ситуация. Функциональные колебания могут зависеть и от угла зрения на предмет, степени журналистского изучения, масштаба общения, глубины анализа. Жанровые разновидности определяются также качеством применения творческих методов, их направленностью на предмет изучения.

Границы между разновидностями того или иного жанра также бывают размытыми. Разновидности делают систему жанров еще более подвижной, гибкой.

Тональность, характерная для каждого жанра также понятие не постоянное, а колеблющееся, зависящее от объективных обстоятельств, творческих предпочтений журналиста, его голосовых данных.

Каждый из жанров по-своему отражает время и пространство. При­чем, следует различать время самого события, время звучания материала в эфире и время, сфокусированное в тексте произведения. Поэтому важным фактором является объем произведения. В жанрах, обладающих большим объемом, а он обусловлен функциями жанрами и его предметом, а также местом в радиопрограмме, автор получает возможность по-иному использовать все элементы, наполняющие его произведение: документальные записи, собственный текст, музыку, шумы.

Функции и предмет журналистского отражения предопределяют и степень проявления личности автора в произведении: от отбора фактов в информационном сообщении, интерпретации фактов, событий, явлений в аналитических жанрах, их монтаже в программах новостей до присутствия автора в качестве лирического персонажа в радиоочерке или радиорассказе.

Жанры функционируют в контексте вещательной программы, и это так же накладывает свой отпечаток на их взаимодействие. В конкретной программе происходит, как правило, внешнее сцепление жанров.

Публицистика как вид творчества соседствует с наукой и ху­дожественной литературой. Их сферы не только соприкасаются, но в определенной степени проникают друг в друга, на своем «пограничье». Объективность, точность, документальность, к которой должна стремится журналистика в сообщении новостей, смыкается с научным изложением фактов. Жанры документально-художественные соприкасаются с художественное литературой. Поэтому очерк, фельетон - жан­ры пограничные. И степень их художественности, которая органично соединяется с документальной основой (образность языка, показ типических, ярких фигур) зависит от степени таланта и мастерства автора.

В данном случае речь идет о художественности в самом прямом смысле, но все жанры публицистики в той или иной мере имеют отношение к художественной организации текста. В информационном сообщении элементы художественной организации текста присутствуют лишь в самом начальном состоянии. По мере усложнения задач и способов их воплощения увеличивается использование художест­венных приемов. Композиция не только жанрообразующий элемент формы, структурирующий материал, но и способ отношения к материалу. В документально-художественных жанрах элементы художественности проявляются открыто - в использовании всего арсенала выразительных средств.

Среди самых заметных изменений современного эфира - увеличение объема и усиление качества разговорности. Это проявляется вдиалогизации жанров, в выборе лексических средств, в тональных из­менениях.

Радиожурналистика долгие годы была «письменной», и это проявлялось в обращенности не к конкретному слушателю, а ко всей аудитории (или ее значительной части) сразу. Но дело не только в пись­менной основе жанров нашего прошлого радиовещания. Эти письмен­ные тексты строились, к тому же, на жестко организованной политической основе. С переходом на свободный бесцензурный эфир во гла­ву угла стало ставиться непосредственное общение со слушателями, иные задачи воздействия стали менять формы высказывания и содержание жанров.

Отход от прямого решения идеологических задач, пропагандистски-агитационно-организаторских функций вещания сказался на принципах внутренней организации текста, проявляющейся не только в содержании, что само собой разумеется, но и на всех грамматических, стилисти­ческих, тональных связях между его компонентами.

Все активнее проявляется разговорная природа речевых жанров, их нацеленность на непосредственного слушателя, на участника диалога. Формы диалогизации становятся разнообразнее: к прямому диалогу с участием двух и более собеседников добавляется диалог «разыгранный». Диалогизируется и такой жанр как радиоочерк, в нем все меньше звучит описаний, все больше - разговоров. И комментарий - когда ведущий беседует с человеком, приглашенным для оценки актуального события.

Становление, функционирование системы жанров радиожурналистики представляет собой сложный исторический процесс, зависящий от политической жизни общества, совершенствования техники, собственного внутреннего развития. Он характеризуется динамикой всех компонентов системы. Этот процесс тесно связан с ролью радио, которую оно играет в системе массовых коммуникаций и в жизней людей, трансформацией жанров в ходе освоения возможностей радиожурналистики в контексте меняющихся отношений с аудиторией.

НОВОСТИ НА РАДИО

Информационные жанры

Назначение информационных жанров - оперативно сообщать о важных событиях. Основу события представляет факт. «Факт» в переводе с латинского – «сделанное».

Факт, т.е. знание, ставшее достоянием человека, общества, с философской точки зрения есть сочетание объективной реальности с ее субъективным восприятием и отражением. Факт вжурналистике - актуальные, значительные сведения, имевшие место в действительности и представляющие общественный интерес.

Основу информационных жанров составляют сообщения о фактах, высказанных в разных формах. Сообщение о самом событии, краткий рассказ о его развитии, дающий представление о происшествии, сообщение новых мыслей по его поводу, высказанных компетентным лицом. Информационные жанры лежат в основе системы жанров, определяют отношения между всеми журналистскими произведениями, взаимоподчиненность ее составных частей, их функционирование.

Информационное радиосообщение

Информационное радиосообщение подобно заметке в периодической печати. Извсех жанров радиожурналистики оно ближе других к газете. В его основе лежит социально значимый факт общественнойжизни. Оно, как и заметка в газете, должно отвечать на глав­ные вопросы: Кто? Что? Когда? Где? Возможны и дополнительные вопросы: Как? Каким образом?

Оперативность - важнейшее качество радио, поэтому значимость информации понижается, если сообщение отстает по времени от события.

Для редакции информации очень важно определить значимость фактов, отбираемых для выпуска новостей, выбрать то или иное событие из их огромного количества. В первую очередь, это должны быть новости, представляющие всеобщий интерес: обществен­но-политическая и социальная жизнь страны, самые значительные события, происходящие за рубежом. Слушателя всегда привлекут сообщения о событиях, которые затрагивают проблемы здравоохранения, образования, транспорта, цены на товары, услуги, состояние преступнос­ти...

В современном вещании значительное время уделяется новостям из горячих точек, крупным авариям, катастрофам, различного рода происшествиям. Источники информации могут быть самыми разными: органы государственной власти, пресс-службы администрации и организаций, сеть собственных корреспондентов, информационные агентства (отечественные и зарубежные), другие радиостанции, Интернет...

Самые важные характеристики радиосообщения: оперативность, со­бытийность, новизна, актуальность, достоверность, конкретность. Эти качества определяют особенности сбора материала, методы его обработки, содержание и форму радиосообщения. Событийность, новизна, оперативность требуют от журналиста, редактора выпуска новостей отличной ориентированности в политической жизни об­щества, большой мобильности. А актуальность - умения оценить значимость события, его место в общественно-политической картине дня. Достоверность, конкретность невозможны без высокого профессионализма радиожурналиста, умения работать с источником информации, дорожить точностью, надежностью, объективностью сведений.

В эфире часто встречаются радиосообщения разных видов: хро­никальное, озвученное, дополненное небольшим комментарием, информационное радиовыступление. Все они расширяют содержательную и звуковую картину выпуска новостей.

Хроникальное радиосообщение отличается лаконизмом, информационной емкостью. Оно звучит 10-15 секунд. Это своего рода расширенный «лид». Развернутое радиосообщение обогащается описанием важных подробностей, деталей. Оно содержит некоторые пояснения, примеры. Обычно это текстовое сообщение до 30, иног­да - 40 секунд. Озвученное радиосообщение включает в себя небольшую документальную запись, сделанную на месте события или голос очевидца. Такое информационное радиосообщение напоминает краткую корреспонденцию. Это делает информацию более объемной и интересной. Но к такой подачи новостей редакторы прибегают редко.

Структура радиосообщения зависит от задачи, насколько оперативным должно быть сообщение важной новости. Поэтому особое значе­ние приобретает здесь первая фраза, которая должна привлечь вни­мание аудитории. Причем, водном случае на первое место может выходить значительность события, в другом, - интересность, в тре­тьем - его необычность.

Язык информационного сообщения должен быть доступным, ясным, простым и точным. Стиль - лаконичным, предельно кратким, ориентированным на разговорный вариант литературного языка и нейтральную лексику.

Цифры нередко составляют важную часть радиосообщения. По возможности их нужно сокращать до минимума, особенно крупные цифровые данные, и обязательно округлять.

Радиообзор печати

Обзор печати - одни из самых старых жанров радиожурналистики. Радио и печать взаимодействовали между собой в разных формах с самого начала вещания. Радио использовало и использует обзоры газет и журналов для расширения своего информационного диапазона, обогащения своих информационных источников. Газета же помешала программы радиопередач, привлекая к ним внимание читателей. Сей­час это делается крайне редко.

Функция обзора печати - познакомить слушателей с главными публикациями крупневших, популярных, влиятельных изданий, привлечь внимание к их содержанию. Предмет – события, попавшие в печать и представляющие значительный общественный интерес. Методы - отбор информации под определенным углом зрения, монтаж переработанных сведений в радиовыпуске, краткое цитирование, аннотирование наиболее важных мыслей: выделение из массива прессы главных, интересных аспектов.

Цели обзора могут быть различными: расширить спектр информации, предоставленный различными источниками, привлечь внимание к позиции той или иной газеты, журнала, дать панораму мнений. Поэтому обзор печати, его содержание, тематика, подходы к отбору и построение отчета зависят от концепции вещания радиостанции, ее политических предпочтений (это влияет на выбор газет для обзора), от типа газет, от представлений радиоредакции об ожиданиях и интересах аудитории.

Обзоры печати можно типологически подразделить на следующие виды: тематический, общий, рекламный. В общем обзоре дается картина наиболее актуальных событий произошедших в стране и за ру­бежом и попавших на страницы периодических изданий. Обычно в таких обзорах излагается краткая характеристика важнейших материалов.

Газеты в отличие от радиопрограмм дают более углубленный и развернутый анализ текущих событий, крупных проблем. Спектр газет, обращенных кразным группам читателей, очень широк, поэтому они значительнее, полнее, шире, разнообразнее освещают то, что происходит в стране и мире.

В тематическом обзоре рассматриваются экономические, политические, финансовые вопросы. Его готовят по страницам специальных изданий: экономических, спортивных, а также посвященных вопросам культуры. К этому виду можно отнести и обзоры специальных журналов, иногда и обзоры заграничных изданий. Но такие обзоры звучат в эфире гораздо реже, особенно если привлекаются ежемесячные издания.

Рекламные обзоры готовят сами редакции газет, выделяя наиболее острые темы публикаций, привлекающие, по их представлению, внимание читателей (и слушателей). Нередко, в таких обзорах используется в качестве композиционного элемента интрига: дается описание публикации или ее завлекательное значение, а затем оно прерывается и тем самым возбуждается интерес к анонсируемому материалу.

По своему функциональному назначению обзоры бывают информационными и информационно-аналитическими (содержащими элементы оценок как самих материалов, так и проблем, рассматриваемых на страницах газет. Но чаще анализ переходит в текст обзора из газетных публикаций.

Для информационного обзора характерны краткость, пересказ тема­тики и проблематики, иногда даже их перечисление. Радиообзор, таким образом, как бы отправляет слушателя к тому или иному изданию. Если в задачи журналиста входит более полное знакомство слушателей с самыми значительными публикациями, он прибегает и к краткому цитированию. Причем, цитата может обрываться на самом интересном месте.

Каждая радиоредакция строит свою политику по отношению к информации, опубликованной на страницах периодических изданий, в зависимости от ряда факторов: политических и экономических в первую очередь. Одни газеты она поддерживает (родственные по политической ориентации), другие замалчивает, третьи - критикует, разу­меется средства обзора.

Казалось бы, жанр обзора печати довольно узок по своим формальным возможностям. Но в современном эфире существует немало разновидностей, отличающихся разнообразием наполнения содержа­ния.

Информационное радиоинтервью

Радио всегда обращено к аудитории, оно подразумевает слушателя, диалогично по своей природе. Диалогом по сути является и один из самых характерных для вещания жанров - интервью. Радиоинтервью - наиболее распространенный жанр звучащей публицистики. С его помощью журналист может решать многие вопросы информирования аудитории, освещал самые разные темы, в первую очередь обращая внимание на те, которые интересны слушателям.

Радиоинтервью - коммуникативный акт между интервьюируемым, жур­налистом и слушателем. Цель этого жанра - получение актуальной, интересной информации от компетентного, известного человека. В ос­нове жанра - чередование вопросов и ответов, которые представляют собой единое речевое, смысловое, эмоциональное, композиционное единство, объединяемое одной темой.

 Радиоинтервью рождается во время проведения разговора. Техническая запись в таком случае становится творческим процессом, дающим конечный результат. Позже, если беседа не идет сразу в эфир, журналист может смонтировать ее, убрать второстепенное, некоторые длинноты, но изменить сам процесс протекания разговора он не может.

Радиоинтервью, передающее живые голоса участников встречи у микрофона, более документально, эмоционально. Журналист в нем - посредник между носителем информации и аудиторией. И посредник ак­тивный, творческий.

Структурно радиоинтервью состоит из трех частей: небольшого вступления, основное части и заключения. Во вступлении слушатели вводятся в тему, им представляют собеседника. Важно обосновать, по­чему выбран именно этот человек. Во вступлении к разговору ставится вопрос, выносится тема, волнующая многих людей.

В основное части важно овладеть вниманием слушателей. Обычно используется интригующее начало, необычный зачин, интересный вопрос. В основное части радиоинтервью идет развитие темы, раскрывается суть разговора. Заключение подводит его итог.

Наиболее распространенный объем интервью от 3 до 8 минут. Опти­мальное интервью включает 5-6 вопросов.

Интервью в своей основе информационный жанр. Но возможно интервью с элементами анализа. Интервью-портрет дает более полное представление о человеке. Но в таком случае оно может звучать и до 20 минут и содержать вопросы направленные не столько на получение информации, сколько на раскрытие личности героя.

К информационным видам интервью относятся протокольное интервью, интервью- диалог, анкета, пресс-конференция.

Протокольное интервью несет официальную информацию о встрече политического деятеля в аэропорту, на вокзале, интервью с представителями власти по поводу какого-либо торжества, о каком-то официальном событии. Вопросы такого интервью обычно стандарты и известны заранее.

Интервью-диалог - встреча корреспондента с одним человеком или с группой собеседников. Это классическое интервью.

Интервью-анкета предполагает оперативный экспресс-опрос на ули­цах города, в залах заседание, концертных залах, в фойе кинотеатра, на стадионе, выставке и т.д. Как правило, задается один вопрос. Он должен быть актуальным и интересным для широкого круга слушателей.

Пресс-конференция проводится с участием представителей раз­личных средств информации.

Радиоинтервью требует большой предварительной работы. Оно интересно тогда, когда слушатель становится как бы соучастником разговора. Это требует логики развития диалога, органичного движения мысли, насыщения интересным содержанием.

Информационный радиорепортаж

Основные жанровые признаки радиорепортажа - документальность, оперативность - базируются на актуальной информации. Зада­ча - отражать события.

Репортаж связан с временным материалом, отсюда его событийность, новизна, динамичность. Чаще всего радиорепортаж посвящается ак­туальному, общественно-значимому событию, представляющему интерес для значительной части аудитории.

Репортер всегдадолжен находится на месте события. Репортаж - рассказ очевидца, его задача - донести до слушателей живую картину происходящего, помочь создать ее зрительные представления у слушателей. Поэтому в радиорепортаже важны три эффекта: достоверность, присутствие автора и сопереживание.

Итак, с одной стороны, в радиорепортаже есть факты, детали ситуации, определенные события. И они должны быть объективными, отражать самое яркое, характерное. С другой стороны - репортер с его способностью увидеть все это, отобрать из происходящего на его глазах самое значительное, интересное, оценить, дать возможность другим участникам события высказать свое мнение о происходящем.

Классическим видом жанра является репортаж, идущий в эфир прямо с места события. Его образец - радиорепортаж со спортивных соревнований. Но нередко слушателям предлагаются репортажи, предварительно записанные на пленку. Встречаются и репортажи, смонтированные в студии, т.е. комбинированные. К ним обращаются чаще всего начинающие журналисты, так как прямой репортаж требует высокой квалификации, многих профессиональных качеств: способ­ности легко, непринужденно, но в то же время кратко и емко гово­рить в микрофон на месте события, импровизировать, схватывать самое существенное, а также яркие детали и передавать все это нестандартно - видеть, слушать, думать «монтажно», собирая по ходу действия отдельные эпизоды из происходящего события в единый, целостный рассказ.

Каждый из видов репортажа: событийный, проблемный, познавательный модифицирует некоторые аспекты жанра. Так, проблемный репортаж начинается обычно с места какого-то действия.

Познавательный репортаж может содержать только информацию, мо­жет затрагивать и проблему. Но главная его цель: познакомить слушателей с тем новым, интересным, что делается в науке, медицине, производстве.

Репортаж - синтетический жанр. Он может включать в себя элементы зарисовки, интервью, комментария. Текст радиорепортажа должен органично соединять все эти фрагменты. Они должны взаимодействовать, «играть» на раскрытие главной темы материала.

Композиция радиорепортажа должна быть подчинена раскрытию темы - освещению события.

Первая часть радиорепортажа важна не только потому, что в ней дается мотивировка выбора темы, события и информация о его месте и времени. Эти информационные данные вводят слушателя в курс дела, настраивая его на определенные ожидания. Начало должно заинтриговать слушателя.

Иногда журналист прибегает к использованию характерной звуковой детали, которая становится лейтмотивом всего материала. Звуковая картинка события может нести в себе большую информационную, эмоциональную нагрузку. Кульминация связана с развитием события. Именно здесь нужно авторское отношение, выделение главного, умение подчеркнуть его точ­ным описанием.

Радиорепортаж требует и небольшого заключения, в котором журналист должен подвести итог, дать маленькое резюме.

Музыка в радиорепортаже присутствует как естественный звук во время события, если она, конечно звучит. Большую роль в радиорепортаже играют документальные шумы, помогающие обрисовать обстановку.

При масштабном событии: крупном спортивном празднике, манифестации, репортеры могут работать вдвоем, втроем. Это дает возможность собраться, перестроится, а главное отразить событие с разных пространственных точек.

В радиорепортаже сочетаются все сильные стороны информационного радиосообщения: оперативность, актуальность, емкость текста. В нем присутствуют так же эмоциональное отражение события, его образное описание. Информационный радиорепортаж соседствует с комментарием, композицией и корреспонденцией, что подтверждает взаимообогащение жанров, функционирующих в системе.

Радиоотчет

В основе делового отчета лежит описание итогов определенной работы, пути достижения результатов какой-то деятельности. Здесь важно показать этапы работы, ее характерные признаки. Важен ход достижения результатов, процесс выполнения какого-то поручения. Отчет в журналистике, как правило, отличается от научного, официального отчета более краткой, динамичной и емкой формой. В таком отчете речь идет об освещении конференции, совещания, важное встречи, и корреспондент по ходу дела «монтирует» процесс изложения информации: отбирает ее, зачастую «прессует», чтобы дать квинтэссенцию происходящего. Эта тенденция все явственнее   проступает в специфике современного отчета в условиях дефицита времени. Более динамичными, краткими становятся и официальные события. Время в эфире нецелесообразно тратить на детали, частности, подробности. Важна суть, состояние проблемы и возможные пути ее решения.

Радиоотчет во многом похож на репортаж, их роднит функциональная общность: рассказывать о событии с места, где оно проис­ходит. Различается же эти два жанра предметом, т.е. самим материалом попадающим в поле внимания корреспондента. И еще, чаще всего, пространством, где происходит действие и методом отражения времени. Радиорепортаж записывается на месте события, происходящего, как бы сказали социологи «в поле», - это живое, разнообразное по харак­теру действие, в котором непосредственно участвуют много людей: пуск нового цеха, демонстрация или митинг на площади, уборка урожая, спортивное соревнование... Радиоотчет же посвящен рассказу о том, что происходит на собрании, заседании, слете и т.д. В различиях между этими жанрами важен и фактор места исполнения, пространства.

Цель радиоотчета - дать слушателям представление о содержании, развитии события, передать его самые важные элементы. Журналист обычно записывает весь ход того или иного события на пленку, иногда - выбороч


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.